ЧАСТЬ 8: Перу: Мачу Пикчу, Ойянтайтамбо, Морай, Салинерас, Чинчеро, Саксайуаман. |
15.01.13
Проснулся немного раньше запланированного и возрадовался – уже сейчас облачность была несплошной, с кусочками чистого неба. Чемоданчик оставили на ресепшн и налегке, с небольшим опозданием поехали наверх. Подъём на автобусе стоит каждого отданного за него доллара. Люди, преодолевающие то же самое пешком, по тропе, вызывают у меня чувство глубокого уважения – надо быть хардкорным фанатом хайкинга или мегажадиной, чтобы так корячиться – перепад там метров 500.
Хорошо видна автобусная дорога на Мачу Пикчу.
Всё-таки теория вероятности работает – при всём обилии туристов на Мачу Пикчу иногда выдаются необъяснимо пустые дни, как, например, сегодня – во всём комплексе, кроме нас, с утра бродило от силы полтора десятка туристов…
Шучу, шучу, на самом деле всё было как обычно – примерно так:
Сначала было дёрнулись прогуляться до Ворот Солнца, но потом увидали, как далеко тянется тропа по склону горы, и от этой мысли отказались. Появилась какая-то новая дорожка на вершину горы Мачу Пикчу, на неё в интернете продаются электронные билеты. Ничего раньше про это не слышал, поэтому оказался не готов. Вместо этого предприняли небольшой трек до моста инков – тупиковый маршрут минут на 20 по узкой тропе над многометровыми обрывами, заканчивающийся мостиком под огромной нависающей скалой. Доступ на мостик закрыт. Видно, что тропа продолжалась и дальше – взглядом можно проследить уходящую за ребро горы полоску зелени на почти отвесном склоне, но далее за мостиком её не расчищали.
Тропа к воротам Солнца. Уходит влево и вверх. Далеко-о...
Тропа к мосту инков.
Мост инков в левой нижней части кадра. На отвесной скале по полоске зелени можно проследить существовавшую раньше тропу.
Мачу Пикчу – место, конечно, удивительное - отвесные стены окружающих гор, между ними протискивается Урубамба. И на крутом склоне – остатки храмов, ещё каких-то сооружений, террасы. Конечно же, народу полно. Однако и Мачу Пикчу занимает немаленькую площадь, поэтому дискомфорт ощущается только при встрече с организованными коллективами китайских туристов.
Очень удивили несколько групп, расхаживающих под международным флагом гей-движения. Я было даже решил, что у них тут наметился некий гомосятский междусобойчик с выездом к историческим ценностям. Однако вечерняя вылазка в интернет дала правильный ответ на вопрос – оказывается, Куско в 1974 году выбрал себе точно такой же флаг. Очень смело. Видимо, не только я был введён в заблуждение – несколько местных активистов уже внесли предложение о смене расцветки именно в связи с частыми недоразумениями.
На Вайну Пикчу мы решили не ходить, хотя время позволяло – сказалась лень и общественное мнение, утверждающее, что вид оттуда так себе. Провели наверху около 4 часов и вернулись на автобусе вниз (кстати, подъём/спуск можно покупать по отдельности – по 9 долларов). Жалко, что времени было недостаточно для похода к местным водопадам – примерно 2 часа в одну сторону.
В оставшееся время перекусили, я пофотографировал особенно сильно ревущую на этом участке реку, зашли в отель за вещами и потолкались на местном рынке около станции. Вот интересно – в буклетах пишут про рафтинг по Урубамбе – этот кусок туда входит? Лично я бы и под угрозой пистолета не полез бы в воду. Хотя с другой стороны для непосвящённого шестидесятиградусные снежные кулуары выглядят аналогично самоубийственно.
Как насчёт рафтинга?
Центральная площадь в Агуа Калиентес.
Обратно в Ойянтайтамбо приехали около 16, машину я переставил на центральную площадь, и мы пошли смотреть для галочки здешние руины. После Мачу Пикчу, конечно, штырит не очень, но мы честно прошлись по кругу и поснимали неплохие виды. После чего снова в объезд через Писак отправились в Куско. Приехали около семи вечера и заселились в другой отельчик, чуть ближе к центру. Рядом с отелем обнаружили едальню для местных. Дизайна внутри не было вообще, зато вкусный ужин из первого, второго и третьего стоил 6(!) солей.
Проехали за день (Ойянтайтамбо – Куско через Писак) всего 95 км.
Ойянтайтамбо.
16.01
С утра торопились не особо – в планах был Морай, Салинерас де Марас, Саксайуаман и кучка второстепенных руин под настроение, расположенных возле Куско. Выехали в 8:45, а около 10 были на месте – 62 км
B - Морай, C - Салинерас, D - Чинчеро, E - Пука Пукара и Тамбомачай..
Навигатор слово Морай знал, но привёл всё равно в Марас, оттуда ещё километров 5 по хорошей грунтовке, и вот мы уже на краю большой ямы, стараниями инков преображённой в ступенчатую воронку глубиной метров 60. Полной ясности, нафига это было сделано, нет, превалирует теория об агроэкспериментах с разной освещённостью, температурой и влажностью почвы на разных уровнях. Вниз спуститься можно по лесенкам, устроенным из торчащих в стенках террас камней побольше. На дне ямы в самом центре другая, маленькая и заполненная жидкой грязью. Рядом гид затирает группе туристов про сельское хозяйство, и про монетки, которые стоит бросить в жидкую грязь в центре. Тщательно всё зафотографировав, по противоположной стенке вылезаем наверх. Лезть тяжеловато – ступеньки на приличном расстоянии друг от друга, да и высота около 3700 даёт о себе знать.
Местные дороги - отдельная фототема:
Если вернуться в Марас, проехать его насквозь и ещё немного в сторону дороги Куско – Урубамба, то сразу после оврага на пригорке будет левый поворот на грунтовку – как раз на Салинерас. По дороге проявляю добрую волю и останавливаюсь около голосующих местных. Глазом не успел моргнуть, как на заднее сиденье (мы сегодня катаемся вдвоём с сыном) запрыгнуло 4 взрослых и двое детей. Салон Ниссана тут же наполнился запахом людей, занятых тяжёлым физическим трудом, и не всегда находящих время помыться. В Марасе вся банда с благодарностями вылезла, оставив нам на память одного колоритного мужичка, который по стечению обстоятельств следовал в Салинерас.
Квест и так выглядел не особо сложным, а с проводником упростился до безобразия. Все соляные ванны, или как их там правильно называть, находятся в каньоне, на въезде в который в будочке вас ошкурят на 7 солей с носа. Пропуск general тут не работает.
Дорога на дно каньона довольно стрёмная, узкая, и с ограниченным количеством мест для разъезда. Сами ванны, видимо, по случаю несезона были коричневыми и не особо живописными. Как раз в это время начался дождик. Подумалось, что местные, похоже, больше всего ненавидят это явление природы – соль выпаривается-выпаривается, вдруг бах! – набежала туча и ты отброшен на пару дней назад.
Пошатавшись минут 20, съели в местном общепите по пирожку (с курицей и мясом), и переместились в Чинчеро – благо, ехать всего 28 км по хорошему асфальту. Местные достопримы – на любителя. Место не особо популярное, поэтому огромные (и пустые) торговые ряды рядом с такой же большой и пустынной парковкой выглядели как памятник плохому планированию турпотока. От инков здесь остались всё те же террасы. В пользу того, что здесь было что-то достойное, говорит факт, что подпорные стенки сделаны не просто из каменной кладки, а из великолепно подогнанных друг к другу камней, не нуждающихся в растворе. Остальное разрушили испанцы, пустив частично стройматериалы на постройку церкви, небольшой колокольни и т.д.. Стены были выровнены глиной, а потом побелены. Сейчас от дождей побелка частично смылась, и грязь отвратительными коричневыми струйками стекает по стенам вниз.
Оттуда направились в Саксайуаман. Остатки крепости из циклопических каменных блоков на холме прямо рядом с фигурой Христа. Оглядев сиё сооружение поближе, мы с Ромой дружно предположили, что не блоки уложены без раствора, а хитрые инки просто процарапали скалу, сымитировав каменную кладку, уж больно точно всё подогнано. На самом деле, конечно, впечатляет не по детски – ворочать стотонные глыбы при тогдашнем уровне развитии техники было задачей нетривиальной. Впрочем, в Баальбеке монолиты ещё крупнее. В этой крепости индейцы смогли 10 месяцев обороняться от испанцев
Саксайуаман. Стены высотой около 10 метров.
Смотреть, кроме остатков крепости в Саксайуамане, нечего – испанцы разрушили почти всё, что смогли, и мы перемещаемся на второсортные сайты, главным образом потому, что все они под рукой: в километре Кенко (Qenqo), в четырёх - Puca Pucara и ещё через километр – Tambomachay.
Пука Пукара – остатки чего-то высотой метра полтора и размером в плане 15 на 15. Секунд за 40 обошли этот исторический памятник, переглянулись с недоумением и переехали на 300 метров дальше по дороге, в Тамбомачай. Там от дороги нужно идти минут пять, чтобы оказаться перед почти единственной сохранившейся стенкой. Этот остаток фасада оживляют две симметричные струйки, вытекающие из отверстий в каменных блоках. В надежде увидеть ещё какой-нибудь реликт, попёрлись на тропинку, уверенно огибающую основною достопримечательность сверху. Надежды не оправдались, только забрели в деревню по грязной тропе. Единственное – попалось несколько фотогеничных ослов и хрюнов, которые не смогли сбежать от Фотографа, будучи привязанными к кольям.
Пука Пукара.
Тамбомачай.
Кенко – огромный скальный монолит, неведомыми силами в нескольких местах расколотый так, что в нём появились узкие трещины, позволяющие протиснуться человеку. Кое-что инки доработали, обустроили, и – оп-па: получилось святилище. Место тоже на 10 минут.
Затем, в связи с отсутствием поблизости мест, которые можно было бы тоже глянуть краем глаза, поехали домой. Вечером сделал несколько необходимых дел:
- на всякий случай съездил и посмотрел, где офис Юропкара
- залил бак до полного
- поменял ещё немного денег и купил пива
- онлайн зарегистрировался на завтрашний полёт и договорился насчёт позднего чекаута
Накатали за день 160 км.
17.01
Приехал сдавать машину к 9 утра. Офис был наглухо (на 6(!) замков) закрыт. В 9:15 я стал нервничать и попросил у стоящей неподалёку парочки телефон позвонить на горячую линию. Оказалось, что они тоже приехали возвращать авто. По телефону лентяи из Юропкара сказали, что будут в полдесятого, а по факту (и после ещё одного возмущённого звонка) прибыли без двадцати. Пухлая девушка и жующий на ходу сэндвич мелкий мужичок выглядели так, как будто их только что выдернули из постели, причём из одной. Сдал машину первый, потратив на всё про всё не более 5 минут. Хотел финальный счёт, но не дали, пообещав прислать в почту на следующий день (до сих пор жду, уроды!) получил только свой экземпляр карты повреждений с отметкой о пробеге. Накатал на 706 км больше лимита, добавив таким образом к итоговой сумме ещё 332 доллара.
На запланированное фотографирование Куско времени почти не осталось, поэтому проделал всё галопом.
Прискакав в отель, тут же заказал такси и рассчитался за жильё. Ещё раз подтвердилось, что баксами платить сильно интереснее – курс, по которому их зачитывали, составил аж 2,58!
Заказанное такси тоже отличилось в плане пунктуальности – 30 минут не хватило, чтобы доехать до нас. Пришлось бежать на улицу и ловить там (такси полнО, но вот с большим кузовом, чтобы влезло 4 человека и три чемодана – редкость). Заказанное подъехало к гостинице одновременно с моим возвращением на машине, с превеликим наслаждением было послано подальше.
От центра Куско до аэропорта 15-20 минут езды и примерно 8-10 солей денег. Времени впритык, досмотр в аэропорту, обязательное перетряхивание чемоданов, вопросы про коку… Потом ещё долго сидим, хотя и время начала посадки – якобы за 1:15 до вылета. Сидим, потому что опять самолёт откуда-то ещё не прилетел. Впрочем, вылет задерживается совсем ненадолго, а в Лиму мы прилетаем ещё и чуть раньше расписания. Всю дорогу нещадно трясёт – какая-то прямо непрерывная турбулентность…