КАВКАЗСКИЙ РЕЙД. Часть 9. |
Грузия: граница с Арменией в Бавре, Вардзия, Хертвиси, Ахалцихе, переезд в Батуми через горы. |
...И вот после 6 дней, проведённых в Армении, мы снова въезжаем в Грузию, на сей раз через п/переход Бавра. На грузинской стороне затеяно ну очень масштабное строительство - угадывается новый терминал, дьюти-фри и т.п., непонятно только, откуда тут возьмётся такой поток, чтобы окупить затраты. А пока строительной техникой напрочь убили подъезд к существующему погранпереходу и приходится еле ковылять, переваливаясь с кочки на кочку. Грузинские таможенники неожиданно возбуждаются, услышав о том, что мы везём с собой некоторое количество бухла (причём частично купленного все в той же Грузии). Меня заставляют вытащить большие сумки и пропустить их через сканер в помещении. Пофиг, значительная часть контрабанды из Армении лежит в неприметном рюкзачке, а на виду - пара бутылок. Лену, везущую полтора ящика вина, заносят в "чёрный" список - теперь ей в течение месяца нельзя ввозить в Грузию ни капли алкоголя. Немая сцена, все вот-вот зарыдают)) . |
1. Мост - вагон. 2. Хертвиси.
Крыша нуждается в профилактическом уходе.
Мы сегодня молодцы, и в Ниноцминде (пункт, намеченный в качестве ночлега) уже около 18 часов. Останавливаться есть смысл, если только найдётся какой-нибудь суперотель, чтобы вечер прошёл в приятном релаксировании. Но ничего похожего тут нет, и мы едем дальше. В Ахалкалаки - аналогично, после городка дорога ныряет в неглубокое ущелье, и вдруг за окном мелькает интересный объект. Удача, я видел фотографии в интернете, но с ходу не понял, где он расположен, и не включил в список. Речь - о старом железнодорожном вагоне, установленном на опоры в качестве моста через речку Паравани. Очень нестандартное решение и интересное место. |
Полазив вокруг, решаем ехать прямо до Вардзии, всяких гостевых домов там - как грязи, что-нибудь найдётся. На повороте - симпатичная крепость Хертвиси. Проезжаем мимо, оставляя на завтра - хочется решить вопрос с ночлегом. |
Крепость Хертвиси.
В Тмогви, небольшом селении не доезжая пару километров до Вардзии, долго выбираем между двумя вариантами: гестхаус на въезде (отдельные домики, все вроде есть, но номера только двухместные, и по 50 лари за номер с ужином) и две комнаты в доме с хозяевами (сортир один, но вы будете одни, включены и ужин, и завтрак за 40 лари с носа). Напомню, что мы выступаем составом 3+1. Жаба активно продвигает вариант с экономией полтинничка на семью, останавливаемся на варианте два. Успеваем распаковаться, заказать ужин, как вдруг все меняется - из Вардзии приезжает Гела, муж хозяйки, заманивший на ночлег небольшую группу в |
Дочура втыкает в вайфай перед ужином.
12.08 Утренний сон был нервным, я ворочался и непроизвольно прислушивался к звукам из коридора – а ну как кто-то из соседей встанет первым и застолбит санузел на всю свою толпу?)) Долго я так не продержался, и, пихнув жену, чтобы была начеку, отправился на утренние процедуры. Опасения оказались напрасны – мы уже все встали, и даже почти закончили завтракать, когда первые заспанные ласточки от соседей только-только зашаркали в сторону заветной двери. Ещё до 9 мы уже ехали в сторону знаменитого пещерного города. От вчерашней непогоды не осталось и следа, и яркое утреннее солнышко подсушивало многочисленные коровьи лепёшки, которыми была густо усыпана дорога. Не доезжая парковки, стоит свернуть с дороги на небольшую поляну на противоположном от Вардзии берегу Куры. Отсюда открывается наилучший вид, да больше, пожалуй, и не сделаешь ниоткуда фотографию, на которой бы уместился весь пещерный комплекс. Картина, предстающая взору путешественников, аналогична той, которую можно увидеть, глядя на дом с рухнувшей стенкой. Когда-то все пещеры надёжно были скрыты от глаз в толще горы, но в 1283 году во время сильного землетрясения огромный пласт камня сполз в реку, бесстыдно оголив внутренние помещения. Однако и того, что осталось, хватает с лихвой, чтобы поразить воображение даже искушённого путешественника. |
Панорама кликабельна.
Мы приезжаем слишком рано – билеты начинают продавать в 9, и приходится ждать минут 20. Подъём к первым пещерам немного утомителен – метров 70-80 по вертикали. На асфальтовую дорожку время от времени сыплются камни – это рабочие с утра пораньше решили заняться устранением потенциальных обвалов. Человек внизу по рации приостанавливает работы, чтобы посетители могли пройти без помех. |
Обратите внимание на птичек на проводе.
Из храма длинным-длинным узким коридором можно совершить впечатляющее путешествие внутри скалы, поднявшись в итоге на несколько этажей и в конце выйдя на балкон, с которого можно продолжить исследование, спустившись по внешней стене. В остальном пещеры довольно однообразны, несмотря на таблички в некоторых из них, поясняющие, кто и когда здесь тусил. Меня заинтересовали углубления в каменном полу, было непонятно, зачем они были нужны. Оказалось, в них разводили огонь, а характерная узкая выемка нужна для тяги. |
Если вкратце пробежаться по истории пещер, то сначала их использовали как крепость и тайное убежище, потом здесь появился монастырь. В XVI веке турки, захватившие монастырь, сожгли всех монахов живьём в центральном храме. В интернете наткнулся на циничное высказывание, что копоть от этого аутодафе, осевшая на потолке, защитила оригинальные фрески от разрушения. В начале XIX века русские вышибли турок, и монахи вернулись в монастырь до тех пор, пока не установилась советская власть. |
Хертивиси – сооружение куда более древнее, чем пещеры Вардзии, однако за время существования крепость столько раз подвергалась разрушению и перестройке, что уже сложно определить точный возраст руин. Состояние – на троечку, реставрация не ведётся, внутри довольно грязно, и пасутся коровы, которые, естественно, оставляют после себя следы жизнедеятельности. Чтобы попасть в крепость, надо преодолеть небольшой подъём на скалу. По дороге встречаем змею, которая производит на Лену неизгладимое впечатление, заставляя удвоить осторожность. Немного полазив по стенам, спускаемся к машине и продолжаем путь. |
1. Вардзия. 2. Хертвиси. 3. Ахалцихе. 4. Перевал Годердзи.
От Хертвиси до Рабата в Ахалцихе – 47 км по хорошей, хотя и изрядно петляющей по горам дороге. Не найдя места на нижней парковке, пристроили машину на верхней, и отправились к ближайшим воротам в крепость. Как оказалось, зря – прохождение квеста возможно только в одном направлении, и никак иначе. Внизу – вход, наверху – выход, поэтому пришлось идти вниз по раскалённому асфальту. |
Замок Джакели.
На выезде из Ахалцихе опять подкачал спускающее колесо (это уже стало подбешивать, но всё время то очень торопимся, то шиномонтажки куда-то исчезают). Сразу же начался участок масштабной реконструкции – крупный щебень, который просто скинули с самосвалов и кое-как разровняли. Пылища, оживлённое движение. Ехать медленно – одно мучение, видимо, это самая нижняя часть будущей дорожной подушки, т.к. камни слишком крупные и машина переваливается на них. Через пять минут не выдержал и втопил до 60-70. Все местные джигиты стремительно стали проноситься мимо и исчезать в зеркале заднего вида в клубах моей пыли. Лена, к сожалению, тоже. Таким образом, ничего не выиграв во времени, я поимел бонус в плане душевного равновесия. Километров через 8 безобразие закончилось, и начался отличный асфальт! Я воспрял духом: а ну как грузинские повелители катка и лопат трудились аки джинн из тысячи и одной ночи и за |
Вся езда – тыр-пыр, разгон-торможение. Из положительного – симпатичные виды. Ближе к перевалу Годердзи лес поредел и постепенно сошёл на нет, ущелье слева тоже превратилось в пологую ложбину. |
В верхней точке обнаружился центр местной движухи на многие километры вокруг. Магазинчик (или кафешка?), группы местных, Спуск показался чуток получше, но! Во-первых, заметно возрос траффик, а обгонять тут малореально. Во-вторых, стало намного больше пыли. Довольно долгое время рядом с дорогой идёт ветка подъёмника. Мне интересно – никогда раньше не слышал, чтобы в этой части Грузии была какая-нибудь горнолыжка. Поэтому, когда после длительного спуска стала видна нижняя станция креселки, я туда свернул и попытался расспросить сотрудников, что и как. Много не узнал, уяснив лишь, что в 2016 курорт Годердзи только-только открылся, планов - громадье. Ну да, с дорогой точно надо что-то делать, а то редкий фанат сюда доберётся, даже из Батуми. В сети позже нарыл немного инфы, кому интересно – можно глянуть тут: http://batumilife.ru/gornolyizhnyiy-kurort-goderdzi Или просто симпатичный ролик: https://www.youtube.com/watch?v=AI1hc6saS_M Тем временем дорога продолжала идти вниз, извиваясь по склонам ущелья и раздражая всё тем же отвратным покрытием. Сидели как на иголках и надеялись, что уже вот-вот, за следующим поворотом начнётся асфальт. Один раз так и случилось, но выдох облегчения оказался преждевременным – словно в издёвку, через полкилометра лафа закончилась так же внезапно. Окончательно асфальт победил только в районе Хуло. По моим прикидкам, из примерно 160 км между Ахалцихе и Батуми нормальное покрытие у дороги отсутствует приблизительно на 80, и едутся эти 80 4 часа. Поскольку будущее теперь виделось розовым и гладко заасфальтированным, то можно было и пособачиться между собой насчёт места проживания. Лену накал страстей миновал, так как по рации до неё доносились исключительно отфильтрованные реплики. Вариантов было целых три: 1. Был телефон некоей родственницы в Батуми, полученный от Гелы (нашего сегодняшнего хотельера вблизи Вардзии). Мост горбат и красив, достаточно стар (точных данных нет, но лет 800-900 вроде набирается), и малопосещаем. Почти все обычно смотрят на мост в Махунцети, который и пониже, и пожиже, но зато находится ровно в 2 раза ближе к Батуми (28 против 56 км), поэтому сюда мало кто заезжает. Высота моста 14 метров. |
Мост Дандало.
1. Перевал Годердзи. 2. Мост Дандало. 3. Мост и водопад Махунцети.
Вскоре добрались и до второго моста. Как уже говорил, он значительно меньше, зато народу вокруг – больше на порядки. Кафешки, всякая торговля, ужос, короче. Зато рядом – водопад, тоже Махунцети. Приличный такой, 30 метров, из-за него, наверное, в основном и едут. С этим водопадом я заколебался дважды – сначала ловить момент, чтобы народу в кадре было хоть немного поменьше, а потом вычищать остатки этого народа фотошопом. |
Водопад Махунцети.
Креатив... Снимал из движущейся машины, поэтому получилось слегка нерезко.
Мост Махунцети.
Потом как-то незаметно начался Батуми. Чем ближе подъезжали к морю, тем беспросветней становились пробаны. Где и как тут искать жильё – я понимал не очень, зато очень хорошо представлял, во что это выльется: придётся смотреть всякую фигню, впариваемую аборигенами в надежде на то, что вечером уставшие туристы согласятся на что угодно, лишь бы побыстрее упасть в кресло и всосать пивка. А от варианта до варианта с таким трафиком полчаса ехать придётся. В общем, как-то незаметно настроились на ту гостиницу в Уреки, и позвонили туда, а там даже сказали, что подъезжайте, ждём… Минус был – надо ехать от Батуми ещё 55 километров на север. С другой стороны – этот минус экономил нам ровно столько же расстояния в день переезда в Местию, так что бог с ним. Трафик на протяжении всей дороги был просто чумовой – впрочем, отчасти это можно было объяснить пятницей. Приехали в Уреки в без четверти 10, оказалось, что надо ещё переместиться на пару километров к морю, в местечко Магнетити. О, что это была за пара километров!... Худшие традиции дикого курортного бизнеса! Кошмар отдыхающего! Каждый сантиметр застроен кафешками разной степени паршивости, магазинчиками, обменниками, более-менее приличные отели чередуются с откровенными халабудами, а самое главное – толпа народа. Нет, не так – ТОЛПА. Полно народу, бухого просто в хлам, с опаской объезжаю одного такого, зачем-то бьющегося головой о фургон Газели. Градус настроения, и так невысокий, упал куда-то в район температуры замерзания азота. Кое-как нашли нашу гостиницу (по факту оказалась относительно неплохой), нашли хозяйку, которая нас ждала, заселились, и даже успели поесть. На самом деле Тристан здорово нас выручил с этой бронью – даже и не знаю, сколько времени мы бы потеряли на поиски, не будь её, и в какой дыре бы оказались. Из всего этого следует однозначный вывод – жильё летом на побережье надо бронировать, и никак иначе, спрос огромный. После напряжённого и насыщенного дня долго рассиживаться не стали, и вскоре легли спать. |