КАВКАЗСКИЙ РЕЙД. Часть 7.

 

Армения: Гарни, Гегард, Ереван, экскурсия на завод Ной Эчмиадзин, Звартноц, Карби. Памятник армянскому алфавиту и дорога до границы с Грузией.

на главную страницу

10.08

Сегодня, даже несмотря на перенос части мероприятий со вчерашнего дня, график достаточно ненапряжный. Примерно в половине десятого выезжаем в сторону монастыря Гегард. По дороге на нитку маршрута нанизывается ещё парочка сайтов для посещения - это храм Митры в Гарни и красивейшее ущелье с базальтовыми колоннами неподалёку. Пара километров дороги неожиданно находится в таком состоянии, как будто асфальт клали прямо по вздыбившейся после мощного землетрясения почве - волны, внезапные бугры и ступеньки не позволяют ехать быстрее, чем 20 км/час. В Гарни нам неожиданно везёт - возле храма в какой-то момент практически отсутствуют туристы, и это позволяет спокойно сделать нормальные фотографии. Храм в Гарни не относится к действующим храмам, поэтому, помимо стандартных 200 драм за парковку, приходится оплатить ещё и входные билеты - 1200 драм с человека (бесплатно только детям до 6 лет). Античный храм, посвящённый богу Митре (впрочем, Геродот считал Митру тёлочкой ;-)) - единственный сохранившийся языческий храм в Армении, да и вообще во всем регионе; выглядит после всех монастырей абсолютно чужеродным телом, но красив и расположен просто идеально, находясь на краю высокого, метров в 200, обрыва.

С высоты уступа, где расположен храм, открывается великолепный вид на ущелье реки Азат. Туда нам сейчас предстоит спуститься. Точные инструкции по поиску дороги получаем у парковщика, все достаточно просто. Спуск крутой и каменистый, ничего критичного нет, с осторожностью проедет и пузотёрка, проблемы могут возникнуть разве что в мокрую погоду.
Виды внизу - просто фантастика, не зря место имеет неофициальное название "Симфония камня". Шестигранные столбы застывшего базальта вздымаются на стометровую высоту, словно гигантский оргАн, их сколы на разной высоте образуют причудливую мозаику. В другом месте шестигранные колонны изгибаются причудливой волной, норовящей захлестнуть неосторожно подошедшего путника. Снимать это застывшее буйство природы можно долго, мы провели в ущелье минут сорок, а можно было бы влёгкую и намного больше.

 
     
 
     
 

У меня уже давно включился значок резерва топлива, но я знаю, что лампочка загорается, когда в баке остаётся ещё около 12 литров, поэтому особо не беспокоюсь - доехать до Гегарда и вернуться обратно в Ереван должно вполне хватить, а там я уже заправлюсь по карточке. До Гегарда из Гарни - около 9 км. Если в Гарни было достаточно пустынно, то в Гегарде - настоящее нашествие. Монастырь - пожалуй, самый интересный из всех армянских. Вручную выдолбленный в скалах, он поражает терпением и мастерством строителей. Внутри - множество барельефов и хачкаров, вырезанных в стенах, на колоннах - везде. Почти в каждом скрыт смысл, непонятный для просто наблюдателя, множество деталей имеют важное значение, и для лучшего восприятия неплохо сначала почитать путеводитель и информационные таблички во дворе. В Гегарде мне неожиданно везёт - нахожу на полу непонятную, но кажущуюся знакомой деталюшку. Ба, да это целехонькая накладка на видоискатель Никона! Удачно, а то на моем резинка давно порвалась, а винтики окислились, так что находка очень кстати. Жара такая, что кажется, будто вот-вот расплавится асфальт: Гегард расположен ненамного выше Еревана, и в тени тут все 34-35 градусов. Мои совсем раскисли, сидят в тенёчке и не хотят никуда идти. Приходится минимизировать программу и вскоре уезжать.

Вырезанные прямо в скале хачкары.

Как и планировал, заливаюсь в Ереване до полного, и не могу устоять перед предложением вымыть машину за 1000 драм (140 рублей). Давно пора - на капоте, стойках и переднем бампере за всю поездку скопились тысячи трупиков насекомых, а густой слой пыли с армянских и грузинских грунтовок присыпал все это безобразие толстым слоем.
Затем возвращаемся в квартиру (вся поездка прибавила на одометре 78 км), где нас уже давно дожидается Лена, променявшая утреннюю экскурсию на шопинг. Они меняются с Аней ролями - теперь жена отправляется по магазинам, а мы едем на завод Ной на экскурсию. Нам везёт - примерно через 20 минут подходит записанная заранее русская группа, и нас присоединяют к ней. Стоит мероприятие 2500 драм, плюс ещё тысяча - за дегустацию. К сожалению, в процессе экскурсии само производство не показывают, сначала - музей с историческими экскурсами и подлинными предметами, принадлежавшими владельцам, выставка достижений (многочисленные кубки и грамоты), выставка выпускаемой продукции, а затем - экскурсия в подвалы.

У подвалов - 4 этажа, чем ниже, тем старее коньяк, а бочки - больше. На нижнем уровне они аж пятнадцатитонные. А вот пахнёт - наоборот, вкуснее в зале, где хранятся трехлетние коньяки. Раньше завод производил и вина, сейчас - нет. Однако старые запасы остались, и в закромах есть рядок здоровенных бочек выдержкой от 70 до 100+ лет.  Нас в рамках экскурсии будут поить угощать 90-летней мадерой, и коньяком 10 и 20-летней выдержки. Где-то тут сокрыто наеб...во: быстрые подсчеты показывают, что при цене пузыря аналогичной выдержки 1200000 драм (примерно 170 000 рублей, ценник подсмотрен в фирменном магазине), цена разлитых нам примерно 100 грамм на группу из 8 человек должна составлять 24 300 руб. Выхлоп же от дегустационных билетов составил 8000 рублей примерно. Это я ещё коньяк 10 и 20 лет в расчёт не брал.

Кратенько - некоторые интересные факты, которые заинтересовали во время посещения в частности, и про армянский коньяк в общем.
Шустов, второй владелец, единственный в мире из нефранцузских производителей получил право называть свою продукцию коньяком. Произошло это после того, как его коньяк, представленный на Парижской выставке 1900-го года инкогнито, собрал первые места.
Черчилль на Ялтинской конференции был угощён Сталиным ереванским коньяком Двин (10 лет выдержки, 50 градусов, сейчас производится на заводе Арарат). Коньяк понравился, и впоследствии ящичек ежемесячно присылался в адрес английского премьера. Ещё одна легенда, связанная с этим коньяком, звучит так: в один прекрасный момент английский премьер написал Иосифу Виссарионовичу, что вкус коньяка уже не тот. Оказалось, что неугомонные чекисты успели закатать главного технолога в Сибирь, пришлось его быстренько возвращать. Не знаю, чем закончилась эта история для ретивых гэбешников.
Новый владелец завода Ной - не только бизнесмен, но ещё и чемпион мира по армрестлингу. На фотографии, где он на открытии завода в 2002 разрезает ленту на пару с президентом Армении, впечатление на меня произвели не только габариты коммерсанта, но и циклопических размеров гайка на безымянном пальце.
С 1996 по 2002 завод не работал и потихоньку разваливался. Но содержимое подвалов охраняли и тогда.
Под заводом есть два подземных хода, прорытых пленными персами; говорят, тянутся на 7 и 9 км, их использовались для транспортировки продукции в самую жару.
Завод менял хозяев 4 раза. Основал его на развалинах Эриванской крепости купец  Нерсес Таирян. Затем через 12 лет его выкупил Шустов. При Советской власти предприятие национализировали, ну а про возрождение я уже написал. Любопытно и то, что ранее заводы Ной и Арарат были единым целым, разделение прошло уже после развала Союза. Название Ной находчивые армяне обосновывают тем, что по библейской легенде Ной после потопа сошёл с ковчега, держа в руке виноградную кисть. Первоисточник прямо вот так вот конкретно не утверждает, зато чётко даёт понять, что Ной почти сразу ринулся гнать крепкие напитки (Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;  и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. Бытиё, Глава 9).

Подземные ходы - первый и второй.

После экскурсии дошли пешком до конкурентов (завода Арарат), подивились толпе народа и ценнику в фирменном магазине, и пешочком вернулись домой. Пара бутылок Ноя приличной выдержки приятно булькала в фирменных пакетах. И, кстати - если кто соберётся на экскурсию с детьми, то на Ной их пускают, а вот на Арарат - нет.

Вид от завода Ной на завод Арарат...

...и наоборот.

После пары-тройки часов сиесты выдвинулись в сторону Каскада. Пешеходный Северный проспект, площадь перед академическим театром и сама лестница Каскада - излюбленное место вечерних гуляний ереванцев. Народу очень много. А мы выбрали, пожалуй, самое удачное время для визита: жара спала, скульптуры уже подсвечены, но света сумерек ещё вполне достаточно для фотографирования. Поднявшись по лестнице до самого верха и посмотрев на вечернюю столицу с высоты, спускаемся уже в полной темноте.

Стоит несколько безошибочно узнаваемых скульптур колумбийца Фернандо Ботеро.

Угадайте, из чего сделана скульптура?

Путешественникам на заметку: в самой верхней части каскада на лестнице разбросаны монеты. Вестись (как я) не надо - они приклеены намертво ;-).

Спустившись с лестницы, осели в одной из многочисленных кафешек в центре. Понравилось не очень – дороже обычного, и не сильно вкусно.

Ереванская мода на сервировку - вкладывать нож между зубьями вилки.

11.08

1 - Гегард, 2 - Гарни, 3 - Зварнотц, 4 - Эчмиадзин, 5 - памятник армянскому алфавиту.

 

Выезжаем около половины десятого. Сначала - набег в Ереван-сити, окончательно закупиться армянским коньяком, а потом продвижение в сторону Гюмри, и дальше, к грузинской границе. По пути у нас несколько точек, запланированных для посещения: руины храма в Звартноце, Эчмиадзин, Касахский водопад и памятник армянскому алфавиту.
У Лены, похоже, не полностью расходятся тормозные колодки, и при езде накатом на небольшой скорости раздается характерный, довольно громкий звук. Её это сильно беспокоит, успокаиваю, и в то же время напоминаю, что найти запчасти на Сузуки что в Армении, что в Грузии - задача весьма нетривиальная, я, например, за всю поездку не видел ни одной машины этой марки.
Храм в Звартноце, как пишет путеводитель, был воздвигнут в качестве заманухи верующих под знамёна константинопольской церкви; для этого надо было показать, что он круче близлежащего Эчмиадзина. Вот и выстроили монстра, с виду крутого, а по факту... Короче, все, построенное Нерсесом III, развалилось спустя 200-300 лет, не выдержав землетрясений. В итоге то, что сейчас показывают в Звартнотце (а показывают там немного) - на 90% реконструкция. При этом до сих пор ведутся споры, стоит ли пытаться восстановить храм в первоначальном виде - проблема в том, что даже современный уровень технологий не позволяет сделать конструкцию сооружения надежной.

Долго задерживаться тут мотивации нет никакой, и вскоре мы выезжаем в Эчмиадзин. Тут близко, всего 5 км. Не знаю, что послужило причиной, но главный собор Армении не вызвал у меня благоговения или трепета. На обширной территории вокруг - куча пафосных и новодельных зданий, сам же Эчмиадзин стоит в лесах. Покрутились 10 минут, я традиционно зачитал вслух историческую справку, и уехали. Стоянка опять платная, деньги берут в зависимости от времени нахождения.

Арка на входе в Эчмиадзин, вид изнутри.

Купол главного собора.

Древние хачкары возле собора.

 

Надгробия на погосте церкви Св.Гаяне неподалёку от Эчмиадзина.

Поехали к Касахскому водопаду - фото в интернете вызывали уважение: самый высокий, аж 70м, водопад Армении, сила потока тоже производила впечатление. Ехать недалеко, до села Карби, в нем есть спуск в каньон реки Касах, где устроена большая зона отдыха: два бассейна, кафе, обустроенные беседки для пикников, и т.д. Здесь я продолжил расспросы, но странное дело - народ либо отвечал как-то невнятно, либо вообще ничего не знал про водопад. Это настораживало. Поехал по грунтовке по дну каньона, но вскоре упёрся в перегораживающую дорогу цепочку. Была видна парочка водопадающих со стенок каньона ручьев, но на то, что я видел в интернете, они явно не тянули. Оставив коллектив в машинах перед преградой, пошёл прогуляться дальше пешком, и вскоре дошёл до небольшой ГЭС. Место казалось смутно знакомым, и в душу закрались чёрные подозрения. Кстати высунувшийся из помещения ГЭС мужик на вопрос о водопаде с усмешкой показал на гигантскую голубую трубу, протянутую от верхнего обреза каньона в помещение станции: здесь водопад, в трубе. Внезапно... Вот так Армения лишилась одной из своих не самых плохих достопримечательностей, променяв ее на некоторое количество киловатт электроэнергии.

В 8 километрах от Карби - памятник армянскому алфавиту, представляющий собой рассыпанные по склону холма изваяния букв в разных комбинациях, плюс некоторое количество скульптур.

На сегодня культурная часть программы закончена, надо доехать до границы с Грузией, пересечь её и как можно ближе подъехать к Вардзии - нашему следующему объекту интереса.

Наученный нехорошим опытом прошлых дней, не стал доверять навигатору, предлагающему какую-то хитрую дорожку, а поехал надёжно, через Аштарак - Гюмри. Где-то между ними - участок типа ремонта километров на 20, с запретом обгона и ограничением скорости 50 км/час. И грузовик, еле плетущийся со скоростью 40. А ещё - куча алчных ментов, вьющихся именно на этот участке. Короче, все, как у нас лет 10 назад. Проклял все. Тех, кто не выдерживал, практически всех принимали слуги полосатого жезла. Дальше пошло веселее, трафик минимальный, а полотно, как и на большинстве армянских дорог, на 3+. В отличие от первого пересечения границы, на п/п Бавра тишина. Машин нет, погранцы аж скучают. Приходится отдать ещё 2000 драм за прекращение временного ввоза, и мы покидаем Армению.

к следующей части:

к оглавлению отчёта:

на главную страницу