Один день в Пекине - поездка на Великую китайскую стену и в храм Красных улиток.

на главную страницу

31.12

Билеты на новогодний отдых, как обычно, были куплены ещё весной. К сожалению, в этот раз какой-то суперхалявы не случилось. То ли я стал разборчивей, то ли China air становятся хуже, но в этот раз впечатление от полёта было не очень. Самолёт старый, система мультимедиа раздолбаная и древняя, с архаичным управлением пультом, да ещё и с таким мутным алгоритмом, что только держись... С русским переводом нашёл только один фильм. В кармашке кресла нашлась инструкция с картинками, куда ползти перебравшим в полёте пассажирам.

На сей раз по случаю длинного (13 часов) транзита в качестве основной идеи визита в Пекин было решено посетить Великую Китайскую стену. В окрестностях столицы целых 6 участков стены открыто для посещения, самый популярный - Бадалин. Однако большинство единодушно: лучше отъехать чуть дальше, в Мутяньюй. Не так много народа, стена красивее и аутентичнее.

Экскурсию по Пекину я бронировал заранее - заказать машину на весь день стоило немногим дороже, чем передвигаться вчетвером на общественном транспорте, зато неоспоримыми были дополнительные козыри в виде удобства и возможности вкорячить плюсом к стене посещение ещё одного места. В моем случае таким местом оказался храм Красных улиток, про который я что-то прочитал на форуме, а располагался он как раз неподалёку от намеченного к посещению участка стены Мутяньюй.
С Китаем статистика у меня пока что неважная - конечно, в этот раз все было не так фатально, как в 2012-м, когда мы опоздали на самолёт при длинной стыковке (можно почитать тут), но получилось тоже не ахти. За 4 года, прошедших с моего последнего в визита в Пекин, граждан, имеющих право трёхсуточного безвизового транзита, заметно поприбавилось, а вот сотрудников, оформляющих этот самый транзит, как было двое, так и осталось. Поэтому Пекин нас встретил длинной, метров на 100, очередью на паспортный контроль, простояли в которой мы почти 2 часа. Простояли бы ещё больше, но в последние 40 минут к работе подключились ещё две сотрудницы. Что особенно выбешивало, так это то, что на стойках для прилетавших с визами бездельничала куча народу. Когда, наконец, уходили оттуда, получив в паспорта штампы, хвост очереди оставался ничуть не меньше.

Второй расстроивший момент - то, что не удалось обнаружить на местности так выручившего меня в прошлый раз банкомата, менявшего наличные доллары на юани с комиссией всего 2%, пришлось осуществлять чендж в обменнике с грабительской комиссией в 60 юаней. Больше 8% -если меняешь сотку!

Волна... (снаружи аэропорта Пекина).

Гид Саша довольно предсказуемо вместо себя прислал некоего друга "Антона", который по-русски, разумеется, говорил чуть лучше чем никак, зато имел на своём шестом айфоне программку голосового перевода. Впрочем, Саша (действительно хорошо болтающий по-русски) был на телефоне для особо трудных случаев коммуникации. Позже Антон послужит причиной ещё одного негатива из-за своей излишней предприимчивости.
Загрузившись, поехали. Водил Антон дерзко, то и дело кого-то подрезая, резко перестраиваясь и так же резко оттормаживаясь. Мы, дремлющие после трудной дороги, соответственно так же часто дергались, а то и втыкались головами в спинки передних сидений.
По дороге к Великой стене проезжали мимо скальной стены, покрытой огромными величественными сосульками. Я не понял, что послужило причиной - то ли прорвало магистральный водовод, проложенный по вершине скалы, то ли природа так постаралась. Склоняюсь ко второй версии, поскольку сайт огорожен забором, а за доступ внутрь взимают какие-то бабки, что автоматически означает работу на постоянной основе. Мы ограничились снимками из-за за забора.

Дорога к участку Мутянью от аэропорта заняла чуть меньше полутора часов. По приезду Антон развил бешеную активность: запарковавшись где-то во дворах, потащил нас в кассы комплекса. Открыто было только одно окно - под надписью "cable car". Я в процессе подготовки, и путём опроса своих чётко решил, что мы хотим спуститься на тобоггане, который шёл в паре с кресельным подъемником на стену, поэтому показал на соседнее окно с соответствующей надписью, и для убедительности ткнул пальцем в плакат, на котором группа радостных китайцев катила вниз по железному желобу в тележках. Дадада - уверенно закивал Антон, мол, все будет, деньги давай. Денег надо было много - целых 600 юаней, поэтому пришлось снимать ещё сотню в ближайшем банкомате. Расклад такой - 15 юаней за автобус, который подвозит тебя непосредственно к началу подъёма, 40 - за посещение стены, и сотня - за подъем/спуск на гору/с горы к самой стене. Охренеть - почти тысяча рублей! На последнем поборе можно (и нужно) сэкономить, если располагаешь временем и здоровьем - пеший  подъем с набором высоты метров 300, судя по отчётам в интернете, занимает около 40 минут. Антон, с-сука, не только нас прокатил (извиняюсь за каламбур) с катанием - как выяснилось у стены, наш билет не включал в себя спуск на тобоггане, но ещё и слега выставил на бабки, ибо тобогган вместе с подъемом на креселке стоит даже дешевле - 80. Это мы поняли, когда после поездки на автобусе подошли к нижней станции креселки. Так что все билеты, кроме автобусных за подвоз к горе, можно покупать уже тут.
Поднявшись на стену, я понял, что сильно недооценил масштаб прогулки, которую нам наметил. Видимо, авторы читаных отчётов были тренированными лосями и титулованными спецами по горному трекингу, потому что мне как-то запомнились фразы "да мы там за 2 часа все исходили, и по нереконструированному участку успели полазить". То, что я видел глазами, требовало минимум трёх, да и то в быстром темпе. Наша кабина привезла нас примерно в середину открытого участка стены, причём как по длине, так и по высоте. Канатная дорога приходит правее, и заметно ниже, как раз на правый край реконструированного куска. Влево от нас - крутой и высокий подъем стены по гребню, заканчивающийся значительно выше. Сначала мы пошли туда. Однако, преодолев за полчаса не особо большой кусок, ещё и не дошли до основного подъёма, но уже а) конкретно задолбались, б) отчётливо поняли, что, если пойдём до верха, то на правую часть стены ни времени, ни сил не хватит.

Вид на стену влево от верхней станции кабинок.

Решили повернуть обратно и прогуляться в другую сторону. Сразу после станции кабинок стена резко пошла вниз, при этом чётко понимаешь, что чем ниже ты спустишься, тем выше придётся подниматься на обратном пути. Или, как вариант, спускаться пешком. Вообще, имхо, это основной минус - то, что у кресла и кабин разные хозяева, и в любом случае каждый участок стены придётся проходить дважды.
Зато стена величественна и красива, да и с погодой нам сегодня повезло. Светит солнце, и единственное, на что можно пожаловаться - плохая видимость вдаль, горы скрывает плотная дымка. Стена простирается, докуда хватает глаз, поневоле проникаешься грандиозностью сооружения. Этот участок построен в 15 веке.

Решение взять машину, а не трястись на перекладных на общественном транспорте позволило включить в дневную программу храм Красных улиток – древний буддийский монастырь, расположенный относительно недалеко от Мутяньюй. Переезд туда от стены я банально продремал.

Цена неприятно удивила – аж по 54 юаня с носа. Пришлось ещё снимать деньги, хорошо хоть, что рядом оказался работающий банкомат. Буддийский храм Красных улиток раньше был самым авторитетным монастырём на территории северного Китая.

И вот тут я, наверное, скажу крамольную вещь – после первых позитивных впечатлений от бамбуковой рощи и святилищ дальше нам не понравилось вообще. Группки фигурок животных, соответствующих восточному календарю, были очень разными по качеству исполнения и в целом производили впечатление выставки работ учеников соответствующего кружка. Территория очень большая, маршруты запутаны, ходить нужно много, непонятно только, во имя чего. Знаменитые статуи 500 архатов (монахов) в бархатных тёмно-красных плащах смотрятся зловеще, их много повсюду, и они словно обступают тебя. Представляю себе, насколько тут неуютно в сумерках. С такими не особо позитивными эмоциями почти с самого начала прогулки желание лезть в гору к храму Гуаньинь не возникло вообще. А ведь ещё есть Врата Неба, до которых порядка 2 часов хода…

После архатов вернулись к началу и убедились, что всё самое красивое и интересное сосредоточено здесь. Фонтаны и пруды – один рядом со статуей красных улиток, которые по легенде были дочерями императора и спустились сюда с неба, другой, поменьше, с ленивыми черепахами, в который бросают монетки. Жена где-то с третьей попытки ловко забросила денежку на спину одного из пресмыкающихся, так та и ползала с двумя рублями на панцире. Тут же под мостиком висит медный макет? муляж? старинной китайской монеты с квадратной дыркой посередине, в дырке – маленький колокольчик, в который кидают монетками. Если бросок меткий, раздаётся тихий мелодичный звон. Задача непростая – на наших глазах китаянка извела полкошелька, но повезло ей только единожды. Зато весь пол под колокольчиком засыпан деньгами.

 

Наученные горьким опытом, в аэропорт вернулись заранее. И не зря – традиционно в Пекине тратится много времени на прохождение паспортного контроля (очереди), на безопасность (тоже очереди, да и могут вещи несколько раз прогнать и отдельно досмотреть каждую сумку). Китай – единственная из известных мне стран, в который запрещён провоз обычных одноразовых зажигалок даже в багаже, причём ищут их ревностно, словно усматривая в них угрозу национальной безопасности. Мою жену, для которой важнее всего как можно быстрее покурить после перелёта, это всё время чрезвычайно возмущает, поскольку оттягивает на некоторый срок поступление очередной дозы никотина в организм)). Кстати, в этот раз в Хошимине мы получили вместе с багажом бумагу на китайском. В сочетании с исчезновением зажигалки из сумки было очевидно, что это – акт о вскрытии и изъятии, за что китайцы немедленно удостоились очередной порции проклятий от моей прекрасной половины.

к следующей части:

к оглавлению отчёта:

на главную страницу