ОДНОРАЗОВАЯ СТРАНА. ТУНИС 2010.

 

Часть 3. Хаммамет - Тубурбо Маджус - Тунис - Карфаген - Сиди Бу-Саид - Хаммамет.

к оглавлению отчёта:

Тунис, карта 496КБ
Наши перемещения по Тунису: красным обозначен сегодняшний выезд, синим - большой двухдневный маршрут, зелёным - завершающая поездка в Кайруан, Мактар и Дуггу.

С утра встретился в холле с прокатчиком, правда, он опоздал на 10 минут. Проехали к нему в контору. Попробовал было раскрутить его на оплату пластиком, но мужик старательно тупил, на моё тыканье в наклеенный логотип visa на двери выводил меня из офиса и махал рукой в сторону ближайшего банкомата. Когда же я открытым текстом сказал, что хочу не снимать деньги, а заплатить через терминал, то он закрыл офис, и, злобно бурча под нос что-то типа «терминал-шмерминал…есть у меня терминал!», завёл меня в какую-то подсобку, где из под кучи хлама выудил кардридер. – «Давай, плати! Только не 200, а 220 динар будет!» (Забыл сказать, что сошлись мы на сумме 200 динаров за 4 дня, или 34$, или примерно 27 евро в день). Имхо, неплохо для довольно свежей Киа Рио! :о))

Возможность заработать некоторое количество миль по кобрендовой карте явно не стоила десятипроцентной надбавки, и я вежливо отказался, чем заметно обрадовал хозяина заведения.

Бак оказался практически пуст. Вроде как поблизости, в марине, имелась заправка, но на поверку она оказалась закрытой, и я вернулся обратно к мужику. Тот загрузился – видимо, отдавать машину с почти пустым баком было обычным приёмом для того, чтобы на халяву срубить пяток литров бензина при возврате, а тут такой неприятный облом… Однако всё же доехали с ним километра 4 до другой станции, где я и залился, заплатив пластиком.

Вся эта суета заметно отодвинула расчётное время выезда и в итоге от отеля мы смогли отъехать только в 9:36, наездив до того в поисках топлива 8 км.

Первоначально я хотел стартовать сегодня в длинный двухдневный маршрут на юг, но из-за позднего выезда решил, что целесообразней будет покрутиться поближе, чтобы иметь возможность скорректировать маршрут. И мы через Загуан ( Zaghouan) поехали в сторону Эль Фахса ( El Fahs). Тунисские дороги поначалу не впечатлили – наша оказалась довольно узкой двухполоской, перерытой во множестве мест канавами. Создавалось такое ощущение, что местные то и дело что-то прокладывали под дорогой, разбивая асфальт. Таланты аборигенов в области вождения тоже пока не вдохновляли – но я не торопился с выводами, решив немного подождать.

Дорога тем временем шла по холмистой местности. Ближе к Загуану над округой стала доминировать красивая одноимённая гора, у подножия которой находился Храм Вод и резервуар для сбора воды источников. Отсюда вода по акведукам направлялась за сорок с лишним километров в Карфаген.

гора Загуан.

Быстро доехали до Эль Фахса. Чтобы попасть на руины Тубурбо Маджус, надо сначала въехать в Эль Фахс, и на перекрёстке с круговым движением и железнодорожной веткой свернуть направо в сторону Туниса. Буквально через километр, после небольшого мостика, будет поворот налево, к сожалению, не оборудованный указателям на искомое место. Кстати сказать, это единственный в Тунисе случай за поездку, когда не оказалось знаков. Обычно всё обозначено более чем хорошо. Ну и буквально через километр будет ещё один поворот, но руины по большому счёту уже видны с дороги.

Народу – вообще никого, сразу видно, что место это – в стороне от туристических маршрутов. Со всех, включая Алису (вход бесплатен только до 6 лет), берут по 5 динаров плюс один за право фотографировать. После выдачи билетов служитель ненавязчиво интересуется: не хотел бы я приобрести несколько монеток времён древнего Рима? Это маловероятно – обламываю я его, и мы идём на развалины. Тубурбо Маджус – римское поселение, которое, впрочем, возникло рядом с уже существовавшим пунийским. Лучшие времена этого места закончились пару тысяч с лишним лет назад. Развалин довольно много, но хорошо сохранившихся – почти нет. Радует полное отсутствие народа и как следствие – возможность полазить практически везде, потрогать хорошо сохранившиеся мозаики. Путеводитель сообщил, что самое выдающееся тут – это руины палестры и терм.

А это - прототип современных монолит-каркасных домов. Способ устанавливать опорные столбы и заполнять промежутки между ними бутовым камнем римляне переняли у пунийцев.

Римские мозаики.

Проведя здесь примерно 30-40 минут, в 11:40 (на одометре 85км) выехали в сторону Дугги – одной из самых известных и живописных достопримечательностей Туниса. Для этого вернулись в Эль Фахс и в нём свернули на очередную местную дорогу по указателю на El Arrousa. В хорошем темпе отъехали километров на 20, и тут меня словно током пробило – а где мой заветный напузник с паспортом, двумя карточками, правами, и половиной всех денег?!! Подхлёстнутые выбросом адреналина, мысли забегали быстро-быстро, и перед внутренним взором тут же всплыла картинка, как я в последний момент кладу его на стул в номере, а потом отвлекаюсь на какую-то фигню и ухожу без него… Пипец!.. А полицейских на дорогах – пруд пруди, и нас уже два раза останавливали. Правда, подойдя поближе и услышав моё «Hello!» в сочетании с рукой, уверенно :о)) тянущейся к бардачку за бумагами, махали рукой: проезжай, мол. Однако я сильно сомневался, что смогу повторить этот номер с такой же невозмутимой мордой, зная, что документов в бардачке нету…

Развернулся и поехал назад, бормоча под нос: «Лошара! Нет, какой ЛОШАРА!!!» Неизвестность мучила, и нога сама собой давила на тапочку, подстёгивая машину временами до 150 км/ч. Объективно доехали быстрее, но мне эти сто километров показались растянутыми надолго.

В номере, слава богу, всё лежало нетронутым, хотя уборку уже сделали. Раз уж приехали – пошли обедать, и стартовать повторно получилось только в 13:46 (196км). Вся логистика, разумеется, пошла псу под хвост, и пришлось импровизировать на ходу. Поехали по наиболее короткому из запланированных маршруту, решив посмотреть то, что успеем: в столицу, Тунис.

От нашего Хаммамета Ясмин до Туниса 60 км по неплохому автобану. Может, он и похуже немецких или Французских, но в целом вполне, от двух до тёх полос, разрешённая скорсть 110, большинство едет 120-130, отдельные ухари пролетают далеко за 150. Дорога платная, но цена вопроса смешная – за проезд, например, по маршруту Тунис – Сусс (270км) приходится отдать 3,6 динара/77руб. В городе тупо запёрлись по указателям в самый центр, и, как выяснилось, правильно. Я сориентировался по большому кафедральному собору, отмеченному в путеводителе, и понял, что мы уже почти упёрлись в медину. (Если что, медина – самая старая часть арабских городов, расположенная за крепостной стеной и представляющая из себя лабиринт узких улочек. Там и сейчас живут люди, а кроме того, постоянно функционирует рынок). С парковкой были реальные трудности, если не сказать – жопа. Вдруг откуда ни возьмись выскочил помогала и жестами стал зазывать в близлежащий проулок. Там обнаружилось местечко, правда, прямо на проходе людей, но многие машине вокруг стояли так же. Свою помощь мужик оценил в 2 динара/43руб. (я сначала дал один, но он захотел ещё) :о)). Ладно, вручил ему два.

Ворота Баб эль Бахр.

Сто метров – и мы перед входом в медину, воротами Баб Эль Бахр. Присмотрев в путеводителе какой-то особо хитрый маршрут, я сразу же свернул с основной туристической тропы…мама дорогая! В общем, мы попали в гущу торговли. Узкий проход напрочь заставлен лотками и прилавками, расстояние между которыми не более метра, и по этой узкой щели движутся толпы народа, причём в двух направлениях. Мало того, тут же периодически катают здоровенные железные тележки с товаром, и тогда приходится чуть ли не запрыгивать на прилавок. Как потом я убедился, то, что творится на обычных туристических маршрутах – просто тишь да гладь по сравнению с этим кипящим водоворотом.

Постепенно нас вынесло совсем в какую-то клоаку. Где-то в глубине рынка загорелась куча мусора, и народ, испугавшись, разбежался. А может, просто для того, чтобы дать подъехать пожарникам. Как бы то ни было, вся отвратительная окружающая картина стала видна как на ладони. Миновав этот бардак, опять углубились в путаницу улочек. К этому моменту стало ясно, что я окончательно потерял ориентировку, поэтому оставалось только упорно идти, не меняя направления – всё равно рано или поздно выйдешь к стене медины. Лавки с едой сменились кучами контрафактной одежды с известными лейблами, которые в свою очередь плавно перешли в мясные ряды. После мяса началась рыба, воняло всё сильнее, тающий лёд перемешивался со слизью и прочей дрянью, и стекал прямо под ноги покупателям и торговцам, образуя зловонные ручейки. Казалось, что конца этому не будет, а жена смотрела на меня крокодилом, причём голодным. Наконец мы всё-таки вырвались наружу, и пока девушки стояли, переводя дух, я совершил короткую пробежку по окрестностям, пытаясь найти табличку с названием улицы, чтобы понять, куда нас занесло.

В медине.

Красотища! Самый центр столицы Туниса.

Сориентировавшись (оказывается, вышли на avenue Bab-Jedid), отправились в сторону главных достопримечательностей медины, на сей раз обходя её снаружи. Пеший поход занял минут семь. Посмотрели на правительственные здания и снова нырнули в лабиринт старых улочек. Здесь прочно обосновались торговцы всякими сувенирами, и, соответственно, внимание к нам стало сразу повышенным. Впрочем, каких-то особенных ужасов не происходило, если с самого начала не проявлять никакой заинтересованности. Русский и английский они тут выучили уже почти все, поэтому я взял за правило общаться с ними по-испански. Это сразу же отсекало 9 из 10 претендентов на мой кошелёк. Правда, некоторые радостно опознавали испанский и продолжали гундосить, но уверенные реплики на незнакомом для них языке быстро сводили диалог на нет. Однако иногда попадались более продвинутые экземпляры – с ними можно было и поговорить, и даже кое-что прикупить. :о)) Дошли до мечети Оливы, основанной в 732 году. Неверных внутрь не пускают. Понял, почему в путеводителе на фото только самая верхушка минарета – из-за плотной застройки есть только один проулок, откуда видно хотя бы половину башни. Вроде как можно подняться на одну из окружающих крыш с проводником из местных и посмотреть на внутренний двор мечети, но мы не полезли.

Минарет мечети Оливы.

У входа в мечеть Оливы.

Остальные объекты, упоминаемые в Полиглоте, также оказались трудноопознаваемыми, да и не шибко интересными. Поэтому мы кратчайшей дорогой отправились к оставленной машине. Пересечь медину в этом направлении оказалось делом простым, так как здесь проходит основной туристический поток и всё обставлено более-менее чинно. С машиной за время нашего отсутствия ничего не произошло, сели и поехали в сторону Карфагена. Музей Бардо выпадал в силу того, что на дворе был понедельник – нерабочий день. Да и времени не хватало.

Это - положительная сторона тунисской столицы.

Карфаген расположен в пригороде Туниса, туда можно проехать как по насыпи через гавань, так и севернее, по шоссе на Ла Марсу. На самом деле от Карфагена практически ничего не осталось – Ганнибал так досадил римлянам, что в 146 году до н.э. город просто сровняли с землёй, и все сооружения, которые тут можно увидеть (амфитеатр и термы) – остатки уже римских построек, воздвигнутых на месте повеженного врага. Амфитеатр, хотя и не был огорожен, но всё же имел некую будочку на въезде и молодого человека, радостно подорвавшегося при виде нашей машины. Статус этого персонажа до конца остался мне непонятен, но, судя по тому, что он всё время говорил, что уже закрыто и пытался выдворить нас обратно, какие-то официальнее полномочия всё же имел. Дело кончилось тем, что за три динара он провёл нам краткую экскурсию на смеси французского и испанского и под конец предложил поменять мои часы на что? – правильно, на старинные монеты. Предсказуемо обломался.

После этого мы подъехали к уже закрытым термам Пия Антонина, обошли вокруг. Всё замечательно видно сквозь забор, делать там нечего. Несколько ям в земле, выложенных камнем. Пейзаж, правда, отличный – неспроста в двухстах метрах отсюда правительственная резиденция. Раз уж мы оказались тут, то решили заехать в Сиди Бу Саид ( Sidi Bou-Said) – это буквально парой километров дальше. В листочке с предварительным планированием у меня про это место было написано «миленько, но ничего особенного». Так и есть. Ну да, пейзаж неплох. Но тема бело-голубых домиков, имхо, на Санторини представлена гораздо круче. Да, забыл сказать – заезд на машине в туристический район городка стоит два динара, но мы проехали бесплатно: видимо, по причине позднего времени менеджер шлагбаума уже свалил. В 19:30 отправились обратно, выехав из Сиди Бу Саида с показаниями 294км и приехав в отель с цифрой 385 на одометре.

продолжение:

на главную страницу: