ПЛЯЖИ, ДОТЫ И ПЯТЬ СТОЛИЦ (Украина, Венгрия, Хорватия, Черногория, Албания)

 
отдельное спасибо Vanderer'у за креативные идеи с придумыванием названия. ;о))
 

Авторство всех фотографий принадлежит сыну Роману. Использованная фототехника: фотоаппарат Nikon D80; объективы: 1) AF Nikkor 50mm 1:1,8D; 2) Tamron AF 17-50mm 1:2,8; 3) AF Nikkor 80-200mm 1:2,8D

Кстати, можно посмотреть вариант отчёта с большим количеством фотографий и меньшим - букв в блоге сына в ЖЖ.

  Часть 1. Подготовка. Украина (Киев и Львов).

Как всё начиналось.

Вообще-то это (ну или примерно это) путешествие должно было состояться ещё в 2006-м. Но...очень серьёзная авария, разбитая вдребезги машина и следствие тогда не дали этим планам сбыться. Потом на некоторое время сменились приоритеты. А в этом году всё вернулось на круги своя – кризис, необходимость относительно бюджетно отдохнуть, и т.д., и т.п. определили направление поездки. В кои-то веки получилось поехать вчетвером, всей семьёй. Сразу было решено, что Хорватия + Черногория выступают в качестве двух основных стран для пляжного отдыха. Далее логично в планах появилась Венгрия, как транзитная страна и место, где я также не был, к тому же процедура получения венгерских виз была многократно опробована и трудностей не сулила. Затем пришла мысль посвятить денёк осмотру Киева, в котором я был трижды, но всякий раз – проездом. Раз уж ехать через Украину, то грех не заглянуть во Львов, мимо/сквозь который я также дважды проезжал без остановки.

Затем в качестве дополнительного бонуса захотелось вернуться домой через Боснию и Герцеговину, с осмотром Сараево, и, возможно, Мостара. Хотя Босния и является визовой для россиян, но предоставляет три дня на безвизовый проезд в страну назначения при условии наличия её визы или хотя бы ваучера на проживание в этой стране. Опыта боснийского транзита в условиях безвизовой Хорватии на момент подготовки к вояжу пока ни у кого не было, поэтому коллективный разум авто.ру решил, что должна проканать аргументация типа: я следую в Сербию (Хорватию, Черногорию), она для россиян безвизова и безваучерна, ergo – пропускайте меня. Наконец, совершенно неожиданно 21 июня Албания сделала широкий жест, и объявила, что до 31 октября россияне могут въезжать на её территорию без лишних формальностей. Мимо такой возможности я пройти не мог и срочно удлинил маршрут на два дня.

В Хорватии и Черногории бронировал жильё с помощью соответственно http://www.adriatic.hr/ и http://www.adriatic-tour.com/ затем запросил оригиналы ваучеров, хотя вроде как и венгры перестали их требовать. Но, когда ездишь в посольство за 400 км, лучше перебдеть, чем недобдеть. Ваучеры прислали в течение 10 дней заказными письмами. Сделал расширение КАСКО на Европу в своей страховой (стоит смешных денег) и купил грин-карту. Годовые медстраховки себе и жене оформил по банковским программам, детям – купил в той же СК.

Список (правда, неполный) документов для посольства можно посмотреть на официальном сайте: http://www.mfa.gov.hu/kulkepviselet/RU/ru Тут же и запись на подачу документов, есть небольшая, на пару недель, очередь.

Венгры – гады в том плане, что требуют отдельную нотариальную доверенность на получение каждого паспорта с визой, поэтому список расходов пополнился суммой в 1800 руб. за три доверенности, по которым паспорта могла получить сестра.

Пришлось дополнительно запихивать в навигатор Гармин, потому что для ТомТома не нашёл ни Черногории, ни Боснии, ни тем более Албании. Теперь они живут там вдвоём :о)), дополняя друг друга. Забегая вперёд, скажу, что в итоге почему-то всё равно получилась какая-то херня: в Черногории не работало ни то, ни другое.

Для Венгрии, Черногории и Хорватии были без проблем куплены излюбленные путеводители от Полиглота, для Боснии и Герцеговины нашёлся Томас Кук, а вот с Албанией пришлось помучаться. Только в Москве нашёл единственную книжицу, написанную Константином Геншем, издания 2008-го года, но с информацией примерно 2006-го. Книга понравилась абсолютно созвучной мне манерой изложения – авторство некоторых реплик я прямо-таки хотел бы присвоить. :о))

Теперь оставалось только сидеть и дожидаться старта.

Да, чуть не забыл: можно подвести итоги затрат на подготовку к поездке.

Аванс за апарты в Черногории (с учётом комиссии за перевод) - 5549 руб.

Аванс за апарты в Хорватии (без комиссии – платил картой) – 104 евро

Green card на машину на месяц – 3100 руб.

Медицинские страховки на всех четверых – 1680 руб.

Билеты на поезд из Москвы (туда доехал на халяву, как попутчик ;о)) – 755 руб.

Венгерские транзитные визы (3 паспорта) - 105 евро

Доверенности на получение паспортов с визами из посольства – 1800 руб.

08 августа, около 01 часа. Вроде бы старт.

Такого количества неприятностей, какое свалилось на нас в первый день этой поездки, я не огребал никогда до сих пор. Началось всё с того, что жену задержали на работе с каким-то мегасрочным отчётом, и начало сборов плавно сдвинулось на более поздний момент. Немногим позже Роме понадобилось что-то закачать в уже упакованный и напичканный всем необходимым (софт, фильмы, музыка) свежеприобретённый ноутбук, и выяснилось, что он сдох… :о(( СУКА!!!! Через неделю после покупки и в час ночи с пятницы на субботу в день отъезда! Предположительно проблема была с блоком питания. Следующие полтора часа прошли в метаниях между ещё неспящими друзьями в попытке найти аналог блока. Затея провалилась. Единственным результатом стал щедро отданный нам в поездку миниатюрный нетбук Sony Vaio VGN- P19 VRN. Великодушным негоциантом стал мой товарищ Андрей, за что ему отдельное большое спасибо. Правда, закачать туда фильмы для развлекухи, фотошоп и прочую софтину уже не было времени, однако я, по крайней мере, получил возможность набрасывать черновики отчёта на клавиатуре, да и десятки гигабайт фотографий, которые производил Рома - штатный фотокоресспондент экспедиции -тоже требовали места явно больше, чем просто стандартные карты памяти.

В итоге выехали в 3:30 вместо полуночи, гарантированно попадая на утренние пробки в Москве. Туда нам было нужно заехать, чтобы забрать паспорта с визами, лежащие у моей сестры. Однако столицу проскочили довольно удачно, и без помех выехали по М3 в сторону Брянска. Минут 40 было потеряно из-за ремонта дороги где-то в районе Обнинска, дальше сюрпризов не было. От Калуги до Брянска качество дороги на «3», перед самым Брянском идёт серьёзная реконструкция, сопровождающаяся, как водится, кучей знаков «30» и «40», расставленных на идеально ровной свежесделанной дороге. Гайцев было не очень много, общения с ними мы благополучно избежали. После Брянска в сторону Гомеля активно ремонтируют три моста, на каждом организовано реверсивное движение, и, соответственно, копятся незначительные пробки. Общие потери – минут 20.

Памятуя о том, что в связи с поздним выездом мы попадаем на границу одновременно с большинством тех, кто выехал из Москвы субботним утром, я наметил проезд на Украину через КПП между Стародубом и Семёновкой, т.к. этот переход был явно наименее раскручен по сравнению с двумя другими (Три сестры и Гремяч) на данном направлении. В Стародубе остановились спросить дорогу и местная бабушка, кряхтя, подробно объяснила нам, как сворачивать и куда ехать. Это было ещё одно звено в цепи неприятностей, поджидавших нас в этот день. Бабушка, разумеется, зла нам не желала, просто не поняла, что нам был нужна дорога именно на Семёновку, и в итоге направила нас на Новые Юрковичи. Я, безусловно, сам себе злобный Буратин – надо было спрашивать кого-то, менее далёкого от автопутешествий… В общем, истина выяснилась уже в Климово, и я решил рискнуть – возвращаться и ехать лишних 50 км не хотелось. Зря.

На российской границе очередь была не такая уж и страшная – около тридцати машин. Прошли мы её за час сорок, ещё минут двадцать заняло переписывание в декларацию (2 экз.) многочисленной фото-, видео- и компьютерной техники, чтобы гарантированно избежать проблем при обратном въезде. Из чтения конфы у меня сложилось впечатление, что украинцы работают чётче, и я было стал думать, что не так уж всё и плохо. Наивный… Очередь на украинский КПП была больше раза в три, а двигалась ненамного быстрее. В общем, попали мы к соседям только в 21:30.

Очередь к украинцам на Трёх сёстрах

УКРАИНА (время московское -1 час, пробег с начала путешествия 1110км)

Поменял на всякий тысячу рублей на 245 гривен в страховом ларьке на границе. Курс, кстати, оказался лучше, чем в любом банке Киева и Львова (из числа попавших на глаза) – там давали максимум 240. Правда, при оплате пластиком получалось ещё нарядней – даже по Сберу выходило 247,5 гривен за 1000рр.

К этому моменту менеджеры агентства, через которое мы заказывали квартиру в Киеве – ХоумХотел – уже слегка истерили, ведь расчётное время прибытия в Киев получалось около полуночи. Слава богу, выход из положения нашёлся, и ключи были переданы через консьержку, сидящую в одном из домов неподалёку от снятого нами жилья. Двухкомнатная квартира в самом центре Киева (ул. Михайловская, полминуты пешком до Майдана Незалежности) обошлась в 70 $. Были варианты, начиная с 50 долларов, но преимущества расположения квартиры в этот раз победили жабу.

И, наконец, в 1:30 по местному завершающим аккордом раздался звонок из Н.Новгорода. Как оказалось, лимит неприятностей ещё не был выбран полностью. Вдаваться в детали мне, честно, не хочется, скажу только, что разруливание этих проблем стоило нам кучи нервов, денег, а также в общей сложности часа с лишним переговоров в роуминге по телефону.

Пробег за день - примерно1359 км.

9 августа. Киев.

Список достопримечательностей Киева для краткого знакомства я себе составил, другое дело, что в связи со всеми вчерашними чудесами времени осталось меньше, чем было запланировано. Выйдя на Майдан Незалежности и полюбовавшись центральной площадью Киева, купили карту с отмеченными туристическими объектами. По ней спланировали примерный маршрут, и двинулись по Крещатику в сторону Бессарабки. На Крещатике несколько раз шугались машин, едущих по пешеходному тротуару. Оказывается, прямо на тротуарах организована платная парковка, благо, что они очень широкие и вполне позволяют это сделать.

Печёрские ворота. Реконструированы, оригинал был построен в XVIII веке.
Монумент в честьНезависимости Украины. Открыт в 2001 году, высота 61 метр, из них 9 - скульптура.
 
Бессарабка.

У Бессарабки сразу же наткнулись на некую мумию на постаменте, запелёнатую в плотную чёрную ткань. У подножия монумента во все стороны вокруг торчали красные флаги, а пикет вокруг, состоящий преимущественно из лиц пенсионного возраста позволял сделать логичный вывод о том, кому этот памятник воздвигнут.

И в чём смысл пеленания?

От Бессарабского рынка повернули на бульвар Шевченко, по которому дошли до одноимённого парка, а потом и до Владимирского собора. Киев произвёл очень позитивное впечатление – зелёный красивый город, широкие улицы, нет таких толп народа, как в Москве. Хотя…вполне возможно, что вся эта благодать была по случаю воскресенья (это я про людей).

Следующие достопримечательности по маршруту – оперный театр и Золотые ворота. Ворота служили въездом в древний Киев где-то с 1037 года. Полностью выстроены заново в 1982 году в предполагаемом виде, впечатления чего-то исторически ценного пока не производят. Может, когда обветшают?.. :о))) Внутри спрятаны остатки настоящих, древних руин, купив билет, можно на них посмотреть.

Владимирский собор.
Национальный Оперный театр. Это здесь террористы смертельно ранили Столыпина в 1911 году.
Симпатичный котик на дереве. Материал - как минимум нестандартный. :о)
Золотые ворота.

А вот Софийский собор на одноимённой площади – это круто, это смотреть надо. Самый древний сохранившийся памятник Киевской Руси, построен в том же 1037 году Ярославом Мудрым, но, в отличие от ворот, выглядит вполне. Вход платный, по-моему, 20 гривен. С колокольни высотой около 80 м (отдельный дополнительный билетик, 5 гр/20руб) открывается отличный вид на Киев. Перед собором – памятник Богдану Хмельницкому, тускло-зелёного цвета от времени.

Колокольня Софийского собора, XVII-XIX век.
На Софийской площади. Позади справа - Михайловский Златоверхий собор.
Софийский собор.

От собора прошли на Андреевский спуск – улочку, существовавшую, похоже, с момента основания города и соединявшую Верхний город и Подол. Сейчас вся она забита художниками со своими работами, продавцами сувениров и т.д., и т.п. Из-за древней покорёженной брусчатки ходить тут очень некомфортно. Андреевский спуск довольно длинный и выводит к Контрактовой площади, которая когда-то являлась главной в городе. Отсюда уже рукой подать до набережной, до Почтовой площади и фуникулёра, который стартует отсюда же.

Начало Андреевского спуска и Андреевская церковь XVIII века.
Мини-кафешка на двоих прямо во дворе.
На Андреевском спуске.
Церковь Рождества Христова на Почтовой площади.
Киевский фуникулёр.

На подъёмнике поднимаемся на Михайловскую площадь, к ансамблю Михайловского златоверхого монастыря, который чуть раньше было отлично видно с колокольни Софийского собора. Рядом на площади – тяжёловесное здание Министерства иностранных дел. Время (13:30) уже поджимает, стандартный чекаут - в 12, но нам предоставили в связи с поздним приездом 2 часа бонуса. Возвращаемся на квартиру, укладываемся, и уже на машине отправляемся досмотреть по возможности киевские аттракции. Главная из них – конечно, знаменитая Киевско-Печёрская Успенская Лавра. Но сначала – дом с химерами. В путеводителе пишут, что дом украшен экзотическими животными и охотничьими трофеями первого владельца. Если это так, то хозяин был престранной личностью – на фронтоне явственно видно нескольких жаб. Браконьер, блин! :о))) Любопытно, что дом расположен аккурат напротив президентского дворца – можно подойти, подёргать ручку запертой сейчас двери…попробуй-ка зайти этак запросто в московский кремль!

Министерство закордонных справ Украины.
Химеры, украшающие(?) дом.

Потом всё же потратили минут 40 на обед в одной из кафешек на Ивана Мазепы, и оттуда уже пешком дошли до Лавры. Ансамбль её, конечно, зело велик и историю свою ведёт с XI века. Тогда всё началось с подземных пещер, первые здания стали строиться позже. Мы, к сожалению, в пещеры не попали – доступны они оказались до 16:30. Думаю, что на людей религиозных Лавра производит ещё большее, чем на нас, впечатление.

Лавра. Троицкая Надвратная церковь, XII-XVII век.
Великая лаврская колокольня, XVIII век.
Успенский собор, XI-XXI век.
Это тоже Успенский собор.
Вид на Киев и Нижнюю Лавру.

Из Киева выехали в 18:30. До Житомира дорога была отличная, но с большим числом ДАИшников, с которыми, слава богу, пообщаться не довелось, хотя МВУ и избранные места из инструкций Дыбова были наготове. ;о))) От Житомира до Ровно – отвратительно, очень много масштабного ремонта, а ближе к Ровно начинаются длинные участки с реверсивным движением, и куча времени теряется на бестолковое ожидание. После Ровно сначала тоже вовсе не ровно, ;о)) но километров за 150 до Львова, наконец, дорога становится на «5».

Отель во Львове я забронировал заранее, по рекомендациям соконфетников с авто.ру. Но вполне мог бы этого не делать, как выяснилось на подъезде ко Львову. Гостиничный бизнес имеет там какие-то прямо-таки гипертрофированные размеры – только на объездной попалось не менее десятка отелей. Сомневаюсь, что всех проезжающих мимо разом охватывает немотивированная сонливость, поэтому места, ИМХО, должны найтись всегда и без проблем. В заказанном же Жокее мне выставили счёт на 30 гривен больше, причём сделали это с глупыми рожами и деланно-удивлённым выражением лица: ”Как, разве вас не предупредили?” Нет, не предупредили, хотя и на стадии бронирования, и при подтверждении за день до выезда я чётко указывал, каким составом мы планируем остановиться. К тому же отельчик оказался довольно паршивеньким, хотя и дешёвым (330гр+30доп.гр, итого примерно 1470рр). В общем, низачот и отрицательный отзыв от меня.

Пробег за день – 578 км.

10 августа.

Встав и позавтракав при отеле блинчиками с мясом, отправились смотреть Львов. В центр попадаешь элементарно – свернув с объездной на большую улицу Стрийскую, и двигаясь по ней никуда не сворачивая, минут через 15-20 приедешь прямиком в историческую часть города. В ближайшем киоске купили карту города, и, ориентируясь по отмеченным на ней туристическим объектам, против часовой стрелки пошли на экскурсию. В центре Львова очень тесно и узко, полно одностороннего движения. Исторически сложившаяся планировка явно не подразумевала интенсивных автопередвижений. Пришлось платно парковаться на ул. Князя Романа прямо на тротуаре то ли за 5, то ли за 10 гривен, при этом для пешеходов остался проход не более метра. Что характерно – таких мест много, но прохожие не возмущаются: наверное, привыкли, а может, понимают, что иначе машину поставить просто негде.

Первым на глаза попался монастырь Бернандинцев, построенный в 30-х годах XVIII века. Весьма тяжеловесное сооружение, что неудивительно – в те времена, помимо своей прямой функции здание играло роль передового укрепления за городскими стенами.

Львов, монастырь Бернандинцев.

Следующее здание культа – храм Архистратига Михаила – расположен дюже неудобно для осмотра, да и вроде как архитектурно ценного в нём немного, поэтому, почти не задерживаясь, бодрым шагом отправились к Успенской церкви ( XVI век) и Доминиканскому собору ( XIX век). В Соборе сейчас музей, кое-что в интерьер перекочевало из бывшего на этом месте ранее готического храма.

Затем через Рыночную площадь мимо местной администрации прошли к Армянскому собору XIV века. К сожалению, смотреть там особо нечего – улочки очень узкие, а вокруг настолько плотная застройка, что нормально видно только узкий ход в храм, ведущий куда-то вглубь.

Рыночная площадь.

Театр оперы и балета, бесспорно, красив. Именно в таком стиле и создано большинство зданий театров в крупных городах на во второй половине XIX – начале XX века, поэтому очаг культуры опознаётся в течение двух секунд. Прогулялись по широченному скверу на проспекте Свободы, битком забитому отдыхающей публикой, до памятника Т. Шевченко. Оттуда мимо Кафедрального собора через площадь Адама Мицкевича вернулись к машине. По дороге встречалось ещё немало всяких скульптур малых форм, посвящённых историческим личностям меньшего масштаба – некоему Ивану Подкове, воевавшему лет этак с тысячу назад с турками; местному художнику и т.д.

Львовский театр оперы и балета.
Памятник Т. Шевченко.

В принципе, осталось ещё 5-7 церквей и храмов различного возраста, помеченных на карте как заслуживающие интереса, но я никогда не был фанатом именно этого аспекта архитектуры, особенно в больших количествах, поэтому программу без сожалений на этом закончили. Тем более что и время тоже шло, а впереди было около 500 км и граница.

Отъехав от Львова буквально километр-другой, остановились в 15:00 поесть в очень приятно выглядящем отеле Чагари, расположенном прямо напротив остановки «Липники». Вот тут, пожалуй, я бы заночевал с большим удовольствием! Обед занял минут 40-50, и мы покатили дальше. Дорога до Стрыя и дальше, до Верхнего Синевидного довольно загружена и петлява, поэтому темп движения был невысок. Потом рассосалось и поехали побыстрее, одновременно радуясь карпатским пейзажам. После поворота на Славское попались рекламные щиты с указателями на пару каких-то новых, мне неизвестных горнолыжных курортов. К зиме, пожалуй, надо поизучать вопрос. В деревнях в районе перевала попалось две даишные засады, но встречные предупредили.

 
 
Карпатские пейзажи.

В Мукачево свернули на Береговое, оставшиеся 36 км до границы проехали быстро, заливши в преддверии въезда в Евросоюз полный бак относительно дешёвого украинского бензина. Украинских погранцов миновали очень шустро, буквально за пять минут, и встали в недлинную, машин на 10, очередь к венграм. Двигалась она не быстро – венгерская таможня не дремала и буквально выворачивала машины въезжающих наизнанку. Взял на паспортном контроле бумажку на машину, судя по ней, главный объект интереса – вместимость топливного бака. Подошла и наша очередь. С пограничниками проблем не возникло, проехали к таможенникам. Первым делом тот спросил, сколько сигарет везёте? Я честно сказал, что 3 блока. Дальше события приняли весьма неприятный оборот. Служивый объявил, что ввозить можно только по две пачки на взрослого и велел вытащить весь багаж на скамейку для досмотра. Я вспомнил, что незадолго до отъезда была инфа, что вроде как поляки изменили правила провоза курева, насчёт венгров никто ничего не знал. Вяло поковыряв сеть и ничего не найдя, я понадеялся на авось, а зря. Тут же на стенке будки обнаружился плакат, в котором в том числе и на русском было написано, что 200 сигарет, как раньше, могут ввозить только авиапассажиры, а едущие наземным транспортом – не больше 40. С чего такая дискриминация – непонятно. Можно было бы предположить, что борются с контрабандой, но сигареты стоят в Венгрии даже дешевле, чем у нас! Тем временем таможенник бегло переворошил багаж и приступил к машине. Простукал крылья, заглянул в двери через пазы для стёкол, в отделение для запаски, отогнул обивку багажника, но, кроме лишних сигарет, мы себя ничем не запятнали. Затем с нашими паспортами в руках велел ехать за ним и привёл нас…в очередь выезжающих из Венгрии. Я слегка, признаться, занервничал. Ситуация усугублялась тем, что все должностные лица разговаривали только по венгерски.

В очереди въезжающих нашлась пара украинцев, могущих объясниться, с их помощью я и узнал насчёт наших дальнейших действий. В общем, выезжать нам надо было по-любому, поскольку наши паспорта с перечёркнутым штампом въезда были уже у погранцов. Затем надо избавиться от сигарет любым способом. Причём можно это сделать на нейтральной территории, не въезжая на Украину. Ну и наконец повторно пройти процедуру въезда. Очень важным был вопрос, не погасим ли мы в итоге этакого двойного выверта наши двукратные венгерские визы? Офицер сказал, что с этим проблем не будет. А вообще нам ещё повезло, поскольку штраф за ввоз такого количества сигарет – 50000форинтов/8500руб.

Сигареты отдали тому мужичку, который помогал нам с переводом, и снова встали в очередь. На сей раз нас впустили, не поленившись при этом повторить все телодвижения с выносом/заносом багажа и простукиванием машины. Из-за этого геморроя переход украинско-венгерской границы затянулся ровно вдвое и длился с 18:40 до 20:40. Порадовало только то, что мы снова выиграли час, переведя стрелки назад.

На одометре было 2218 км от начала поездки.

 

Часть 2: Венгрия ( Будапешт)
Часть 3: Хорватия (Плитвицкие озёра, Шибеник, НП Крка, Трогир, Сплит, Дубровник)
Часть 4: Черногория (Которский залив, НП Ловчен, Будва, Свети Стефан)
Часть 5: Албания (Шкодер, Тирана, Берат, Дюррес)
Часть 6: Черногория и возвращение (Подгорица, монастырь Острог, НП Дурмитор)

на главную страницу: