КАВКАЗСКИЙ РЕЙД. Часть 1. По России: из Нижнего - в Верхний. |
Нижний Новгород - Баскунчак - Астрахань - Грозный - Владикавказ - Верхний Ларс. |
В этот раз не могу удержаться от того, чтобы начать рассказ с предшествующих поездке событий. А всё потому, что похожее было разве что в 2004-м, когда я расколотил машину за 3 дня до Нового Года, и за неделю до выезда в Европу с полностью оплаченным жильём. ЗЫ: вот эта фиговина - наверху старый вариант, внизу - новый. Фото стырено в интернете. |
31.08 Составленный график поездки предполагал в первый день доехать до Ахтубинска и там заночевать. Ахтубинск, а не Баскунчак, был выбран из-за достаточно большого количества вариантов размещения, в то время как во втором случае усталый турист мог рассчитывать только на санаторий и гостиницу с оригинальным названием Баскунчак. По слухам, там царили совковые порядки, да ещё и с оттенком самодурства, поэтому отказать в ночлеге могли просто потому, что ты заранее не озаботился покупкой путевки. Ну а раз Ахтубинск, то в сильно раннем подъёме особой нужды нет – 1113 км для дневного перегона - цифра отнюдь не запредельная. Выехали в 7:30. Дорога по родной области воскресным утром легка и приятна, Мордовию и Пензенскую область также пролетели без малейшего напряга - у них там камер почти нет, да и треноги не в ходу. Саратовский регион удивил чрезвычайно бестолковой расстановкой знаков - частенько встречались взаимоисключающие комбинации, взрывающие мозг. Волгоград - количеством нешуганных местных оленей и беспредельщиков - обгон через две сплошные там прямо норма, а не исключение. И знаки - в порядке вещей поставить "отмена всех ограничений" и нарисовать прерывистую метров за сто до перегиба, за которым вполне может спрятаться фура. В общем, Саратову и Волгограду за знаки конкретный незачёт, а вот качество дороги везде порадовало - на 4-4+. Буквально пара участков по несколько км тянули на четверку с минусом. |
01.08
|
К глубокой воде возят почти исключительно УАЗики со срезанными крышами. Интересно, насколько быстро езда по середину колеса в насыщенном солевом растворе убивает подвеску? Купаться можно в так называемом «выломе» - глубокой траншее, оставленной в слое соли там, где прошёл соледобывающий комбайн. Рядом местные для удобства понатыкали столбов, прибив к ним перекладины для развешивания одежды. Если бы не висящие на них трусы/штаны/майки, место бы имело вид и вовсе мрачноватый, напоминая затопленную Голгофу. Купаться полезли только я и Лена. Ощущение донельзя прикольное, свободно лежишь, выставив из воды голову и конечности, утонуть невозможно. Лучше не допускать попадания «воды» в глаза – будет весьма неприятно. |
Минут через 15 нам надоело, да и времени у нас не сказать что было много, поэтому поехали обратно. Во дворе, где оставляли машины, с удовольствием воспользовались душем (100 рублей). Переоделись и поехали на гору Большое Богдо, километрах в 8 от посёлка. Заблудиться сложно, гору видно отовсюду, а дорога по большому счёту одна, идёт сначала между отвалами карьера и озером, ну а потом – без вариантов. Не доезжая 2 км до горы, упираешься в КПП. Гора на территории заповедника, поэтому за въезд берут денежку – 190 руб. на момент нашего посещения. Далее – на парковку для гостей, и уже оттуда – по размеченным пешеходным тропам на гору. Гора – самая высокая точка на десятки километров вокруг (149,6 м нум), впрочем, есть у меня подозрение, что отвалы карьера в будущем могут перехватить пальму первенства. Подниматься на вершину нельзя, тут же есть сотрудница заповедника, проводящая экскурсии и с удовольствием отвечающая на вопросы. В частности, рассказала про растущую вокруг эфедру и разрешила слопать по несколько ягод (кстати, вполне вкусно). Из её сородичей гонят эфедрин – запрещённый для свободного обращения на территории РФ препарат, содержащий психостимулирующие вещества (а также эффективно сжигающий жир). С высоты открывается неплохой вид на озеро. В целом не пожалели, место интересное. Где-то поблизости ещё есть пещеры, но на них мы планов не строили. |
Тут я то ли облажался, то ли, наоборот, поступил дальновидно – до сих пор не знаю. Maps.me, использовавшийся в этой поездке в качестве основного навигатора, нарисовал короткую дорожку из Верхнего Баскунчака на трассу Волгоград – Астрахань по левому берегу Ахтубы. Это мне, конечно, понравилось, и я радостно углубился в узкие улочки посёлка. Поплутав немного, заехал совсем уж в какие-то огороды, однако навигатор упорно продолжал утверждать, что мне надо именно туда. Не найдя ничего похожего на приличный асфальт, развернулся от греха подальше и поехал через Ахтубинск (примерно на 40 км длиннее). Однако позже увидел на трассе указатель на В.Баскунчак и с виду вполне приличный поворот, так что, может, просто плохо искал. |
02.08 Встали по договорённости весьма рано, часов около 5. Вариантов движения на юг, в сторону Грозного было несколько, и я до последней минуты колебался, каким поехать. По мотивам изучения астраханских форумов стало понятно, что самая короткая дорога Астрахань – Икряное – Оля – Лагань – Артезиан включает в себя 2 грунтовых участка – 13 и 80+ км, причём второй – достаточно мерзкий. Так ехать я не захотел сразу. Второй, промежуточный вариант Астрахань – Икряное – Оля – Лагань – Улан-Хол – Комсомольский – Артезиан, подразумевал всего лишь 13 км грунтовки, но при этом плохое качество асфальта между Лаганью и Комсомольским, а самое главное – был всего на 54 км короче маршрута Астрахань – Яшкуль – Комсомольский – Артезиан. По последнему везде был асфальт, автобусы в сторону Дагестана из Астрахани тоже выбирали этот путь. Поехали там и мы, и ни разу не пожалели. От Астрахани до Яшкуля – идеальная дорога практически без населёнки, единственный раз где-то посреди степи встретилась стационарная камера около заправки, трафик околонулевой. В Яшкуле дозаправились и поехали дальше. Калмыцкие гаишники традиционно алчны и придумывают всякие способы по изъятию денег у населения. Например, воткнуть в густой высокой траве треногу, стреляющую в зад, и заботливо укутать её маскировочной сеткой. Поскольку ехали мы 129 км/час, то им оказались неинтересны – официальный штраф в 250 рублей не вызывал у нарушителей никакого желания коррумпировать местных служителей полосатого жезла. А вот на повороте с объездной Комсомольского Лена попалась – повернула чуть-чуть расслаблено и задела задним колесом сплошную. Пришлось расстаться с некоторой суммой дензнаков. |
Грозный произвёл двоякое впечатление – на улицах почти нет пешеходов, зато некоторые джигиты на Приорах, и не только, считают своим долгом подудеть и свистнуть в окошко в адрес идущих по улице девушек (а их со мной аж трое). Увидел, кстати, воочию, почему Приора долгое время была самой популярной моделью ВАЗа – тут они все, голубушки! А самый популярный цвет – бэлий-бэлий. Это относится не только к Чечне, но и ко всем остальным кавказским республикам, через которые мы ехали: Ингушетии, Дагестану, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. |
По проспекту Ахмада Кадырова, плавно переходящего в проспект Владимира Путина (одна из фотографий сделана как раз с этой точки) через мост проходит к мечети «Сердце Чечни». Пишут, что прообразом послужила Голубая мечеть в Стамбуле, которой грозненская уступает размерами не так уж и сильно. Зайти внутрь и пофотографировать не возбраняется – для этого мужчинам надо разуться у входа, а женщинам – надеть хиджаб, который можно взять тут же. |
Завершив кольцевую прогулку, посмотрели помпезный Дом приёмов, прошли мимо оригинального ресторана Глобус и вернулись к машине. |
Внезапно в связи с быстрой и беспроблемной дорогой у нас образовалась куча времени. Слегка поразмыслив, решили ехать в сторону Владикавказа и там попытаться поспать несколько часов перед тем, как выдвигаться к границе. На этом участке Е50 очень много милиции и камер. На выезде из Назрани заезжаем на мемориал Памяти и Славы. Масштабное, красивое сооружение. |
Во Владикавказе неожиданно теряем кучу времени на поиск жилья. Те апартаменты/гостевые дома, которые указаны в maps.me, на местности отсутствуют, или, может хорошо скрываются. С трудом выуживаем из местных вариант ночлега – большой ресторанный комплекс Регах, при котором есть что-то вроде гостинички. Действительно, есть места. Самый простой номер стоит тысячу независимо от времени, только наличные, никаких документов. Понятно, что основная клиентура здесь – отнюдь не путешественники, но нам уже пофиг. Берём два номера, немного пива в соседнем супермаркете для снятия напряжения от дороги, и после душа я довольно быстро вырубаюсь. Дневной пробег – 776 км. 03.08 Телефон, в Астрахани почему-то не пожелавший синхронизировать время по местной сети, самым подлым образом сделал это во время сна. Особую гнусность этому обстоятельству придавал тот факт, что время во Владикавказе уже было снова московское, а на мобиле выставилось астраханское – на час вперёд. Итогом стал на час более ранний выезд, что, в общем-то, оказалось к лучшему. Выехав из гостиницы в 2:05, в 2:35 уткнулись в конец довольно длинной очереди. Я приготовился вздремнуть, но не тут-то было – без десяти 3 вдоль очереди медленно проехала гаишная машина с сиреной, призывая в матюгальник водителей проснуться. В 3 начали запускать в накопитель, за час, передвигаясь небольшими, по 15-20 метров, отрезками, доползли до наших погранцов. На данном этапе всё было на удивление чинно – большую часть наглецов, пытавшихся обогнать всех без очереди, разворачивали менты. |