КАВКАЗСКИЙ РЕЙД. Часть 11. |
Грузия: каньон Мартвили - водопад Кинчха - пещера Прометея - Кутаиси - столп Кацхи - Гори. |
16.08 Утром бродили по дому как зомби, кое-как покидали в себя завтрак, потом поменяли немного денег и поехали в каньон. Место оказалось круче, чем я ожидал, и уж точно круче, чем вчерашний каньон Балде. Во-первых, помимо каньона есть ещё несколько вполне себе зачётных водопадов, причём наклонная скала, с которой низвергается каскад, как её не снимай, выглядит на снимке так, словно горизонт жутко завален. |
Во-вторых, сам каньон побольше и поспокойнее, что позволяет организовать внутри него заплывы на лодках; кроме того, со стенок каньона стекает парочка небольших водопадов. Впрочем, это, скорее, следствие недавних дождей. Их же неприятным последствием является то, что воды в каньоне много, и выгребать против течения достаточно сложно. Короче, махали вёслами как на галерах вместе с проводником, и все равно еле-еле пробились, а я из-за этого запорол 80% фотографий. В каньоне сумрачно, стоит хоть чуть-чуть отвлечься, чтобы сделать нормальное фото, как лодку начинает сносить назад, сводя на нет все предыдущие усилия. |
После посещения каньона пришлось снова подкачивать колесо. Пока качал, откуда ни возьмись материализовался вчерашний хозяин, затянул с Леной душевные разговоры. Позже Лена призналась, что под вчерашний алкогольный шумок был предприняты попытки всяких похотливых телодвижений. Моя вера в грузинское гостеприимство разорвана в клочья. 1. Мартвильский каньон. 2. Водопад Кинчха. 3. Пещера Прометея. 4. Столп Кацхи. 5. Гори. Следующая цель - водопад Кинчха рядом с каньоном Окатце. Сам каньон, поизучав отзывы и фото, а также послушав бывавшего там сына, решили не посещать - долго, жарко и не особо интересно. Последние километры заасфальтировали, это порадовало, так как в отчётах говорилось о 8 км грунтовки. Но даже в таком виде дорога там - очень горная, подозреваю, что не каждый монопривод заедет по таким уклонам. |
Побродив там полчасика, поехали дальше. Примерно через 45 километров езды по местным узким дрожкам прибываем в Цхалтубо. Огромный курортный парк, какие-то полузаброшенные здания санаториев… Хотя, говорят, в последнее время в Цхалтубо, бывший одним из главных бальнеологических курортов и пребывавший в упадке после распада СССР, стали вкладывать деньги, пытаясь восстановить его курортный потенциал. Но Цхалтубо – не наша цель, мы проезжаем его насквозь для того, чтобы ещё через 7 километров приехать к пещере Прометея. Это название появилось благодаря Саакашвили, который заявил, что Прометей был прикован к скале где-то поблизости от здешних мест, а до этого пещера была вполне себе Кумистави. Что-то мне это напоминает истории про древних укров, которые вырыли Чёрное море и научили европейцев письменности. Допуск внутрь строго в составе организованных туров, мы как раз успеваем схватить билеты и пристроиться в хвост втягивающейся в жерло пещеры группе. Экскурсия на русском, цену билетов за давностью я подзабыл, но вроде ничего критичного. Пещеру открыли на удивление поздно, в 1983 году, попробовали обустраивать её для посещений, но денег не хватило, и только неугомонный Мишико проинвестировал создание нормального туристического объекта. Пещеру открыли для туристов в 2011 году, из 20 с лишним километров ходов экскурсии водят по проложенным дорожкам длиной чуть больше километра. Хотя при наличии энтузиазма и несколько бОльшего количества дензнаков можно договориться насчёт углублённой спелеологической вылазки в более удалённые уголки пещеры. Внутри организована подсветка и подзвучка залов, средняя глубина пещеры около 80 метров, внутри прохладно, но не более того – 15-17 градусов. После жары на улице замёрзнуть не успеваешь. В принципе всё достаточно банально, как и во многих пещерах, виденных мной ранее. Поэтому я ни разу не пожалел о решении не ездить во вторую пещеру поблизости (Сатаплию). Что примечательно – выход из пещеры Прометея оборудован с другой стороны горы, для этого понадобилось пробить 150метровый проход в скале. Раньше существовал ещё один альтернативный вариант закончить экскурсию – можно было выплыть на лодке по подземной реке, но именно в этом году что-то в горном массиве сдвинулось, пещера прохудилась, и почти вся вода ушла, так что лодочки стоят невостребованными. Впрочем, эта опция стоила весьма не по-детски – около 15 долларов с носа, поэтому я даже отчасти рад, что не стою перед выбором между заплывом и экономией. |
После выхода из пещеры возврат назад, к месту парковки происходит на туристическом бусике. Ввиду многочисленности экскурсии за один присест все желающие в автобус не влезают, поэтому желательно не щёлкать клювом, если во времени вы ограничены. Девушки настояли на необходимости покушать в одной из кафешек возле пещеры, я сопротивлялся, подозревая, что в туристическом месте готовить будут «на от..бись», но, к счастью, оказался в корне неправ. Непрезентабельная с виду кафешка оказалась чуть ли не лучшим по кухне местом в Грузии. Поели просто с наслаждением! Далее у нас по плану был заезд в Кутаиси, лежавший как раз по дороге. Город, который не показался нам настолько интересным, чтобы тратить на него полноценный день, или даже хотя бы половину. Единственное, что мы себе позволили – остановиться в центре на полчасика и быстренько пробежаться по близлежащим улицам. |
Затем выехали на автобан, строительство которого ещё не полностью завершено, и проехали по нему 22 км до Зестафони. В Зестафони надо свернуть, чтобы попасть ещё в одно место, которое я непременно хотел увидеть – к столпу Кацхи. Времени у нас не так уж и много, приходится поторапливаться. Путь неплох, хотя и достаточно извилист, и 28 км до нужного нам места пролетаем быстро. Дорога в городке Кацхи сначала круто спускается вниз, в каньон речки Кашура, а затем, после моста, карабкается вверх. Где-то на этом подъёме есть не особо приметный поворот налево, ведущий к искомой точке. Столп Кацхи – сорокаметровая скала-останец, торчащая как перст посреди склона каньона реки. Церквушке на её вершине – уже почти полторы тысячи лет, непонятно, кто и как в те времена смог её построить. Во времена Османской империи церковь разрушилась, и место пришло в запустение. При советской власти по понятным причинам ничего не происходило, хотя в середине прошлого века группа альпинистов сумела забраться наверх. Сейчас церковь воссоздана главным образом благодаря усилиям отца Максима, появившегося около столпа в 1993 году. Он говорит, что давно, с детства мечтал поселиться тут. Потихоньку молва о пытающемся возродить церковь на скале монахе разошлась по округе, и люди стали помогать кто чем мог. Было получено благословление от церкви, и после раскопок на вершине скалы в 2008 году строительство церкви было закончено. Отец Максим сам решает, кому разрешить подняться наверх, а кому – нет. В любом случае женщинам путь наверх заказан, потому что в этом вопросе священнослужитель придерживается ортодоксальных взглядов Симеона – столпника, который считается основателем первой церкви на утёсе. Когда мы добрались до столпа, отец Максим был внизу и о чём-то беседовал с несколькими мужчинами. Железная лестница, ведущая наверх, была негостеприимно замотана верёвкой и увенчана листом бумаги с надписью на двух языках «проход запрещён». Походили вокруг, поснимали скалу в закатных лучах и поехали дальше. Предстояло доехать до Гори и ещё найти там жильё; впереди нас ждало несколько десятков километров горной дороги, а солнце уже быстро скатывалось за горизонт. |
Через десяток километров проезжаем городок Чиатура, по-своему уникальный. Его необычность в том, что он расположен на двух крутых стенах ущелья, перепады высот в пределах одного населённого пункта – сотни метров, в связи с чем и появилась разветвлённая сеть подъёмников, функционирующих как общественный транспорт. После него дорога стала отвратительной, я было приуныл, прикинув, что с таким качеством пути ехать мы будем до глубокой ночи, однако ж через 7-8 километров всё наладилось, и дальше мы ехали, не снижая скорости. Выскочив на автобан примерно в 30 км от поворота в Гори, на месте мы были около 8 вечера. С жильём на первый взгляд было никак – то есть никаких вывесок не видно. Поехали по адресам, отмеченным в maps.me. Но и тут на местности не было никаких ориентиров. Беда местного отельного бизнеса – то, что владельцы жилья не утруждают себя установкой указателей, или названиями, найти тщательно скрываемое размещение можно только путём тотального опроса местных, которых в связи с поздним временем и не самым центральным местонахождением на улицах больно-то и не было. Наконец нам вызвали тётечку, мест у неё не оказалось, послала нас на другой конец города к знакомой. У знакомой не понравилось, рядом нашли ещё один отельчик из навигатора, с неслабым рейтингом на букинге и довольно негуманным по местным меркам ценником. Бабушка на месте со 130 лари за дабл согласилась скинуть до 120, дальше упёрлась. В конце концов я добился, чтобы она позвонила дочери, которая была хозяйкой отеля, и передала мне трубку. Не помню, как так получилось, но меня как-то переклинило, и я сходу зарядил дочке 120 лари за оба номера. В трубке поперхнулись, затем уважительным голосом сказали, что такую скидку не дадут, и край её гуманизма лежит в районе 80 лари за дабл. Отлично, в данном случае размещение стоило каждого тетри. Не теряя времени, согласились, съездили в магазинчик, и расположились на ночь. Дневной пробег составил 309 км. |