Часть 2: Оахака, Монте-Альбан, Туле, Митла, Йерве эль агуа.

предыдущая часть:

05 мая. С утра поехали в посольство Белиза. Доехали до Музея антропологии на автобусе (4,5 песо (~12 руб) с носа) и дальше пошли пешком вдоль второй территории парка Чапультепек. Расстояние несколько недооценили – идти пришлось довольно долго. Но парк красивый.

В посольстве всё оказалось очень просто – пара вопросов: зачем хотите поехать? на сколько?, 5 минут на заполнение анкет, 15 – на ожидание, и вот за 2*50 USD в наших паспортах красуются однократные двухнедельные визы Белиза, действительные в течение 3 месяцев. В дополнение к ним вручается кучка буклетов по стране и карта, что очень кстати – в русскоязычном интернете информации очень и очень немного. Назад ехали уже на тачке – теперь оставалось только взять в прокате машину и выдвигаться по маршруту. То, что оставалось в Мехико неосмотренным – Музей антропологии, Чапультепек, возможно, базилика Нуэстре синьоре де Гваделупе – запланировали посетить в день отъезда.

Офис Europcar расположен недалеко от отеля, нахожу его, забив адрес в навигатор. Всё вроде подтверждается, прикатывают зарезервированный Нисан Априо. Ба-а, да это же клон Логана, причём в самом бюджетном исполнении, разница только в шильдиках. А я-то всё думал – что за машинка? Пробег 60 с чем-то тысяч, но вроде всё работает, в том числе гнездо прикуривателя. Переписываем дефекты, меня немного настораживает то, что нигде в контракте нет пометки о возможности выезда за границу, но девушка заверяет, что проблем не будет.

Не успел отойти от конторы, как на мобилу свалилось сообщение от Альфа-банка: «Уважаемый Вадим, ваша карта в целях безопасности временно заблокирована. Просим связаться с банком по тел. ххх» Пи…сы! Я знаю, как выглядит «связаться с банком». Сначала послушаешь меню: «Если хотите узнать об остатке, нажмите то, нажмите сё», потом «введите логин, введите пароль», потом послушаешь музыку. Потом тебе скажут, что все разговоры записываются, и уж только потом тебя соединят с оператором. Потом я вспомнил, сколько стоит минута в роуминге, и что-то совсем расхотел звонить в Москву. Стал думать. На этой карточке были сложены все доллары для оплаты расходов в поездке. С другой стороны – основное своё предназначение карта уже выполнила – гостиницы забронированы, деньги за аренду машины и депозит заблокированы на карте. Ну и хрен с вами, будем пользоваться рублёвыми картами – максимум, на что угорим дополнительно – на конвертации рубль/доллар по курсу Сбера. В крайнем случае, звонок в Москву никуда от нас не денется, надо только найти вариант бюджетно позвонить. Приняв такое решение, решил расслабиться и лишние нервы не тратить.

Поехали! В гостинице как раз подошёл расчётный час, так что закидываем чемоданы и начинаем движение в сторону Пуэблы ( Puebla ), ближайшего крупного города в нужном нам направлении. Навигатор дорогу знает, но, увы, не в курсе местных особенностей и заводит нас на улицу аккурат вдоль барахолки, где мы теряем в еле ползущей пробке с полчаса.

Вырвавшись, наконец, на платную федеральную дорогу, вскоре начинаем подъём в горы. Но дорога четырёхполосная с разделителем, так что сложностей не возникает, разве что наша «чахотка» тянет плохо. Пообедав в маленькой кафешке где-то возле границы штатов (на двоих примерно 140 песо/350 руб), пытаюсь залиться на заправке по пластиковой карте. Ни фига, пластик берут только местный. Вот это облом…когда готовился, рассчитывал, что уж бензин-то точно смогу оплачивать безналом. Это серьёзный удар по запланированному соотношению кэш/карта. Решаю пока не торопиться и уезжаю, наивно рассчитывая, что дальше попадётся какая-нибудь транснациональная заправка, где карточка проходит. Это я ещё не знаю, что все заправки в Мексике принадлежат государственной компании PeMex , и вариантов нет никаких.

Видами на вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль решаем пожертвовать – по большому счёту, издали ничего особенного. Также приносятся в жертву зона раскопок Сочитекатль ( Xochitecatl , нигде не читал о ней ничего выдающегося), и Какастла ( Cacaxtla , описание в путеводителе не привлекло). Саму Пуэблу тоже проезжаем не останавливаясь – сегодня надо добраться до Оахаки ( Oaxaca ), которая сама по себе будет поинтереснее Пуэблы.

Продолжаем передвигаться по платным дорогам ( cuote ). Кстати, на большинстве пунктов оплаты (но не на всех) пластиковая карточка работает, а оплата дорог как статья расходов в поездке на автомобиле по Мексике практически не уступает тратам на бензин. В какой-то момент в баке становится совсем пусто и приходится заехать на очередной ПеМекс, где заливаюсь до полного за наличные. Бензин дешёвый, цена по стране несколько отличается, диапазон – от 7,79песо/литр до 8,20 (от 19,50 до 20,50руб) за неэтилированный 87-й, он же марки Magna , который мне сказали заливать, выдавая машину.

Пейзаж за окном тем временем меняется – теперь это уже такая панорама, какой, наверное, большинство представляет себе Мексику: сухая рыже-коричневая почва, бесконечные кактусы до горизонта и пока невысокие горы. Останавливаемся у впечатляющего моста через ущелье, на дне которого в другое время течёт речушка, покупаем у придорожных торговцев фрукты. Поллитровый пластиковый стаканчик с манго, арбузом, ананасом или любым другим порезанным на дольки фруктом стоит 10 песо (25руб). После дорога круто уходит вверх, начинается затяжной подъём на перевал. Выше в горах растительность почти исчезает, спустя некоторое время, после перевала, картина снова разительно меняется – на склонах появляются полноценные деревья, а пейзаж начинает напоминать Карпаты.

В Оахаку приезжаем в 19:30, преодолев первые 472 км по Мексике. Заселяемся в первый попавшийся автомотель на въезде в город за 250 песо (625 руб). В дальнейшем нам ещё несколько раз доведётся останавливаться в таком типе заведений – отличаются они тем, что машина загоняется в гараж/парковочное место, относящееся непосредственно к твоему номеру, фактически вход в комнату сделан как бы из гаража.

Узнаём у персонала, есть ли поблизости полноценный супермаркет. Есть один неподалёку. Едем – интересно посмотреть цены в местных дискаунтерах.

Вечером возле торгового центра очень оживлено, народ активно шопничает. В супермаркете – очень приятные цены на текилу и тропические фрукты. Ананасы, например – 6 песо (15руб.) за килограмм, манго – нескольких сортов, и, в отличие от нашего – спелое, никакими ёлками не пахнет :о)).

В ресторанчик сегодня ехать уже не хотелось, поэтому купили еды и на вечер, и перекусить на утро, плюсом к этому – бутылку Текилы и к ней – готовую смесь для «Маргариты», ей и отмечали первый день путешествия. Только я что-то увлёкся и незаметно для себя прибил с коктейлями граммов 400. Для моего нетренированного организма доза оказалась великовата, и я сначала незаметно для себя провалился в тяжёлый сон, а ночью подорвался и побежал очищать желудок. И слава богу, а то на следующий день последствия ощущались бы долго.

За день проехали 472 км.

Автомотель, где мы ночевали.

06 мая. Утром вскочил неожиданно бодро, жена не могла поверить своим глазам. Как она потом созналась, была убеждена, что я сяду за руль не раньше часиков 11. Ну ещё бы – она же была не в курсе моего ночного свидания с фаянсовым белым другом ;) В общем, выехали нормально – около 8 утра. Сначала – в Монте Альбан. Ищется легко – полно указателей, да и со стороны Пуэблы это практически первый крупный перекрёсток (свернуть нужно направо). От поворота ехать километров 7. Поскольку по дороге набираешь метров 400 высоты, то получается, что Монте Альбан расположен на высоте почти 2 км.

Кратенькая историческая справка: Монте Альбан – один из древнейших городов континента, история его начинается почти за тысячу лет до нашей эры. Сначала город принадлежал ольмекам, после 500 года до н.э. люди его покинули по неизвестным до сих пор причинам, и лишь в 1490 году в город пришли ацтеки.

В округе дикое количество цикад, или каких-то других тварей, не силён в зоологии – их скрип просто оглушает, сидят десятками на каждом дереве.

Животина, которая оглушительно скрипит. Размер - с мизинец взрослого человека.

Нам повезло сделать большинство фоток до наплыва туристов – два только что прибывших автобуса гиды повели в музей, а мы, не теряя времени, поломились на территорию. Думал, какое название выбрать для фотографии, где стою с поднятыми руками – в голову лезли мысли типа «пошлите нам, древние божества, удачи в путешествии…» Божества, видимо, услышали, и оказались не в восторге от упоминания их всуе, поскольку кара последовала буквально через пару часов.

Вернулись в Оахаку и подъехали в район Зокало. Все улочки вокруг забиты мелкими магазинчиками и прилавками уличной торговли, так что это всё напоминает бурлящий рынок. Запарковаться абсолютно нереально, многие стоят вторым рядом со включёнными аварийками. Пришлось подкатить к торговцам в одной из уличных палаток и попросить поставить машину за их заведением буквально на полчасика. Не отказали. Мы схватили путеводитель и фотоаппарат и отправились побродить по центру. Главная площадь оказалась неожиданно красивой и тенистой. Огромные лавровые деревья образовали уютный скверик, вокруг которого – множество кафешек, все столики и лавочки заняты народом. Набрели на площади на туринфо – запытал молоденькую чику ( chica - девушка, исп .) на предмет местонахождения Йерве эль агуа (Hierve el agua, что-то вроде «Кипящей воды» - исп.). До сих пор сведения от опроса всяких абстрактных персонажей были противоречивыми, а вот сейчас, наконец, всё нам объяснили, дали схему и парочку весьма ценных указаний, о которых чуть позже.

На каждом шагу предлагают бесплатно попробовать мецкаля – Оахака – признанный центр по производству этого напитка.

Как и обещали ларёчникам, забрали тачку через полчаса и стали продираться к выезду из города. ТомТом Оахаку практически не знал, поэтому пришлось ехать по наитию. И вот тут-то и приключилась та самая неприятность: педаль газа при каждом нажатии стала залипать в нижнем положении, заставляя машину неконтролируемо разгоняться. Приходилось несколько раз резко по ней ударять, или подцеплять носком сандалии, чтобы сбросить газ. Стоит ли говорить, какой гемор я поимел в условиях вялотекущей пробки в центре города. Машину надо менять, это было совершенно очевидно. Поскольку в контракте адреса офиса Еврокара не было, а имелся только телефон, меня опять задушила жаба отдавать за минуту разговора в роуминге 140 рублей, и я обратился к местным. После недолгих уговоров hombres из близлежащего шиномонтажа позвонили по мобиле и узнали, где находится искомый офис. Оказалось, в аэропорту. Это был несомненный плюс – указатели на аэропорт имелись, а искать что-либо по адресу в Оахаке с её ужасной застройкой и плотным движением было бы весьма сложно.

Минут за пятнадцать доехали до места, и я пошёл на переговоры. Ну, куле – хотел практиковаться в испанском – получай! Сначала объяснял суть неисправности (тема авторемонта в процессе моего обучения не была раскрыта должным образом). Ладно, справились. Приступили к обсуждению возможных вариантов замены. В наличии имелся такой же Априо, только с огромной птичьей фекалией в половину треснутого лобового стекла, и белый Клио. Не с первого раза, но уразумел, что Априо мне не хотят давать по причине того, что с такими номерами мне будет проблематично сдать его в Мехико: оказывается, есть ограничения для движения по столице провинциального транспорта. Клио брать не хотелось, стал выяснять, что за расписание для колхозников в столице. Выяснилось, что нельзя ездить по Мехико с 5 до 11 утра, за исключением двух дней в неделю. Да ну и хер бы с ним. Но тут я вспомнил о том, что мне непременно надо в Белиз. Всё. Мозг у парней взорвался. Такие извращенцы им ещё не попадались. Сначала они мне заявили, что ну никак. Я пошёл в наступление и рассказал им про свою ну просто ах..ть какую подготовку, про визу Белиза, про забронированную гостиницу (приврал чуток), про то, что когда я арендовал эту машину, то всё оговаривал, и что в офисе в Мехико всё было ОК. Парни ринулись к телефонам и стали судорожно выяснять подробности. Вслушиваясь в слишком быструю для меня скороговорку, я понимал, что вопрос решается не в нужную мне сторону. Наконец один из них сказал: «ОК!» и передал мне трубку со словами «мой шеф сейчас вам всё объяснит».

Шеф активно мне не понравился с первого слова, причём заочно. Я прямо-таки видел эту самодовольную рожу с надутыми щеками, важно вещающую мне о том, что «политика фирмы не позволяет пересекать границу на арендованных машинах» и тому подобную херню. Когда он, наконец, закончил свой монолог, я просто задал ему два вопроса: почему, когда я арендовал машину в Мехико и особо оговаривал этот вопрос, то мне всё подтвердили, и что откуда тогда у меня в электронной почте есть письмо из customer service центрального офиса, в котором также говорится о такой возможности. Этот мудак запыхтел ещё сильней и не нашёл ничего лучше, чем сказать: «я ещё разберусь с этой ситуацией». Слушать я его больше не стал – и так было понятно, что ни хрена он не знает, поэтому я просто передал трубку ребятам со словами «ваш jefe (начальник, исп.) стал говорить слишком быстро, и я перестал его понимать».

Слава богу, парни всё же решили довести дело до конца, и позвонили последовательно в два пограничных офиса. Сначала на гватемальскую границу. Этот номер не прошёл – я знал, что выезд в Гвату – гораздо более сложно решаемое мероприятие. Тогда последовал звонок в Четумаль – пограничный с Белизом городок. И – ура, вот он, момент истины: тамошний сотрудник подтверждает, что да, всё ОК, надо только заехать к ним и взять пермит для пограничников, удостоверящий, что машина выезжает за границу с ведома фирмы. Всё, супер. Дальше уже было просто. Оформление замены машины (решил всё же взять Априо, хрен с ними, с ограничениями), настоял на дезинфекции лобового стекла от птичьих экскрементов, перегрузка багажа – и в путь! Два с половиной часа потрачены впустую – это с учётом поездки до аэропорта и последующего выезда по пробкам из Оахаки.

 
  1 - Монте Альбан, 2 - Туле, 3 - Митла, 4 - Йерве эль Агуа (примерно).

Надо навёрстывать. Поэтому ограничиваемся перекусом в Мак-авто и по дороге №190 выезжаем в сторону Салина Круз ( Salina Cruz ). Примерно в 47км от Оахаки сворачиваем в городок Туле – там растёт дерево циклопических размеров. И бодро так растёт – по крайней мере, никаких признаков увядания я не заметил. Этой разновидности можжевельника аж под 2000 лет, а окружность ствола составляет 42 м. Выглядит, действительно, внушительно. Желающих подойти поближе ждёт необходимость добровольно-обязательного взноса пяти песо на дело дальнейшего выращивания дерева (короче – на ремонт провала (с) Ильф и Петров :о)). С точки зрения фотографирования дерево исключительно неудобно – издали свисающие ветви загораживают гигантский ствол, если же подойти поближе и поднырнуть под крону, то не хватает возможностей техники полностью уместить объект в кадре.

Дерево в ТулЕ. Обратите внимание на человека в кадре справа.
Что имеем, из того забор и строим. За забором - церковь в Митле, выстроенная испанцами из обломков древних сооружений.

Следующий пункт сегодняшних экскурсий по первоначальному замыслу – Митла. ИМХО, нечего там делать. Территория малюсенькая, ничего интересного нет. Тратить время там не стали, и, проведя буквально пять минут, отправились дальше, к Hierv e el agua . Тут-то и пригодились советы девушки из инфо туристико в Оахаке. Дело в том, что сейчас в направлении к Salina Cruz тянут новую дорогу, заезд к источникам начинается с неё. И хитрожопые местные с цельюокучивания ручейка туристов понаставили всяких заманивающих плакатиков и указателей типа «короткая дорога на источники». Так вот, вестись на них нельзя ни в коем случае – сотрудница турбюро в Оахаке весьма эмоционально нам рассказала, что все короткие дороги – muy, muy feo (отстой – исп. :о) ), а ехать надо только по официальным знакам. Так что отслеживайте качество исполнения дорожного указателя – если есть сомнения в его происхождении, то лучше такой знак игнорировать.

Участок новой дороги на Салина Круз.

Дорога к источникам – это почти 22 км довольно извилистого серпантина, сопровождающиеся очень красивыми видами, которые к тому же меняются от засушливо-кактусовых до почти родных сосновых. Последние три километра – по грунтовке.

Подавляющее большинство достопримечательностей в Мексике приходится оплачивать дважды. Сначала тебя стригут неряшливые дядьки, перегородившие дорогу с помощью доморощенного шлагбаума, а то и просто тросика. Подозреваю, что официальные власти просто закрывают глаза на эту самодеятельность и позволяют местной общине немного лататься за счёт близости к объектам туристического интереса. (Здесь дядькам отдали 20 песо).

Вторые стражи культурного и природного наследия более организованы, носят форму с шеврончиками и даже ведут некий учёт, одолевая подъехавших туристов вопросами типа: «А вы откуда?» Здесь это обошлось ещё в 20*2.

На достопримечательностях национального масштаба (Чичен-Итца, Паленке и т.д.) такой самодеятельности нет, хотя деньги берут тоже дважды. Но там, по крайней мере, шлагбаум для машин расположен достаточно близко ко входу в историческое место, и можно попробовать найти место для машины без заезда на официальную платную парковку.

Hierve el agua – источник с большим содержанием в воде карбоната кальция, который, оседая, образует натёки, бассейны и всякие причудливые формы рельефа. Те, кто бывал в турецком Памукалле, легко могут себе всё это представить. Но есть и существенные отличия: в Памукалле вся местность вокруг неимоверно уныла, практически полное отсутствие растительности, а здесь красивейшая горная долина, кактусы и прочая экзотика. И самое главное – никому не запрещают ходить по ваннам, купаться и вообще – делать всё, что захочешь. Только место непосредственного излива на поверхность заботливо отделено оградкой от особо наглых посетителей. В целом – миленько, не удержался и залез искупаться в обоих озерцах.

К дороге Оахака – Салина Круз (Oaxaka – Salina Cruz ) вернулись только около шести. Уже стало ясно, что добраться до Тустлы Гуттиерес (Tuxtla Guttieres) сегодня не судьба, поставили себе более реальную задачу – доехать до Santo Domingo Tehuantepec и там заночевать. Предстояло преодолеть около 200 км горных серпантинов. Кстати: заправок не будет на протяжении примерно 170 км, настоятельно рекомендую запастись бензином. Виды по пути живописные, особо злобных петель немного, трафик небольшой. В общем, средняя скорость 65-70км/час – вполне реальна. И вот где-то на этой дороге я вспомнил, что давненько не видел копий слипов, которые мне дали в рентакаре. Спросил у жены, которая производила перебрасывание всей мелочёвки из первой машины во вторую – а где?.. Ответ шокировал – она решила, что к нам эти бумажки отношения не имеют, и оставила их в бардачке. Твою мать!.. Моё душевное равновесие в очередной раз было нарушено. Поматерившись некоторое время, стал думать. В данной ситуации заблокированная карточка представлялась уже самым настоящим благом, а не досадной неприятностью. Окончательно решил в Москву не звонить, карточку не трогать, а по возвращении домой перевыпустить.

На подъезде к пункту назначения накрыла удушающая тропическая жара – мы как раз находились в самой южной точке маршрута. До Тихого океана – не больше 20 км. Около 21:30 снова остановились в бюджетном варианте для автотуристов – всего 300 песо. Включив древний кондиционер, отправились в городок на поиск общепита. Общепит как-то сразу не нашёлся, а время было уже достаточно позднее, и был испробован чисто бэкпекерский вариант утолить голод: на местной автостанции присоединились к тусующимся мексиканцам и прямо там за пластмассовым промостоликом Кока-колы сожрали по парочке такосов с пивом, отдав за всё (4 такоса, 1 пиво, 1 маленькая бутылка воды) 45 песо (примерно 113 руб).

К нашему возвращению кондиционер создал на удивление неплохую атмосферу, просмотрели свежие фотки, кинцо, и залегли спать с настроем встать пораньше, дабы наверстать упущенное сегодня.

Пробег за день – 390 км, с начала поездки – 885км.

в следующей части: забастовка по-мексикански с перекрытием федеральной трассы, каньон Сумидеро, водопады, древний Паленке, а также особенности мексиканских дорог.

к оглавлению отчёта:

на главную страницу: