Сегодня на улице было получше, и мы поехали в выбранную накануне вечером Кран-Монтану. Для этого понадобилось спуститься в долину, через Сьон выехать на параллельную автобану дорогу и проехать по ней на восток 9 км до нужного поворота. Потом последовало довольно длительное карабканье в гору через бесчисленные маленькие посёлки на высоту 1500м. По дороге наблюдали группу российских лыжников, ждущих на остановке скибус. Их национальная принадлежность легко вычислилась по упавшим на грудь челюстям и свёрнутым на 180 шеям при виде нашей машины с российскими номерами.
Первую нижнюю станцию подъёмника в Crans я проехал, не останавливаясь – нигде не было видно парковок. Были только указатели на платные многоэтажные гаражи. В Монтане ситуация повторилась, и, сделав крюк, нам таки пришлось заехать в один из них. В принципе, цена оказалась не страшной – сейчас уже не помню, какие там скидки были после первого часа, но за 5 часов обошлось что-то около 5-6 cfr .
Кран-Монтана располагает 160 км трасс на высотах от 1500 до 3000м. Здешняя карта склонов мне активно не нравилась ещё на стадии перелистывания атласа, надеялся, что на месте найдётся какой-нибудь более радующий глаз вариант. Не нашлось. Загрузились в кабинку 22 лифта, идущего до гребня Cry d ' Er (2267м) с одной промежуточной станцией, и принялись смотреть по сторонам. В Монтане со снегом было совсем плохо, по крайней мере, внизу. Этот склон долины – солнечный, и нижних трасс просто не было – трава, земля, никаких намёков на снег. Только после подсадки появилось хоть сколько-то снега, позволяющего подъехать на лыжах к станции. Даже из окошка было видно, как насыщена водой поверхность трассы.
Тем временем солнышко куда-то спряталось, и это было хорошо – хотя бы на высотах от 2 км снег остался достаточно сухим. Развернув трудно читаемую карту, стали разбираться, где тут что, и как. Сразу скажу, что особенности данного региона были прочувствованы только в процессе катания, а неудачное исполнение схемы не позволило кое в чём разобраться без практики на местности. Итак, Кран-Монтана фактически состоит из трёх несколько обособленных лыжных зон. Слева это Crans - Montana , куда попасть из соседнего, расположенного посредине Barzettes - Violettes , можно на единственном кресле номер 8. Aminona расположена справа, и обмен лыжниками с лежащим посередине Barzettes - Violettes происходит по двум синим полкам. Есть ещё односторонний красный вариант, но в данной ситуации со снегом он исключался.
..............Схема склонов Кран-Монтана............ |
В верхней части склона непосредственно под 22 подъёмником из Монтаны на Cry d ' Er – три варианта красной трассы, которые после сброса примерно 200 м по высоте сходятся в узкую щель. Этот самый интересный участок обслуживает коротенькая креселка 27, здесь и катается подавляющее большинство народа в этой части региона. После узости можно поехать либо полкой к промежуточной станции яиц 1, либо в другую сторону к промежуточной станции 22-го подъёмника.
Влево от станции Cry d ' Er отходят сразу три бугеля (догадаться по схеме, что это так, невозможно), идущих почти параллельно и вплотную друг к другу вдоль практически плоских синих трасс. Это даже не для чайников – это для тех, кто первый раз встал на лыжи, а также для лиц старше 85 и младше 2 лет.
Вправо – если немного пройти по гребню, то можно по двум интересным красным трассам спуститься под 8-м подъёмником до его нижней станции. Ниже – опять таки были проблемы со снегом. Если продолжить подъём с Cry d ' Er , то маятник 40 доставит вас на вершину Bella Lui (2543м). Впрочем, есть альтернатива в виде очень длинного (1,5км) бугеля 41. Спуск с Белла Луи вдоль этого бугеля – один из самых интересных в регионе. Верхняя часть значительной крутизны, затем склон постепенно выполаживается. Что ценно – вся трасса полуторакилометровой длины просматривается сверху донизу, и на неё нет выходов с других спусков. Поэтому можно, не опасаясь, мочить с любой скоростью. Народ почему-то тоже не особо сюда рвётся – может, из-за бугеля?
Если продолжать движение дальше, то по другую сторону Белла Луи, после короткого (но приятного) спуска и подъёма на связующем бугеле 42 попадаешь в следующую долину. С чёрной трассы (не впечатлила) хорошо виден идущий по дну ущелья спуск с ледника Plaine Morte , самый длинный в регионе. В Les Violettes на 2250 м сходятся сразу 4 подъёмника, поэтому тут такая мешанина входов и выходов (считая ещё и два ресторана), что мы с первого раза промахиваемся мимо входа на станцию маятника на ледник. Карабкаться пешком на 6-7 метровый бугор лень, поэтому делается ещё один спуск вниз. Много неудобств доставляет то обстоятельство, что трассы тут не нумеруются. Ниже Les Violettes минимум десяток развилок, и довольно сложно понять, куда надо поехать, чтобы попасть на нужное кресло, а не уехать случайно в самый низ. Состояние склонов очень плохое, почти везде мокрые грязные пятна, особенно на открытых солнцу участках трасс. Некоторые спуски закрыты.
Скалки пониже Les Violettes. |
Со второй попытки уезжаем на ледник. Очень длинный подъёмник, значительная часть пути проходит горизонтально, а трос провешен через два хребта. Сверху видно, что здесь можно поиметь некоторое количество фрирайда, забираясь траверсом на стенки ущелья, и потом возвращаясь вниз, на трассу. Верхняя станция маятника на леднике на высоте 3000 м , есть ресторан. Поблизости есть три коротких бугелька, с перепадом буквально в 100 м . Зато здесь есть настоящая, сухая целина, и мы старательно расписываем следами проходы между камнями сбоку от 58-го бугеля. Ледник абсолютно плоский и напоминает скорее замёрзшее озеро, по нему проложена длинная лыжня для беговых лыж.
Начало спуска в долину не вдохновляющее – километровая, наверно, плоская полка. Зато потом идут довольно крутые и интересные участки. В нижней части трасса опять становится пологой, и в неё с боков вливаются ответвления. Немного странно, что фактически ключевая креселка 55 всего лишь двухместная и медленная. Поэтому даже при сегодняшнем незначительном количестве народа там всегда толпится 8-10 человек на посадку.
Самая правая часть курорта – Aminona – ничем особенным не запомнилась. Верхняя часть там простая, а вниз, как водится, съехать было проблематично. Чёрный спуск вдоль 82 подъёмника La Toula тоже не заслуживает внимания, он очень узкий на всей длине, буквально метра 4, а сам подъёмник, видимо, был задуман для связи между собой частей курорта.
В первой половине дня, когда мы лазили вокруг Cry d ' Er , обратил внимание на нитки подъёмников на том же склоне долины, только километрах в 3-4 западнее. Решил дома выяснить, что это за место, т.к. подъёмников было довольно много, а нам завтра предстоял ещё один день катания.
На обратном пути решил сумничать, и поехал не проверенной дорогой, а по указателям на Сьон. Долго кружили по стенам ущелья, дотошно повторяя все капризы рельефа. Здесь первый раз в Швейцарии навигатор впал в ступор, не видел никакой дороги и советы подавал исключительно дурацкие. В итоге в Сьон мы приехали, изрядно поколесив по каким-то абсолютно захолустным узеньким дорожкам.
Вид на Сьон. |
В самом Сьоне над городом доминируют два утёса. На одном есть развалины замка, на другом – готический собор 12-13 века, примечательный тем, что в нём находится самый старый в мире действующий оргАн.
У камина. |
Во время осмотра служитель не отходит от тебя ни на шаг, видимо, искренне считая, что туристы спят и видят, как бы исхитриться и, наконец, сломать музыкальный инструмент. С утёса открывается очень неплохой вид на город. В дополнение к экскурсиям пару часов жизни в тот день пожертвовали на шопинг.
Вечером устроили у друзей барбекью в их апартаментах - чтоб камин не простаивал. У них было неприлично просторно – дело в том, что изначально с ними собиралось ехать на два человека больше. В общем, раздавили пару бутылок французского ординарного коньяка, но зато с указанием прямо на этикетке виноградника происхождения. С удовольствием съели мясо, посмотрели друг у друга отснятые видеоматериалы. За разговорами вечер пролетел незаметно, домой вернулись уже за полночь.