ПЛЯЖИ, ДОТЫ, ПЯТЬ СТОЛИЦ (Украина, Венгрия, Хорватия, Черногория, Албания)

  Часть 4. Черногория (НП Ловчен, Которский залив, Будва, Свети Стефан).
 

Авторство всех фотографий принадлежит сыну Роману. Использованная фототехника: фотоаппарат Nikon D80; объективы: 1) AF Nikkor 50mm 1:1,8D; 2) Tamron AF 17-50mm 1:2,8; 3) AF Nikkor 80-200mm 1:2,8D

Вариант отчёта с большим количеством фотографий и меньшим - букв в блоге сына в ЖЖ пока не готов...

Черногория (время -2 к московскому, денежная единица – евро)

Как-то быстро начало темнеть, по ощущениям – раньше, чем в Хорватии. Видимо, дело в окружающих высоких горах, за которые ушло солнце. Из Херцог-Нови – первого крупного города в Черногории - выезжали уже в темноте. Жильё у нас было забронировано в ДобрОте – курортном посёлке рядом с Котором, на берегу одноимённой бухты. Которский залив далеко вдаётся в сушу, а берега его сильно изрезаны. В самом узком месте через него ходит паром, но наш посёлок расположен таким образом, что после парома придётся возвращаться назад. Да ещё и оплата парома в пассиве… Решили ехать по берегу бухты. Дорога идёт возле самой воды, дотошно повторяя изгибы береговой линии, а сбоку нависают горы, угадываемые в слабом ночном свете. Ладно, завтра налюбуемся.

На месте оказались в 20:30, с цифрой на одометре 3969, хорошим ориентиром послужил ресторан Добротский двор, через дом от которого и расположено наше жильё. Даже звонить хозяевам не понадобилось – подошли сами и спросили: не к ним ли мы приехали?

Обещанная при бронировании парковка оказалась куском обочины рядом с забором дома, до края дороги оставалось буквально 20- 30 см, так что я на всякий случай сложил зеркала. Впрочем, было ещё одно место, поприличней, но уже занятое Субару Трибекой с тверскими номерами. Это была вторая, и последняя российская машина, встреченная в этой поездке.

За день проехали 360 км.

18 августа

Апартаменты в Доброте оказались более современно оснащёнными, но - двухкомнатными, поэтому вечернее семейное тусование проходило на террасе и в детской спальне (она же по совместительству – кухня :о)) Имелся неустойчивый WiFi, что весьма порадовало изголодавшихся по Интернету пользователей. С террасы был виден небольшой кусочек моря, что законно позволяло хозяевам ссылаться в рекламе на sea- view, а основной обзор был на соседский приусадебный участок, впрочем, вполне ухоженный и симпатичный. Хозяева сада, судя по всему, были знатными ботаниками, так как разнообразие флоры поражало воображение: гранаты, мандарины, виноград, персики, инжир, киви (блин, первый раз увидел, как оно растёт, да ещё и с возможностью сорвать плод, только протянув руку :о)). Бонусом в паритет с Хорватией обнаружился соседский котёнок, игры с которым очень удачно с утра на часок занимали Алису.

Внимание - редчайшая возможность увидеть Фотографа: вон он, в середине :о)))

Пошли на пляж. Которский залив – самый южный фьорд, об этом я знал из путеводителей ещё до поездки. Пейзажи а-ля Норвегия в сочетании с южной растительностью дают чрезвычайно красивый и живописный результат – со всех сторон высокие горы и между ними лениво плещется синее море. Пляж был аналогичен хорватскому – бетонные площадки и немного гальки на берегу в промежутках между ними, так что и тут - поровну. А вот вода в заливе мне понравилась не очень. Не такая прозрачная, как в открытом море, да ещё и временами доносился явственный болотный запах. В общем, я лазил в воду ещё реже, только когда уже было совсем невмоготу от жары. Тут же, у воды нашёлся мини-маркет, в котором, несмотря на размеры, можно было купить почти всё, от пива до мяса и рыбы. И, (ур-ра!!!), наконец-то нормальные цены: пиво по 0,6 евро и т.д. Да и на всё остальное (рестораны, парковку, билеты, продукты) всё стало дешевле, чем в Хорватии, раза в полтора. За исключением, разве что, бензина. Опять же – в евро считалось гораздо проще, мозг прямо отдыхал. :о)))

19 августа.

С утра опять валялись у воды, после обеда, в 16, поехали посмотреть хоть немного из намеченной по Черногории программы. Сначала отправились в городок Пераст (гусары, МОЛЧАТЬ, рифмы не выдумывать!) :о)). Для этого пришлось немного вернуться назад вдоль залива. В Перасте есть некоторое количество старых зданий, но основная достопримечательность – 2 островка с церквями напротив. Один из них, остров Богородицы на скалах, имеет искусственное происхождение, историю свою ведёт с XV века. Тогда рыбаки, спасаясь от шторма на рифе, нашли на нём икону, и в благодарность за чудесное спасение стали потихоньку расширять и укреплять риф – топили там корабли, возили камни, и, в конце концов, построили церковь. На другом острове (Святого Георгия), естественного происхождения, ещё с XI века обосновались монахи в небольшом монастыре.

Чуть дальше есть городок Риват с остатками римской мозаики в остатках же виллы какого-то римлянина, но нам это показалось не очень интересным, благо, на мозаики я насмотрелся в Греции. Разворачиваемся, и едем обратно через Котор в нацпарк Ловчен. На выезде из Котора в сторону Будвы/Тивата надо уходить вправо, по указателям на Цетинье/Ловчен. Далее на протяжении 12 км идёт абсолютно недетский серпантин, на котором разъезжаешься медленно и с осторожностью, но зато с массой офигительных видовых площадок на бухту. Причём с каждой следующей открывался всё более красивый вид. По мотивам этого выезда мы стали обладателями десятка панорам фьорда, снятых с разной высоты и при разном освещении. :о))

Главная достопримечательность здесь – мавзолей царя Петра Негоша, устроенный на вершине горы. Сей государственный муж сделал для Черногории достаточно много, и помимо дел политических, был ещё поэтом. В исполнение его последней воли после смерти в 1853 году на вершине горы (заранее выбранной им собственноручно) построили часовню. В середине прошлого века Тито решил, что негоже столь почитаемого деятеля отметить всего лишь часовенкой, и создал ГКПУП (Государственная Комиссия По Увековечиванию Памяти) или что-то в этом роде. Итогом её работы стал мавзолей на вершине горы на высоте примерно 1660 метров, куда ведёт автомобильная дорога, а последние 80 метров по высоте – лестница из 461 ступени, проходящая через тоннель в горе. В мавзолее – скульптуры скорбящих черногорок и самого Негоша, а в нижнем помещении – усыпальница. Вход платный, 3 евро, дают напрокат :о)) брошюру на нескольких языках о Петре Негуше и истории создания комплекса. Пройдя мавзолей насквозь, попадаешь на смотровую площадку, откуда обзор практически на пол-страны: по крайней мере, Подгорицу и Скадарское озеро видно отлично, и это при не самых хороших атмосферных условиях. На вершине прохладно, что было особенно приятно после жары на побережье.

 

Вид со ступеней лестницы в Мавзолей.
 
Вход в тоннель, ведущий к мавзолею.   Обзорная площадка позади мавзолея.
 
Мавзолей Петра II Негоша. Скорбящие черногорки и фигура самого царя.

Пока ехали вниз, стемнело. Рома сделал несколько ночных панорам. В общем, в Котор попали поздно и усталыми, осмотр города решили отложить.

20 августа.

Я в категорической форме захотел открытого моря и прозрачной воды, поэтому поехали сегодня исследовать побережье в районе Будвы. На шоссе Тиват – Будва можно попасть либо старой дорогой через верх, изрядно попетляв по серпантину, либо через тоннель с поистине адской системой вентиляции. Она включилась аккурат в момент, когда мы ехали тоннелем, да ещё и с открытыми окнами. Раздался нарастающий рёв, я испуганно втянул голову в плечи и стал судорожно вглядываться в зеркала, пытаясь увидеть, что это за дьявольское транспортное средство нас настигает. :о)) Секунд десять не мог понять, в чём дело! Да и при последующих проездах через тоннель с открытыми стёклами было весьма неуютно. Трафик на дороге в Будву однозначно не воодушевил, много машин в обеих направлениях на двухполоске, и скорость движения определяется самым медленным тошнотом. Чаще всего это 50-60 км/час. Порадовало только полное исчезновение кемперов. Разумных объяснений этому не нашёл, поэтому просто радовался, не забивая голову.

Будва не впёрла – дикое количество народа, поэтому поехали дальше вдоль побережья. Добрались почти до островка Свети Стефан и свернули на какую-то местную дорожку. Она неожиданно ушла в открытые ворота и через пустынный тенистый парк вывела нас на площадку, где стояло десятка два машин. Как ни удивительно, парковка оказалась бесплатной. Пошли на море. Полоска пляжа в изумительной красоты бухте визуально делилась на две части: на одной было довольно много народа, на другой – стояли редкие зонтики и шезлонги, на некоторых лежали отдыхающие. «Платный пляж!» - смекнул я, и пошёл узнавать, почём нынче овёс. Ответ шокировал, я даже подумал, что резко перестал понимать английский. 50 (!) евро за ту часть, где зонтики стояли совсем далеко друг от друга (в наличии - 0 отдыхающих), и 35 евро за остальной эксклюзив. Поразмыслив, решил, что этот сервис бесплатен для постояльцев какого-нибудь отеля, а всем остальным сделали заградительные цены.

Расположились бесплатно, при этом душ был одинаково доступен как для потребителей платных услуг, так и для халявщиков. Сходили в соседнюю бухту, посмотрели остров-отель Свети Стефан. Данунах. ИМХО, скорее статусное, нежели действительно стоящее сильно дороже место. Про близлежащее побережье ничего плохого сказать не могу, глаз радует однозначно. Вода при этом оказалась дюже холодной, по ощущениям – градусов 18-19. Почему – не понял, штормов последнее время не было. Отлично там посноркелил, мириады морских ежей, красивые скалы, потрясающая видимость.

В Милочере сели покушать. Заказал мясо по-негушски, прикольное блюдо: в кусок говядины в качестве начинки завёрнут порезанный пршут со специями. Получается мясо с мясной начинкой. :о)))

Алиса на обратном пути заметила аквапарк, и немедленно заныла. В аквапарк ей хотелось давно, да и мы обещали ей это удовольствие во время поездки. Таким образом, завтрашняя программа сама собой была утверждена. Позже, на окраине Котора завернули в супермаркет - он приглянулся нам ещё в первый день и стабильно использовался для продуктового шопинга. Там я набрал для вечерней дегустации местные вина: Вршац, Про Кодре, и дегустацией, собственно, и занялся по приезду.

21 августа.

Знакомой дорогой поехали в аквапарк. Рядом с ним есть подземная парковка за внятные 1 евро/час. Кстати, в Будве реально очень плохо с парковками – город прижался к подножию гор и отчасти уступами взбирается на них. Относительно ровные площадки есть только вблизи моря, и все без исключения – платные. Днём – как правило, евро в час, ночью – 1,5 – 2 евро, поэтому бронировать жильё в Будве без парковки – весьма накладная афёра.

Билет в аквапарк стоил, по-моему, 17 евро. Заведение оказалось не очень большим и не сильно экстремальным. Видимо, я постарел :о)) – мне хватило двух-трёх спусков по каждой из горок, чтобы эти забавы мне надоели. Правда, катание на надувных кругах с одной из горок было прикольным, но за баллоны разыгрывалась такая неприличная борьба среди молодёжи старшего школьного возраста, что я туда впрягался несколько раз только для того, чтобы порадовать Алису.

Старший, к моему удивлению, тоже не особо зависал на горках, а самый кайф ловил, валяясь на лежаке с пивом и слушая нормальную (с его точки зрения) музыку. Ну что поделать, у меня в машине 85% времени играет металл… Но пиву я завидовал.

Всё это надоело нам где-то около 16 часов. Собрались, и поехали обратно, решив по дороге посмотреть старый город в Будве. Примерно то же, что и раньше в старинных городках Хорватии. Побродили, поизучали магазинчики, воспользовались случаем для закупки сувениров себе и родственникам. Я, провалявшись весь день на солнце в аквапарке, обезводился настолько, что заходил трижды в один и тот же магазинчик, покупал себе холодную минералку. Из нетривиального снаружи, около крепостной стены, обнаружился недетских размеров колокол, какую роль он играет, для меня осталось неизвестным. Вечером банально пили пиво и готовились к отъезду.

22 августа.

Сегодня – уезжаем из Черногории. Получилось стартовать в 10:20, на одометре – 4198 км от начала путешествия. Проследовали мимо старого города Котора, до которого так и не дошли руки. Хотя…стоило ли? Все старые города на адриатическом побережье похожи как две капли воды. Котор отличает от прочих охреновеннейшая крепость, типа той, что в Дубровнике, только больше. Как же: периметр 5 км, толщина стен до 10м и высота – до 20, плюс к этому – офигенный вид на залив тому, кто не поленится и допыхтит на самую верхотуру (280м, путеводитель ориентирует на час подъёма). Однако нас видами было не заманить – в архиве уже имелись куда более крутые обзорные фотки, снятые с большей высоты во время поездки в НП Ловчен.

Чтобы ездить по Черногории вдоль побережья, надо иметь стальные нервы. Дорога больше всего напомнила мне последние 200 км перед Сочи. Минимум возможностей для обгона, плотный трафик и постоянно неизвестно откуда вылезающие тошноты. В Ульцине заметили чрезвычайно необычное скопление рыбацких хибар/ловушек, засняли. Обратили внимание на то, что вокруг появился безобразный срач – кучи мусора на обочинах, и т.д. Раньше такого не замечалось. Ульцин – последний курортный городок на побережье, после него на 17 км тянется знаменитый песчаный Великий пляж, частично облюбованный нудистами. Дорога же на Албанию уходит вглубь материка, удаляясь от побережья. 18 км до границы представляют собой узенькую, петляющую по ущельям и деревенькам дорожку, обгонять на которой практически нереально - слишком узко. На границе встаём в очередь из десятка машин и надолго замираем. У кого-то проблемы с погранцами, и все стоят. Неожиданно из очереди впереди уезжают две машины поляков. Через пару минут из впередистоящей ауди выходит итальянец и идёт что-то спрашивать на КПП. И как раз в этот момент пограничники решают открыть второй коридор. Халява, сэр! Торопливо завожу мотор, и пока итальянец щёлкает грызлом, первым перестраиваюсь во вновь открывшийся коридор. Черногорцы выездных штампов не ставят и сразу передают паспорт албанцам через окошко внутри общей будки. Албанский пограничник никаких штампов не ставит, футболит все доки таможеннику. Тот пялится в СРТС (где всё написано кириллицей), как баран на новые ворота, переспрашивает фамилию, и в итоге выдаёт мне раскрасивую бумаженцию, в которой моя фамилия безбожно переврана (даже не скажу, сколько ошибок – просто ничего общего :о)), а вместо номера кузова вписан госномер. Её надо предъявить при выезде, и хотелось бы верить, что проблем не возникнет.

Часть 1: Украина ( Киев и Львов)
Часть 2: Венгрия ( Будапешт)
Часть 3.1: Хорватия (НП Плитвицкие озёра)
Часть 3.2: Хорватия (НП Крка, Шибеник, дайвинг)
Часть 3.3: Хорватия (Трогир, Сплит, Дубровник)
Часть 5: Албания (Шкодер, Тирана, Берат, Дюррес)
Часть 6: Черногория и возвращение (Подгорица, монастырь Острог, НП Дурмитор)

на главную страницу: