Начало про Украину-Румынию можно посмотреть здесь:

Вторую часть – болгарскую – здесь:

СЕРБИЯ 2006.

… И мы решительно подъехали к погранпереходу Градина.

ВСЁ ЕЩЁ ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 ФЕВРАЛЯ.

Процедуры въезда в Сербию я побаивался. Ваучер был заполнен в соответствии с рекомендациями Виталия aka Snoopy с auto.ru: Kopaonic , название несуществующих апартаментов по фамилии его черногорского знакомого инженера, промышляющего этим бизнесом. Виталий был уверен, что проблем не будет – типа, в Сербии сдачей апартов внаём промышляет каждый второй, проверить это нереально, да и вообще – погранцам должно быть лениво и неинтересно докапываться до русских туристов на границе.

Однако трудности не заставили себя ждать. Изучив паспорта, пограничник поинтересовался, где наши визы. Я сказал, что имею ваучер. Осмотрев ваучер, страж границы удалился с ним в здание, а мне велели поставить машину в сторонку и ждать. Минут через 30 наружу вылезла целая делегация, и старший начал меня пытать: где я взял этот ваучер, и т.д..

Я честно тупил: мол, у себя в Нижнем Новгороде обратился в турфирму, попросил забронировать мне апартаменты, заплатил деньги – и вот я здесь.

Оказалось, первое, что привлекло их внимание – то, что ваучер от черногорской фирмы. Потом люди не поленились и позвонили в Копаоник, где им сказали однозначно, что таких апартаментов нет в природе.

После прений стороны разошлись в разные углы: я сел нервничать в машину, а все остальные вернулись в здание: видимо, обсуждать, что с нами делать дальше. На улицу срочно была выпущена Алиса, как крайнее средство приведения в умиление должностных лиц. Как девочка общительная, она тут же принялась с ними знакомиться, рассказывала, как её зовут, хвасталась своими игрушками, и т.д. Лица умилялись. Может быть, это, может, большое число разных виз в паспортах, а может, что-то ещё сыграло свою роль, но через 1 час 15 минут на нас махнули рукой, поставили в паспорта штампы и пожелали счастливо отдохнуть в Сербии.

Предвидя возможные трудности с поиском обменников по дороге, сразу заглянул в приграничный, где и поменял 300 евро на 25956 динаров по курсу 86,7. Выехали мы с границы в 17:00/4164 км.

Розовые горы 107КБ
Розовые горы

Дорога радовала своим неплохим качеством и малым трафиком, заходящее солнце красило тянущиеся слева и справа горы в нежный розовый цвет.

Где-то в районе Црвены Реки дорога разделилась – грузовикам предлагалось ехать направо, легковым – прямо. Следующие 18 км до Нишка Баня показали, что не зря – по таким петлям ехать на фуре очень проблематично. Качество дороги тоже оставляло желать лучшего. Местами асфальт вспучивался из-за весенних ручьёв, местами просто давно не ремонтировался.

Попытка купить крупномасштабную карту Сербии увенчалась успехом только на подъезде к Нишу. Обзавёлся довольно толстой книжицей с забавным названием «Сербия от А до Ш» за 810динаров/327руб. При ближайшем рассмотрении выяснились три вещи:

- пользоваться картой неудобно, потому что страницы сделаны без нахлёста. Как следствие, довольно сложно привязаться к предыдущему листу.

- читать и понимать написанное по-сербски на 90% сможет любой грамотный русский. Забавно – создалось впечатление, что довольно большая часть слов в сербском языке – наименее употребительные синонимы русских. К примеру, просим – молим; государство – держава; магазин – продажница, обменник – меньячница, и т. д..

- населённого пункта Копаоник на карте масштабом 1см=3,9км нет!!! 8-(((

Это обстоятельство прямо-таки озадачило. Не то чтобы я напугался – доказательства существования такого места были неоспоримы, но явственно наметились некие трудности с ориентированием на местности. Правда, ещё при подготовке к путешествию я отметил себе в атласе предполагаемую точку, исходя из интернет-информации, поэтому решили продвигаться туда в расчёте, что ближе к делу указатели появятся.

Карта Сербии 1040КБ
........................Перемещения по Сербии. В 1см:3,9км..............................

Ниш – довольно крупный город, через который мы проезжаем прямо через центр. Довольно быстро сгущаются сумерки, и на автобан Е75 Белград – Скопье мы выезжаем уже в полной темноте. Нам ехать по нему всего 11 км , затем поворот на Прокуплье. В принципе, есть более прямая и вполне хорошая дорога из Ниша, но при планировании она была отвергнута как выглядящая в атласе сильно второстепенной, а на месте поехали заранее спланированным маршрутом уже просто по инерции.

В Прокуплье с трудом нашли нужный выезд: центр города – пешеходная зона, указателей объезда нет. Пришлось обращаться к местным. После городка дорога пошла в худших традициях российской глубинки. Качество покрытия – заплата на заплате, разметки нет, те деревни, что указаны в атласе, не обнаруживаются на местности и наоборот – то, что встречается на дороге, никоим образом не фигурирует в карте. Невозможность определиться с каждым пройденным километром нагнетала обстановку. Поэтому, когда через 16 км в свете фар появился указатель направления на Копаоник, мы дружно выдохнули, а на душе заметно полегчало. Вместе с нашим настроением заметно улучшился и асфальт на дороге. Свернув по указателю направо, ещё через 13 км приехали в городок Блаце, на въезде в который – развязка, опять же никак не отягощённая указателями. Полицейские задали нужное направление, с любопытством глядя на номера.

Затем история с отсутствием ориентиров повторилась – некоторое время едешь спокойно, потом начинаешь нервничать, потом сильнее. Когда не выдерживаешь и начинаешь тормозить возле весьма редких в этих краях пешеходов – выясняется, что до очевидного ориентира не доехали пару сотен метров. Через десяток километров после Блаце появились первые признаки приближения гор. Ещё через 17 км въезжаем в городок побольше, чистый и ярко освещённый – Брус.

Дальше до Копаоника – почти финишная прямая в 26 км через деревеньку Брзече. Точнее, не прямая, а весьма кривая дорога, идущая вдоль горной речки по ущелью. От Брзече начинается крутой подъём на перевал Ярам (1788м). Дорога – жуткий каток. Видимо, днём шёл мокрый снег, который раскатали машины, а под вечер это всё замёрзло. Хорошо, что движение в этот час на дороге отсутствует. Чем выше, тем больше снега. Постепенно деревья по бокам уступают место скалам, а машина начинает ехать по снежному коридору, пробитому бульдозером.

Вид с горы 100КБ
Вид с горы на Копаоник. В центре - Гранд-отель.

Судя по всему, перевал мы миновали - дорога начинает идти вниз. Через пару километров въезжаем в Копаоник (4391км/21:20) и сразу становится понятна причина всех заморочек на границе. Оказывается, Копаоник – курортный посёлок, выстроенный на высоте примерно 1650 м и состоящий из десятка отелей. Постоянные жители отсутствуют как класс, равно как и сдаваемые ими апартаменты. Немудрено, что наш ваучер смотрелся явной липой.

Иду в первый попавшийся отель узнавать про жильё. Трудностей я не жду – мы специально подгадали на вечер воскресенья, рассчитывая, что часть народа непременно уедет по домам. Однако не тут-то было. «Мест нет!»-ошарашивает меня девушка не ресепшн. Очень тяжело общаемся с ней минут пять – с английским очень туго. Наконец она звонит своей знакомой в самый дальний отель Копаоника, стоящий уже на спуске в долину с другой стороны, и выясняет, что там всё-таки можно поселиться. Едем туда – примерно с километр. Отель «Спутник» принадлежит одноимённой турфирме, которая в то время, пока Югославия была единой страной, отвечала за молодёжный туризм. На ресепшене пытаюсь понять, как нам тут жить?

- Есть номер на троих?

- Есть.

- А скидка на ребёнка?

- Нет.

- Тогда, может быть, дабл и экстра бед?

- Можно.

- Сколько стоит?

Выясняется, что стоит столько же. Есть ещё и какой-то вариант, при котором экономится процентов 15, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что нам предлагают спать в одной кровати с Алисой, при всём этом доступ в ресторан для неё будет закрыт. В общем, о гибкости говорить не приходится. Поэтому оплачиваем полноценный трипл. Вместе с полупансионом (шведский стол) жильё обходится нам в 73евро/сутки.

Гостиница большая, а номера – нет. Судя по всему, лет 7 назад тут было достаточно неплохо, но сейчас мебель обветшала, номер просит косметического ремонта, довольно тесно. Телевидение только местное, 5-6 каналов. Несмотря на довольно поздний час, нам обещают ужин в ресторане. Хорошая идея, идём дегустировать местную кухню.

Со шведским столом уже облом, и нас обслуживает официант. Что-что, а за ресторан отель получает твёрдую пятёрку. Сотрудники вышколены, кухня – выше всяких похвал. Мы были накормлены салатом, двумя основными разными блюдами, десертом (по три вида пирожных), фруктами и напитками.

В дальнейшем положительные эмоции от кухни только усиливались. Завтрак – достаточно большой выбор: яйца в разнообразнейших видах, сыры, колбасы, всякие жареные сардельки и колбаски, не говоря о традиционных мюслях и прочих булочках. Ужин – радует привычной едой. Оливье и другие салаты, знакомые гарниры, отличное мясо. В общем, ресторану – зачёт!

ПОНЕДЕЛЬНИК. 20 ФЕВРАЛЯ.

С утра после некоторых колебаний ведёмся на халяву – я не беру машину, стоящую на парковке отеля. Гостиница предлагает бесплатный трансфер до горы и обратно – а хрен ли? когда я ещё смогу хлебнуть пивка на склоне? Хотя не факт, что захочется…

Сербская лыжная общественность, с сомнением косясь на Алису, после непродолжительных споров советует нам выйти из скибуса на Мало Йезеро. Типа, там в самый раз для детей. Ха! Не видели они Алису в деле! Однако система подъёмников общая – следовательно, нам пофигу.

Гемор подкрался, откуда не ждали. Хотя лифты и связаны между собой, но скипасы можно купить только в одном месте – касса находится в цокольном этаже Гранд-отеля, куда мне и приходится сейчас переться пешком метров 400. Пропуска на подъёмники обходятся в 4000дин/1615руб. – взрослые по 1600 динар/646руб, детский – вдвое дешевле.

Погода пока не ахти – верхушки окружающих гор затянуты плотными облаками, и до середины спуска приходится ехать чуть ли не на ощупь. Делаем несколько спусков с Суво Рудиште (1975м) – синие трассы. Но везде много ёлочек, оживляющих пейзаж. Заезжаем на Мало Йезеро, быстренько дегустируя тамошние лягушатники. Тем временем сильный ветер всё-таки справляется со стеной облаков, непрерывно ползущей откуда-то со стороны Косово, и появляется возможность обозреть окрестности.

Вышеупомянутый Гранд-отель является центром Копаоника. С одной стороны позади него теснятся все прочие отели, с другой - полукругом обступают склоны Суво Рудиште, на которых проложено большинство трасс. Всего в Копаонике их – 40 км . Все спуски, ведущие на центральную поляну перед отелем, нетрудные, маркированы синим цветом. Нам там было откровенно скучно. Креселки – разные. Есть вполне приличная 4-хместка с замедлением на посадке, есть старые угрызища, где так и хочется кого-нибудь пнуть, чтобы всё крутилось быстрее. Отдельный жирный минус (нет, пожалуй, МИНУСИЩЕ) рисую за схему трасс. По неудобству ориентирования Копаонику однозначно достаётся первое место. У меня никогда не возникало сложностей с картами, но тут… Стоя с планом в руках, я время от времени не мог соотнести то, что вижу перед собой, с нарисованным. Более того, некоторые трассы и соединительные дороги попросту не показаны из-за неудобного ракурса.

Схема трасс в Копаонике

Но – ладно. В конце концов, на местности трассы от тебя никуда не прячутся, а Копаоник – не такое уж и большое место, чтобы реально опасаться потеряться… Все подъёмники с левой стороны поляны выводят наверху на довольно плоское плато, украшенное редкими, занесёнными снегом ёлками. Перемещаться по нему помогает бугель, протянутый поперёк плоского места для связи между лифтами. Постепенно понижаясь, в самой левой своей части это плато спускается к дороге, по которой мы ночью приехали в Копаоник. За ней виднеется бугель, который обслуживает довольно скучную горку, и желание сходить туда не возникает. Судя по схеме, дальше есть ещё два бугеля с чёрной и красной трассами в комплекте, но абсолютно не понятно, как к ним подбираться.

Катание на противоположном от Гранд-отеля склоне горы более интересное. Трассы 18 и 19 – очень крутые бугрятники с перепадом чуть менее 300м, по праву отмечены чёрным. Спуск по восточному склону Суво Рудиште тоже неплох. Из узкой долины, куда он приводит, можно вернуться на вершину длинным бугелем, либо переместиться обратно на плато медленной парнокреселкой. Под ней – хорошие возможности для внетрассового катания. Однако сегодня даже наверху около 0, и оффпист с пассивом в виде Алисы по тяжёлому снегу не очень вдохновляет. Верхняя точка региона – гора Панчичев Врх (2017м) – хорошо видна, как и кресло, ведущее туда, однако там закрыто из-за сильного ветра.

Мало Йезеро 202КБ Ёлки 134КБ Вид 120КБ
Со снегом - порядок! Даже Алисе звонить из этой будки неудобно. Заснеженные ёлки на плато Вид на долину

По моим ощущениям, подавляющее большинство на горе – сербы, хотя, говорят, есть и болгары, приезжающие сюда кататься. Я их на слух различить не могу. Русскую речь слышал единственный раз. Народу довольно много, в середине дня на любой подъёмник внизу – небольшая плотная толкучка на 3-5 минут. Какого-то особенного отношения к русским я не заметил, хотя как-то на креселке сосед, узнав, откуда я, заулыбался и воскликнул: «О, русский! Брат!»

Катаемся до упора, сдаём смарткарты в кассу – за них брался какой-то залог, и на гостиничном бусе возвращаемся в отель. Между прочим, желающих довольно много, и все в один заход в автобусик не помещаются.

Вечером я сажусь в машину и совершаю набег на продуктовый магазинчик за пивом и прочими мелочами. Цены вполне гуманны.

ВТОРНИК, 21 ФЕВРАЛЯ.

Жена пытается меня подбить покататься ещё денёк в Копаонике, но, судя по погоде, Панчичев врх сегодня не откроют. Значит, нечего тут ещё один день делать, к тому же хочется поездить по стране и посмотреть. В итоге Аня и Алиса остаются, а я еду исследовать сербскую глубинку.

С перевала Ярам мне надо спуститься на дорогу 22а (Кральево – Рашка - Косовская Митровица), в сторону, противоположную той, откуда мы приехали; на одометре – 4400км. Буквально через 500м от отеля дорога раздваивается: мне налево, а вправо мы поедем уже в сторону Белграда. Через некоторое время по бокам начинают мелькать разные виллы и апартаменты – вот куда надо было выписывать ваучер! И тут асфальт под колёсами заканчивается.

Спуск 133КБ Пейзаж 115КБ Подъём 100КБ
Спуск на дорогу 22а. Пейзажи по дороге И подъём обратно в Копаоник...

 

 

 

 

 

 

 

То есть вообще. Ощущение не из приятных – горная грунтовая дорога с уклонами по 15%, людей и машин нет, а предстоит спуститься почти на километр по вертикали. Потихоньку ползу вниз, переключив коробку в ручной режим. Если бы в день приезда мы ехали этим путём, то я бы ни за что не поверил, что по такой дороге можно попасть на главный горнолыжный курорт страны. Грунтовка заканчивается через 6 км , и начинается абсолютно новый свежеположенный асфальт, так что есть надежда, что через пару лет и этот подъезд к Копаонику доделают.

Выезжаю на дорогу 22а. Слева в десятке метров – укреплённый блокпост. Похоже, сказывается близость Косово – до него не больше трёх километров. Сам я еду вправо и через 13 км приезжаю в городок Рашка, В нём – резкий поворот налево, и ещё через 21 км по долине между гор я в городке Нови Пазар. Где-то тут должен быть нужный мне поворот. Переехав на другую сторону речки, через некоторое время обнаруживаю достаточно невзрачную табличку с надписью, извещающей о том, для катания на лыжах в Голии надо свернуть влево и проехать 34 км .

Небольшое отступление: сербы предпочитают называть свои горнолыжные курорты не идентично ближайшему городку, а по названию горного массива, что создаёт определённые трудности с ориентированием. В данном случае из информации из Интернета вытекало, что в горах Голии катаются в двух местах. Мне, по большому счёту, по барабану, в которое из них ехать, так что пусть курорт, не установивший большой и смачный указатель, недосчитается одного из потенциальных клиентов.

Дорожка явно рассчитана на обитателей окрестных деревень, попадается даже один подозрительный деревянный мостик. Вдоль дороги – прямо как у нас – периодически попадаются ларьки с сигаретами, пивом, чипсами и прочей дребеденью. Вскоре начинается довольно интенсивный подъём в гору. Подбираю голосующего спиногрыза лет 13-ти, уныло бредущего в гору с рюкзачком за спиной, видимо, из школы. Когда пацан осознал, что забрался в машину к иностранцу, то тут же максимально съёжился, стараясь как можно дальше отодвинуться к двери. Однако вскоре адаптировался и даже попытался что-то мне рассказать, но язык в школе, похоже, изучать ещё не начал. С продвижением в горы солнце, ярко светившее всё время, пока я перемещался по долинам, снова нырнуло в плотные облака. Вскоре пацан вылезает, заканчивается всё жильё вдоль дороги и начинает появляться снег. Здесь опять абсолютно новый свежеположенный асфальт.

Наконец я КУДА-ТО приезжаю – дорога заканчивается разворотной площадкой. Никого не видно. Тишина такая, что, кажется, можно резать ножом. Снова сажусь в машину и въезжаю в открытые ворота среди елей. Ага! Справа отельчик с парковкой перед ним, а вдалеке между деревьев мелькает бугель. Определённо здесь идеальное место для фанатов тишины и покоя.

Надеваю лыжи и подкатываю к нижней станции бугеля. Горка абсолютно плоская, но мне из-за ёлок видно только самый низ, поэтому есть надежда, что дальше будет круче. На вопрос, сколько стоит, мужичок предлагает мне сначала сделать пробный спуск. Ну что ж, ОК. Поднимаюсь. Оп-па…оказывается, то, что было видно снизу – это всё. Мама дорогая, да я тут только, если активно махать палками, доеду донизу…как идиот…с рюкзаком с подвеской для лыж…на ногах Монстры…клоун, блин, фрирайдерский!

Вправо с вершины уходит та самая горка, на которой я рассчитывал покататься, с перепадом 300 метров , но бугель, обслуживающий её, наглухо стоит. Вряд ли его запустят только из-за меня. А так – ничего, на глаз градусов 18-20, шириной метров 20 среди ёлок. Даже наверху снег очень тяжёлый и липкий, очень влажно, по небу ползут низкие тучи. Всё это в совокупности настраивает на минорный лад. Гружусь в машину и несолоно хлебавши еду домой.

Обратная дорога проходит без приключений. Наездил за день 172 км . Пока меня не было, девушки покатались в своё удовольствие, сначала на лыжах, а потом ещё и на снегоходах и квадроцикле. Алиса была в восторге.

СРЕДА, 22 ФЕВРАЛЯ.

В 10 часов отъезжаем от отеля ( 4572 км ). Валит густой снег, но дороги чистят. Едем третьим вариантом, слава богу, тут с асфальтом всё в порядке. В какой-то момент снег вокруг резко сменяется травой, а сверху начинает лить конкретный дождь.

Через 10 км от Копаоника выезжаем на дорогу 22 и сворачиваем в сторону Кральево. Сначала у нас по плану – поездка в Гоч. Там тоже должно быть катание: курорт Dobre Vode , где есть горка с перепадом 360 метров . Поворот туда по нашей крупномасштабной карте – через 10 км , в атласе Европы этой дороги нет. Посмотрим…

Стоит свернуть на Гоч, как буквально через 200 м вместо асфальта под колёсами оказывается грейдер ужасного качества – езда по нему возможна со скоростью не более 30 км в час, и при этом сердце кровью обливается за машину. И вот так нам ехать 27 км ? В объезд, по основным дорогам – впятеро дальше. Нет уж, увольте, обойдёмся без Добре Воде.

Переходим к следующему пункту программы – монастырю в Студенице. Поворот к нему – ещё через 5 км в сторону Кральево в городке Ушче. Пока жена бегает в магазин, я пытаюсь выяснить, проедем ли мы насквозь мимо монастыря в Иваньицу – это бы здорово сократило дорогу. Мужик объясняет (по-русски, он служил где-то в СССР), что проедем, но как-то неуверенно он это делает.

Вход в монастырь 206КБ
Вход в монастырь
Монастырь 151КБ
Монастырь в Студенице

До монастыря 12 км – великолепный асфальт, но сама дорога – сплошной серпантин в стене ущелья высоко над рекой. На дорогу местами со склонов выкатываются валуны, так что ухо надо держать востро. Добираемся до места в 12:10/4636 км. Это – одна из древнейших и наиболее почитаемых святынь Сербии, памятник ЮНЕСКО. Монастырь действующий, построен в 1183-1196 годах. Ко входу к ограде ведёт дорожка, мощёная каменными плитами. Церковь внутри, похоже, осталась такой, какой её изначально построили. Многие изображения и скульптуры затёрты до полной невидимости. Тихонько всё осматриваем, я, пользуясь отсутствием людей, делаю внутри пару фото.

Как ни странно, на этот раз именно жена подбивает меня попытаться проехать насквозь в Иваньицу, а не возвращаться на основную дорогу. ОК, попробуем. Сначала всё идёт хорошо, но километра через 4 после монастыря за очередной деревней асфальт заканчивается, и нашему взору предстаёт раскисшая глиняная дорога, круто поднимающаяся в гору. Мне сразу становится ясно, что это облом, и мы возвращаемся в Ушче (4657км/12:36).

Дорога всё время вьётся по ущелью, повторяя все изгибы речки Ибар, и только километров за 5 до Кральево вырывается на равнину. Один раз меня останавливает полиция и проверяет документы. Погода по мере продвижения налаживается, и выезжаем мы из Кральево в сторону Чачака уже под голубым небом и ярким солнцем. Перед Чачаком - развилка. Направо – на Белград, налево – на Ужице. Объезжаем Чачак, довольно большой город, по объездной, и снова дорога втягивается в горы. По дороге то и дело попадаются съезды на разнообразные монастыри, коих тут великое множество. На реке, вдоль которой идёт дорога, несколько плотин, образующих очень живописные озёра. От Чачака до Ужице 59 км , но только половина из них позволяет поддерживать более-менее высокую скорость движения: не так серпантинисто, и есть возможности для обгонов.

Ужице – довольно большой городок – мы цепляем с краю, и дорога опять начинает уходить в горы. Справа на неприступной скале видны остатки крепости. Ещё через 25 км мы подъезжаем к центру национального парка Златибор – посёлку Партизанске Воде (4830км/15:15). Сплошные пансионаты, виллы и отели – место курортное. А вдали чётко виднеется цель нашего визита – скицентр Торник. Это заросшая лесом гора, на которой даже отсюда хорошо виден характерный узор из просек: потоньше и попрямее – от подъёмников, пошире и кривее – от проложенных трасс. Здесь должно быть 2 подъёмника с перепадом 270 и 350м, и 4 трассы. Я, радостно улюлюкая про себя, чтобы не пугать окружающих, начинаю расспросы местных на рынке, как бы половчее туда подъехать? Сначала меня попросту не понимают – мол, какой ещё Торник? Наконец, одна из женщин выдаёт информацию, от которой я просто выпрыгиваю из тапочек. Оказывается, ещё в 1999 году, во время первых бомбардировок, америкосами был нанесён удар по РЛС, расположенной по гнусному стечению обстоятельств на одной горе с горнолыжным центром. Ну, до кучи сровняли с землёй и его…

Вот уж воистину верна поговорка о том, что пи…, пардон, неприятность крадётся незаметно. Такие нестандартные обломы заранее не просчитываются…

Плотина 150КБ Торник 108КБ Златибор 109КБ
Плотина на Рибницком озере Ски-центр Торник. Бывший... :(( Национальный парк Златибор. Окрестности Рибницкого озера.

Тем не менее, едем туда, чтобы посмотреть поближе на то, что нам не досталось. По дороге – красотиШШа! Рибницкое озеро с изящной плотиной, ёлочки, радуга в небе… Гора, опять же таки, радует глаз горнолыжника. Однако весьма тепло, внизу снега нет вообще, а выше он явно тяжёлый и сырой. Я начинаю задумываться – а не будет ли сегодняшний день полностью изгажен отсутствием катания? Времени уже довольно много, а у нас в наличии только самый запасной вариант, на который я рассчитывал в наиболее глупорозовых фантазиях. Имеется в виду национальный парк Зара, до которого 55 км . Жена уже никуда ехать не хочет, но я закусил удила и пытаюсь обмануть сегодняшнее невезение.

Итак, проезжаем 7 км обратно в сторону Ужице, и сворачиваем вместе с Е-761 налево. 20 км до следующей развилки пролетают быстро, дорога отличная… Судя по карте, через 2 км после перекрёстка должен появится посёлок Кремна. 2 км , 3, 5…нету. Зато заезжаем в длиннейший, метров на 800, тоннель без единого фонаря внутри, да ещё и с поворотами. Если выключить фары, ощущения незабываемые! На выезде из тоннеля остановились подумать. Всё, как на карте, кроме Кремны (да и хрен бы с ней, но в Кремне нам сворачивать…)

Горы какие-то низкие, бесснежные, с картой заморочки, в общем, все потуги оказались напрасны. Таким образом, из-за срыва сегодняшних планов наша сербская эпопея сама собой усохла на день – в первоначальном варианте планировалось заночевать в Партизанске Воде. Теперь надо как можно ближе подъехать к Белграду, чтобы с утра спокойно осмотреть город.

Обратно возвращаемся той же дорогой, оставив в кафе 1000дин/403руб и залив бензина по 85,20/34,4руб (на Лукойле). После Чачака уходим влево по Е-760, жена предварительно вымогает с меня слово остановится в первом же мотеле. Я согласен, но только в приличном. Некоторое время вяло переругиваемся на тему точного определения критериев «приличности». Я, естественно, гну пальцы и настаиваю на комфорте в районе 3*(хочется подъехать поближе к Белграду). Аня хочет спать, и её список запросов существенно короче.

От Чачака до столицы Сербии 122 км . На улице дождь, видимость отвратительная. Похоже, что местность явно не равнинная – полно глухих поворотов, дорога - по одной полосе в каждую сторону. Мотелей всё нет и нет. В одном из населённых пунктов попадаю на радар – превышение на 21 км/час. Вообще это печально – местных денег осталось всего 4200 динар, и я рассчитывал больше ничего не менять. А тут мне с ходу показывают в книжечке с местными штрафами число 4000дин/1612руб. Приходится заводить шарманку, что я завтра уезжаю, что местных денег мало…

Офицер, минуту подумав, светлеет лицом и открывает свой кондуит на другой странице. Так, 2000дин - уже гораздо лучше. Отдаю деньги. И тут мне неожиданно штуку возвращают назад. Типа, бонус. Купите у нас штрафов на 2000 и получите 1000 взад. :о))) Заодно интересуемся, скоро ли мотель. Ответ обескураживает – через 70 км , почти перед Белградом. Охренеть!!!

В машине жена, узнав о насыщенности дорог Сербии отелями, еле удерживается от того, чтобы не загрызть меня. Спасает то, что всё-таки от меня живого в перспективе видна некоторая польза в воспитании детей и формировании семейного бюджета.

В отеле, до которого мы, наконец, доезжаем, видимо, прекрасно осведомлены о своей эксклюзивности, что отражается на ценах. 40 евро за ночь в маленьком номере - для Сербии немало. Сон приходит быстро.

ЧЕТВЕРГ, 23 ФЕВРАЛЯ.

  С утра выезжаем в 9:20/5106км. Белград совсем недалеко, и буквально через 15 минут мы попадаем в пригороды. Ближе к центру движение становится очень плотным, временами замирая вовсе. Ориентируясь по карте из атласа, доезжаем до замка Келемегдан. Пара кругов вокруг в поисках парковки – и место находится прямо у одного из входов.

Вход в Келемегдан 193КБ Стрелка 121КБ Собор 118КБ
Один из входов в Келемегдан Слияние Савы и Дуная. Собор Святого Саввы

Заходим в замок. Впечатляющее сооружение. Не чета всяким там мелким европейским крепостям. Огромные толстенные стены, рвы перед ними. Сверху открывается великолепный вид на слияние Саввы и Дуная – я сразу вспоминаю нашу нижегородскую Стрелку: слияние Волги и Оки. Жаль только, что над Белградом висит туманная дымка.

На осмотр замка, видов и большой выставки трофейной техники 2 мировой войны уходит примерно 1,5 часа. Затем смещаемся в центр, на пешеходные улочки. Машину оставляю на платной парковке, но кому и сколько платить – непонятно.

Жена прельщается шопингом, а я хочу походить по округе, найти информационный центр и оглядеться. Алиса, слава богу, выражает желание пойти с мамой, а не со мной, и мы разделяемся.

Белград лично мне нравится больше и Софии и, тем более, Бухареста. Влияние социалистического прошлого практически незаметно. Нахожу инфоцентр в подземном переходе, там и разживаюсь планом Белграда с указанием туристических объектов. По моей просьбе сотрудники рисуют на плане местоположение собора Св. Саввы – самого большого православного храма в мире. Однако! Находится довольно далеко отсюда – придётся нарезать изрядный крюк. Заодно пытаюсь узнать адрес китайского посольства – насколько я помню, оно изрядно пострадало во время бомбёжок Белграда американцами, и там имеется газовый баллон, взрывом насаженный на ограду. Его мне очень хочется сфотографировать.

В назначенное время встречаемся с семьёй, закупаем сувениры и возвращаемся к машине. Только трогаемся – тут же, откуда ни возьмись, выскакивает служащий стоянки и начинает активно хотеть деньги. Но поскольку хочет он их только на сербском, а других языков не знает, то я успешно туплю, делая вид, что напрочь его не понимаю (динаров осталось мало!). Вскоре охраннику надоедает, и он машет на нас рукой.

Доезжаем до собора Св. Саввы. Припарковаться – нереально. Справа проходят трамвайные пути, вставать на них явно вредно для целостности машины, плюс ко всему практически напротив собора стоят два полицейских, лениво поглядывая по сторонам.

Я и дерево 159 КБ
Прикольное дерево и я под ним.

Приходится заехать почти на остановку, переползя довольно высокий бордюр, и прикинуться шлангом, открыв багажник и озадаченно бродя вокруг машины с колёсным ключом в руках. Пока я изображаю идиота, жена быстренько переходит на другую сторону и делает насколько фотографий. Уф, вроде бы всё, можно ехать!

Едем мимо стадиона Црвена Звезда и в тихой и зелёной части Белграда, застроенной особняками за высокими заборами, находим по адресу китайское посольство – абсолютно целое. До меня доходит, что после бомбёжки хитрозадые китайцы сменили дислокацию, а адрес мне, естественно, дали уже новый. Теперь стали понятны недоумённые взгляды продавщицы в книжном – на китайца я похож мало… :о))

После бомбёжки 153КБ
Разбомбленные здания в центре Белграда

Возвращаемся в центр, на улицу Князя Милоша, где издали уже видели порушенные здания. Сербы специально ничего не делают с руинами, и впечатление шокирующее. Как только представляешь себе, что вечером на самый центр европейской столицы, на одну из главных улиц, где обычно полно людей, падают бомбы… Американцы – уроды!

Проехав насквозь почти весь Белград, выезжаем на мост через Дунай в сторону Панчево, Врщака и дальше – Румынии (5165км/14.50). Кстати, с указателями в городе – напряжёнка, и перед тем, как ехать, я тщательно просматриваю маршрут на карте. Несмотря на отличную дорогу (2 полосы в каждую сторону с отбойником посередине), народ отжигать не торопится, все едут 90-95км/ч, и я тоже. После Панчево поток машин редеет в разы, а дорога становится обычной двухполоской, впрочем, вполне хорошего качества.

В магазинчике по дороге тратим оставшиеся динары и в 16.15/5257км оказываемся на границе с Румынией, погранпереход Ватин. Сербам от нас нафиг ничего не надо, румыны, как обычно хотят бабла, но по сравнению с сиретскими вымогателями они просто дети малые. Приходится только заплатить 2 евро за дезинфекцию. На протяжении всей территории погранперехода висят плакаты в стиле «А ты не забыл купить виньету?!» Я её всё-таки мстительно не покупаю. Стикер у меня на стекле есть, остался от первого въезда, а сроки его действия есть только в квитанции, которую в случае возможных вопросов со стороны полицейских я успешно потеряю и буду тупить.

Выезжаем с поста в 16.33, пока ещё светло, тороплюсь уехать подальше. Первый крупный город по дороге – Тимишоара. Я подсознательно ожидал увидеть что-то вроде обшарпанного гетто с бараками, между которых бродят унылые чумазые шахтёры – восстание в Румынии началось именно здесь. Однако городок вполне обычный. Удивило довольно большое количество панельных девятиэтажек – я думал, что это сугубо российское ноу-хау.

Останавливаюсь спросить дорогу на Арад, заодно меняю у аборигенов 20 евро по 35 лей, т.к. оставшихся румынских денег нам явно не хватает на ночлег. Аборигены явно остались довольны.

От Тимишоары до Арада дорога неплохого качества, движение достаточно интенсивное. Стемнело. После Арада качество трассы заметно ухудшается. Периодически встречаются очень плохие участки. Мотелей по дороге совсем мало. Один попадается немного не доезжая Орадеа, следующий – в самом городке. Останавливаемся в нём. Ужин был ничего, а вот ночлег за 85 лей – самый паршивый за всю поездку. Маленький прокуренный номер, в котором подойти к кровати на практике можно было только со стороны спинки.

ПЯТНИЦА, 24 ФЕВРАЛЯ.

 Задерживаться в этом мотеле совсем не хочется, и я поторапливаю своих. После Орадеа 37 км до Sacueni – просто какая-то засада! Похоже, дорогу тщательно бомбили, причём особенно злобствуя в населённых пунктах. Быстро ехать нереально, кое-где скорость падает до 5-10 км/час, иначе передвигаться без риска оторвать что-нибудь невозможно. Потом наступает некоторое улучшение, но всё равно без крайней необходимости ездить по северной Румынии я бы никому не посоветовал.

 545КБ
Маршрут возвращения по Румынии

В Сату Маре тратим последние леи на заправке на бензин и сок. Через 19 км после городка – поворот на Хальмеу, где нужный нам погранпереход. К нему подъезжаем в 11:17/5657км. Имеется небольшая очередь примерно из десятка машин, поэтому прохождение границы длится 34 минуты. Предпринимается вялая попытка развести нас на 2-3 евро, не помню, за что. Я прикидываюсь шлангом и ничего не понимаю, а мужик не больно и настаивает. Укрепляюсь в мысли, что все поборы на румынских границах – некая разновидность бизнеса для набивания собственных карманов.

К украинцам попадаем в 11:51. Эти показали себя с худшей стороны. Отогнали в сторонку и заставили пересчитать и переписать все денежки, перерыли барахло в поисках контрабандного спиртного и колбасы –скоропортящиеся продукты ввозить нельзя. Злило лицемерие – таможенник с извиняющимся видом приговаривал что-то типа: «Ну вы же знаете, у нас работа такая…наверное, обойдёмся без…нет, давайте всё-таки посмотрим..» И смотрел ну просто всё, что можно. Этот козлина отнял у меня почти час светлого времени, за которое я бы проехал дополнительно километров 100 минимум.

Наконец в 12:44 с облегчением покидаем территорию погранперехода Дьяково. Если абстрагироваться от качества дороги, то, исходя из расстояния, во Львов можно поехать двумя вариантами. Первый, основной – через Мукачево, Нижние Ворота, Стрый и далее по Е471. Но его я решаю задействовать в планировавшейся тогда летней поездке в Хорватию, а сейчас выбираю альтернативный, проехать которым в другой раз вряд ли представится возможность. Итак, у нас впереди Хуст, Межгорье, Долина, Стрый и далее.

В Хусте заливаюсь на 120 гривен и отправляюсь штурмовать Карпаты. Ну что сказать – дорога, мягко говоря, так себе. Качество колеблется от средне до омерзительно. Где-то после Межгорья кусок полотна просто снесён оползнем. Разочарование ещё и в том, что, несмотря на солнечный день, каких-то суперкрасивых видов по дороге не наблюдается. Плюс только один – движения по дороге практически нет. Первые намёки на трафик появляются после Долины, крепнут после Болехова, и достигают апогея в Стрые, после выезда на трассу Львов – Ужгород. Ужас! К тому же по мере приближения ко Львову качество покрытия неуклонно ухудшается. Объездная Львова – кошмар. Двухполоска, запруженная фурами, тягуны, на которых запрещён обгон, ямы… Я с надеждой жду поворота на Е40, на Ровно – Житомир – Киев. Сворачиваем туда уже в 17:43/5976км, заправляемся.

Это просто какое-то глумление над водителем и машиной. Идеальная дорога… Разгоняешься до 120-140, наслаждаясь тишиной и ровным асфальтом… И через минуту попадаешь на участок дороги длиной метров 50, который испещрён ямами, не поддающимися объезду. Ладно бы один раз. Ну два… Ну десять, в конце концов. Но так продолжалось 220 км до самого Ровно! Сначала я терпел, потом матерился, после уже истерично хихикал…

Когда стемнело, уворачиваться от ям стало практически невозможно. Ехать в режиме «каждые 50 секунд тормозим до 10 км/ч» моя психика не выдержала. В итоге до Ровно я несколько раз пробил подвеску до ощутимых ударов в кузов. Сердце кровью обливалось.

После Ровно стало получше, хотя и продолжали попадаться на дороге отдельные сюрпризы. Сел на хвост Фокусу, уверенно идущему 140-150. В какой-то момент тот резко тормозит, но почти сразу снова нажимает на тапочку. Вижу причину – с разделительной активно машут полосатой палкой. Форд, гад, уезжает. Я продолжаю тормозить, пролетаю вперёд метров на 300. И тут меня берёт злость. Какого хрена? Форд уехал, а я сейчас буду тратить драгоценные минуты на тупые разборки? Тем более, что мои номера, покрытые грязью пяти стран, разглядеть было нереальным. Да пошли они! Гнаться за мной никто не стал.

За Житомиром мне достаётся прямо-таки нереальный лидер. Чувак на чёрном сотом Крузере валит по ночной дороге 180, распугивая всех. Мне страшно, но соблазн выиграть немного времени слишком велик, и я пристраиваюсь метрах в 200 сзади. Пару раз его тормозят менты, но судя по быстроте, с которой он снова вырывается вперёд, в дело идёт или крутая ксива, или же сумма, вид которой сразу снимает дальнейшие вопросы.

В Киеве мы в 23:30/6512км. Заправляюсь на последние 145 гривен, хотя гораздо выгоднее сделать это, выехав из города. Просто бак уже почти сухой.

Попетляв по городу, незаметно для себя выезжаем через Бровары. Контраст разителен. Дорога практически абсолютно пустая, ровная, просто песня. Супруга очень настойчиво заводит тему ночлега. Ладно, будем выглядывать…

Информация для путешественников – поспать на участке от Киева до поворота на Кролевец и дальше негде. Первая мини-гостиница есть на повороте на Нежин – но там всё занято. Следующая – образец совкового сервиса для дальнобойщиков – только на развилке на Конотоп. На ночлег там встаём в 2:00/6737км, обходится он в 60 гривен за 4-х местный прокуренный номер без удобств, + 10 гривен за стоянку во дворе.

СУББОТА, 25 ФЕВРАЛЯ.

  Утром выехали довольно рано, и через 127 км в 10:10 уже были на границе с отметкой на одометре 6854 км . Хохлы всё проделали довольно быстро, правда, сознаюсь, рискуя вызвать огонь критики, что дал таможеннику два евро в ответ на намёки о том, не тороплюсь ли я, и не хочется ли мне пройти углублённый досмотр. Зато наши не торопились никуда. Сличали номера, проверяли по базе данных, при этом ухитряясь везде создавать очередь, хотя на границе машин было штук семь, не больше.

Перевели стрелки на час вперёд и выехали в 11:50. По дороге туда М3 мне абсолютно не понравилась, поэтому я поехал по Е93 мимо Железногорска и дальше по М2 через Орёл в сторону Тулы. Пока не выехали на М2, движение было очень незначительным, гаишники тоже отсутствовали. На М2 стало плотненько. На орловской объездной практически перед нами произошло страшное лобовое столкновение – десятка вылетела на встречку и залетела под КаМАЗ. Останавливаться не стали – из ближайшего кафе уже бежали люди, и останавливались другие машины. А через десяток километров нам в лоб вышел камикадзе на шестёрке, причём, сволочь, сделал это осознанно. Он даже не то что закончить обгон не успевал, он только успел полностью нам навстречу выехать. Пришлось по заснеженной обочине на скорости около 100 от него уворачиваться. После этого я серьёзно поругался с женой. Она пыталась вступиться за этого деятеля – типа, мало ли какие у него могли быть обстоятельства. А я никак не мог понять – какие обстоятельства могут оправдать человека, которые только что чуть не угробил тебя, твоего супруга и твоего ребёнка?

Как обычно, хотелось проехать какой-то нестандартной дорогой. Хотя я уже много раз получал геморрой при реализации этого желания, тем не менее, искушение всегда слишком велико. В этот раз я свернул с М2 в Плавске, рассчитывая проехать так: Плавск-Тёплое-Киреевск-Новомосковск-Михайлов и далее через Рязань. Обломился я быстро, уже через 10 км от Плавска. В деревне Сорочинка дорога закончилась – оказалось, что зимой участок от Сорочинки до Тёплого просто не чистят. Пришлось возвращаться на М2 и ехать дальше через Тулу.

На подъездах к Туле был два раза оштрафован – за обгон и за скорость. В Тулу свернул на Новокалужское шоссе. У меня был припасён региональный атлас, и в нём в принципе чётко прописано, как Р-132 идёт через город и дальше на Венёв. В самой Туле с указателями не очень, и карта здорово выручала. Подколка была только одна – после моста через Упу показанная на схеме улица для проезда просто отсутствовала, пришлось объезжать этот участок по параллельным.

После Тулы первые километров 15 создалось впечатление, что дорогу здесь прокладывал пьяный в сосиску проектировщик – такие петли по деревням она закладывает. Качество так себе, почищена плохо, хорошо хоть, что мало машин. После Венёва при неизменно малом трафике состояние дороги стало более приемлемым и оставалось таковым до Рязани.

В Рязани меня ещё раз поймали на радар. Город поразил коварством, с которым дорожники разместили указатели транзитного проезда на Нижний Новгород. На ключевых перекрёстках никаких табличек нет. Попетляв и расспросив местных, наконец сворачиваешь на нужную улицу и оп-па: метров через 100 на столбе висит знак. Мало того, на следующем столбе он дублируется, при том, что никаких вариантов заехать не туда нет и в помине. Создалось впечатление, что кому-то очень хотелось устроить водителям угадайку: выбрал случайно правильный поворот – через 100 метров получи бонус – подтверждение того, что нужной дорогой едешь!

74 км после Рязани по Р123 до Спас-Клёпиков по лесам тоже впечатлили. Было полное ощущение, что участвуешь в ралли, или, например, спускаешься по горнолыжной трассе. Заснеженная лесная дорога, полностью состоящая из сопряжённых поворотов. Прямых участков – раз-два, и обчёлся.

От Спас-Клёпиков до Нижнего пошли уже знакомые места, и неожиданностей они не принесли. Подкрепившись в кафе под Мелёнками и жадно посмотрев российские новости (3 недели были лишены доступа к масс-медиа на русском!), около полуночи с общим пробегом 7915 км мы финишировали возле дома.

Бюджет всей поездки, от двери до двери, составил 2503 евро, включая 316 евро, потраченные на предварительную подготовку (визы, поездки за ними, грин-карта и т.д.).

на главную страницу: