ЗАМОК В МУРОМЦЕВО. Сентябрь 2010.

Дюкинский карьер, природный фонтан возле Судогды, имение графа Храповицкого в Муромцево. 18 сентября 2010 года.

В первый раз я увидел фотографии этого готического замка в отчёте о ПВД на одном из нижегородских форумов. Заинтересовался, и положил в голове на дальнюю полочку информацию – что не в какой-то Европе, а относительно неподалёку есть интересное и необычное место, в котором при случае обязательно надо побывать. Пару лет никак не складывалось, а тут, спустя неделю-другую после возвращения из Туниса, мне прямо припёрло куда-нибудь съездить. Погода стояла неважнецкая, но на субботу, намеченную для трипа, гисметео вроде как обещало переменную облачность. Повёлся на этот пряник, но окончательно решил определиться утром.

Начало дня действительно выдалось неплохим, и, оптимистично предположив, что потом станет ещё лучше, с женой и дочерью отправились в дорогу. Иллюзиям было суждено развеяться уже через 70км: в районе Гороховца начался мерзкий дождик, который только усиливался по мере приближения к цели поездки. Такого погодного промаха у меня не случалось со времени посещения Гранд Каньона в пургу, разве что в этот раз значимость объекта до каньона не дотягивала :о)). Дождь с разной силой лил весь день, при том, что в течение пяти недель после описываемых событий по субботам и воскресеньям стояла замечательная солнечная погода, а золотая осень играла всеми красками. Так что фоторяд к отчёту будет исключительно сумрачно-минорным.

1 - Дюкинский карьер, 2 - природный фонтан, 3 - усадьба в Муромцево.

Первая часть пути один в один повторяла маршрут моих предшественников: по М7 до поворота налево в Павловском (если ехать со стороны Нижнего - не доезжая 9 км до поворота на Ковров). Затем примерно через 5 км в Иваново повернуть направо по указателю то ли на Красный Октябрь, то ли на Красный Богатырь, в общем, на что-то красное. ;))

По дороге на окраине деревни Языково увидели остатки церкви – если верить атласу, Николая Чудотворца 1757 года постройки. Грустное зрелище…

В районе Андреево притормозил уточнить у местных, как проехать к Дюкинскому карьеру. Указатели, впрочем, также чуть позже обнаружились. Дорога упирается в шлагбаум – дальше находится действующий карьер по добыче камня, а цель нашей поездки – слева от дороги. От деревни Иваново одометр показал 49 км.

Карьер порадовал – вот уж не ожидал, что посреди наших равнин встречу такой скальный пейзажик! Место известное и пользующееся заслуженной популярностью среди всех окрестных скалолазов – видно остатки множества кострищ, а на скалах проложены маршруты. Сегодня, правда, по причине омерзительной погоды скопления народа не наблюдалось. Побродили, полазили по камням, промокли насквозь. Перед тем, как уехать, занялись грубым физическим трудом – натаскали в машину полтора десятка живописных булыжников для обустройства костра в саду, таким образом сэкономив около 800 руб ;)). Жаба мурлыкала на ухо что-то насчёт окупившегося бензина ;)))

Так как приблизительно 4 км уже перед карьером идут по грейдеру из щебёнки, машина приобрела грязно-белёсый цвет.

Зацепив краешек посёлка Андреево, свернули налево на Р72 в сторону Владимира. Через несколько километров справа мелькнула большая заасфальтированная парковка – верный признак следующей намеченной для посещения точки. Тут находится природный фонтан. Как я понимаю, из природного здесь – только сам источник, видимо, вытекающий из недр с изрядным напором, пирамидку же из камушков к нему присобачили руками с целью окультуривания достопримечательности.

Дольше пяти минут тут делать нечего, едем дальше. Через пару километров- поворот налево на Судогду, в ней также налево уже на Муромцево, находящееся совсем неподалёку. Замок находится в глубине парка, местные охотно показывают, как туда подъехать. От карьера до замка счётчик показал цифру 32 км.

Если резюмировать имеющуюся в интернете информацию, получится примерно следующее: в 1884 году граф Владимир Семёнович Храповицкий приезжает в доставшееся ему по наследству имение отца. Старый обветшавший отцовский дом не сильно нравится бравому гусарскому полковнику, и тот приглашает очень известного в то время архитектора – Петра Бойцова – для постройки новой усадьбы в стиле готических средневековых замков, коих Храповицкий повидал немало, путешествуя по Европе. За пять лет, с 1884 по 1889 год, строится главный дом и куча всяких других построек: охотничий домик, водонапорная башня, лодочная станция и т.д. Хозяин имения тоже времени не теряет и успешно развивает лесозаготовительный и деревообрабатывающий бизнес. Да так развивает, что в середине 90-х годов позапрошлого века обзаводится собственной железнодорожной веткой длиной 46 км для вывоза продукции. Все вспомогательные строения – станционный домик, жильё для рабочих и т.д. также проектирует Бойцов. Параллельно строительству приглашённые ландшафтные дизайнеры (в то время их называли проще – садовниками :о)) – занимались облагораживанием окрестностей усадьбы. Поскольку с финансированием проблем не было, проект получился масштабным и весьма современным. На сорока с лишним гектарах парковой зоны были обустроены несколько прудов, фонтаны, каскады. В парке были установлены скульптуры, аллеи освещались электричеством, работали оранжереи…

В конце XIX века Храповицкий по каким-то причинам ссорится с Бойцовым, и строительство последнего крыла дома с могучей башней в 1906 году ведётся под руководством уже другого архитектора, имя которого история не сохранила.

Так усадьба выглядела в свои лучшие годы.

Как нетрудно догадаться, революция не пошла на пользу усадьбе. Хозяева эмигрировали во Францию, где и оставались до самой смерти. Дом до 1921 года пустовал, а затем туда вселили лесхоз-техникум. Храмом науки усадьба пробыла до 1979 года, потом студенты переехали в новое здание, и дом остался практически бесхозным. Неприятности не заставили себя ждать – два пожара и менталитет советских граждан достаточно быстро привели здание в безобразное состояние.

Парк тоже постепенно застраивался и к настоящему времени от него осталось примерно 8 гектаров сильно заросшей территории, на которой тем не менее ещё можно встретить остатки от тех 160 видов редких деревьев, которые росли здесь изначально.

По моему скромному мнению, объект при условии должной реставрации запросто можно было бы включить в традиционные туристические маршруты, ведущие в Суздаль и Владимир – от контраста с древними церквями и кремлями все бы только выиграли. Но…увы и ах – как обычно, денег на это нет, заниматься некому, и т.д., и т.п. Пишут, что некоторое время назад в усадьбу на пару месяцев запустили ребят, проходящих альтернативную воинскую службу – таким образом, по крайней мере были убраны завалы мусора. Ещё частично восстановили кровлю и перекрытия. Сейчас никаких движений вокруг не заметно. Однако культурный уровень современной молодёжи продолжает частенько желать лучшего – как раз в тот момент, когда мы подъехали к усадьбе, молодой человек лет 20-22, от усердия высунув кончик языка, заканчивал выцарапывать на штукатурке шедевральную надпись «Тула-2010».

В настоящий момент осмотр замка изнутри представляет собой довольно интересный квест, в ряде случаев требующий к тому же неплохой физической формы. В частности, попадание на второй этаж основного здания возможно только с помощью положенной под углом 45 градусов узкой доски и стального троса, подтягиваясь на котором и опираясь на доску, можно подняться наверх. Бродя по зданию, надо глядеть в оба – в перекрытиях то и дело попадаются дыры, кое-где приходится совершать переходы по неустойчивым доскам, перекинутым между помещениями на уровне 2-3го этажа. С интересом обследовали всю усадьбу, подивились чудовищного размера деревянным стропилам в башне, посмотрели остатки керамики и каминов – заняло это минут 40.

Видны попытки восстановить крышу...

Потом я ещё пробежался по парку, и мы отбыли в сторону Владимира. Я ещё хотел заехать и посмотреть знаменитый храм Покрова на Нерли.

Р72 на участке от Судогды до Владимира реально удручила. Две полосы, плотный трафик, туман и буквально несколько мест, где разрешён обгон. В общем, тошнили почти всё время в колонне. На въезде во Владимир очевидный поворот на Нижний из-за какого-то ремонта оказался закрыт, и я, вместо того, чтобы остановиться и спокойно посмотреть карту, совершенно напрасно поехал по указателям. В итоге выехал на дальнюю окраину города, откуда пришлось возвращаться по старой объездной. К этому времени непрекращающийся дождик, туман и начинающиеся сумерки сделали идею заехать в храм Покрова на Нерли абсолютно бесперспективной. Решил отложить реализацию до лучших времён – благо, церковь расположена совсем недалеко от дороги, по которой мы ездим как минимум несколько раз в году.

Общий километраж поездки – приблизительно 550 км, я сожалел только о погоде, и о том, что фотографии могли бы быть куда более живописными…

на главную страницу: