ОСКОЛКИ СОЦЛАГЕРЯ - 2.

  Часть 3. Словения - 2010.

 

Начало отчёта - тут:

Предыдущая часть - тут:

Граница между Австрией и Словенией проходит по горам где-то над серединой тоннеля, поэтому я сразу озаботился покупкой виньетки для словенских автобанов. Оказалось, что её можно приобрести прямо в пунктах оплаты за проезд по тоннелю. Словенцы оказались алчными – право перемещения по их автобанам оценивалось дороже, чем у соседей, за неделю пришлось отдать 15 евро. Ну и ещё 6 евро в качестве оплаты проезда по тоннелю.

Апарты 267КБ
Наши апартаменты.

Со словенской стороны сыпал снежок. Съехали в сторонку на заправку, чтобы найти распечатку с описанием подъезда к забронированным апартам. Пережили несколько неприятных минут, когда искомой бумажки не оказалось на месте, однако поругаться на тему, кто, когда и куда её засунул, почти не успели – вспомнили, где она. Съехали на втором съезде с автобана и резко устремились в гору. Очень узкая петляющая дорожка, хорошо, что её хотя бы недавно почистили. Следующие 7- 8 км я только судорожно хватался то за карту, то за описание – мы проезжали через какие-то деревни, которые в разных направлениях пересекало адское количество дорог, по виду совершенно равнозначных. Когда я уж было совсем решил, что мы заблудились, справа внезапно показалась почта, которая служила важным ориентиром и должна была располагаться по соседству с апартами. Апартаменты отыскались прямо за почтой, хозяйка выбралась на балкон, услышав подъехавшую машину. А я обнаружил на телефоне три пропущенных звонка от неё.

Несмотря на некоторые проблемы с коммуникацией (от моего школьно-институского немецкого осталось совсем мало, а с английским и испанским хозяева не дружили), заселение прошло успешно. Апарты весьма понравились, просторные комнаты, балкон, и так далее. Расположились, попили приобретённого в Австрии пивка и завалились спать.

План на Словению был примерно такой: первые три дня катаемся на лыжах, завершающий посвящаем экскурсионке и шопингу. С утра отправились по близлежащим горнолыжным местам. Сначала местными путаными дорожками (при свете дня всё выглядело ничуть не лучше, чем вчера вечером) доехали до Бледа и в нём свернули на берег Бледского озера. Хотя погода была, скажем так, посредственная, несколько фоток озера я всё же сделал, ибо по опыту знал, что в дальнейшем по закону подлости мы вообще можем здесь больше не оказаться. А если окажемся, то видимость будет ещё хуже. Место, конечно, красивейшее. Церковь на островке посреди озера, замок на стометровой скале над водой…жаль, что солнца не было.

В 20 километрах от Бледа находится посёлок Бохиньска Быстрица, в котором мы рассчитывали на склоны в местечке Кобла (точка Е на карте). Дорога, извилистая двухполоска, идёт по дну довольно узкого ущелья, крутые склоны гор заросли елями. Параллельно автомобильной проложена железная дорога, которая позже через многочисленные тоннели выходит на юг и далее в Италию и Хорватию.

Кобла 273КБ Фогель 244КБ
Схема трасс: Кобла. Схема трасс: Фогель.

Гору видно издали, вот только активности на ней пока не заметно. Подъехав ближе, с досадой убеждаемся, что начавшаяся в Словакии невезуха со снегом, похоже, будет преследовать нас всю поездку. Весь верх закрыт, работает только небольшой, метров на 300, бугель в самой нижней части горы, вдоль которого стоят снежные пушки. Цена билета при этом отнюдь не снижена.

На горе присутствуют в основном дети, ну и парочка тренеров из местной спортивной школы, которые с этими детьми и занимаются.

Потоптался пару минут, сфотографировал щит со схемой трасс и несолоно хлебавши побрёл обратно в машину. До следующего горнолыжного региона (гораздо более известного) с названием Фогель было около 11 километров. Расположен Фогель уже на территории национального парка Триглав, последний отрезок дороги идёт вдоль красивейшего Бохиньского озера. Свернули с дороги, и, проехав немного в гору, оказались на парковке у нижней станции маятника. Приличное количество запаркованных машин внушало оптимизм, я пошел к кассе смотреть расклады. Тут мой оптимизм сразу и закончился. Та же фигня – работает одна коротенькая синяя трасса при вполне полноценной цене билета. Причём здесь катания внизу нет, в ски-зону забрасывает маятник, который, кстати, ходит по расписанию, вывешенному перед кассой: примерно раз в полчаса. Тратить время тут тоже не стали.

Из читаных отчётов следовало, что неподалёку есть пешеходный маршрут к красивому водопаду Савица, да и указатели на него попадались по дороге. Поскольку сегодня съездить куда-либо с лыжами уже явно не хватало времени, решаем первый день тоже частично посвятить экскурсиям. Проехав вперёд вдоль озера ещё три-четыре километра, попадаем на большую парковку перед входом на пешеходные маршруты в нацпарке. Никого. Кафе закрыты. Тишина, вершины гор, частично укутанные облаками и деревья с пушистыми шапками снега на ветвях. Всё чёрно-белое. Меланхолия и отстранённость. Очень красиво.

Триглав 116КБ
Zadnjica в Триглаве.

Немного позабавила карта – судя по ней, в самом сердце национального парка находится место с романтическим названием: Zadnjica. :о)

По мостику из грубых камней, перекинутому аркой через речку Савица, проходим мимо будки, где в сезон обилечивают желающих попасть в заповедник (цену вопроса точно не помню, около 4-5 евро). Сейчас всё закрыто. Судя по указателям, до водопада идти около получаса. Примерно столько нам и понадобилось – тропинка идёт всё время в гору. Водопад появляется совершенно неожиданно – за крутым поворотом тропы открывется вид на узкую щель в скале, из которой вырывается струя воды. Высота падения – 51 метр. Сейчас верх скалы теряется в густом тумане, возможно, это низкие облака. Если посмотреть в другую сторону, то хорошо видно верхнюю станцию маятника на Фогель на уступе соседней горы. Немного поснимав, отправляемся в обратный путь. За время экскурсий встретили две семьи; как обычно в таких местах, все здороваются друг с другом.

На обратном пути надолго залипли на берегу Бохиньского озера, снимали, жалели, что из фототехники в этот раз с собой только простенькая мыльница…

Вспомнилось, что хозяева апартаментов, увидев утром нас с лыжами, попытались поучаствовать в планировании. Как я понял из их советов, не очень далеко от нашего жилья есть ещё какое-то местечко с небольшой горкой. Терять было уже нечего, решили съездить и туда. Моя дурная голова никогда не давала покоя рукам на руле, поэтому поехали местной третьестепенной кривой дорожкой, соединяющей Бохиньску Быстрицу, рядом с которой мы сейчас находились, и местность с названием Поклюйка. Начало было очень крутым, узким и извилистым, но опасений не вызвало, поскольку навстречу то и дело попадались машины, а снега под колёсами почти не было. Однако после того, как мы миновали три ближайшие деревни, стало похоже на то, что этой дорогой пользуются только редкие лесовозы. Путь всё так же круто забирал вверх, то и дело включалась система стабилизации. Наконец выехали на плато. Дорога стала заметно хуже, было ощущение, что асфальт закончился, однако подтвердить догадку из-за снега было сложно.


Просмотреть увеличенную карту 
К - наши апарты,Е - Кобла, F - парковка около водопада, J - Руднополье.

В таком напряге проехали около 6 километров и, наконец, выскочили на гораздо более внушительно выглядящую и оживлённую 906 дорогу. Свернули в сторону местечка Руднополье ( J). В нём оказался настоящий стадион для беговых лыж: куча спортсменов, проложенные трассы, полно тренирующегося народа – такое впечатление, что там базируется какой-то спортивный подготовительный центр. А горнолыжка, о которой говорили хозяева апартов, обнаружилась чуть раньше: надо было свернуть влево к отелю. Правда, горка оказалась абсолютно неинтересной, метров 300 длиной и перепадом не более сорока, зато у подножия в полной готовности стояли аж три ратрака. В общем, ничего привлекательного для себя не обнаружили и вернулись домой по достаточно крутой и извилистой дорожке (точки I-K), заприметив по пути несколько локальных бугелей. Забежали в магазинчик, удачно расположенный в 200 метрах от наших апартов. Вечером сидел в интернете за компьютером в холле, потом семейно смотрели фильмы на ноутбуке.

После сегодняшнего фиаско оставалось лишь два места, на которые я рассчитывал в плане катания в Словении: Краньска Гора и Бовец. Причём второй вызывал сильные подозрения: сколько я не рассматривал официальный сайт курорта, так и не смог найти ни вебкамер, ни достоверную информацию об открытых трассах. То ли дело Краньска Гора – курорт, широко известный за пределами Словении, и в первую очередь благодаря традиционно проходящему тут этапу Кубка мира по горнолыжному спорту. Этот сезон тоже не стал исключением – 30 и 31 января здесь планируются соревнования.

Утром на всякий случай сбегал в холл к компьютеру и залез на сайт курорта посмотреть, что видно в вебкамеру. Увиденное в какой-то степени обнадёживало: канатки крутятся, люди катаются. Ну и хорошо. Дорога от нас туда не сильно далёкая: 8 км до автобана, 9 по нему и ещё 17 непосредственно до Краньской Горы по направлению к итальянской границе.

Краньска Гора 533КБ
  Краньска Гора - схема трасс.

И хотя с естественным снегом здесь тоже было туго, но на снежные пушки местные владельцы не поскупились в отличие от вчерашних убогих. Не работала только самая правая часть курорта, расположенная немного на отшибе: три бугеля и парнокреселка , обслуживающие 4 синие трассы. Ещё мне неизвестна судьба совсем уж одинокой, расположенной в километре и на склоне уже другой горы канатки с единственным красным спуском, однако судя по отсутствию на схеме значков снежных пушек, туда соваться не стоило.

Купили дневные скипасы по 28 евро на взрослого. Можно было подождать 20 минут и приобрести пропуска с 11 часов, но разница была ничтожной: 1 евро с пропуска, поэтому заморачиваться не стал.

Катание было просто супер! Может быть, я просто стосковался по нормальным горам без толп народа, более-менее сносному снегу под лыжами, но факты говорят сами за себя: катался как заведённый весь день почти до упора с очень положительным эмоциональным настроем. Сначала, как у нас заведено, методично спустились по всем открытым трасам слева направо, не пропуская даже паршивые голубенькие, не говоря уж о чёрных и красных. Потом вернулись в официально закрытый, но доступный фанпарк (расположен с левого краю самой левой по схеме трассы №1). Снега хотя и было немного, но на большинстве фигур уже можно было делать небольшие прыжки. Я к этому занятию отношусь ровно, жена – не приемлет после своего итальянского падения в 2005-м, а вот дочь решила всё оставшееся время провести там. Ну и ладно – оставил их развлекаться, а сам вернулся на фисовские красно-чёрные крутяки, обслуживаемые креселкой 14. Просто АФИГИТЕЛЬНО! Все трассы - без бугров: и народу было немного, и основа была весьма жёсткая. Очень крутой верх, приятная середина с несколькими плавными перегибами и сменой рельефа, и завершающий сброс – либо тоже впечатляющий крутяк (в чёрном варианте), либо петля на красной трассе. Катался там до самого рандеву возле касс, где договорились встретиться с семьёй. Девушки тоже пришли весьма довольные проведённым временем.

Вечером играли в Монополию, которую Алисе очень кстати аж в Словакию притащил Дед Мороз, жена стала олигархом и всех разорила…:о(( С горя выпил дополнительную банку пива и ушёл читать. :о))


Просмотреть увеличенную карту 
А - наши апарты, D - Краньска Гора, G - Селла Невеа.

На следующий день решил всё же попытать счастья в Бовеце. Из вчерашнего посещения интернета стало известно, что курорт обзавёлся общей системой подъёмников с итальянской Селла Невеа (причём произошло это буквально только что, 29 декабря 2009 года), следовательно, в качестве старта можно было выбрать любую из двух нижних станций. Отсюда вытекало, что в наличии у нас – три варианта проезда разными дорогами. Одна из них, ведущая в Бовец, сворачивала с основного шоссе в Краньской горе, и, судя по карте, выписывала невообразимые кривули и проходила через перевал на высоте аж 1618 метров. Поэтому за базовый был принят вариант с проездом по Италии. Определиться же окончательно, куда сворачивать – в Бовец или Селлу Невеа, решил на месте. Выехали около 9:40, на улице плотно висел туман. На автобане первый раз за пребывание в Словении заправился. До этого злился – ценник на горючее на инфощитах перед заправками нигде не вывешивают. Цена 95-го оказалась обычной: 1,12 евро/литр. Ехать нужно в ту же сторону, что и вчера, только дальше. Минуя Краньску Гору, полюбовались на плотный туман, висящий практически в 100 метрах над нижними станциями лифтов. Вчера всё было гораздо лучше – ведь временами даже проглядывало солнце. Граница оказалась буквально в 5 км, собственно, сейчас это большого значения не имеет. Через 11 км въехали в итальянский городок Тарвизио и в нём свернули по указателям на Пасо де Предиль. Ещё через 9 км очутились на развилке: налево в Бовец, направо – в Селлу Невеа. Поколебавшись, я выбрал итальянцев: вроде и дорога казалась покороче, и перевал пониже. Практически сразу офигительные виды Лаго де Предиль заставили остановиться и с фотоаппаратом устремиться на берег озера.

Следующие 9 км от развилки до Селла Невеа трудностей не вызвали – обычная горная дорога, перевал на 1190м проезжается почти незаметно. Селла Невеа встретила солнцем (ур-ра!) и классическим альпийским видом на две великолепные красные трассы. По виду нас ждало как раз то катание, к которому быстро привыкаешь в Альпах, когда нет проблем ни с погодой, ни с очередями. Дорога сюда от наших апартов, судя по одометру, заняла 75 км. Суммарный пробег от самого начала к этому моменту составлял 3827 км.

Селла Невеа 366КБ
Бовец/Канин - Селла Невеа: схема трасс.

Купили скипасы на 4 часа, отдав на троих 69 евро. Надо было бы на подольше, но кто ж знал, что наверху окажется достаточное количество ЕСТЕСТВЕННОГО снега и даже целины! Взял в кассе карту, почитал во время подъёма в кабине и расстроился. Даже беглый взгляд на схему позволил сделать вывод, что можно было совершенно спокойно избежать всех трудностей со снегом в первый день (хотя, с другой стороны, тогда мы бы не увидели ни Бохиньское озеро, ни водопад…). Как выяснилось, Селла Невеа входит в лыжное пространство Уфицци вместе с ещё четырьмя курортами Forni Di Sopra, Piancavallo, Ravascletto Zoncolan и Tarvisio. И пусть они не очень у нас известны, но зато на каждом имеется 100%-е оснежение склонов пушками. Мда. Непозволительно расслабился я перед поездкой – рассматривал информацию только по словенским курортам, а про Италию, до которой было всего-то около 40 км от нашего жилья, совсем забыл…

Ну да ладно, надо было успеть в полной мере использовать хотя бы те замечательные возможности, которые давал нам сегодняшний день. Сразу поехали на словенскую сторону, чтобы начать с удалённой части курорта. После первоначального подъёма на кабинках перешли на маятник до перевала Pervala (2067м), по которому проходит словенско-итальянская граница. Впрочем, на местности это никак не обозначено. Оттуда – ещё один подъём на креселке до точки 2292м, и открывается вид на словенскую часть курорта. И целина!!!

Спуски в словенской части не особо интересные, и недлинные, но то, что, наконец, можно погонять по нетронутому снегу, напрямую действует на мозг. Ближайшие два часа занимаемся только тем, что лезем всюду, где можно найти целину. Я даже ухитряюсь сорвать две небольшие доски почти под подъёмниками.

Ниже - несколько фоток со словенской стороны курорта:

С чувством глубокого удовлетворения перемещаемся в Италию – надо успеть отдать должное и отличным спускам с другой стороны горы. В верхней части склонов тут тоже есть некоторые возможности зацепить немного оффписта, но итальянские фрирайдеры, видимо, более активны, и нам достаются только жалкие остатки. Зато сами трассы просто офигительные: перепад примерно 700-800 метров и ровный постоянный уклон дают возможность мочить так, как позволяет собственное мастерство и забитые мышцы ног.

А это - с итальянской стороны:

В начале пятого покидаем Селлу Невеа, как говорится, с чувством глубокого удовлетворения. Вчерашнее, и особенно сегодняшнее катание кардинальным образом изменили восприятие достаточно неудачной до того горнолыжной составляющей путешествия. По дороге заехали в Тарвизио: дочь определилась, что ей хочется коллекционировать флаги стран, где она побывала, поэтому надо было где-то раздобыть итальянский. В паре сувенирных магазинчиков флагов не нашлось, но зато там подсказали, где они есть. Но…опять не повезло – владельцы куда-то торопились и закрылись прямо у нас перед носом. Алиса расстроилась. Мне стало её жалко, и, дождавшись, когда вокруг не будет народа, я, воровато оглядевшись, стащил один из небольших флажков, установленных на ограждении перед магазином. Слегка раскаиваюсь.

На обратном пути заехали в торговый центр средних размеров в городке Jesenice, примерно час потратив на лёгкий шопинг. Жена осталась недовольна и дала понять, что этим дело не кончится. Вечер ничем особенным не запомнился, согласовали планы на завтра и, посмотрев фильм, залегли спать.

На завершающий день, напомню, у нас был возложена экскурсионно-шопинговая составляющая: надо было посмотреть Любляну, Предъямский град, и, возможно, какую-нибудь из многочисленных пещер (либо Постойну Яму, либо Шкоцьянскую, занесённую в списки ЮНЕСКО).

С утра окончательно подтвердилось, что наши отношения со снегом в этом году не заладились: с неба валило, так, что уже с утра прибавилось примерно 5 см, а снегопад и не думал останавливаться. Любляну оставили на вторую половину дня, чтобы закончить экскурсии посещением магазинов и проехали по автобану дальше. Поворот на Предъямский Град мы ухитрились благополучно проскочить, из-за чего получили крюк до ближайшей развязки и обратно общей длиной 25км. Всё это время непрерывно валил снег, скорость потока временами падала до 60 км\час. Примерно в это же время появился неприятный гул и вибрации где-то впереди и справа машины. Пришлось вылезти, осмотреть колесо, потрогать колёсные гайки. С виду всё было в порядке. В Постойне свернули с автобана и по второстепенным дорожкам поехали к цели. Гул и шумы усиливались, я напрягался всё больше. На дворе пятница, час дня. Надо ещё найти сервис, определить неисправность. А если понадобится какая-нибудь запчасть? Тогда – поиск официалов, не дай бог, необходимого нет в наличии – придётся заказывать, на носу – выходные, а там – заканчивающаяся виза, и прочие грустные обстоятельства… В общем, к Предъямскому Граду я уже подъезжал, сидя, как на иголках. Плюс ко всему снег валил не переставая, по дороге к месту было несколько довольно крутых спусков и подъёмов, и этот фактор в совокупности с отсутствием цепей тоже напрягал. Замок живо напомнил черногорский монастырь Острог - идея точно такая же.

История его создания восходит к XII веку. Уже тогда, используя систему пещер, в 123-хметровую скалу инсталлировали замок, из которого получилась неприступная твердыня. Самые известные события, связанные с ним, разворачивались в XV веке. Именно тогда некто Эразм в междусобных войнах выбрал не ту сторону, за что впоследствии победителем по его душу был послан карательный отряд, и Эразма осадили в Предъямском Граде. Почти год он дразнил противника, наслаждаясь неприступностью убежища, пока один из слуг всё же не повёлся на бабло и не слил своего господина. Причём сделал это весьма неспортивно: подкараулил момент, когда бедняга отправился в сортир и подал сигнал. Меткий выстрел поразил Эразма через давно пристрелянную дырку в скале.

Ходить по замку было очень неуютно – вырубленные в скале проходы, в которых гуляют сквозняки, в сочетании с падающим мокрым снегом создающие ощущение промозглости, плюс к этому – гложущие меня размышления о ремонте… Перемещались энергично. К слову – в замке было предусмотрено всего лишь два отапливаемых помещения, так что зимой жителям приходилось тут несладко. С другой стороны – тогда они были не сильно избалованы комфортом.

Замечу, что для любителей спелеологии летом предусмотрены отдельные аттракции – можно выбрать одну из нескольких экскурсий по подземной системе пещер. Глубина её под замком составляет 140 метров, протяжённость только исследованных ходов – 13 км.

Примерно через час отбываем, соседи по парковке уже натягивают цепи, ибо снегу нападало за это время вполне достаточно, чтобы поиметь проблемы, но тут на наше счастье как раз приезжает трактор, прочистивший дорогу, и мы, не теряя времени, устремляемся к ближайшему городу (Постойне).

На окраине сгружаю девушек возле ТЦ, а сам отправляюсь на поиски сервиса. Таковой отыскивается неподалёку, без проблем договариваюсь на «посмотреть». Машину загоняют на подъёмник, и причина беспокойства сразу оказывается очевидной – правое переднее колесо болтается на ступице. Когда я на автобане проверял затяжку, гайки оказались нагруженными, и я, хотя и знал об этой возможности, всё же самонадеянно решил, что смогу определить неисправность. Одна из шпилек оказывается лопнувшей внутри, слесарь извлекает её, проходит метчиком отверстия и тщательно затягивает остальные. Придётся ехать домой на четырёх болтах, но это в принципе не страшно, главное, что пугавшие шумы и стуки прекратились.


Просмотреть увеличенную карту 
С - место разворота, Е - Предъямский Град.

Окрылённые, едем в сторону Любляны. На автобане – медленное плотное движение, временами практически замирающее – снег валит не переставая. Кое-как добираемся до столицы и в плотном потоке по указателям въезжаем в центр. Я сворачиваю на одну из улочек в надежде запарковаться и купить какую-нибудь карту. Всё утыкано знаками запрета остановки с табличками о насильственной эвакуации машин нарушителей. Тем временем дело идёт к сумеркам, и я решаю рискнуть: встаю около забора, включаю аварийку и выворачиваю колёса максимально вбок для затруднения возможной работы эвакуаторщиков.

Любляна – относительно небольшой город с населением около 300 тыс. человек, не сильно богатый достопримечательностями. Как и в Братиславе, здесь представляет интерес незначительная по площади историческая часть города с непременным замком на холме. С учётом надвигающейся темноты поход на холм представляется занятием бессмысленным, и мы сосредотачиваемся на более доступных местах. Сильно помогает взятый в инфоцентре путеводитель, причём на русском языке. С его помощью мы обнаруживаем, что находимся в самом сердце словенской столицы: на площади Прешерна, где воздвигнут францисканский собор и имеется одна из важных достопримечательностей города – Тромостовье (Тройной мост) через речку Любляницу. Сквозь падающий снег слабо видны стены замка, доминирующего над городом. Перейдя на другую сторону и буквально чуть-чуть углубившись в старинные улочки, попадаем к кафедральному собору и городской ратуше. Сделав небольшую петлю по старым кварталам, успеваем ещё дойти до Драконова моста и городского рынка. Зеленоватый дракон – символ Любляны; по легенде город был основан Язоном (предводителем аргонавтов) на месте, где он сотоварищи, удирая со стыренным руном, походя замочил как раз такого дракончика. Совершив ещё круг почёта на автомобиле по близлежащим улицам (узко, много одностороннего движения, прямо в центре есть довольно длинный тоннель под холмом, на котором стоит замок), едем в сторону автобана. На выезде заезжаем в большой торговый центр и проводим там пару-тройку часов. По оценке жены, шопинг плоховат.

Под непрекращающимся снегом плюхаем домой, скорость на автобане – около 60-70 км/час, лишь изредка удаётся разогнаться до ста. В мешанине деревенек между Бледом и нашей Крницей теряю правильный путь: с этой стороны домой не приходилось возвращаться ни разу, и теперь в темноте и сильном снегопаде все повороты кажутся одинаковыми. Поплутав и пару раз вернувшись к исходной точке, всё же благополучно добираемся до наших апартов. Снег продолжает идти – знает, гад, что кататься мы уже закончили. Прогнозы в интернете обещают на завтра ту же фигню. Вечер проходит под знаком сборов барахла.

С утра первым делом высунулся в окно. Увиденное радовало: первый раз за пять дней были видны окрестные пейзажи на несколько километров вокруг. Оказывается, слева деревню подпирали красивые горы. И вообще – такая погода означала, что наконец-то можно будет сделать хорошие фотки Бледского озера и замка на скале. Оптимистично насвистывая, умылся, позавтракал, и…что такое? За окном невесть откуда наползла белёсая хмарь, за которой молниеносно скрылись соседние дома, и снова повалили тяжёлые хлопья снега. На улице ждала очередная гадость – заднее правое колесо стояло на ободе. Твою мать…хорошее начало дороги в 3000 км.

Спросил у хозяина, где тут ближайший шиномонтаж. Тот нарисовал схемку – слава богу, оказалось недалеко, и как раз по дороге: в Бледе, прямо у подножия того самого замка на озере, который я страстно хотел сфотографировать. «Это ж-ж-ж неспроста» - подумал я, и, упихав барахло и кое-как подкачав колесо, мы тронулись в обратную дорогу в 10:30 с числом 4219 км на одометре.

Шиномонтаж был открыт, но сотрудник куда-то ненадолго отлучился, о чём мне сказал мужик, сгребающий на тракторе снег неподалёку. Чтобы не терять времени, отправил девушек в гору к замку пешком и наказав начинать осмотр без меня, а сам настроился на некоторое ожидание.

Мужик пришёл быстро, снял колесо и продемонстрировал мне пятисантиметровый шуруп, где-то пойманный мной накануне. Колесо разбортировать он не стал, сунул грибок и, получив за всё 6 евро, пожелал счастливого пути.

Я рванул вверх к замку, и подъехал ко входу как раз одновременно с женой и дочерью, за что на меня наехали - на мой взгляд, совершенно необоснованно: как будто я мог точно знать, сколько времени займёт ремонт…:о(

 
Бледский замок 252КБ
Бледский замок 259КБ

Ввиду отвратной погоды решили поэкономить, и в замок отправился только я с Алисой, а жена осталась прозябать с сигаретой снаружи. Билеты стоят по 7 евро для взрослых и 3,5 – для детей. Вид из замка абалденный…наверное…когда снег не идёт. С трудом было видно даже просто поверхность воды прямо внизу, а о каких-то там панорамах и прочем даже и речи не было.

Вот так выглядит озеро, замок и церковь на острове в хорошую погоду - фото тут:

Первые упоминания о замке относятся к 1004 году, в ХХ веке в нём была летняя королевская резиденция, а потом - резиденция Иосипа Броз Тито. В 1947 замок пострадал от пожара, потом его восстановили и устроили в нём музей, который мы и обошли с Алисой минут за 20. Жена такой тяги к знаниям не оценила и обиделась, поскольку я забыл оставить ей ключи от машины, а на улице действительно было неуютно.

Снегопад достиг такой интенсивности, что за те 25 минут, пока мы отсутствовали, на машине прибавился пятисантиметровый слой снега. Я начал реально беспокоиться о возможностях уехать из Словении.

С черепашьей скоростью выползли на автобан и поехали по нему не быстрее 40 км/час. Со всеми этими заморочками к 12 часам мы отъехали от наших апартаментов только на 39 км. Радовало одно – снег вроде бы стал чуть тише. Миновали Любляну – и чудо – снег закончился!

Дорогу я наметил через словенский Марибор и далее через Венгрию, Словакию и т.д., полностью повторяя наш летний маршрут начиная с Будапешта. В 14:00 мы уже были на венгерской границе, проехав к этому времени около 260 км, купили матрицу и, не мешкая, отправились дальше. Погода в Венгрии сильно изменилась – температура колебалась между 6 и 8 градусами тепла и непрерывно лил дождь. Тем не менее скорость передвижения на венгерских автобанах сильно выросла, например, за час с 15 до 16 преодолели расстояние в 137 км.

Будапешт проехали прямо насквозь через самый центр, с удовольствием ещё раз взглянув на памятные с лета места. Почти сразу после выезда из города стемнело. По мере продвижения к Словакии температура снижалась, меня беспокоил один чрезвычайно неприятный участок между Прешовым и Свидником – дорога там карабкается на небольшой перевал и довольно круто идёт вверх, во всяком случае, знаки, что при снеге обязательны цепи, стоят.


Просмотреть увеличенную карту 
Путь из Словении до польско-белорусской границы.

Виньетка, купленная в день выезда из Словакии, как раз сегодня заканчивалась, поэтому этот вопрос нас не беспокоил – до полуночи мы должны были уже успеть проехать небольшой кусочек словацкого автобана от Кошице до Прешова. Так и вышло, перевал, слава богу, тоже трудностей не вызвал (его миновали около 21:00, 5144км). В Польше по мере продвижения на север холодало всё сильней. Я хотел как можно ближе подъехать к границе – ну не люблю я днём ездить по дорогам этого государства! :о) Но где-то в районе Красника, километров за 50 за до Люблина, пошёл дождь. Пошёл при температуре за окном -2 градуса. К тому же дул сильный ветер. Я увидел парочку улетевших в кювет машин и понял, что стоит на сегодня закончить с ездой – лучше выспаться и уже посветлу продолжить путь. В Люблине остановились прямо в городе в каком-то отеле за 50 евро – трипл с завтраком. (00:20, 5378км)

Утром вышел греть машину и обалдел: передо мной стояла грязная сосулька. Дождь, видимо, шедший ночью, замёрз на машине так, что не оставил никаких зазоров и щелей, ни у дверей, ни у кузовных деталей – этакий ледяной обмылок. :о)) Стало ясно, что дорога сегодня будет нетривиальная.

Так и вышло – почти сразу чуть не попал. Совершенно неожиданно ехавшая впереди машина стала тормозить до полной остановки – оказалось, что перед ним поворачивала налево невидимая мне малолитражка. Я стопроцентно не успевал остановиться, поэтому, ни секунды не колеблясь, вывернул руль вправо. Поляк только покрутил пальцем у виска, когда я, вздымая кучи снега, остановился в сугробе как раз параллельно его машине. Слава богу, сугроб был мягкий и не скрывал в себе сюрпризов типа километрового столбика. После этого происшествия я встряхнулся и удвоил бдительность. А самый прикол обнаружился почти у границы: что-то такое неясное шевельнулось у меня в голове, и я попросил жену посмотреть сроки действия гринкарты. Худшие предположения оправдались – срок её действия истёк в полночь. Вот это был бы мощный попандос – догнать ту машину! Однако надо было ещё перейти границу. Я никак не мог вспомнить, проверяют ли гринкарту при выезде или нет. Впрочем, по большому счёту это ничего не меняло, и мы въехали на территорию погранперехода Славатице. Машин не было, занялись нами почти сразу – пан, пожалуйста, документы на машину, паспорта, страховку :о((((((

Делать нечего, отдал. Естественно, погранец всё заметил. Слава богу, после минуты нотаций и разговоров на тему, что так делать нельзя (а то я сам не знаю…), о штрафе в 1500 евро (блин, как до хрена-то) и прочих геморроях, ожидающих расслабленных раздолбаев, отдал мне документы, строго наказав никому их больше здесь не показывать. ;о)) Моя благодарность была абсолютно искренней.

Для себя сделал следующий вывод – поездки в Европу действительно стали настолько рутинным мероприятием, что уже начинаешь расслабляться и забывать о таких вещах, которые немыслимо было бы не учесть ещё года три назад. В Белоруссии отдаваться на волю случая не стали, купил местную ОСАГО за 700 с чем-то рр. Ну и 5 баксов отдал за транзит. На это, и на прохождение границы затратили 45 минут, на часах с учётом перевода стрелок на час вперёд стало уже 13:25, одометр показывал ровно 5500км.

В Белоруссии дорога оказалась ещё коварнее, чем всё, что было до этого. Местами был голый лёд, местами дорожные службы успевали подсуетиться и насыпать песочку с солью, из-за чего лобовик моментально залеплялся грязными и до конца не смываемыми разводами. А ещё в республике объявили штормовое предупреждение из-за шквалистого ветра, который на открытых местах ощутимо шатал машину и наметал опасные перемёты до 20- 30 см высотой. После того, как на участке длиной около 50 км где-то между Кобриным и Барановичами насчитал десяток улетевших в кювет машин, решил было, что дорога домой затянется чрезмерно. Однако после Минска поток уменьшился, да и вообще стало как-то полегче. Сразу же после последнего пункта оплаты дороги был ослеплён вспышкой стационарного фоторадара – раньше их там не было… (В раздумьях – при следующей поездке будут приставать с неоплаченными штрафами или нет? Склоняюсь к мысли, что вряд ли.)

Около 22 остановились покушать в уже ранее проверенной кафешке в Сафоново. Покормили вкусно, но заведение было битком набито местными жителями, активно расслабляющимися в уик-энд, что немного не соответствовало нашим чаяниям. Следующей важной задачей было преодолеть 300 км до Москвы и участок МКАД до наступления рабочего дня. Вскоре на трассе сформировался небольшой пелетончик, возглавляемый двумя джипами, которые, похоже, тоже возвращались из лыжной поездки в Европы. Дружной стайкой в 5-6 машин выехали на московскую кольцевую в 2:40 (6625км), а в 3:10 уже сворачивали на Горьковское шоссе. Спать мне так и не захотелось, и около 8 утра с пробегом 7054 км мы подъехали к дому.

к оглавлению отчёта:

на главную страницу: