...................БРОСОК НА УРАЛ 3. (Чусовой, Качканар, Губаха).

 

 

Для того, чтобы более-менее ознакомиться с основными уральскими катальными местами, недоставало поездки в Пермский теперь уже край. На юге (Абзаково, Банное, Белорецк) мы были в прошлом году, в 2003 посетили серединку (Аша, Миньяр, Завьялиха), а в уже далёком 1999-м катались в Екатеринбурге и окрестностях (Ежовая) - пара фоток есть тут.

В Пермском крае внимания заслуживали Губаха и Чусовой. Ещё был Качканар, который хотя и находится в Свердловской области, но с точки зрения проезда туда отлично вписывался в график предстоящей поездки, находясь примерно в 140 км от Чусового. С точки зрения лёгкого доступа намеченных к апробации мест селиться было логично в Чусовом: он находился как бы во главе угла, соединяющего все три точки, и связывался дорогой Р343 с Губахой, а с Качканаром недавно проложенной безымянной трассой. Однако с вариантами заселения, судя по интернету, в городе Ч. было как-то тухловато. В Губахе же тамошнее сообщество вело себя куда как активнее – имея два собственных сайта http://www.gubaha.com/index.php и http://www.gubaha.ru/ обладатели лишних квадратных метров вовсю продвигали свои услуги по предоставлению жилплощади для проживания. Однако ехали мы двумя семьями, и расползаться по разным хатам не очень-то хотелось, а в одну мы явно не помещались. Поэтому искались всё-таки гостиницы или коттеджи. В результате набрёл на следующую ссылку на форумах Чусового: http://www.chusowoy.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2182

В гостинице на Такмане мест уже не было, и в итоге я забронировал места в Берёзке, посчитав, что удлинение ежедневных поездок примерно на 30 км в одну сторону не так уж и критично.

В пермские края из Нижнего Новгорода есть три основных пути, которые можно сочетать между собой и разнообразить вариантами. Это, в порядке увеличения километража:

1. НН – Шахунья – Киров – Омутнинск – Карагай – Пермь.

2. НН – Чебоксары – Казань – Елабуга – Ижевск – Воткинск – Очёр – Пермь.

3. НН – Воскресенское – Йошкар-Ола (по новой дороге) – далее разными способами (либо через Киров, либо через Игру) в Пермь.

Обрывочные сведения о состоянии дорог в вятских краях оптимизма не вызывали, однако маршрут через Татарстан мне ну очень не нравился, поскольку я имел чрезвычайно негативный опыт общения с тамошними гайцами во время прошлогодней поездки. Поэтому абсолютно логичным было обращение к кировскому инсайдеру с auto . ru –Дмитрию aka Vyatich – за консультацией о степени раздолбанности трасс кировской губернии. Дмитрий оперативно откликнулся сообщением, смысл которого сводился к тому, что дорога, в общем, ничего, за исключением трёх участков общей протяжённостью порядка 35 км . Правда, делалась оговорка, что «ничего» - это по кировским меркам. Но на той стадии подвоха я не заподозрил, и маршрут через Киров был принят в качестве базового.

Карта 453КБ
Карта места действия.

Стартовали 08 марта, в 6:00 уже встретившись на выезде из города около волжского моста. В нижегородской области качество дорог вполне приемлемое. Бывший раньше ужасным участок Шахунья – Яранск в настоящий момент тоже терпим, однако объездная Яранска – это жесть, покрытия там осталось ровно столько, чтобы ухабы были больше и жёстче, чем на просто грунтовой дороге. Приняв этот кусок за первый из упомянутых Вятичем «очень плохих», поехали дальше. Ближе к Кирову мерзкие участки стали попадаться чаще и оказывались протяжённей. Некоторую нестыковку в количестве и длине отвратительного покрытия я про себя списал на то, что по весне дороги имеют обыкновение быстро ухудшаться, и сведения Вятича слегка устарели. Как я заблуждался! Истина открылась чуть позже: то, по чему мы до сих пор ехали, было как раз таки неплохой дорогой, как в том анекдоте по чёрную и белую полосу. Ну а пока за 30 км до Кирова шоссе стало совсем хорошим и с переменным успехом оставалось таковым до Белой Холуницы. В ней самой дорога была омерзительней, чем всё, что было до того. Несколько раз пытался вызвонить по мобиле Вятича и донести до него наши свежие впечатления о вятских дорогах, но тот, видимо, чувствовал недоброе и трубку не брал. :о))

Задница...293КБ
Дорога за Омутнинском.

От Белой Холуницы до Омутнинска было терпимо, если не считать пары тех самых участков, о которых предупреждал Вятич. Снега в лесу и на дороге становилось всё больше, а машин – всё меньше. Похоже, что недавно был снегопад. Сзади тянулся длинный шлейф снежной пыли, и пришлось увеличить интервал до полукилометра. А в Омутнинске началась жопа… Бугры, ямы по 40 см глубиной, так что мне постоянно приходилось рыскать по «дороге», чтобы не посадить машину на пороги. Скорость движения упала до 20 км/час. При всём это навстречу шло всё ещё достаточно большое количество фур.

Через 30 км в деревеньке Волоковые этот кошмар закончился, и пошла вполне нормальная дорога. Где-то в это же время до меня всё-таки дозвонился Дмитрий, и, поинтересовавшись, как наши дела, сообщил, что дальше вроде как всё должно быть неплохо. Ну что, порадовал! :о)) Временами вьюжило, потом выскочили на 344 дорогу Кудымкар – Пермь и прибавили скорость. На затяжном спуске резво нагнал какую-то шестёрку, нажал на тормоз и…как на салазках, не снижая скорости, поскользил дальше… Дистанции еле-еле хватило, чтобы не подрихтовать шестёрке задницу. Гололёд до самой Перми был жуткий, на подъёмах разворачивало фуры, скорость перед городом опять уменьшилась до 40-50 км/час. Всё это сильно увеличило время прибытия, и с объездной Перми в сторону Полазны мы вышли уже около 12 ночи (по местному времени, которое на 2 часа опережает московское).

Указатель 185КБ
Сплошные миражи...

196 км до Чусового преодолелись часа за 2 с небольшим, наша гостиница Берёзка находилась немного дальше - однако ориентиры нам сказали какие-то неправильные и мы ещё накружили километров с тридцать по местному безлюдью. Мобильная связь отсутствовала, и пока в ночи мы не отловили какую-то безумную бабульку, целеустремлённо бредущую по трассе неведомо куда в половине третьего ночи, дело не двигалось. Однако дорогу она нам подсказала, и через 10 минут мы уже вселялись в двухэтажный корпус. Гостиница так себе, сделана из жилого дома, поэтому номера по сути – двухкомнатные квартиры с таким евроремонтом, каким его себе представляли лет 12-15 назад. Правда, имелся спутниковый ресивер, но для настройки его понадобилось вызывать специального человека.

Чусовой 171КБ
Вид на Чусовой.

Начать лыжные мероприятия решили с Чусового – надо было отоспаться после долгой дороги, а Чусовой территориально был к нам ближе всего. Встали, съели завтрак, который готовится индивидуально, под заказ из имеющихся продуктов. При этом стоит нереально дёшево. Яичница с беконом, хороший растворимый кофе со сливками и печеньем обошлись мне в 50 рублей.

Преодолели 36 км до Чусового и, подсадив по дороге местного жителя, запытали его. Выяснилось, что в городе Ч. катаются в двух местах: на Такмане, построенном в 1999 году – чисто коммерческое предприятие, но с не очень интересной горой, и на спортивной базе Огонёк – это место тренировок спортсменов, где упор сделан именно на спортивную составляющую, а не на зарабатывание денег.

Такман 210КБ
Схема трасс на Такмане.

Как следствие – гора работает не всегда, и не факт, что тебя туда пустят. Поворот на Огонёк находится на выезде из Чусового в сторону Горнозаводска/Губахи, и между ним и ответвлением на Такман – не более километра. Съездили туда, обозрели плакат «8 и 9 марта подъёмник не работает», и вернулись на Такман.

Взял билеты на 3 часа, справедливо рассчитывая, что за это время на такой небольшой горке нам осточертеет. Ну что сказать – для начинающих и продолжающих – нормальное место, перепад 200 м, всё отратрачено и полого. Поэтому не случайно наличие большого количества людей, прилежно режущих три основных пологих спуска сверху донизу. При этом почему-то на самой интересной (с моей точки зрения) горке с чёрным (ну относительно, конечно) участком карверов не наблюдалось, хотя, повторюсь, ИМХО, только тут, если идти сверху донизу в стойке, развивалась более-менее приличная скорость.

Но нет худа без добра – от нечего делать потренировал езду в свитче – и трассы к этому располагали, и время имелось. Внизу устроен фан-парк: есть несколько рейлов, пара прыгательных кочек и биг-эйр. Правда, биг эйр показался довольно странным - чтобы перелететь на нём транзит, надо разгоняться чуть ли не с середины горы… :о((

Трассы 266КБ Такман 274 КБ Сноубордистка 218КБ
Вид снизу на трассы 2 и 3. У верхней станции основного бугеля. Предательница... :о))

Алиса, уже давно изводившая нас идеей попробовать кататься на сноуборде, наконец, получила свой шанс. Гора нам уже надоела, борды в прокате были, и в принципе ничего не мешало дать ребёнку реализовать свою блажь. Мероприятие удалось. И ничего, что самые маленькие боты были на 4 размера больше. Детёныш с помощью родителей немного втаскивался на горку и оттуда неуправляемым снарядом запускался в сторону выката. Слава богу, после этого эксперимента пока разговоры о сноуборде прекратились. Очень надеюсь, что наша горнолыжная семья таковой и останется.

Вечером неутомимый Андрюха замутил кучу шашлыка, отметили первый день катания и прибытие на Урал в целом.

На следующий день отправились в Качканар. На стадии подготовки это место меня манило перепадом высот в 420 м (по другим данным – 375 м ) и крутящейся в голове фразой, прочитанной невесть где: «по быстрым трассам Качканара…» Погода была неплохой – солнце и морозец.

Азия 252КБ
Граница с Азией.

Выехали из Чусового в сторону Горнозаводска и через 10 км от города свернули вправо. Движение в эту сторону весьма незначительно, и дорога зачастую была покрыта слоем укатанного снега. Ухо приходилось держать востро – периодически встречались плавные неровности, на которых уже при скорости около 100 андрюхин Туарег норовил оторваться от земли всеми колёсами сразу. Примерно на полдороге пересекли границу Европы и Азии. Для меня и жены это мероприятие было не в новинку, а вот остальные порадовались. Затем въехали в Свердловскую область, и вскоре на посту ГАИ свернули налево.

Качканар – бодренький городок, где градообразующим предприятием выступает местный горно-обогатительный комбинат, который вот уже 50 лет вгрызается в гору, добывая оттуда железную руду с высоким содержанием ванадия. Собственно, и сама гора (где катаются) находится на территории комбината, и, чтобы попасть вовнутрь, надо получить разовый пропуск у охраны предприятия при въезде на территорию. В пропуске написано – машину имеют право подвергнуть досмотру… :о((

Качканар 278КБ Качканар 241КБ
Вид с вершины. Вдали - карьер. На левых трассах. Они все такой ширины.

Хотя с вершины открывается неплохой вид на городок и огромные карьеры, гора разочаровала. Подъём осуществляется двумя последовательными бугелями – тарелками, на первом участке перепад - 140м, варварски размазанный на протяжении полутора километров трассы. Кататься там имеет какой-то смысл только людям, первый раз одевшим лыжи. Второй бугель вытягивает ещё на 280 м вверх. Полноценная трасса, по сути, одна – шириной около 40 и длиной 1500 м , с небольшим уклоном и единственным более-менее интересным крутым участком с перепадом около 130 м . Если смотреть на карту – она справа. Вдоль второго бугеля (ширина ~15 м), с успехом катаются любители бугров. Трассы, показанные на карте слева – фактически узкие просеки в лесу, хотя и весьма живописные, но для катания всё же мало пригодные в силу своей малой ширины. Самая левая “трасса” гордо именуется обзорной, её ухитрились растянуть на 4 км . Городок оттуда действительно видно неплохо, но за виды придётся заплатить – несколько довольно протяжённых участков придётся преодолевать пешком – как ни вставай в стойку, скорости не хватит.

Качканар 167КБ
Схема трасс Качканара.

Правда, всё хорошо выглажено ратраком. Для катания по целине лес слишком густой, поэтому сиё возможно опять-таки только вдоль бугеля после снегопада, и с краю основной трассы, где зачем-то установлена куча заборов. Плана склонов в виде отдельной бумажки нет, и я попытался для отчёта сфотографировать карту, висящую на стене в административном домике. Но фотоаппарат мигом вспотел, и кадр получился не шибко информативным.

За три с половиной часа излазили всю гору вдоль и поперёк и уезжали без большого сожаления. На обратном пути на одном из подъёмов поперёк дороги развернуло фуру, и мы потеряли около получаса, ожидая, пока освободится проезд. В Чусовом на вечер закупили пивка и всякой к нему шняги,немножко посидели.

 

 

На третий день отправились в Губаху. Андрей на сей раз с нами не поехал, оставшись дома с заболевшим младшим, а в качестве представителя своего семейства отправил рвущегося в бой среднего – Ивана. Поскольку ехали мимо Огонька, то свернули туда и как раз попали на тренировку.

Огонёк 239КБ
Схема трасс на Огоньке.

Памятуя обо всей информации, вызнанной в первый день, я прямиком отправился к директору спортшколы насчёт разрешения покататься на их склоне. Директор оказался мужиком хотя и суровым с виду, но отзывчивым, и пустил приехавших издалека четверых нижегородцев затестить склон, с условием – не мешать тренировочному процессу. Горнолыжная школа в Чусовом в стране известна, в том числе и подготовкой мастеров фристайла. Поэтому не случайно два склона отданы именно под эту дисциплину – один с трамплинами, другой для могула. Я, если честно, за всё время своих горнолыжных путешествий увидел специализированные тренировочные склоны для этих дисциплин впервые, и мы с интересом понаблюдали некоторое время за работой спортсменов на могульном склоне – всё по взрослому, с прыжками с промежуточных трамплинов.

 

Огонёк 232КБ Огонёк 170КБ Огонёк 232КБ
Склон для могула. Гора на Огоньке. Вид сверху. Слева - санная трасса.

Перепад высот на Огоньке хотя и не шибко велик – всего 180 метров , но гора не в пример интересней, чем на Такмане. Сбоку от бугеля-швабры – нератраченный склон, самый крутой из всех. Мы с удовольствием несколько раз спустились по нему, выискивая участки нерасписанного снега. Правее стояла трасса гиганта, на которой сейчас проходила тренировка. Ещё правее, на самом пологом (относительно) варианте стоял супергигант со специально подготовленными ратраком трамплинами для наработки прыжков на рельефе спуска. Совсем сбоку располагается трасса для тренировок саночников. В общей сложности удалось покататься минут 50, потом тренировка закончилась, подъёмник выключили, и детишки собрались в кучу ждать автобус, который должен был отвезти их в город.

Мы тоже быстренько покидали барахло в багажник и отправились в Губаху. На развилке за городом, где накануне поворачивали направо, на Горнозаводск, сегодня ушли влево. Через некоторое время после длинного извилистого спуска пересекли какую-то реку, затем потянулись заснеженные леса. 77 км от Чусового до Губахи пролетели достаточно быстро, и уже около полудня мы парковались на площадке перед комплексом. В кассе меня ожидал приятный финансовый сюрприз – дети ниже 130 см катаются в Губахе бесплатно – значит, у Алисы сегодня халява.

Губаха 170КБ Губаха 64 КБ
Вид на Губаху - взято с www.gubaha.com Схема трасс в Губахе (взято с www.gubaha.com)
Название трассы Длина,м Перепад,м
1 Лесная 1310 310
2 Гигант 1320 310
3 Скоростной спуск 1270 310
4 Турист 1525 310
5 Слалом 1557 310
6 Чегет 533 165
7 Сюрприз 2600 310
8 Учебная 80 -

Губаха понравилась очень, даже больше, чем Абзаково и Банное. Перепад здесь – 310 м , а трассы в ассортименте на любой вкус. Есть широкие ратраченные склоны разной крутизны – как для новичков, так и для вполне уверенно катающихся. Есть крутые бугрятники. Наконец, за приключениями и целиной можно залезть в лес, полазить там по валунам и спуститься между деревьев, которые в принципе растут хотя и довольно густо, но позволяют проехать. Катались по всем трассам, наслаждаясь хорошим катанием и солнечной погодой. Дети решили устроить соревнование на тему, кто быстрее приедет в самый низ, и рванули в стойках по 4-ке. Ваня старше на 4 года, и соответственно тяжелее, зато Алиса гораздо опытнее, поэтому борьба была упорной, и ехали они вровень. А внизу, на выкате, при торможении Ваня не удержался на ногах и кувырком полетел в защитную сетку, при этом болезненно потянув ногу. Насильно отправили его в здание искать врача. Как оказалось, своего доктора у них нет, а предложение вызвать скорую помощь показалось перебором, поэтому Иван был отправлен перекусить, а мы ушли урвать ещё часок отличного катания.

Следующей героиней происшествия стала Алиса. Они с мамой залезли исследовать лес в самой левой части горы, и в какой-то момент Аня замешкалась, а не в меру резвая юная девица усвистала вперёд, и пропала из виду. В итоге жена с вытаращенными глазами отловила меня на нижней станции подъёмника и сообщила, что дочь куда-то уехала. Отправил жену низом вдоль забора, идущего по границе огородов местных жителей – дальше него беглянка теоретически забраться не могла, а сам поднялся наверх. Оттуда углубился в лес, забирая как можно левее, и оглашая заросли криками, стал продвигаться к подножью горы.

Губаха 225КБ Губаха 258КБ Губаха 221КБ
Самый левый по карте бугрятник. Пересечение 2-й и 3-й трасс. Вид на гору от нижней станции бугеля.

Слава богу, всё закончилось хорошо. Когда Алиса осознала, что осталась одна, то испугалась, но панике не поддалась. Как потом она рассказывала, в поле зрения были два сноубордиста и лыжник. К досочникам она не поехала, сказав нам: «Я помнила, это враги лыжников!» :о))) (Ума не приложу только, откуда у ребёнка такие установки? Вроде никакой ксенофобии в семье?) Подошла к мужику на лыжах, сообщила, что она потерялась и попросила позвонить маме, благо, номер помнила. В общем, доставили беглянку в целости и сохранности. Тут от облегчения Алиса разрыдалась и больше сегодня в отрыв не уходила.

Алиса 197КБ
Алиса на крутячке в Губахе.

Ещё раз совершили вылазку в тот же лес, на этот раз в поисках целины настолько сильно хватанув вбок, что поимели длинный пеший выход под опорами линии электропередач. После этого силы у девушек как-то быстро закончились, да и Иван уже успел умаяться, поэтому сделали завершающий спуск с прыжками и поехали домой. На сегодняшний вечер алкогольных мероприятий не планировалось, ибо завтра с утра нас ждала обратная дорога.

Кировские дороги произвели на меня даже худшее впечатление, чем татарские менты, поэтому обратный маршрут был проложен в объезд вятской губернии. Выехали в начале десятого, памятуя о дополнительных двух часах разницы во времени, возникающих при движении на запад. Погода была замечательной, светило солнце. Двести с хвостиком километров до объездной Перми пролетели быстро, на объездной был плотный трафик, сильно замедлились. После Перми до самого Краснокамска дорога петляет, почти везде ремонт и обгон запрещён, полно ментов, поэтому приходится подолгу тошнить за чадящими грузовиками.

Позже дорога стала пустынной, вскоре после Очёра не повелись на указатели на Казань через Игру, а ушли на Воткинск – эта дорога, по разведданным, была в гораздо более приемлемом состоянии. 53 километра от Воткинска до Ижевска ознаменовались всё уплотняющимся движением. Объездная Ижевска показалась бесконечной – постоянно было ощущение, что уходишь всё дальше в сторону от нужного направления на бесчисленных перекрёстках.

М7 до Елабуги – вполне нормальная, движение не особо интенсивное. А вот с выездом на участок между Набережными Челнами и Казанью всё меняется. Я поневоле вспомнил, как в начале девяностых мотался здесь дважды в месяц по практически пустой тогда дороге из Н. Новгорода в Челны. В этом году ГИБДД Татарстана, видимо, решила реабилитироваться за прошлогодних оборотней в погонах и никак себя не проявила, за что им искреннее спасибо от меня. От Казани места были уже привычные, после Чебоксар до границы Чувашии и Нижегородской области дорога на тройку, у нас между Лысково и Воротынцем ведутся масштабные работы по апгрейду дороги. Километров за 75 до Нижнего попался абсолютно разрушенный участок дороги длиной около 2 километров . Не знаю, с чего возникла такая локальная ж@па, но пробка там собралась немаленькая.

Около 23 часов мы въехали в город, затратив на обратную дорогу тоже примерно 16 часов. Показания одометра стабильно отличаются в большую сторону от километража, который рассчитывает на этапе планирования http://www.autotransinfo.ru/Trace/ , я уже к этому привык. Обратный пробег составил около 1360 км .

Теперь терзаюсь мыслью – куда бы поехать на три – четыре дня покататься в следующем году на мартовские праздники?

На главную страницу: