.....................ПОЕЗДКА К ШУХОВСКОЙ БАШНЕ. 05 АПРЕЛЯ 2008 ГОДА.

Всю неделю стояла необычно тёплая для апреля погода, и в субботу было уже просто неприлично не выбраться куда-нибудь на природу. Очень кстати вспомнилось, что есть в окрестностях города объект, который мне давно хотелось посетить – Шуховская башня. Недолго порывшись на нижегородских форумах, обнаружил карту с указанием точного местоположения объекта. Москвичам знакомо подобное сооружение – это телевышка на Шаболовке. Ну а у нас башня стоит непосредственно на берегу Оки в популярном для отдыха жителей Дзержинска месте – песчаный берег, сосны и речной простор. В общем, долго не думали, собрались и всей семьёй выехали на природу, купив по дороге сосисок для барбекью. Даже старший, который последнее время семейные мероприятия не жалует, на сей раз тоже изъявил желание поучаствовать и пофотографировать этот необычный объект.

Краткий экскурс в историю:

Три пары стальных сетчатых башен-опор для уникального перехода высоковольтной ЛЭП НиГРЭС через Оку (две высотой 128 метров , две - 68 метров и две - 20 метров , длина перехода – около 1800 м ) были построены по проекту великого русского инженера Владимира Григорьевича Шухова в 1927-1929 годах на берегах реки недалеко от Дзержинска, несколько ниже Дуденёвского затона. Таких башен из более 200 построенных Шуховым в России осталось менее 10, а высотных многосекционных всего две. 128-метровая высотная конструкция представляет собой уникальный памятник инженерного искусства и признаётся специалистами самой совершенной разработкой В.Г.Шухова. На единицу высоты башни использовано наименьшее количество металла, в три с лишним раза меньшее, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже. И хотя опоры должны были выдерживать вес многотонных электропроводов с учетом намерзания льда, их конструкция легкая и элегантная, а ступенчатое изменение сетчатых структур снизу вверх следует определенным правилам.

Так башни выглядели в 1989 году.

Шуховские башни в Москве и на Оке являются уникальными памятниками архитектуры русского авангарда. В.Г. Шухов первым в мире использовал для перекрытий зданий и сооружений тонкостенные оболочки. Впоследствие многие архитекторы - представители структурного экспрессионизма и хай-тека, - такие как Пьер Нерви, Эро Сааринен, Йорн Утзон, Кензо Танге, Норман Фостер, окончательно внедрили тонкостенные оболочки перекрытий в современную практику строительства. Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Позднее гиперболоидные конструкции использовали в своём творчестве такие знаменитые архитекторы, как Гауди, Ле Корбюзье и Оскар Нимейер.

К концу ХХ века из шести высотных шуховских опор перехода ЛЭП НиГРЭС через Оку сохранились только две. В 1997 году решением Законодательного собрания Нижегородской области эти башни-опоры были объявлены объектами культурного наследия, охраняемыми государством. В 2005 году одна из охраняемых 160-тонных опор была украдена на металлолом. У последней оставшейся опоры ЛЭП НиГРЭС из 40 несущих стальных балок основания к концу 2007 года украдено 16 до высоты более пяти метров, также украдена часть нижнего опоясывающего основание стального кольца.

Можно почитать статью в Википедии.

Наконец, в этом году дело сдвинулось с мёртвой точки. Повреждённую нижнюю часть каркаса восстановили, поставили вагончик для охранника и две конуры для злобных барбосов.

Карта 296КБ
................................Место действия.................................

Добираться до места следующим образом: почти сразу же после въезда в Дзержинск (после соответствующей таблички) по Автозаводскому шоссе надо свернуть на виадук над железнодорожными путями. После виадука проехать прямо (не сворачивая на развязку), в конце спуска с виадука свернуть направо и ехать вдоль промзоны несколько километров. Вскоре после заводоуправления АО «Корунд» дорога свернёт налево и сразу же после ж/д переезда (рядом – автозаправка) надо выбирать левое ответвление. В поселке Дачный основная дорога возле магазина свернёт налево, нам – прямо. Собственно, отсюда башню уже видно над лесом. Дальше по остаткам дороги почти до пионерлагеря, а потом по грунтовкам по берегу Оки – к башне. Дороги вокруг неё перерыты серьёзными рвами, и к башне оставлен только один подъезд, где периодически на песчаном подъёме вязнут всякие недоприводы. Мы в этот раз предусмотрительно поехали на Ниве, и трудностей не поимели.

Ока 242КБ Ока 216КБ Ока 178КБ
..........................................................................................Пейзажи около башни........................................................................................

Сторож при нашем прибытии выбрался из будки и с подозрением принялся за нами наблюдать. Усыпляя его бдительность, мы ходили вокруг, фотографировали и подыскивали место для пикника. На берегу видны остатки фундамента второй башни, уже подмытые подступившей рекой. Если сравнивать вид места со старыми фотографиями, становится понятно, что рано или поздно вода доберётся и до последней вышки.

Башня 213КБ Башня 198КБ Ящерица 116КБ
Вид изнутри. Если стоять ближе к стене, то кажется, что башня изгибается. Акт агрессии.

Вскоре стражу башни надоело слоняться без дела, и он убрёл назад в вагончик. У меня, естественно, свербило забраться наверх, что я и немедленно принялся осуществлять. Сторож засёк меня уже где-то на 25-метровой высоте. Особой агрессии не проявил, покричал, чтобы я слезал, вяло пообещал позвонить в милицию, которая якобы приедет и перепроводит меня в кутузку… Я напугался не сильно и дежурно проорал ему сверху, чтобы он расслабился, а я сейчас сделаю сверху пару фоток и слезу.

Башня 210КБ Алиса 138КБ Башня 240КБ Башня 269КБ
Башня вблизи. Алиса. Путь подъёма снизу. Я уже почти залез...

Подъём требует определённого здоровья и отсутствия страха высоты. Лестница и кольцевые страховочные перила вокруг образуют замкнутое пространство, чрезвычайно привлекательное для пауков – есть к чему прицепить паутину. Поэтому даже сейчас, в начале апреля, подъём наверх был непрерывным продиранием через пока ещё жиденькие сети. Могу себе представить, что здесь будет летом… :о((

Металл в верхней части башни, находившийся почти 80 лет на открытом воздухе, изрядно проржавел, и на видимой части крепёжных клёпок поплыл и съелся коррозией. Пара пролётов лестницы закреплена нежёстко, и невольно начинаешь подниматься крадучись, чтобы сильно не раскачивать конструкцию.

Башня 216КБ Башня 205КБ Башня 185КБ
Башня 199КБ Башня 193КБ Башня 227КБ
................................................................................................Виды с башни...................................................................................................
Я 204КБ
Был застигнут сыном - начинающим папарацци. Но получилось вроде ничего. :о))

Обзор сверху – абсолютно офигительный, видно на многие километры вокруг. Благодаря своей высоте, сооружение поднимается немного выше противоположного, крутого берега Оки. В общем, фотки лучше покажут, как это выглядит. Сложность только одна – наверху нет ни площадки, ни ограждения, и приходится сидеть на полоске металла шириной 20 см , при этом крутясь в разные стороны и манипулируя фотоаппаратом.

Пока я там лазил, дети разожгли костёр и уже принялись уплетать припасённые сосиски. Алиса поймала ящерицу и была очень удивлена и обижена, когда та чувствительно цапнула её за палец. Рома выступил нестандартно – решил помыть машину, предвкушая, как все его знакомые офигеют, когда он приедет на чистой Ниве. :о)) В общем, хорошо посидели до 18 часов. Потом солнце скрылось за тучкой и как-то сразу стало прохладно и неуютно. Собрались и отбыли, поставив себе зачёт за отлично проведённый день.

 

 

 

 

На главную страницу: