ПЛЯЖИ, ДОТЫ И ПЯТЬ СТОЛИЦ (Украина, Венгрия, Хорватия, Черногория, Албания) |
Часть 2. Венгрия (Будапешт). |
Авторство всех фотографий принадлежит сыну Роману. Использованная фототехника: фотоаппарат Nikon D80; объективы: 1) AF Nikkor 50mm 1:1,8D; 2) Tamron AF 17-50mm 1:2,8; 3) AF Nikkor 80-200mm 1:2,8D Вариант отчёта с большим количеством фотографий и меньшим - букв в блоге сына в ЖЖ. |
Уже в начинающихся сумерках поехали в сторону городка с трудночитаемым названием Nyiregyhaza. Венгерский язык не очень похож на другие европейские, правила прочтения слов – вещь абсолютно неочевидная. В Nyíregyháza должен был начаться автобан, по которым я, надо признать, уже сильно соскучился. Примерно в это же время выяснилась очередная неприятная вещь – не нашёлся атлас дорог Европы, видимо, забытый дома из-за нервотрёпки с ноутбуком.
Заехал на первую же заправку купить карту и матрицу для оплаты проезда по автобанам (1530 huf/265рр на 4 дня). В отличие от большинства европейских стран венгерская виньетка не подразумевает наклеивания на стекло, а просто является кассовым чеком, где указан номер машины; контроль же производится с помощью базы данных и видеокамер. В принципе, то же самое можно было сделать через Интернет, и я даже сунулся было заплатить перед отъездом, но отпугнула какая-то мутная процедура с созданием аккаунта. Собственно, и данные пластиковой карты лишний раз светить тоже не хотелось.
На автомагистрали темп движения заметно возрос. На всякий случай позвонил в отель и предупредил, что приеду поздно, около полуночи. Километров за 30 до Будапешта, в городке G o d o ll o лафа с автобанам внезапно закончилась из-за каких-то ремонтных работ, и уже по узкой двухполоске около 23 часов мы въехали в столицу Венгрии. Очень хотелось пива, но не было форинтов. Как всегда в таких случаях, выручила заправка – купил вожделенный алкоголь с помощью пластиковой карты.
ТомТом чётко провёл через центр Будапешта и углубился в лабиринт кривых улочек холмистой Буды. Представляю, какой гемор мы бы получили, разыскивая в ночи наш Budai hotel & restaurant без навигатора. Однако хорошо всё, что хорошо заканчивается, и в 23:30 мы уже общались с владельцем на ресепшен. Дядька оказался словоохотливым и англоговорящим, поэтому болтали минут 10, узнав массу полезной информации. В частности, о том, что на обзорную точку в Цитадель надо попасть до 7:45 утра, тогда это займёт всего 10 минут. Позже из-за пробок уже 45. И столько же – обратно…:о(( Узнали, что пробки этим летом – бич венгерской столицы, так как в центре очень много масштабного дорожного ремонта (в принципе мы обратили на это внимание). Постепенно проблема пробок в Будапеште выросла в нашем сознании до каких-то совсем уж космогонических масштабов, и тогда созрело спонтанное решение – наплевать на усталость и поехать снимать город прямо сейчас, тем более что виденные нами ночные панорамы были фантастически красивыми.
Набережная Белград (справа), Королевский дворец и Цепной мост. |
Сказано – сделано. Захватили штатив и отправились на набережную Дуная. Расположились на мосту. Рома сначала, вместо того, чтобы запечатлеть красивейшие исторические здания, с азартом занялся ночной съёмкой движущихся объектов, всё остальное при этом служило не более чем фоном. На мои увещевания, что движущимися фарами можно заняться и дома, сын, как истинный фотохудожник, занятый творчеством, внимания не обращал. Вдобавок, не отягощённый рулём, он к тому же попивал пиво, чем окончательно выводил меня из состояния душевного равновесия, поскольку пива хотелось уже давно… Наконец, удовлетворившись результатами экспериментов, Фотограф перешёл к панорамам. Сделав десяток кадров, решили сменить место дислокации, переместившись в точку напротив Королевского дворца. При этом (так вышло) разок проехали на красный, развернулись через две сплошных и сократили себе путь по тротуару. Хорошо, что ночью тут довольно пустынно. :о)) Пока разворачивался треножник и устанавливался фотоаппарат, я водил видеокамерой, как жалом, по противоположному берегу Дуная. И вдруг – бац! – мне показалось, что камера вырубилась: внезапно экран монитора потемнел. Оторвав взгляд от видоискателя, я обнаружил, что ночным съёмкам пришёл безвременный конец – экономные венгры ровно в час ночи вырубили всю декоративную подсветку. Ох, как я был зол на фотоэксперименты! А ведь хотелось ещё без пробок съездить к Музею искусств, к крепости Vajdahunyad и т.д… В общем, обломались качественно.
Набережная Белград и мост Szabadsag. |
Королевский дворец. |
Вернулись домой, где я, наконец, дорвался до вожделенного напитка. Выпил бутылочку и завалился спать, предварительно сговорившись рано подорваться и до начала трафика съездить к Цитадели на высшую точку Будапешта.
За день проехали 639 км.
11 августа.
Погода решила, что нечего нас баловать, и абсолютно не в тему разродилась утренним дождем. Я, подскочив по заведенному будильнику в 6 по местному, обнаружил, что на улице льет как из ведра, а Пешт практически полностью скрыт туманом. Расстроившись, завалился спать дальше. В 7 меня что-то торкнуло, и, подойдя к окну, я увидел, что дождь кончился, а туман немного раздуло. Распинав профессионала объектива, выдвинулся с ним по намеченному маршруту. Спозаранку, действительно, доехали быстро. У Цитадели не было практически никого, только какие-то испанские (судя по разговору) фрики, ночевавшие тут же, в трейлере на парковке, совершали утреннюю разминку. Порадовало, что у Фотографа никто не путался под ногами/объективом. Дополнительные бонусы поимели внутри крепости – во-первых, по причине раннего времени в кассе никого не было, поэтому экспозицию (впрочем, довольно бедную) мы осмотрели бесплатно, а во-вторых, ребята, стерегущие проход на верхнюю точку Цитадели, где идёт ремонт, посовещавшись, махнули на нас рукой и разрешили пройти и сделать несколько снимков, пока никого нет. Восприятие Будапешта в этот ранний час с клубящимися тучами над головой было готически мрачным, что и нашло отражение в некоторых фотографиях: Монумент Независимости, например, выглядит, как этакий адский портал к гнезду упырей и вурдалаков.
Монумент Независимости. |
Вид на город от Цитадели. |
Вовремя: только-только мы закончили, как из двух приехавших автобусов вылезла галдящая толпа туристов и быстро расползлась по округе.
Мы же, невыспавшиеся, но довольные, отправились ещё на пару часов в объятия Морфея, чтобы немного восстановить силы к дневному продолжению экскурсии.
Страж военной экспозиции. Видимо, болеет проказой - пальцы руки отвалились... |
Где-то около 11 меня разбудила жена, к тому моменту собравшая вещи, и мы оставили гостеприимный Budai hotel и отправились осматривать Крепостную гору.
В принципе без налички в Венгрии прожить вполне можно – практически везде прокатывает пластиковая карта. Но паркоматы - исключение, да и пару монеток хотелось закрысить на память, поэтому я пошёл в первое попавшееся отделение банка и поменял 50 евро на форинты.
Цепной мост - одна из самых известных достопримечательностей Будапешта. |
С трафиком в Будапеште действительно беда, поэтому давиться до входа в средневековый город нам пришлось довольно долго. В итоге подъехали прямо к Венским воротам, и я отправился читать инструкцию к парковочному автомату, написанную исключительно на венгерском языке. Кстати, весьма распространенное явление – понять большинство объявлений просто невозможно. Обратился за помощью к местному мужику, сидящему рядом в будке. Ему, видимо, было лень куда-то идти, и он вместо борьбы с паркоматом широким жестом предложил поставить машину рядом с его будкой: тут бесплатно! :о))) Пообещал ему забрать машину через 2 часа.
Через Венские ворота (восстановлены в 1936 году) вошли в старый город. Метров через 300 расположена церковь Матьяша XIII века, напротив входа в которую стоит жутковатого вида Чумная колонна, воздвигнутая выжившими в благодарность за спасение от эпидемии. Впрочем, похожие колонны есть во многих европейских городах.
У Венских ворот. |
Чуть правее и сзади церкви в конце XIX - начале XX века был построен Рыбацкий бастион – замысловатое сооружение фэнтезийных форм. Очевидно, что в ХХ веке практического оборонительного значения он иметь не мог, строили его как архитектурный изыск. Название же возникло из-за того, что ранее, во время турецких войн именно эту часть стен города защищала гильдия рыбаков. Во внутреннем дворике бастиона установлена статуя Святого Иштвана – основателя венгерского государства. Иштван с виду мрачен и болезненно изнурён, по первому впечатлению ассоциативно напомнил назгулов из «Властелина колец».
Старый низ, новый верх. |
Рыбацкий бастион. |
Святой Иштван. |
Ещё Святой Иштван. |
Рыбацкий бастион - внешняя сторона. |
На ступенях бастиона с внешней стороны колоритный цыган наяривал на гитаре что-то трёхаккордное. Рома его сфотографировал и тут же был атакован с требованиями заплатить денег за эксклюзив. Еле отбился, цыган ещё довольно долго возбухал.
С любой точки крутого берега Дуная открывается замечательный вид на нижнюю часть города (Пешт) и здание Парламента, который строили в течение 17 лет, а прообразом послужил Вестминстерский дворец. Купол Парламента со шпилем достигает высоты 96 метров.
Венгерский парламент. |
На площади Disz ter расположен небольшой базарчик, где мы закупились сувенирами.
Вторую половину Крепостной горы занимает Королевский дворец. Строить его начали ещё в 1250 году и с разной интенсивностью продолжали это занятие почти до конца XIX века. В итоге получилось огромное здание, в котором сейчас сразу поместились национальные музей, библиотека и галерея. Хотя и снаружи есть на что посмотреть – дворец окружает множество изваяний и архитектурно-скульптурных интересностей.
Будапештский фуникулёр. |
Внешний вход в Королевский дворец. |
Боковая калитка в королевский двор. |
А это - внутренний дворик. |
Птичка на воротах. Я б её развернул, а то полное ощущение, что стоит пройти под ней, и...:о) |
Около трех часов собираемся выезжать в сторону сегодняшнего ночлега – Плитвицких озер. Немного жаль, что не получается макнуть тушки в знаменитые купальни и посмотреть интересные места Будапешта, так сказать, из списка второй очередности.
От Будапешта до хорватской границы ведет вполне полноценный автобан, огибающий слева озеро Балатон - самое большое пресноводное озеро центральной Европы. В процессе движения возник соблазн зарулить на Хевиз – самое крупное в Евразии термальное озеро, но рациональные соображения победили любопытство.
В 18:05 с пробегом 2822 км подъехали к границе с Хорватией.