ЧЕТВЕРГ, 16 ФЕВРАЛЯ.
Наш маршрут по Болгарии |
Привет, Болгария! Добродушно улыбающийся пограничник забирает наши паспорта и выдаёт иммиграционные карточки. Там – милая сердцу кириллица.
- На каком языке заполнять?
– А-а, пишите по-русски!
Это мы умеем - справляемся быстро, и с пожеланием хорошо отдохнуть едем до следующего шлагбаума. Дремлющая девушка без алчного блеска в глазах неспешно продаёт нам стикер для пользования болгарскими дорогами – и за 4 евро наш лобовик украшается ещё и синим прямоугольничком с датами. Следующая будка - санитарный сбор, однако в ней никого нет. Не больно-то и хотелось, и, потоптавшись возле с минуту, я еду дальше. Последним меня останавливает таможенник. Ему скорее хочется поболтать, чем лезть ко мне в багажник, Ну что ж, почему бы не сделать приятное – пару-тройку минут делюсь с ним нашими планами и впечатлениями. И вот путь в Болгарию открыт. После Румынии непроизвольно начинаешь озираться – кому бы дать ещё немного денег… :о))) На одометре – 3190 км , на часах 00:20.
Въезжаем в Русе. Есть указатели на мотели, но в наших планах – подъехать поближе к Софии, до неё от границы 300 с лишним км, и откладывать их на утро неразумно, надо проехать хотя бы половину. Едем по Е85 в сторону Бялы и Плевена, дорога очень хорошего качества, 2-3 полосная, машин практически нет. Нам везёт – одна из редких встречных машин моргает фарами. На всякий случай я сбрасываю скорость перед появившейся деревней до 50 км/ч – и не зря! Стоят, голубчики, караулят! Уроды, блин, алчные. Счётчик отщёлкивает километры, глаза начинают слипаться. А мотелей всё нет и нет. С нетерпением ждём Бялу – довольно крупный город, значительная развязка на Тырново – должно же что-то быть для тех, кто в пути... Фигвам! Город в стороне от дороги, и нет никаких указателей на гостиницы. Ехать же в 2 часа ночи в незнакомый город и пытаться найти жильё – пустая затея. Щипая себя, и другими способами борясь со сном, еду дальше. Ни-че-го! В какой-то момент я понимаю, что всё, пора заканчивать. Жена вне себя: ей хочется тёплую постельку и уютный туалет, но дальше ехать просто опасно, и я, свернув в какую-то деревню, становлюсь рядом с домами. Однако наш приезд серьёзно возбудил окрестных тузиков, и на их истеричное тявканье выходит местный житель с фонариком. «Да пошёл бы ты!» - формируется мысль в засыпающем мозгу. Жена не столь категорична, и на русском сообщает в ночь, что мы тут, мол, просто поспим недолго и уедем. Крестьянин, так и не издав ни звука, уходит. Всё понял, полиглот. :)) (3372км/3:00)
Спать в машине – не верх комфорта, я просыпаюсь в 6:55, чувствую себя вполне отдохнувшим. На улице светло, пора ехать! Девушки продолжают спать, а я выруливаю теперь уже на Е83 и мчусь в сторону Софии. Миную просыпающийся Плевен – чё-то отелей тоже не видать, по крайней мере, прямо у дороги. Вскоре начинается автобан, примерно тогда же просыпается семейство. Ввиду раннего часа и отсутствия местного бабла сворачиваем на заправку и завтракаем прямо в машине сухпаем, потом двигаем дальше. Качество асфальта отличное, дорога прорезает тоннелями невысокие горы. Не напрягаясь, иду 140, надеясь, что, как и в прочих странах, на автобанах обычно скорость не меряют. Впрочем, остальные участники движения двигаются не быстрее 100-110км/час.
В Софию въезжаем в 9:00/3512км. До центра добираемся по маленькой схеме у меня в атласе. Заприметив обменник на ул. Князя Александра Дондукова, иду и меняю в нём 400 евро по 1,95лева/евро. Выехав на площадь Независимости, сразу сворачиваем направо, на платную парковку, которая стремительно заполняется. Постоять стоит 2лева/час. В ближайшем ларьке покупаю карту Софии и карту Болгарии – и та, и другая по 4 лева. Идём осматривать Софию.
Церковь Света Петка Самарджийска | Некисло живут болгарские менты! :)))) | Парламент |
Где-то прямо тут должна быть, судя по схеме, церковь Света Петка Самарджийска конца 14 века. Замечаем её не сразу – дело в том, что над землёй торчит только кусочек крыши, а само здание находится под землёй, так сказать, инсталлировано в подземный переход. Оригинально! Напротив, на другой стороне площади – здание Народного собрания. Мимо ротонды Свети Георги и Национального археологического музея идём в сторону собора Александра Невского. Собор велик и красив. Рядом – Вечный огонь, возле которого официальная делегация из какой-то жаркой страны возлагает цветы. От собора Александра Невского – на площадь Народного собрания, где стоит памятник «Царю-освободителю». Имеется в виду Александр II . Приятно! Позади памятника виднеются горы – с юга к Софии вплотную подступает горный массив Витоша.
Собор Александра Невского | Памятник Александру II | Кирилл и Мефодий |
Делаем небольшую петлю, чтобы посмотреть памятник Кириллу и Мефодию на ул. Васила Левского. Собственно, на этом программа осмотра исторических достопримечательностей практически исчерпана. В какой-то момент Алиса от нас отстаёт. Обнаруживаем её хлюпающей носом над мёртвым голубем. Я в ужасе – на горизонте явственно замаячил призрак птичьего гриппа. Как можно быстрей уволакиваем скорбящую девицу от потенциального источника заразы и возвращаемся к машине. Стараемся идти несколько другим путём, чтобы побольше увидеть.
София совершенно чётко несёт на себе черты эпохи развитого социализма. В целом похоже на Москву без кремля, да масштабы меньше.
Лев у Вечного огня. |
Времени ещё вполне хватит, чтобы поехать покататься на Витошко Лале – ски-регионе в том самом горном массиве рядом с Софией. Продираемся из центра в нужном направлении. Езда по центру – мучение, улочки узенькие и практически все с односторонним движением. К тому же часть из них перекрыта по случаю какого-то мероприятия. Всё-таки в итоге грамотно выворачиваем на ул. Черни върх, пересекаем объездную и начинаем подъём. Конкретный поворот на дорогу, ведущую наверх, лучше спросить у местных – абсолютно неочевиден. Неподалёку – нижняя станция кабинного подъёмника для тех, кто не хочет добираться на машине.
Ясен перец, это не про нас. Довольно долго пилим вверх по серпантину, плохо почищенному после недавнего снегопада. Между прочим, уже в самом низу висит знак, извещающий, что в пятницу и выходные движение наверх закрыто. Могу себе представить, сколько желающих в уикенд покататься на лыжах.
Наконец, возникает развилка, возле которой стоит указатель на подъёмники. На открытых местах, между прочим, довольно сильно метёт, невзирая на солнечную погоду.
Ещё метров 300, в том числе резко под гору, и мы на парковке у нижней станции парнокреселки: 3537км/12:30. Опаньки! Удачно приехали: с 12:30 как раз продаются билеты на вторую половину дня. Стоят 12 левов на нос. Насчёт детей ничего не написано, поэтому я просовываю голову в окошку и спрашиваю:
Витошко Лале. Нижний участок трассы. |
- Надо платить за детёныша или нет?
-А сколько ей лет?
Я, естественно, исходя из румынского опыта, говорю:
- Почти пять.
Ответная фраза «Конечно, бесплатно» почти не слышна из-за криков возмущённой до глубины души Алисы:
- Мне уже пять с половиной!!! Папа! Я уже большая!
Пытаюсь оценить, насколько кассирша расслышала это заявление, одновременно отпихивая Алису куда-нибудь подальше. В общем, обошлись без детского билета. Послеобеденное катание на одного взрослого обходится в 12 левов.
Как выяснилось из купленной за 1 лев схемы, мы сейчас находимся у парнокреселки Лалето, первая очередь которой поднимает с 1525 м до 1900 м (перепад – 375 м ), а вторая – почти на вершину Голям резен, до высоты 2125 м . Если бы мы не свернули с основной дороги, а проехали бы на машине на пару километров дальше, то попали бы на базу Алеко на Витоше. Регион катания здесь один, общий, а вот скипассы раздельные, на три бугельных подъёмника Алеко(перепад на них около 270м), и на креселку Влек Иван придётся покупать отдельные абонементы.
Схема трасс ски-региона Витошко Лале |
Вершины гор скрывают облака. Поднимаемся на креселке, и после первого же перегиба начинает задувать не по-детски. Ближе к промежуточной станции иногда налетают такие порывы ветра со снегом, что вокруг ничего не видно, а сиденье заметно раскачивается. Соответственно абсолютно по делу закрыта вторая очередь. К сожалению, отсюда следует, что переехать в район Алеко на Витоше на лыжах у нас не получится – это возможно только с самого верха. Гора весьма жёсткая – снежные пушки работают даже сейчас. Народу, несмотря на будний день, тоже довольно много – сказывается близость большого города. Сама трасса безо всяких скидок красная, нижняя часть вообще весьма крута. Желающим поупираться в буграх можно спуститься под креселкой. Алиса себя чувствует на таком жёстком снегу совсем некомфортно, но мужественно ездит.
Нам лениво снимать лыжи, чтобы перебраться ещё куда-то, опять же – спали сегодня мало. Поэтому, покатавшись до 15:10, собираемся и отбываем в Самоков (ударение - на первом слоге) – городок, где намечено прожить ближайшие три дня. Для этого возвращаемся на объездную Софии. Я наивно представлял себе что-то вроде МКАД. Ничего общего – по одной полосе мерзкого качества в каждую сторону, плотный трафик, грязные обочины в ямах. Съезды с объездной никак не обозначены – как хочешь, так и ориентируйся. По счастью, полицейские, у которых я спросил дорогу, стояли как раз на нужной развилке.
82-я дорога почти сразу же ныряет в горы. Первые километров десять качество покрытия – просто ужас, там и сям разбросаны дыры в асфальте с острыми краями. Потом становится легче. Через 27 км от объездной слева появляется красивое горное озеро Искър. Вдоль берега – множество турбаз, дач и пансионатов. Вдоль озера едем 10 км , и вскоре дорога выныривает на плато. Последние 7- 8 км – уже по ровной и прямой дороге.
Самоков (3612км/17:30) изначально был намечен для проживания, потому что цены тут на всё должны быть явно ниже, чем в Боровце, до которого 9 км . Нам доехать на машине – раз плюнуть. Пробуем найти отель по висящим рекламным щитам. Первый выставлен на продажу. Во втором мест нет, но нам дают наводку на только что открывшийся неподалёку новый миниотель «Парони».
Алиса с болгарскими друзьями (владельцы заведения). |
Приезжаем туда. Места есть, всё хорошо. Единственное неудобство – мы первые постояльцы в только что отделанном номере, и он пока не прогрелся. Но нам сулят скидку и мощный воздухонагреватель, и вопрос решён. 4-х местный номер обходится в 60 левов. Вообще Парони позиционирует себя как ресторан, причём ориентированный на местных. По крайней мере, именно об этом говорит реклама, висящая в городке. Поэтому заведению как отелю здесь больше подойдёт приставка не «мини» а «микро» - номеров всего 2 или 3. Впоследствии выяснилось, что тухловато с водонагревателем – воды хватало только на суетливое принятие душа одним человеком. Чаяния поваляться в ванне не сбылись. Машину договорились на ночь убирать во двор и запирать ворота.
Зато вечером дважды испытал ценовой шок. Первый раз от цен в супермаркете, второй – когда пошли ужинать в наш ресторан. Нет, прикиньте: САМОЕ ДОРОГОЕ основное блюдо стоит 7,5 левов!!! Примерно 120 рублей!!! Короче, наелись мы втроём мощно рублей этак на 450 (25 левов, включая чаевые) с пивом для нас и десертом для Алисы. У местного населения заведение тоже пользуется определённой популярностью, вечером играет живая музыка.
ПЯТНИЦА, 17 ФЕВРАЛЯ.
Сегодня – дегустация боровецких горок. Погода отличная, собираемся и едем. Сначала выехали на трассу, по которой вчера приехали в городок, через 5 километров развилка, поворот на Боровец обозначен. Дальше городок Белый Искър и дорога начинает идти в гору. На удивление безлюдно, под колёсами – снежная каша. Расчищено на ширину бульдозера, по краям дороги – снежные отвалы. Я не вполне понимаю, как мы тут будем разъезжаться, если вдруг кто-то поедет навстречу. Однозначно тронуться с места в гору в таком снегу не получится, а перспектива сдавать задом несколько километров просто не обсуждается. Где-то на середине подъёма попадается наполовину улетевший Фольксваген, возле которого прыгают и машут руками парень с девушкой. Извиняйте, ребята, вам тут нужен минимум большой джип, а лучше – трактор, если же мы проявим неуместное участие, то окажемся в заднице уже все вместе. С этими эгоистичными мыслями, стараясь не терять скорости, буксуя, карабкаемся дальше. Я про себя матерюсь: какой, на хрен, раскрученный курорт?! Как они сюда туристов-то завозят? На счастье, никого навстречу не попадается, а через некоторое время выезжаем к парковке, прямо над которой проплывают кресла. Переобувшись, спускаемся к нижней станции, протолкавшись сквозь кучку каких-то ямщиков на санях и таксистов. Начинаю разбираться в обстановке.
Схема трасс Боровца |
Ски-регион Боровец разделён на два района, не соединённых между собой общими трассами – Ястребец + Маркуджик и скицентр Боровец. Скипас есть как общий (можно купить на полдня), так и раздельные (только на весь день). Мы находимся у четырёхместной креселки Ястребец экспресс. И тут встаёт проблема выбора: однозначно надо будет покататься и тут, и там. Но возле кассы болгары, уже накатавшиеся с утра, предлагают локальные скипасы на Ястребец. Естественно, дешевле. Оказывается, самый верх закрыт, типа, из-за ветра, соответственно, 3 бугеля Маркуджик недоступны. Покупаем сначала один скипас за 15 левов вместо 20, через некоторое время ещё один уже за 10. Алиса ездит на халяву. А катание тут хорошее: ФИС-сертифицированная трасса Ястребец-1 – отличная красная с парочкой выполаживаний, на ней вполне можно ставить гигант. Осторожность надо проявлять только в тех местах, где на трассу есть выкаты с соседней чёрной «Фонфон» - там накатаны весьма чувствительные полки, на которых запросто можно улететь. Спуски Ястребец-3 и Попангелов тоже вполне заслуживают внимания. Любители упереться могут спуститься под креслом – но, заехав туда, обрекаешь себя на спуск мелкими поворотами по узкой просеке, раскатанной в бугры. Народу – немного, а на трассах бугров практически нет. Единственный минус – на дворе довольно тёплая погода, и нижние участки очень сырые и тяжёлые. Поскольку гондола Ястребец не работает, на трассе Ястребец-1 надо быть внимательным и не пропустить внизу одно из двух ответвлений к нижней станции креселки. Жена разок пролетела мимо, пришлось ей потратиться на 5 евро (крутая – это самая мелкая денежка, нашедшаяся в её кармане), чтобы вернуться на такси.
Боровец. Трасса Ястребец 1. |
Алиса знакомится с девочкой Дашей из Москвы, которая старше на 2 года и занимается лыжами в Канте. Даша, безусловно, катается быстрее и лучше, но Алиса за ней тянется и старается не отставать. Соответственно почти отпадает необходимость торопить и понукать её на горе.
Коль уж дети тесно общаются, родителям тоже неплохо познакомится, что мы и делаем. В отличие от своей дочери они катаются на сноубордах. Я не ортодокс, мне не приходится бороться с желанием разрубить борд в щепки :о))) - мы с дашиным папой, Сашей, от верхней станции креселки совершаем пеший подъём метров на 100 в гору, чтобы сделать спуск по чёрной Фонфон. Ничего сложного, в чёрные она попала, видимо, из-за небольшой ширины и волнистого рельефа.
Часам к двум я чувствую потребность сменить место, и перебраться в ски-центр Боровец. Народ уже достаточно массово сваливает с горы. Наученный утренним опытом, я быстренько договариваюсь о покупке местного скипасса с рук за 9 левов у накатавшейся девушки. Жена с Алисой остаются с новыми знакомыми посидеть внизу, в кафешке.
Здесь две четырёхместные креселки. Поляна, где они начинаются – самое тусовочное место в Боровце, множество кафе, здесь же – некоторые отели, народу гораздо больше. На трассах тоже. Катание вполне хорошее, только спуски в существенно худшем состоянии, и заметно больше чайников. Параметры всех трасс Боровца можно посмотреть в таблице рядом со схемой катания. Могу сказать, что маркировка вполне соответствует реалиям.
За оставшееся время я вполне успеваю освоить все местные горки, на два завершающих спуска ко мне присоединяется неугомонная Алиса. Договариваемся с новыми знакомыми о совместном ужине – мы завлекаем их к нам в ресторан. Я обещаю заехать за ними на машине, а обратно закажем такси. С учётом разницы цен в заведениях Боровца и Самокова даже такой расклад обещает быть более выгодным, чем посиделки в самом Боровце.
Сегодняшнее катание очень понравилось – за всю поездку это был первый день, когда мы спокойно катались на одном месте, никуда не торопясь и не переезжая.
К восьми часам еду за ребятами. Сначала на вездесущем Лукойле заливаю 55 литров по 1,69 лева/литр. Уже стемнело, и я выбираю несколько другой путь для выезда из города, сворачивая в самом Самокове по указателю на Боровец. Через некоторое время начинаю беспокоиться – что-то долго нет развилки на Белый Искър. …И совершенно неожиданно для себя выезжаю по роскошной асфальтовой дороге прямо к боровецким отелям. Дорога явно не та, по которой ехали утром! Смотрю карту – м-да, мы простых путей не ищем: если секс, то в скафандре стоя в гамаке, если утром едем в Боровец, то через задницу…
Ужин проходит в тёплой дружественной обстановке. Как ни старались, наели и напили все вместе на 72 лева + чаевые. Вызванное такси из Самокова в Боровец обходится ребятам по двойному ночному тарифу в 20 левов.
СУББОТА, 18 ФЕВРАЛЯ.
Сегодня стартуем от Парони довольно рано (9:15/3676км) – в наших планах посещение Рильского монастыря и катание в Банско. Монастырь – главная православная святыня Болгарии, Банско – горнолыжный курорт №1, так что у нас настрой - на получение экстра впечатлений. Выезжаем из Самокова по 62-й дороге по направлению к Дупнице. Через 12 км дорога втягивается в горы – это массив Верила. Но каких-то особых серпантинов там нет, через 13 км горы заканчиваются и оставшиеся до Дупницы 14 км – ровная прямая двухполоска по равнине. В Дупнице, чтобы выехать на трассу №1 (Е79), надо на развилке свернуть вправо и немного проехать в сторону Софии до развязки. Но это не вполне очевидно из указателей, мы сворачиваем влево, за что и наказаны несколькими километрами петляния по местной параллельной дороге. На основном шоссе - многочисленные засады полицейских. Стоят примерно каждые 20 км , меряют скорость, смотрят обгон через разметку. Народ в целом мигает, предупреждает. Без потерь добираемся до Кочеринова, где поворот на Рилу и монастырь. От поворота открывается великолепный вид на горный хребет Рила. Погода – просто чудесная, тепло, солнечно и безветренно.
Вид от поворота на Рильские горы |
Где-то неподалёку природная достопримечательность - стобские пирамидки. Такая забавная форма рельефа в виде 5-10 метровых конусов. густо покрывающих дно большого оврага. Но до них, судя по описанию, примерно 1,5 км пешком, а нам уже поджимает время, поэтому пирамидками с сожалением жертвуем.
После городка дорога уходит в живописное ущелье в скалах. Видимо, здесь довольно большой поток туристов, потому что то и дело мелькают кафешки, рестораны, в том числе со свежей форелью (если верить завлекающим надписям). Тем временем поднявшееся солнышко делает своё дело – на пути то и дело попадаются осыпавшиеся камни самых разных размеров, подмытые растаявшим снегом.
До монастыря от Е79 28 км , из них 20 – серпантин по ущелью с бодро журчащей внизу речкой и редкими деревеньками. Чем ближе мы подъезжаем к цели, тем больше на склонах снега. На дорогу сходят лавинки, местами полностью перекрывая проезжую часть. На глаз – объём 3-4 кубометра. Не хотелось бы получить такой в бок машины – можно и улететь в ущелье… Навстречу попадается монах с лопатой – он идёт и расчищает дорогу для машин. Наконец мы у входа в монастырь. Парковка стоит 4 лева, слава богу, туристов пока очень мало.
Рильский монастырь, основанный в Х веке – пожалуй, один из самых основных объектов к посещению в Болгарии. К Х I Х веку его изрядно разорили, поэтому современный вид он приобрёл за последние 200 лет. Благодаря этому всё выглядит достаточно свежо и хорошо сохранилось. Стены извне вполне могут играть роль крепостных, внутри же они полностью заняты кельями.
Вход в Рильский монастырь. | Церковь успения Богородицы внутри монастыря. | Так выглядит стена Рильского монастыря изнутри. |
Фрески |
В центре внутреннего двора – церковь Успенья Богородицы, вся украшенная изумительными фресками снаружи, а внутри, кроме того, великолепной резьбой. Есть при монастыре и музей. Пользуясь временным отсутствием туристов и паломников, всё осматриваем, снаружи снимаем. К моменту, когда мы выходим из монастыря, на парковку начинают один за другим подкатывать набитые туристами автобусы. Делаем заход на расположенную тут же сувенирную лавку, потратив там 25 левов.
Возвращение на Е79 проходит без приключений, следующие 21 км от Благоевграда до Симитли, где поворот на Банско – двухполоска отличного качества. Справа в долине стремительно течёт река Струма, слева видны заснеженные вершины Рильских гор. После поворота в Симитли дорога втягивается в по ущелью в горы и становится заметно хуже. Рильские горы – по-прежнему по левую руку, а справа – уже массив Пирин, на склонах которого и катаются в Банско. От поворота с Е79 до места 39 км . Последние 4 км непосредственно от трассы до Банско – ужас, яма на яме. Очень много машин, бусы подвозят туристов, и не только - похоже, болгары тоже очень любят кататься в Банско.
(3874 км/13:00) Все парковки вблизи нижней станции подъёмника – платные, за 4 лева размещаемся в загончике, обнесённым досками, практически напротив. Скипасы на вторую половину дня обходятся по 35 левов на взрослых, и 23 за Алису – что ж, цены, по крайней мере, в Банско вполне европейские. Здесь бесконтактные смарткарты, за них берут депозит: то ли 4 то ли 5 левов.
Основное катание начинается с Бъндеришки поляны на высоте 1635 м , именно сюда поднимает кабинный 6-местный современный подъёмник. Считается, что Банско – самый продвинутый и не уступающий европейским курорт Болгарии. По первому пункту я соглашусь, а вот насчёт второго есть серьёзные возражения, но об этом позже.
О катании: с кабины, идущей из Банско, видны две очень неплохие трассы, по схеме красные 17 и 16, но они явно не работают. С Бъндеришки поляны 4-местное кресло поднимает на склон горы Тодорка, до высоты 2560 м , но сейчас вторая очередь закрыта, типа, из-за ветра (скорее всего, тупят). Оттуда вниз идёт весьма приличные чёрные 9 и 9а. Справа, на склоне горы Вихрен (это высшая точка Пирина – 2914 м ) видны установленные опоры подъёмника – возможно, в скором времени курорт пополнится ещё одной креселкой. Хотя, возможно, наоборот - одной трассой стало меньше. :о)))
Схема трасс Банско. |
Первый звоночек о том, что не всё в Банско по-европейски радужно, прозвучал ещё при покупке скипасов. Где это видано, чтобы в кассе, да и вообще нигде, не нашлось схемы трасс курорта? Кончились, видите ли! И как мне там с семьёй договариваться, где мы встречаться будем, да и вообще кататься непросто без карты - 40 км трасс всё ж таки!
Пришлось некоторое время посвятить изучению практически единственного щита со схемой трасс у верхней станции, стараясь запомнить максимальное количество информации. Сделали несколько спусков в левой части курорта – по синим 5, 5а и 10. Состояние ужасное, в верхней части, где покруче, нарыты огромные бугры, местами состояние синих трасс вполне вытягивает их на уровень красных. Алису катание по буграм не прикалывает, и она скоро начинает капризничать, приходится оставить их с Аней в кафе на поляне Шилигарника. Я отправляюсь продолжать освоение Банско один. Большие очереди, и ещё один жирный минус рисую за то, что подход к турникетам на нескольких подъёмниках сделан немного в гору – при толкучке, как сейчас, это доставляет массу неудобств, особенно детям.
Как-то до обидного не везёт с попутчиками на кресле. Один раз ими оказываются трое англичан-тинейджеров на бордах. Развлекались они, бросая снежки из припасённого снега в проезжающих внизу лыжников. Второй раз я вообще был в шоке – соседом по сиденью оказался местный инструктор по сноуборду вместе со своим клиентом – пацаном лет тринадцати. Этот «учитель» смачно харкал вниз примерно каждые 15 секунд, время от времени также стараясь попасть в чем-то лично ему несимпатичных катальщиков. Причём, приняв меня за британца, он заявил пацану (по-болгарски, уверенный, что его не поймут), что, мол, все эти англичане – ваще невоспитанные уроды, и нефиг их стесняться. В чём-то я был с ним согласен, вспоминая соседей по предыдущему подъёму.
В долине внизу - Банско | Вид с Шилигарника | Забавная скульптура на объездной Благоевграда. |
Два верхних параллельных бугеля по болгарской традиции не работали, хотя особо сильно не дуло. Персонал в очередной раз тупил, экономя на отдыхающих.
Довольно много вариантов внетрассовых спусков, в том числе и с возможностью попрыгать со скалок. Однако снегопада давно не было, а я болезненно намял себе ногу ботинком (который впоследствии перед тестами в Кировске мне придётся модифицировать с помощью промышленного фена), поэтому корячиться по раскатанным жёстким буграм мне было неохота. Примерно в 15:35 спускаюсь на Бендеришкину поляну, чтобы ещё разок съехать по чёрной девятке. Облом – совковые привычки местных опять дают о себе знать. Выключить подъёмник на 20 минут раньше срока без объяснения причин - в порядке вещей. В Австрии (Германии, Франции и т.д.) я себе такого просто представить не могу.
Заехав за семьёй, спускаемся вниз по длиннющей трассе 1 в сам посёлок. В кассе – очередной отстойный сюрприз. Купить скипасс - не вопрос, 6 окошек. А получить назад депозит - изволь после катания, да на усталых ногах постоять минут 10 в очереди. Что мешало поставить не один, а два или три автомата по возврату депозита?
Если честно, Банско понравилось меньше Боровца. Нет, я мозгами, конечно, понимаю: горы выше и лучше, оборудование современней, трасс больше… Но вот общее впечатление, тем не менее, не в пользу Банско.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 ФЕВРАЛЯ.
Утром после недолгих сборов стартуем от Парони. Алиса долго прощается с хозяйкой – та носит её на руках, вообще, они души друг в друге не чают. Потом Парони будет ностальгически вспоминаться Алисой ещё пару месяцев… Одометр – 4005км/11:10. Я традиционно выбираю новый путь до Софии – на сей раз мы едем по второстепенной дороге, у которой даже нет собственного номера, через Ковачевцы, Железницу и Быстрицу. Поворот на эту дорогу через 12 км от Самокова в сторону Дупницы. Качество – так себе, в деревнях встречаются конкретные колдобины поперёк всей проезжей части. Очень много закрытых поворотов. Правда, трафик тоже минимален, хуже становится после Быстрицы, где появляются рейсовые автобусы, которые практически невозможно обогнать на серпантине, ведущем к Софии. На объездной Софии мы в 13:30/4101 км.
Неподалёку от Золотых Мостов. |
В Полиглоте вычитал фразу, подействовавшую на меня, как запах валерьянки на кота: «Полчаса на машине из Софии – и вы в красивейшей местности Витоши Златни-Мостове (Золотые мосты), у подножия циклопических скал». К скалам я всегда был неравнодушен, а уж к их циклопической разновидности… Поэтому, проехав немного по объездной на запад, в месте пересечения объездной с бульваром Болгария сворачиваем влево, в гору. Минут 20-25 езды по серпантину вверх, и дорога заканчивается гигантским скопищем припаркованных машин. Толпы болгар снуют вверх-вниз, сидят в кафешках, гуляют с детьми.
Каких-то особенных красот вокруг не наблюдается. Неподалёку установлен большой щит. Поизучав его некоторое время, прихожу к выводу, что Златни Мостове – природный парк, изрезанный пешеходными маршрутами; чтобы посмотреть красивые виды, надо отшагать не один километр. На такое мы не рассчитывали, поэтому возвращаемся обратно.
В месте пересечения с ул. Царя Бориса III светофор горит особенно долго, чем активно пользуются малолетние мойщики стёкол. Я в ярости – утром помыл стёкла, а от их трудов лобовик становится только грязнее. Высунувшись из машины, посылаю их на всех известных мне языках – всё без толку, такое впечатление, что напрочь оглохли, продолжая старательно пачкать мне стекло.
Вблизи границы с Сербией. |
Денег я им, естественно, не дал, а вскоре мы уходим с объездной на Е80 в сторону границы с Сербией. Дорога отличная, поначалу 4-х полосная, потом ужимается до двух. Много фур, целыми караванами идущих в сторону границы. Пора тратить остатки левов – заезжаем в очень хороший мотель-ресторан, по причине несезона практически пустующий, где и обедаем на 23 лева. До границы остаётся примерно 8-9 км . За 3-4 км до границы появляется хвост фур. В погранзону въезжаем в 15:40/4164 км, тут же я заливаю бензин до полного на 80 левов (по 1,69лев/литр). На руках всё равно остаётся порядка 25 левов, которые решено потратить в дьюти-фри. Погранцы достаточно долго мучают наши паспорта, несколько раз переспрашивают, где и когда мы въезжали в Болгарию. Потом мне напоминают, что виза у меня однократная, и что обратно к ним я попасть не смогу. Приходится показывать румынскую двукратную транзитку, и объяснять, что в Сербию для россиян въезд безвизовый, достаточно только ваучера.
Покупать в дьютике ничего не пришлось, левы мне просто поменяли, и от болгар мы выехали в 16:10. Насчёт нашего ваучера меня терзали смутные сомнения, но отступать было некуда… И мы решительно подъехали к погранпереходу Градина.
Ссылки на полезные сайты: