ЧАСТЬ 5: Перу: Лима, Паракас, фигуры плато Наска, Каманья.

к оглавлению отчёта

Лима встретила жаркой погодой. Поменял чуть денег – на такси. Курс в аэропорту плохой – в зоне прилёта 1$=2,43 соля, после контроля 2,46. В городе на следующий день поменял по 2,53, а вообще очень часто выгоднее платить непосредственно баксами – максимальный курс, по которому мне зачли их в одной из гостиниц, составил 2,59. Машину я решил заказать со следующего утра, экономя таким образом некоторое количество денег и одновременно получая возможность выбрать отель без парковки. Чтобы поменьше ездить,  опять же из экономии гостиницу взяли неподалёку от аэропорта – всё равно сегодняшним вечером на выход в город мы не настраивались. Прогулялись только по ближайшим окрестностям и зашли в продуктовый супермаркет – в номере была кухня.

09.01

Просмотреть увеличенную карту

С утра, согласно задуманному плану, все вместе и с барахлом поехали в аэропорт, типа, уехать оттуда на прокатной машине. Стойки рентакаров расположены интересно – в левой части здания на выходе из таможни. То есть чтобы к ним попасть, надо подойти к охраннику, сказать, что ты за машиной, и против потока выходящих пассажиров просочиться в дверь. Внутри я испытал лёгкий шок – стойки Europcar НЕ БЫЛО! Не веря глазам, ещё раз прошёл мимо всего ряда, высматривая знакомый логотип – фиг вам! Спросил у конкурентов – «А, их тут нет! Нафига они вам – берите у нас, дадим такую же цену!» В этом я сомневался, и довольно сильно, поэтому в недоумении вышел обратно в зал, извлёк бронирование и стал звонить, стрельнув для этого мобилу у одного из таксистов. Дозвонился довольно быстро, типа, должны встречать с табличкой. Проблема была только в том, что заказывал я на 9, а сейчас было уже почти 10. Ну никак я не мог предусмотреть подобную ситуацию. Обошёл по кругу все окрестности, изучил массу табличек, но со своей фамилией так и не увидел. Пришлось опять отнимать у таксиста аппарат (потом, жлобяра, слупил c меня пять солей). Девушка тем временем вызвонила встречающего и сразу направила меня на рандеву - «un globo muy cerca de salida». Пошёл искать этот чёртов глобус у выхода. И опять облом. Ну кто мог подумать, что Глобусом назовут малюсенький ларёк без вывески площадью 1 кв. метр, продающий цветы? Ну ладно, наконец нашлись. Загрузились в наш заказанный X-Trail и…поехали в офис Юропкара километрах в семи от аэропорта… Там на оформление ушло около получаса, после чего мы покатили по столице в сторону Панамериканы – автодороги, прорезающей всю Америку с севера на юг за исключением небольшого разрыва в Панаме. Небольшое отступление насчёт аренды в Перу – к сожалению, на сегодняшний день не осталось ни одной конторы, которая бы предлагала машину с неограниченным пробегом. По крайней мере, пересмотрев десятка полтора сайтов, я таковых не нашёл (если не считать Нэйшнл, который предлагает Санта Фе с нелимитированным пробегом, но по цене в полтора раза дороже, чем без него). Похоже, имеет место картельный сговор – у всех прокатчиков дневной лимит составляет 200км. Цена же дополнительного пробега варьируется в пределах 0,3 – 0,65$ за км, что очень немало. Поэтому на стадии подготовки возникла дилемма – то ли сделать круг и вернуться из крайней точки маршрута – Куско – в Лиму по земле (допзатраты: примерно +1100км и, соответственно 470$ перепробега для нашего случая, литров 110 бензина и один-два доп. дня аренды, 72$ за каждый), то ли сдать машину в Куско, налетев на штраф за изменение пункта сдачи (500$, как раз уравновешивает перепробег) и покупку четырёх авиабилетов – ещё около 500 долларов. В конце концов вариант с возвращением самолётом победил – главным образом потому, что оставалось полтора спокойных дня для Лимы, и не надо было фигачить несколько сот километров по горным серпантинам без достопримечательностей. Триста долларов разницы показались не очень большой платой за получаемые преимущества. В итоге нам достался Икс трейл, довольно свежий, меньше 32 тык пробега, чёрного цвета,  с ручной коробкой. 
Навигатор (в данном случае Garmin) в Лиме (население 8 млн.), как и в любом другом мегаполисе, сильно облегчает жизнь, но, по большому счёту, выехать на панамериканское шоссе вполне можно без него. Скорость в Лиме меряют часто и охотно, полицейские часто просто располагаются в нескольких сотнях метров после стационарной камеры и шкурят водителей.  Штрафы немаленькие – например, превышение свыше 40 км/час карается 200 долларами. Правда, в большинстве случаев вопрос решается на месте и без квитанций. Эту околодорожную информацию я выудил у водителей такси, пока мы перемещались из аэропорта в гостиницу и обратно. Кроме этого, был получен совет сильно не гнать, пока не отъеду от Лимы километров на полтораста. Стоит ему следовать, или нет – не знаю, мы неприятных встреч избегали почти до Пуно.
Километров 200 от Лимы Панамерикана представляет собой отличное четырёхполосное шоссе с разделителем, идущее неподалёку от океана вдоль огромных дюн. Едем, впитывая впечатления. Неподалёку от первой намеченной остановки сначала проезжаем через медленную и забитую транспортом Чинчу Альту, а потом минуем поворот на Писко. Считается, что название городка дало имя виноградной водке, и, пожалуй, самому популярному коктейлю с её использованием – Писко сауэр (Pisco sour). Напиток довольно вкусный, я готовил его и раньше дома, было интересно сравнить, так сказать, с оригиналом. Для желающих расширить свой репертуар любимых алкогольных коктейлей приведу здесь рецепт:  60 мл Писко, 1 ст. л. сахара, 1 ст. л. свежего сока лайма, 1 чайная л. яичного белка, 5 мл Ангостуры биттер. Последний ингредиент, правда, купить у нас весьма непросто, поэтому можно обойтись и без неё.
Первая остановка у нас запланирована в Паракасе, в 268 км от Лимы. Место известно своим национальным парком, который включает в себя довольно большую территорию к югу от городка, и острова Бальестас, служащие прибежищем огромному количеству птиц, пингвинов, морских львов и прочей живности. На острова организуются экскурсии на катерах, но только в первой половине дня – начало в 8 и в 10 утра. Сейчас же было уже почти 3 часа дня, и задерживаться до завтра мы тут не собирались, поэтому поехали покататься по полуострову, пообедать и посетить местный музей. Последний пункт можно смело вычеркнуть из программы, хотя посещение всё равно включено в стоимость билетов. Впрочем, 2/3 помещений музея пока свободны, так что планы у них наполеоновские.
В местечке Lagunillas есть несколько кафешек, куда мы и направились откушать морепродуктов. Севиче, рыба, креветки – всё было с удовольствием съедено (основное блюдо – 20-25 солей), после чего мы поехали на пляж Ла Мина. Кстати, имейте в виду – словом «меню» в Ю. Америке называют бизнес-ланч, а для заказа по меню в нашем понимании надо попросить «карту». Раз уж зашла речь – есть довольно много отличий с классическим испанским: вместо entrada – ingreso, zumo=jugo, привычное comida (в смысле – обед) заменяют на менее употребляемое в Испании  almuerzo, слово atascos не знает никто, говорят trafico; вместо привычного si частенько можно услышать ya, и т.д.

Ла Мина - пляж уединённый, но сейчас сильное волнение, да и солнце уже уходит за высокий обрыв, поэтому на песок наползает тень. К тому же очень сильный ветер. На подъёме от пляжа застревают сразу две пузотёрки. Ну, сами себе злобные буратины: вовсе незачем было подниматься по раздолбанной дороге, когда ездить можно где угодно – мы проносимся вихрем мимо неудачников и без проблем взлетаем на гребень холма. Это, кстати, отдельный прикол – погонять по здешним плавным возвышенностям, штурмуя подъёмы и маневрируя на высокой скорости. Разок, правда, я слегка отложил кирпичей – для хорошего фото разогнался посильнее, и в процессе съёмки на скорости под восемьдесят чуть было не кувыркнулся в одном из поворотов. Всё-таки каменистая равнина – не лучшее место для неумелых попыток устроить ралли.

Впрыснув в кровь адреналинчика, успокоился и мимо пляжа Yumanque мы проследовали к мирадору (смотровой точке) Cathedral. Раньше здесь была красивейшая естественная арка, но в 2007 она рухнула из-за землетрясения, оставив после себя банальный утёс неподалёку от берега. Оттуда поехали обратно (до КПП 12 км), так как солнце уже начинало садиться в океан. В парке мы провели почти три с половиной часа, накатав по нему 40 км.

В Ику въехали уже в темноте, и довольно долго тащились в плотном трафике. Если оказаться тут в светлое время суток, то можно попробовать развлечься сендбордингом (тоже, что и сноуборд, только по песку), скатываясь с огромных дюн, окружающих городок. Говорят, прикольно. Но я, как ортодоксальный лыжник,  не испытывал сожаления.)) Здесь же заправились – 90й бензин. Выше 92 вообще не видел, зато продают 83й  – то ли у них какая-то другая классификация, то ли высокооктановое топливо можно купить только в Лиме. Попытка высчитать цену в рублях чуть не взорвала мозг – исходные данные в виде цены в солях и объёма в галлонах требовали незаурядной памяти (сколько там литров  в галлоне?) и недюжинных способностей к устному счёту. Ценник колебался от 14 до 15,35 солей за галлон, впоследствии вычислил, что в переводе на рубли сиё равно от 45 до 49,7 руб за литр (курс 1$ = 31руб, а один галлон равен 3,785 литра).

Ещё одна, пусть и не особо значительная статья расходов – плата за дорогу. От Лимы до Наски платили трижды, 3+5,5+7,5 солей.

До Наски, где у нас был зарезервирован отель, оставалось вроде бы немного, но дорога вдруг взялась петлять, превратившись на последнем участке в серпантин. Преодолев небольшую гряду, мы, наконец, вырулили на финишную прямую. Потратив минут пять на общение с полицией на въезде в городок, в 21:50 подъехали к отелю. Очень пригодилась схема проезда, скинутая хозяином в электронку – заведение, скажем прямо, расположено в огородах. Территория неплохая, а номер – не очень. Но я был спокоен как удав – выбирала жена, поэтому наезды на меня перспектив не имели. Ну и я сам разжигать тоже не стал.
Хотельер предложил нам полёт завтра то ли за 110, то ли за 120 долларов, меня устроило. Договорились, что нас завтра заберут с ресепшен в 7:30, и пошли спать.

Дневной пробег – 530 км.

10.01

Забрали нас от отеля с опозданием минут на 15. Аэродром находится на южной окраине Наски. Несмотря на карликовые размеры, всё по настоящему – сначала регистрация, потом формально безопасность, ещё минут пять ожидания в закутке с несколькими креслами,  и, наконец, выход на лётное поле.

Контроль безопасности в аэропорту Наски.

С погодой нам, можно сказать, повезло – было очень тихо, и я не испытал никакого дискомфорта в течение мероприятия, длившегося около получаса. А опасался – несколько лет назад мне один товарищ на день рождения подарил полёт на спортивном самолёте, так к концу 20 минут штопоров, бочек и мёртвых петель завтрак я разве что не заталкивал обратно. Впрочем, тогда на земле всё быстро пришло в норму.
Всё плато Наска изрисовано идеальными прямыми линиями и фигурами, число которых около 30, но из них только 15 широко известны и достаточно хорошо читаются с высоты. Впервые рисунки были обнаружены случайно в 1939 году – их заметили, пролетая над плато на самолёте. Возраст художеств весьма почтенный – более двух тысяч лет, примерно I-V век до н.э.. Определили его благодаря найденным в ключевых точках фигур деревянным сваям, игравшим роль ориентиров на местности при создании рисунков. Обнаружила сваи самая известная исследовательница фигур Мария Райхе, долгое время жившая в Наске и посвятившая исследованиям бОльшую часть жизни. Насчёт предназначения рисунков полной ясности нет. Наиболее популярные версии – ритуальная и астрономическая. А горячие головы, склонные объяснять всё непонятное происками пришельцев, видят в геоглифах ориентиры для посадки космических кораблей. Осталось додумать, что нужно пришельцам в такой дыре, и на хрена существам, способным к навигации между звёздными системами, ориентиры для посадки в виде корявых изображений. На земле линии рисунков представляют собой неглубокие, сантиметров 30-50, канавки, и никак не идентифицируются. Почему за прошедшие тысячи лет они сохранились в том же виде, и их не замело ветром – тоже очень интересный вопрос.

Солнца с утра не было, поэтому приходилось слегка напрягаться, чтобы различить все рисунки. Перед началом выдали карты с нарисованным маршрутом и фигурами, так что ориентироваться было достаточно просто, тем более что каждую облетали дважды, оставляя её с левого и правого бортов поочерёдно. Пролетели и над вышкой, построенной у дороги – с неё можно наблюдать то ли одну, то ли две фигуры без необходимости взлетать. Вчера в темноте мы проскочили мимо, не заметив её. С потолка свисала табличка, ненавязчиво намекавшая насчёт чаевых. Ладно, просят – дадим.

Прямо в центре кадра, рядом с шоссе - вышка, с которой можно увидеть одну-две мелкие фигуры.

По завершении развлечения пофотографировались, и нас уже на другой машине отвезли в отель. Там нас дожидался завтрак, потом пока собрались, пока то да сё – выехали уже только в 12:45.
Примерно 120 км дорога шла между дюн, а потом снова выскочила на побережье. Сильный ветер гнал песок через дорожное полотно, словно позёмку, образуя местами самые настоящие перемёты. В местечке Танака мы притормозили, чтобы помочить ноги в Тихом океане – некое символичное действо. Насчёт купания вопрос не стоял – водичка была достаточно холодная, а набегающие на песчаный пляж валы высотой метра 2 окончательно отбивали желание.


Просмотреть увеличенную карту 

В самом посёлке подъехали к морю ещё раз – там на берегу среди скал есть небольшой природный бассейн, в котором купались местные мальчишки. В этом месте к океану выходит горный отрог, и дорога сразу же петлями полезла вверх, только для того, чтобы сперва набрать метров 300 высоты, а потом снова серпантином спуститься вниз.

И дальше такие чередования с ровными прямыми участками вдоль пляжа были постоянно, а ближе к Каманье началась и вовсе горная дорога, так что закладываться на высокую скорость передвижения на этом куске маршрута я бы не стал. Дополнительная сложность – фуры, если догнать такую на участке с серпантином, то можно ехать сзади неё медленно и печально довольно долго. Заприметили по дороге великолепную скальную арку и потратили около получаса, облазив всё вокруг вдоль и поперёк, и засняв её во всех мыслимых ракурсах.

В Каманью приехали уже в темноте, правда, ехали в потёмках недолго, может быть, полчаса. Заехали в центр и впёрлись в первый же показавшийся приличным отель. Путеводитель утверждал, что сеть Hoteles de Turistas принадлежала ранее государству, никак не комментируя, хорошо это или плохо. Оказалось , что скорее второе. Цены – явный оверпрайс за такое размещение, 125 долларов за четырёхместный номер, похожий на большую комнату в общаге.
Скинув вещички, прогулялись по пешеходной улочке до центра, покружили в поисках кафе (на удивление с местами было плохо), и в конце концов первый раз за поездку осели в китайской забегаловке.  Потом набрали местного пива в магазинчике и завершили вечер просмотром фильма в гостинице.

За день проехали 493 км.

Пешеходная улочка в центре Каманьи.

к оглавлению отчёта

к следующей части:

на главную страницу