ЮРИНО. ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ ЗАМОК. 23-24 СЕНТЯБРЯ.
Сборы в Юрино были недолгими – совершенно неожиданно узнал, что знакомые завтра (в субботу) собрались туда посмотреть замок Шереметьева. Быстренько посовещавшись с женой, решили по полной использовать последние деньки необычно тёплого в этом году бабьего лета.
Встал вопрос о выборе маршрута. Пробежавшись поиском по авто.ру, не нарыл практически ничего. Поиск по нижегородским сайтам выводил в основном на джиперские форумы, где счастливые обладатели полноприводных вездеходов радостно делились друг с другом впечатлениями о перемешивании «говнов» по дороге в Юрино – маршрут оказался популярным тестом на проходимость. В сухом остатке получалось следующее:
1. Гарантировано можно доехать Н.Новгород – Лысково – Воротынец – Козьмодемьянск – паром – Коротни – Марьино – Юрино.
2. Насчёт варианта Н.Новгород – Семёнов – Боковая – Воскресенское – Галибиха – Сухоборка – Марьино – Юрино мнения были разные. Кто-то утверждал, что там уже везде есть асфальт, прошлогодние форумы джиперов убеждали в обратном. Именно этим вариантом решили ехать наши друзья на Субару Форестере.
3. Наиболее экстремальный путь: Н. Новгород – Бор – Останкино – Красный Яр – Сельская Маза – Михайловское – Юрино. Вот тут был гарантирован недетский замес грязи всеми четырьмя колёсами. Семь лет назад мы с друзьями прошли за два дня 180 километров по тамошним местам с лебёдками на 2 Нивах и Тойоте, поэтому я хорошо себе представлял возможные трудности.
................................Место действия................................. |
Поскольку жена наотрез отказалась ехать, по её выражению, «в такую даль» на Ниве, роль транспорта досталась свеженькому Мондео, для которого этот выезд оказался первым более-менее настоящим автопутешествием. Таким образом, маршрут №1 оказался безальтернативным. Если же слухи об асфальте на дороге №2 вдруг окажутся небеспочвенными, то у нас будет возможность оттестировать его на обратном пути.
В субботу рано подрываться не стали, неторопливо собрались и выехали в 12:00. Погода не баловала – на небе висели тучки. Но мы с природным оптимизмом решили на них забить.
Давненько не ездил я по М7 дальше Работок! И, если честно, правильно делал. Дорога достаточно гадкая, множество фур, местами колейность не хуже польской. Между Лысково и Воротынцем кое-где идёт масштабный ремонт. Злые чувашские милиционеры особого внимания на нас не обращают, и с отметкой на одометре 249 км в 15:10 мы оказываемся на пристани в Козьмодемьянске. Закон подлости работает – перед нашей машиной место на пароме заканчивается. Особенно задевает тот факт, что последнее свободное место занято даже не полноценной машиной, а каким-то прицепом с навозом, влачимым убитым «Москвичонком».
Нет худа без добра – появляется возможность изучить расписание. Из Козьмодемьянска первый паром стартует в 5:30, последний – в 20:30. С другой стороны, с пристани Коротни – все рейсы на полчаса позже. Интервал движения – 40-45 минут. Если скапливается много машин, подключается второй паром, стоящий тут же. Билет на машину с водителем – 125 рублей, пассажир – 18, ребёнок – 9 рублей. В прошлом году по средам и воскресеньям были коммерческие паромы прямо в Юрино. Но в этом году их нет. Для нас это означает около 90 лишних километров. Паром реально возвращается через 25 минут, погрузка, ожидание и перевоз в общей сложности занимают ещё 30.
Следующие 90 км до Юрино проходят по очень пустынной дороге вполне приличного качества. Как по заказу, распогодилось. Я не могу удержаться и делаю забег в заманчивый придорожный лес на предмет наличия грибов. Грибов полно, что не удивляет с учётом плотности местного населения - на последних 40 км нам попалось лишь 3-4 встречные машины.
На месте ночёвки | Закат | Главная по шашлыкам... |
В Юрино подъезжаем к самым стенам замка, но осмотр откладываем на завтра – надо ещё найти, где встать на ночь. Местные ребята подсказали хорошее место. Чтобы туда попасть, надо выехать на дамбу. Километра через 3 вверх по течению будет небольшой лесок. Проехав его насквозь, попадаем на очень живописную поляну. Супер! Минусы – некоторое количество мусора по окрестным ямам – очевидно, место пользуется немалой популярностью. Дрова тоже практически отсутствуют – не мы одни любим шашлыки. Грибы повсюду торчат прямо под ногами – подберёзовики, белые, сыроежки. Вечер завершается традиционными шашлыками под водочку.
Остатки тумана над Волгой | Игра света | Утро |
С утра над Волгой сильнейший туман, но часам к 9 под лучами встающего солнца он быстро рассеивается. Примерно к 12 подъезжаем к замку. Пока персонал суматошно бегает, пытаясь разыскать экскурсовода, я знакомлюсь с местным набором услуг и цен. Гостиница находится прямо в замке, ассортимент предложений широк – от койко-места в 10-тиместном номере без каких-либо удобств за 100 руб/сутки/чел, до единственного одноместного люкса стоимостью 1800 руб/сутки. Всего в гостинице примерно десяток номеров разной вместимости, оптимальным вариантом, наверное, будет брать один из двух номеров (3-4местных) со всем набором имеющихся тут благ (туалет, душ, холодильник и TV ) по 400руб/чел/сутки. Сейчас всё занято, и администратор говорит, что лучше бронировать номер заранее. Тамошние телефоны: 33-2-97, 32-1-57, код 83644.
Входной билет стоит 10 руб., фото и видеосъёмка 10 и 20 соответственно. Услуги экскурсовода – 150, причём, если берёшь местного, из замка, то за вход отдельно платить не надо. Нам местного так и не нашли, пришлось вызывать из турбюро, платить ему и покупать билеты.
Кратко о том, что запомнилось из экскурсии. Замок построен в 60-70 годах XIX века, выглядит снаружи очень достойно и производит впечатление. При строительстве активно использовались купленные в Италии и прочем забугорье материалы и предметы искусства. Конечно, за годы советской власти мало что уцелело. Но сохранившиеся редкости впечатляют. Например, камин, вывезенный с раскопок Помпеи, остатки цветных витражей из венецианского стекла, резные потолки. А вообще, очень обидно. Конечно, замок Шереметьева не может встать в один ряд с дворцом Дожей, Нойшванштайном, или дворцом Пелеш. Но сооружениям рангом пониже, например, таким, как замок в Тренто, вполне мог бы составить конкуренцию, если бы… Если бы сохранились около 100 картин известных мастеров, коллекция оружия, мебель и отделка комнат из морёного финского дуба, зимний сад, стеклянный купол. Если бы замок был отреставрирован не только снаружи, но и внутри, не на 20%, как сейчас, а полностью…
Фасад замка Шереметьева. | Вид сзади. | Вид с балкона на Волгу. |
Остатки цветных витражей. | Парадная лестница под стеклянным куполом. | Зал для приёмов |
В своё время для строительства этого замка понадобилось создать в округе целую инфраструктуру. Возник кирпичный заводик, который производил и черепицу для крыши, текстильный завод. Сделали «подсобное хозяйство», где выращивались на только традиционные для наших мест овощи-фрукты, но и всякая экзотика в теплицах – апельсины, лимоны, и т.д. Чтобы обслуживать замок, тоже требовалось немало людей и труда, поэтому в конце XIX – начале XX века в Юрино был самый расцвет.
Экскурсия по замку занимает примерно часа полтора. Потом мы ходим вокруг, фотографируемся, заглядываем в парк. Неподалёку – восстановленный собор.
На балконе замка. | Интерьеры. | Тот самый камин, привезённый из Помпеи. | Собор в Юрино. | Вечерняя Волга. |
Приблизительно в 14 стартуем в обратный путь – через Воскресенское и Семёнов. Асфальт успели положить везде. По дороге до развилки на Йошкар Олу и Нижний Новгород ( 50 км ) несколько раз останавливаемся и возле дороги собираем грибы. Первые километров 10 от развилки – прямо взлётная полоса, разве что с поворотами :о)), видно, что доделали только что.
Через некоторое время неожиданно попадается деревянный мост. Он надёжный, капитальный, но заезд на него со ступенькой 4- 5 см высотой, так что мне на моей низкопрофильной резине приходится изрядно оттормозиться со 130. От Сухоборки, где дорога раньше заканчивалась, идёт участок приблизительно 10 км длиной до Галибихи с плохим покрытием, ремонта здесь не было лет 20. Однако похоже, что постепенно делают.
Озеро Светлояр. | Одна из трёх церквей на Светлояре. |
При езде по этой дороге путешественникам достаётся ещё один бонус – можно заехать на озеро Светлояр, с которым связано множество легенд, возле села Владимирское. Это между Воскресенским и Боковой. Вообще, обратная дорога получается гораздо короче - всего 249 километров.
На подъезде к городу утыкаемся в традиционную садоводческую пробку и теряем в ней около часа. В 8 вечера мы уже дома.