18 января 2007 года, четверг.

Предыдущие дни:

Сегодня на улице было получше, и мы поехали в выбранную накануне вечером Кран-Монтану. Для этого понадобилось спуститься в долину, через Сьон выехать на параллельную автобану дорогу и проехать по ней на восток 9 км до нужного поворота. Потом последовало довольно длительное карабканье в гору через бесчисленные маленькие посёлки на высоту 1500м. По дороге наблюдали группу российских лыжников, ждущих на остановке скибус. Их национальная принадлежность легко вычислилась по упавшим на грудь челюстям и свёрнутым на 180 шеям при виде нашей машины с российскими номерами.

Первую нижнюю станцию подъёмника в Crans я проехал, не останавливаясь – нигде не было видно парковок. Были только указатели на платные многоэтажные гаражи. В Монтане ситуация повторилась, и, сделав крюк, нам таки пришлось заехать в один из них. В принципе, цена оказалась не страшной – сейчас уже не помню, какие там скидки были после первого часа, но за 5 часов обошлось что-то около 5-6 cfr .

Кран-Монтана располагает 160 км трасс на высотах от 1500 до 3000м. Здешняя карта склонов мне активно не нравилась ещё на стадии перелистывания атласа, надеялся, что на месте найдётся какой-нибудь более радующий глаз вариант. Не нашлось. Загрузились в кабинку 22 лифта, идущего до гребня Cry d ' Er (2267м) с одной промежуточной станцией, и принялись смотреть по сторонам. В Монтане со снегом было совсем плохо, по крайней мере, внизу. Этот склон долины – солнечный, и нижних трасс просто не было – трава, земля, никаких намёков на снег. Только после подсадки появилось хоть сколько-то снега, позволяющего подъехать на лыжах к станции. Даже из окошка было видно, как насыщена водой поверхность трассы.

Тем временем солнышко куда-то спряталось, и это было хорошо – хотя бы на высотах от 2 км снег остался достаточно сухим. Развернув трудно читаемую карту, стали разбираться, где тут что, и как. Сразу скажу, что особенности данного региона были прочувствованы только в процессе катания, а неудачное исполнение схемы не позволило кое в чём разобраться без практики на местности. Итак, Кран-Монтана фактически состоит из трёх несколько обособленных лыжных зон. Слева это Crans - Montana , куда попасть из соседнего, расположенного посредине Barzettes - Violettes , можно на единственном кресле номер 8. Aminona расположена справа, и обмен лыжниками с лежащим посередине Barzettes - Violettes происходит по двум синим полкам. Есть ещё односторонний красный вариант, но в данной ситуации со снегом он исключался.

Кран-Монтана 325КБ
..............Схема склонов Кран-Монтана............

В верхней части склона непосредственно под 22 подъёмником из Монтаны на Cry d ' Er – три варианта красной трассы, которые после сброса примерно 200 м по высоте сходятся в узкую щель. Этот самый интересный участок обслуживает коротенькая креселка 27, здесь и катается подавляющее большинство народа в этой части региона. После узости можно поехать либо полкой к промежуточной станции яиц 1, либо в другую сторону к промежуточной станции 22-го подъёмника.

Влево от станции Cry d ' Er отходят сразу три бугеля (догадаться по схеме, что это так, невозможно), идущих почти параллельно и вплотную друг к другу вдоль практически плоских синих трасс. Это даже не для чайников – это для тех, кто первый раз встал на лыжи, а также для лиц старше 85 и младше 2 лет.

Вправо – если немного пройти по гребню, то можно по двум интересным красным трассам спуститься под 8-м подъёмником до его нижней станции. Ниже – опять таки были проблемы со снегом. Если продолжить подъём с Cry d ' Er , то маятник 40 доставит вас на вершину Bella Lui (2543м). Впрочем, есть альтернатива в виде очень длинного (1,5км) бугеля 41. Спуск с Белла Луи вдоль этого бугеля – один из самых интересных в регионе. Верхняя часть значительной крутизны, затем склон постепенно выполаживается. Что ценно – вся трасса полуторакилометровой длины просматривается сверху донизу, и на неё нет выходов с других спусков. Поэтому можно, не опасаясь, мочить с любой скоростью. Народ почему-то тоже не особо сюда рвётся – может, из-за бугеля?

Если продолжать движение дальше, то по другую сторону Белла Луи, после короткого (но приятного) спуска и подъёма на связующем бугеле 42 попадаешь в следующую долину. С чёрной трассы (не впечатлила) хорошо виден идущий по дну ущелья спуск с ледника Plaine Morte , самый длинный в регионе. В Les Violettes на 2250 м сходятся сразу 4 подъёмника, поэтому тут такая мешанина входов и выходов (считая ещё и два ресторана), что мы с первого раза промахиваемся мимо входа на станцию маятника на ледник. Карабкаться пешком на 6-7 метровый бугор лень, поэтому делается ещё один спуск вниз. Много неудобств доставляет то обстоятельство, что трассы тут не нумеруются. Ниже Les Violettes минимум десяток развилок, и довольно сложно понять, куда надо поехать, чтобы попасть на нужное кресло, а не уехать случайно в самый низ. Состояние склонов очень плохое, почти везде мокрые грязные пятна, особенно на открытых солнцу участках трасс. Некоторые спуски закрыты.

Скалки 162 КБ
Скалки пониже Les Violettes.

Со второй попытки уезжаем на ледник. Очень длинный подъёмник, значительная часть пути проходит горизонтально, а трос провешен через два хребта. Сверху видно, что здесь можно поиметь некоторое количество фрирайда, забираясь траверсом на стенки ущелья, и потом возвращаясь вниз, на трассу. Верхняя станция маятника на леднике на высоте 3000 м , есть ресторан. Поблизости есть три коротких бугелька, с перепадом буквально в 100 м . Зато здесь есть настоящая, сухая целина, и мы старательно расписываем следами проходы между камнями сбоку от 58-го бугеля. Ледник абсолютно плоский и напоминает скорее замёрзшее озеро, по нему проложена длинная лыжня для беговых лыж.

Начало спуска в долину не вдохновляющее – километровая, наверно, плоская полка. Зато потом идут довольно крутые и интересные участки. В нижней части трасса опять становится пологой, и в неё с боков вливаются ответвления. Немного странно, что фактически ключевая креселка 55 всего лишь двухместная и медленная. Поэтому даже при сегодняшнем незначительном количестве народа там всегда толпится 8-10 человек на посадку.

Самая правая часть курорта – Aminona – ничем особенным не запомнилась. Верхняя часть там простая, а вниз, как водится, съехать было проблематично. Чёрный спуск вдоль 82 подъёмника La Toula тоже не заслуживает внимания, он очень узкий на всей длине, буквально метра 4, а сам подъёмник, видимо, был задуман для связи между собой частей курорта.

В первой половине дня, когда мы лазили вокруг Cry d ' Er , обратил внимание на нитки подъёмников на том же склоне долины, только километрах в 3-4 западнее. Решил дома выяснить, что это за место, т.к. подъёмников было довольно много, а нам завтра предстоял ещё один день катания.

На обратном пути решил сумничать, и поехал не проверенной дорогой, а по указателям на Сьон. Долго кружили по стенам ущелья, дотошно повторяя все капризы рельефа. Здесь первый раз в Швейцарии навигатор впал в ступор, не видел никакой дороги и советы подавал исключительно дурацкие. В итоге в Сьон мы приехали, изрядно поколесив по каким-то абсолютно захолустным узеньким дорожкам.

Сьон 160КБ
Вид на Сьон.

В самом Сьоне над городом доминируют два утёса. На одном есть развалины замка, на другом – готический собор 12-13 века, примечательный тем, что в нём находится самый старый в мире действующий оргАн.

У камина 162 КБ
У камина.

Во время осмотра служитель не отходит от тебя ни на шаг, видимо, искренне считая, что туристы спят и видят, как бы исхитриться и, наконец, сломать музыкальный инструмент. С утёса открывается очень неплохой вид на город. В дополнение к экскурсиям пару часов жизни в тот день пожертвовали на шопинг.

Вечером устроили у друзей барбекью в их апартаментах - чтоб камин не простаивал. У них было неприлично просторно – дело в том, что изначально с ними собиралось ехать на два человека больше. В общем, раздавили пару бутылок французского ординарного коньяка, но зато с указанием прямо на этикетке виноградника происхождения. С удовольствием съели мясо, посмотрели друг у друга отснятые видеоматериалы. За разговорами вечер пролетел незаметно, домой вернулись уже за полночь.

 

 

www.mycma.ch

Продолжение тут:

На главную страницу: