ЧАСТЬ 7: Перу: экскурсия по Титикаке, Куско, Писак, Агуа Калиентес. |
13.01
Где-то к 9 приехали на причал. Я всех подгонял, надеясь отплыть в 9, как выяснилось, напрасно. Ещё и перуанцы, к которым я приставал насчёт начать пораньше, навешали лапши на уши – типа, вот-вот… На практике стартовали примерно в 9:30, чуть ли не последними, потому что лодка стояла в глубине. Так что просите показать судно, на котором поплывёте, и потом уже берите билеты – всё равно раньше всех отчалят те, что стоят с краю, ближе к открытой воде.
Озеро Титикака расположено на высоте около 3820 метров плюс-минус лапоть, величина которого зависит от времени года. Считается самым высокогорным в мире озером, по которому осуществляется судоходство. Немудрено – озерцо немаленькое, в длину 230, а в ширину 97 км. Поделено примерно пополам между Перу и Боливией, многие строят маршрут таким образом, чтобы с его берегов направиться прямиком в Ла Пас, до которого от юго-восточного берега всего около 70 км. А до руин Тиауанако, где мы уже побывали, от озера не более 15 км по прямой.
В целом исследовать озеро можно, проявляя три степени фанатизма. Вариант лайт – три часа, за это время успеешь неторопливо добраться до ближайших плавучих островов, послушать небольшое выступление местного предводителя, заглянуть в жилища, по желанию затариться сувенирами, чуток прокатится на традиционной лодке (за что потом хитрые индейцы слупят отдельные бабки) и сожрать зажаренную форель (тоже за отдельные бабки). Наш выбор.
Можно уплыть на весь день, с 7 утра до 6 вечера. Тогда в дополнение к варианту №1 добавится посещение острова Такиле, про каковой туманно говорится, что пейзаж там офигенский, как и культура «такиле». Кораблик, видимо, будет более быстроходный.
Наконец, для особо залипших на озёрный быт можно умотать в титикакистые дали с ночёвкой у локалов на острове Амантани. Кмк, всё то же, что и в варианте два, но растянутое по времени.
Основная достопримечательность озера – конечно же, плавучие острова Урос. На них островитяне живут, ходят в школу (до 3 класса), есть даже небольшие магазинчики. Острова плетутся из местного тростника и нуждаются в постоянном обновлении. Тростник служит в среднем 10 лет, поэтому постепенно старые и подгнившие вязанки заменяются новыми. Кстати сказать, именно местные умельцы из подручного сырья сплели лодку Ра II, на которой Тур Хейрдал в своё время пересёк Атлантический океан – из Марокко на Барбадос.
Калоша наша плыла еле-еле, со скоростью пешехода, хорошо, что до острова было недалеко. Некоторые острова плавают сами по себе, некоторые – соединены, но при необходимости могут расцепиться. Туристов каждое плавсредство везёт к «своему» островку. Сначала местный островной главарь кормит всех байками про островную жизнь, отвечает на вопросы и т.д. В шоу также входит демонстрация глубины (здесь около 15 метров, а вообще – до 300), дегустация съедобной части тростника (есть можно) и показ, как из тростника мастерят всякую фигню. Затем – обязательный сувениробазар.
Здравствуйте, гости дорогие! Денежки не забыли взять? :))
Потом типа на традиционной лодке, ужасно неповоротливой, поплыли на главный остров – со школой, кафе и т.д. По дороге было озвучено, что тяжкий труд по гребле на этой лохани в стоимость тура не входит, и со всех слупили ещё по 8 солей с носа. Задолбали дети, увязавшиеся поплавать с туристами. Вообще-то они до 3-го класса ходят в школу, расположенную на одном из больших островов, но сегодня воскресенье, и эти оглоеды тоже тут. Всё их поведение заточено на извлечение из экскурсантов дополнительных денежек. Спели три строчки – тут же идут с шапкой по кругу. Две девчонки лет 8-9 уже более-менее с мозгами, а вот спиногрыз лет пяти-шести просто достал, вёл себя всё время как попрошайка, тянул всех за штаны, клянча деньги и время от времени истерил.
Вот он, этот паршивец.
Купаться желания не возникает, температура воды в озере круглогодично держится в районе 10-12 градусов. Не стоит пренебрегать солнцезащитным кремом – предыдущие дни у нас прошли гораздо ниже по высоте, да и погода не всегда была солнечная, вот и расслабились, понадеявшись на кепки. Результат – сгоревшие носы и другие части тела, на высоте 3800 солнце пощады не даёт.
Потом желающие продегустировали местную форель, и после трапезы тем же неторопливым манером наша посудина поплыла обратно в Пуно. До отеля доехали на тачке, вещи были уже внизу, в камере хранения, поэтому сборы были недолги, и в 12:50 мы выдвинулись в сторону Куско. Сегодня вечером надо было купить билеты на все стадии поездки на Мачу Пикчу, поэтому сильно поздно приезжать в Куско не хотелось.
Кусочек Пуно и озеро.
Дорога – на всём протяжении неплохой асфальт, серпантинов и перевалов по пути нет, да и трафик небольшой, исключение – последние 20-30 км перед Куско. Поэтому 389 км сегодняшнего пробега мы преодолели за 5 часов 20 минут.
Заселившись и стрельнув на ресепшн карту исторической части Куско, поспешили в центр. Жизнь там кипела, по периметру Plaza de Armas все здания забиты магазинчиками и турбюро.
На стадии подготовки лично мне сложнее всего было понять из отчётов, где какие билеты покупать, и сколько их всего нужно, поэтому позволю себе сперва выдать эту информацию в концентрированном виде. Итак, для Мачу Пикчу нужно три билета: на поезд до Агуа Калиентес (АК) и обратно, на подъём на автобусе из Агуа Калиентес до собственно Мачу Пикчу (можно не покупать, если вы в процессе тренинга для восхождения на шеститысячник, или 19 долларов для вас – очень значительная сумма), и входной билет. Заранее необходима покупка только билетов на поезд – они могут и закончиться. Билеты на автобус замечательно покупаются в АК, входные – на входе. Про то, что отель весьма желательно забукать заранее, можно ведь не напоминать, да?
Не увидев с первого взгляда офиса ж/д компаний, обратился с вопросом к двум девушкам, подпиравшим стену возле одной из контор, и они вцепились в меня мёртвой хваткой. Ради интереса начал с ними торговаться – смотрю, цены выкатывают вполне адекватные. Подвох обнаружился позже, на стадии подсчёта итоговой цифры – поверх всего рисовалась сорокадолларовая комиссия. Кстати сказать, пакет билетов на всё оптом из Ойянтайтамбо и из Куско с трансфером из отеля стоит практически одни и те же деньги, так что безлошадные путешественники вполне могут этим воспользоваться. Поблагодарил девушек за беседу и сопровождение до офиса Инка рейл, и пошёл покупать билеты. Здесь неожиданностью оказалось то, что билеты на школьников и студентов со скидкой можно купить только в офисе министерства культуры. 20 баксов было жалко, поэтому купил только 3 билета, а один отложил на завтра на фамилию дочери. В целом удовольствие сильно недешёвое. Цена билетов туда-обратно на поезд зависит от времени и колеблется от 105 до 130 долларов, вход на Мачу Пикчу оценивается в 53$, а поднимательный автобус – в 18,5$. Поэтому затраты на всю семью лишь немного не дотягивают до штуки баксов…
Потом проследовали в рекомендованную кафешку на Heladeros, где достаточно недорого наелись до отвала. Заведение, кстати, несмотря на немалую вместимость, было набито битком.
14.01
С утра попёрся в офис министерства культуры. Сначала я замучался его искать – здание оказалось расположено в переулке размером с ванную комнату, потом упарился искать место, где запарковаться. Пришлось отстоять довольно приличную очередь, потом мне дважды выписали неправильный счёт на оплату (сперва ошиблись с возрастом, потом с датой), и, наконец, в другом окошке с оплатой всё сработало тоже не с первого раза. И всё это из-за 20 баксов :).
В итоге к отелю я вернулся уже в одиннадцатом часу. Время поджимало, стали торопливо грузиться. И тут, на счастье, я решил уточнить у девушки на ресепшн детали маршрута – типа, куда сначала лучше ехать: в Морай или Салинас? Ох, как нам повезло – ведь чуть было не случился чудовищный эпик фейл! Оказалось, что мост через реку в Урубамбе закрыт, следовательно - плакала короткая дорога в Ойянтайтамбо. А маршрут выглядел так логично!.. Хороши бы мы были, когда за пару часов до поезда уткнулись бы в перекрытую дорогу! Оттуда через Писак не успели бы с гарантией, а дальше по цепочке – пропадают билеты на поезд, и т.д., и т.п… Весь план на ходу пришлось переделывать. Раз едем через Писак, значит, тамошние руины и будем смотреть. Заодно, если хватит времени – в Ойянтайтамбо.
Поплутав по узким улочкам Куско (навигатор город толком не знает – то норовит завести на пешеходку, то против шерсти, а иногда вообще советует ломануться по лестнице), вырулили на правильную дорогу. Заодно заглянули на мирадор возле статуи Христа, что стоит, раскинув руки, над городом. Вид оттуда на Куско хорош, ничего не скажешь.
Куско с высоты...
И дальше по живописной дороге с несколькими мирадорами довольно быстро прибыли в Писак. Туристический сайт расположен на горе над городом, 7,5 км в сторону по крутому серпантину. На въезде стоит шлагбаум, на котором проверяют наличие билетов, если за него просочиться, то дальше контроля не будет. Для нас пришла пора определяться, какие именно нам нужны. Разовые билеты не предусмотрены вообще, можно купить т.наз. parcial – действителен для 4 объектов (Морай, Писак, Ойянтайтамбо и Чинчеро, цена 70 солей), либо general – добавляются ещё 6 мест в окрестностях Куско и три музея (130 солей). Нам вполне бы хватило первого варианта, но загвоздка оказалась в том, что действуют они всего лишь 2 дня. Поскольку завтра у нас посвящалось Мачу Пикчу, смысла покупать их не было. Остановились на трёх general и одном усечённом – для жены, послезавтра она собиралась лениться в отеле.
Писак – террасы для земледелия и кучка зданий на горе, первую группу из них встречаешь ещё на дороге, к основной массе, расположенной на вершине, доступ тоже прост – метров 50 подъёма вверх по петляющей среди остатков стен тропе. Есть ещё довольно длинная дорожка, уходящая влево – мы прошли по ней метров 400, протиснулись через узкий и низкий ход, пробитый в скале и оказались на площадке с хорошим обзором. Оттуда стало видно, что тропа уходит куда-то далеко вниз с неясными перспективами, поэтому продолжать не стали, вернулись к исходной точке и полезли наверх. До чего же любили предки забираться повыше, просто диву даёшься! Стоит только подумать, что каждый день надо было спускаться до середины горы и вкалывать на террасах, как могучий приступ лени молниеносно вытесняет крамолу из головы. В общей сложности провели в Писаке час.
Хотел было внизу в городке поменять баксы, но курс не понравился – 2,48. Покатили к месту посадки в поезд. Дорога до Ойянтайтамбо заняла около часа. Можно было бы успеть залезть на местные руины, но семейство единодушно заявило, что сначала – желудки. В итоге после обеда осталось всего минут 40 и смысла лезть смотреть руины уже не было. Припарковали машину на бесплатную охраняемую парковку для клиентов Инка рейл и пошли ждать на станцию Есть вайфай, но плохонький, сама территория весьма обустроена.
Редкий кадр, на котором можно увидеть Фотографа собственной персоной :)).
Минут за 20 подали состав, и началась погрузка. Поезд – битком. Едет медленно, сильно болтаясь из стороны сторону, по бокам от рельс – бурлящая река и отвесные стенки ущелья. На редких разъездах можно наблюдать в окна поезда обстановку у прямого конкурента – Перу Трейл. С какого-то фига считалось, что Инка рейл попонтовей, но то, что я вижу, убеждает меня в обратном – при примерно одинаковой цене на билеты вагоны у Перу рейл поинтереснее – большие панорамные окна в потолке против маленьких амбразур у «инков», на столиках у пассажиров видна еда и пиво в отличие от наших без вариантов «чай, кофе, или вода». Хотя может быть, что гастрономические излишества у всех свои. С учётом того, что у Перу рейл гораздо больше рейсов и есть поздние в 19 и 21 час, у инков остаётся единственное преимущество – бесплатная парковка (у Перу – стоит 3 соля в час). Есть о чём подумать при выборе перевозчика.
Приехали около 6 вечера. Агуа Калиентес поразил тем, сколько всего можно втиснуть на маленьком клочке относительно ровного места, зажатого между отвесными стенами, и ревущей рекой. Заселившись, прогулялись по городку, купили билеты на подъём/спуск (18,5$туда и обратно, 9 – в одну сторону, скидки – детям до 11) и, расспросив местных, решили ориентироваться на подъём (на гору) около половины восьмого – говорят, сейчас на рассвете всё затянуто плотными облаками. Кстати, платить баксами вполне выгодно – курс 1:2,54, в обменнике такой найти сложно. Засыпали под рёв Урубамбы, беснующейся прямо под окнами.