ПЛЯЖИ, ДОТЫ И ПЯТЬ СТОЛИЦ (Украина, Венгрия, Хорватия, Черногория, Албания)

  Часть 2. Венгрия (Будапешт).
 

Авторство всех фотографий принадлежит сыну Роману. Использованная фототехника: фотоаппарат Nikon D80; объективы: 1) AF Nikkor 50mm 1:1,8D; 2) Tamron AF 17-50mm 1:2,8; 3) AF Nikkor 80-200mm 1:2,8D

Вариант отчёта с большим количеством фотографий и меньшим - букв в блоге сына в ЖЖ.

Первая часть (Украина) - тут.


grow maps size

Уже в начинающихся сумерках поехали в сторону городка с трудночитаемым названием Nyiregyhaza. Венгерский язык не очень похож на другие европейские, правила прочтения слов – вещь абсолютно неочевидная. В Nyíregyháza должен был начаться автобан, по которым я, надо признать, уже сильно соскучился. Примерно в это же время выяснилась очередная неприятная вещь – не нашёлся атлас дорог Европы, видимо, забытый дома из-за нервотрёпки с ноутбуком.

Заехал на первую же заправку купить карту и матрицу для оплаты проезда по автобанам (1530 huf/265рр на 4 дня). В отличие от большинства европейских стран венгерская виньетка не подразумевает наклеивания на стекло, а просто является кассовым чеком, где указан номер машины; контроль же производится с помощью базы данных и видеокамер. В принципе, то же самое можно было сделать через Интернет, и я даже сунулся было заплатить перед отъездом, но отпугнула какая-то мутная процедура с созданием аккаунта. Собственно, и данные пластиковой карты лишний раз светить тоже не хотелось.

На автомагистрали темп движения заметно возрос. На всякий случай позвонил в отель и предупредил, что приеду поздно, около полуночи. Километров за 30 до Будапешта, в городке G o d o ll o лафа с автобанам внезапно закончилась из-за каких-то ремонтных работ, и уже по узкой двухполоске около 23 часов мы въехали в столицу Венгрии. Очень хотелось пива, но не было форинтов. Как всегда в таких случаях, выручила заправка – купил вожделенный алкоголь с помощью пластиковой карты.

ТомТом чётко провёл через центр Будапешта и углубился в лабиринт кривых улочек холмистой Буды. Представляю, какой гемор мы бы получили, разыскивая в ночи наш Budai hotel & restaurant без навигатора. Однако хорошо всё, что хорошо заканчивается, и в 23:30 мы уже общались с владельцем на ресепшен. Дядька оказался словоохотливым и англоговорящим, поэтому болтали минут 10, узнав массу полезной информации. В частности, о том, что на обзорную точку в Цитадель надо попасть до 7:45 утра, тогда это займёт всего 10 минут. Позже из-за пробок уже 45. И столько же – обратно…:о(( Узнали, что пробки этим летом – бич венгерской столицы, так как в центре очень много масштабного дорожного ремонта (в принципе мы обратили на это внимание). Постепенно проблема пробок в Будапеште выросла в нашем сознании до каких-то совсем уж космогонических масштабов, и тогда созрело спонтанное решение – наплевать на усталость и поехать снимать город прямо сейчас, тем более что виденные нами ночные панорамы были фантастически красивыми.

Набережная Белград (справа), Королевский дворец и Цепной мост.

Сказано – сделано. Захватили штатив и отправились на набережную Дуная. Расположились на мосту. Рома сначала, вместо того, чтобы запечатлеть красивейшие исторические здания, с азартом занялся ночной съёмкой движущихся объектов, всё остальное при этом служило не более чем фоном. На мои увещевания, что движущимися фарами можно заняться и дома, сын, как истинный фотохудожник, занятый творчеством, внимания не обращал. Вдобавок, не отягощённый рулём, он к тому же попивал пиво, чем окончательно выводил меня из состояния душевного равновесия, поскольку пива хотелось уже давно… Наконец, удовлетворившись результатами экспериментов, Фотограф перешёл к панорамам. Сделав десяток кадров, решили сменить место дислокации, переместившись в точку напротив Королевского дворца. При этом (так вышло) разок проехали на красный, развернулись через две сплошных и сократили себе путь по тротуару. Хорошо, что ночью тут довольно пустынно. :о)) Пока разворачивался треножник и устанавливался фотоаппарат, я водил видеокамерой, как жалом, по противоположному берегу Дуная. И вдруг – бац! – мне показалось, что камера вырубилась: внезапно экран монитора потемнел. Оторвав взгляд от видоискателя, я обнаружил, что ночным съёмкам пришёл безвременный конец – экономные венгры ровно в час ночи вырубили всю декоративную подсветку. Ох, как я был зол на фотоэксперименты! А ведь хотелось ещё без пробок съездить к Музею искусств, к крепости Vajdahunyad и т.д… В общем, обломались качественно.

Набережная Белград и мост Szabadsag.
Королевский дворец.

Вернулись домой, где я, наконец, дорвался до вожделенного напитка. Выпил бутылочку и завалился спать, предварительно сговорившись рано подорваться и до начала трафика съездить к Цитадели на высшую точку Будапешта.

За день проехали 639 км.

11 августа.

Погода решила, что нечего нас баловать, и абсолютно не в тему разродилась утренним дождем. Я, подскочив по заведенному будильнику в 6 по местному, обнаружил, что на улице льет как из ведра, а Пешт практически полностью скрыт туманом. Расстроившись, завалился спать дальше. В 7 меня что-то торкнуло, и, подойдя к окну, я увидел, что дождь кончился, а туман немного раздуло. Распинав профессионала объектива, выдвинулся с ним по намеченному маршруту. Спозаранку, действительно, доехали быстро. У Цитадели не было практически никого, только какие-то испанские (судя по разговору) фрики, ночевавшие тут же, в трейлере на парковке, совершали утреннюю разминку. Порадовало, что у Фотографа никто не путался под ногами/объективом. Дополнительные бонусы поимели внутри крепости – во-первых, по причине раннего времени в кассе никого не было, поэтому экспозицию (впрочем, довольно бедную) мы осмотрели бесплатно, а во-вторых, ребята, стерегущие проход на верхнюю точку Цитадели, где идёт ремонт, посовещавшись, махнули на нас рукой и разрешили пройти и сделать несколько снимков, пока никого нет. Восприятие Будапешта в этот ранний час с клубящимися тучами над головой было готически мрачным, что и нашло отражение в некоторых фотографиях: Монумент Независимости, например, выглядит, как этакий адский портал к гнезду упырей и вурдалаков.

Монумент Независимости.
Вид на город от Цитадели.

Вовремя: только-только мы закончили, как из двух приехавших автобусов вылезла галдящая толпа туристов и быстро расползлась по округе.

Мы же, невыспавшиеся, но довольные, отправились ещё на пару часов в объятия Морфея, чтобы немного восстановить силы к дневному продолжению экскурсии.

Страж военной экспозиции. Видимо, болеет проказой - пальцы руки отвалились...

Где-то около 11 меня разбудила жена, к тому моменту собравшая вещи, и мы оставили гостеприимный Budai hotel и отправились осматривать Крепостную гору.

В принципе без налички в Венгрии прожить вполне можно – практически везде прокатывает пластиковая карта. Но паркоматы - исключение, да и пару монеток хотелось закрысить на память, поэтому я пошёл в первое попавшееся отделение банка и поменял 50 евро на форинты.

Цепной мост - одна из самых известных достопримечательностей Будапешта.

С трафиком в Будапеште действительно беда, поэтому давиться до входа в средневековый город нам пришлось довольно долго. В итоге подъехали прямо к Венским воротам, и я отправился читать инструкцию к парковочному автомату, написанную исключительно на венгерском языке. Кстати, весьма распространенное явление – понять большинство объявлений просто невозможно. Обратился за помощью к местному мужику, сидящему рядом в будке. Ему, видимо, было лень куда-то идти, и он вместо борьбы с паркоматом широким жестом предложил поставить машину рядом с его будкой: тут бесплатно! :о))) Пообещал ему забрать машину через 2 часа.

Через Венские ворота (восстановлены в 1936 году) вошли в старый город. Метров через 300 расположена церковь Матьяша XIII века, напротив входа в которую стоит жутковатого вида Чумная колонна, воздвигнутая выжившими в благодарность за спасение от эпидемии. Впрочем, похожие колонны есть во многих европейских городах.

У Венских ворот.

Чуть правее и сзади церкви в конце XIX - начале XX века был построен Рыбацкий бастион – замысловатое сооружение фэнтезийных форм. Очевидно, что в ХХ веке практического оборонительного значения он иметь не мог, строили его как архитектурный изыск. Название же возникло из-за того, что ранее, во время турецких войн именно эту часть стен города защищала гильдия рыбаков. Во внутреннем дворике бастиона установлена статуя Святого Иштвана – основателя венгерского государства. Иштван с виду мрачен и болезненно изнурён, по первому впечатлению ассоциативно напомнил назгулов из «Властелина колец».

Старый низ, новый верх.
Рыбацкий бастион.
Святой Иштван.
Ещё Святой Иштван.
Рыбацкий бастион - внешняя сторона.

На ступенях бастиона с внешней стороны колоритный цыган наяривал на гитаре что-то трёхаккордное. Рома его сфотографировал и тут же был атакован с требованиями заплатить денег за эксклюзив. Еле отбился, цыган ещё довольно долго возбухал.

С любой точки крутого берега Дуная открывается замечательный вид на нижнюю часть города (Пешт) и здание Парламента, который строили в течение 17 лет, а прообразом послужил Вестминстерский дворец. Купол Парламента со шпилем достигает высоты 96 метров.

Венгерский парламент.

На площади Disz ter расположен небольшой базарчик, где мы закупились сувенирами.

Вторую половину Крепостной горы занимает Королевский дворец. Строить его начали ещё в 1250 году и с разной интенсивностью продолжали это занятие почти до конца XIX века. В итоге получилось огромное здание, в котором сейчас сразу поместились национальные музей, библиотека и галерея. Хотя и снаружи есть на что посмотреть – дворец окружает множество изваяний и архитектурно-скульптурных интересностей.

Будапештский фуникулёр.
 
Внешний вход в Королевский дворец.
 
 
Боковая калитка в королевский двор.
 
 
А это - внутренний дворик.
Птичка на воротах. Я б её развернул, а то полное ощущение, что стоит пройти под ней, и...:о)

Около трех часов собираемся выезжать в сторону сегодняшнего ночлега – Плитвицких озер. Немного жаль, что не получается макнуть тушки в знаменитые купальни и посмотреть интересные места Будапешта, так сказать, из списка второй очередности.

От Будапешта до хорватской границы ведет вполне полноценный автобан, огибающий слева озеро Балатон - самое большое пресноводное озеро центральной Европы. В процессе движения возник соблазн зарулить на Хевиз – самое крупное в Евразии термальное озеро, но рациональные соображения победили любопытство.

В 18:05 с пробегом 2822 км подъехали к границе с Хорватией.

Часть 1: Украина ( Киев и Львов)
Часть 3: Хорватия (Плитвицкие озёра, Шибеник, НП Крка, Трогир, Сплит, Дубровник)
Часть 4: Черногория (Которский залив, НП Ловчен, Будва, Свети Стефан)
Часть 5: Албания (Шкодер, Тирана, Берат, Дюррес)
Часть 6: Черногория и возвращение (Подгорица, монастырь Острог, НП Дурмитор)