Карелия 2002.

Карта

Это схема нашего маршрута, точнее, той его части, что проходила по территории Карелии. Кружочки - места ночёвок.

Довольно трудно спустя почти четыре года описывать путешествие, но всё же попробую. Идея изначально была не моя. Собственно, на тот момент я ездил на Ниве, и планировать подобное путешествие на ВАЗовском внедорожнике было бы верхом мазохизма. Однако тесть Валентин Павлович (светлая ему память) любезно пригласил присоединиться к трипу в качестве пассажира и второго водителя его новенькой девятки. Отказаться было невозможно, и на длинные майские праздники мы втроём (+ моя жена Аня) стартовали из Н. Новгорода. Надо было попасть в Петрозаводск к 13 или 14, не помню точно, часам следующего дня. Там была запланирована встреча со вторым экипажем в составе...так, пожалуй, проще отталкиваться от личности супруги: её младшая сестра Наталья со своим бойфрендом Андреем, старшая сестра Галина, и племянница Валя (то бишь дочь этой самой старшей сестры), которые планировали по дороге осмотреть Питер. Мы избрали более нестандартный вариант и поехали так: Н. Новгород - Заволжье - Чкаловск - Пестяки - Шуя - Иваново - Ярославль - Вологда - Ферапонтово (с осмотром монастыря) - Липин Бор - Остров - Вытегра - Оштинский Погост - Вознесенье - /паром/ - Гимрека - Петрозаводск. Там планировалось купить карту и на месте пытаться спланировать маршрут. То есть интернет я тогда не читал, путеводителя не было... Дорогу описывать бессмысленно, с тех пор много воды утекло, буквально несколько наблюдений. После Вологды траффик минимальный. После Липина Бора поразила абсолютно новая и пустая идеальная дорога с разметкой. Легко шли 150-160 км/час. Тут же на одном из старых участков, спрямлённых новой трассой, и отгороженных канавой, заночевали в палатке. Под утро подзамёрзли, но костёрчик и суп быстро вернули к жизни.

Озеро перед монастырём Ферапонтовский монастырь Кочка
Перед воротами в Ферапонтовский монастырь. Для того, чтобы сделать этот снимок Ферапонтовского монастыря, пришлось метров пятьсот идти вдоль озера. Есть большие подозрения. что с тех пор нашлось много желающих построить свои особнячки на берегу озера с таким замечательным видом. Тогда процесс только начинался. А это - просто живописная кочка, но уже в Карелии. За этот кадр жена определённно заслужила премиальный стакан. :о))

В районе Анненского моста лафа неожиданно кончилась, и начался грейдер. Правда, вполне проезжабельный. Хуже было после Вытегры. Дорога идёт вдоль болот, и временами это была настоящая гать. Сами понимаете, скорость езды на девятке по полупритопленным брёвнам была никакой. Попортил нервов и загоревшийся сигнал на панели "check engine". Хорошо, что пропал сам по себе и больше никак не проявился. После Оштинского погоста порадовались небоольшому (17 км) участку асфальта до Вознесенья. Там переправа через Свирь в месте впадения в Онежское озеро и снова грунтовка километров на 40, дальше асфальт.

Ферапонтовский монастырь Ферапонтовский монастырь Памятник Петру Первому Памятник Петру Первому в Петрозаводске на набережной

В Петрозаводске встретились благополучно. Купили карту-двухкилометровку, какое-то время осматривали город и двинулись дальше, Хотелось успеть доехать до водопада Кивач и посмотреть его. Варианта дороги два: через Яншиполе и Кондопогу, либо через Кончезеро. Выбрали второй, чтобы не петлять по Кондопоге. До Кивача добрались без приключений. Поворот к водопаду отмечен указателем, к нему ведёт узкая асфальтированная дорожка в лесу. Сам водопад предприимчивые местные

Росток сосны Водопад Кивач
Ещё раз кочка А это - тоже весьма удачная фотка. Маленькая сосенка пробивается сквозь карельский базальт. Водопад Кивач. Несмотря даже на раннюю весну и большой уровень воды в реках в связи с таянием снега и дождливой погодой, впечатлил не очень.

жители превратили в коммерческое предприятие. Заасфальтированный паркинг, билеты на посещение, кафешки. Может, это и хорошо для приезжающих автобусами, но я был разочарован - я ехал в Карелию не за рафинированными достопримечательностями, а за нетронутой природой.

Сам водопад тоже не произвёл особого впечатления, несмотря на большой уровень воды в реках.

 

Кивач Водопад Кивач с другого ракурса. Ну и я рядом. Вблизи водопада Поор-Порог Каменистые озёра под проливным дождём в окрестностях Гирваса.

Между тем погода ощутимо портилась, и, пока мы смотрели Кивач, пошёл мелкий занудный дождь. Дело близилось к вечеру, пора было подумать о ночлеге. Хотелось встать на каком-нибудь радующем глаз озере. Поскольку никакой предварительной информацией мы не обладали, то приходилось в качестве ориентира просто выбирать ближайшее, надеясь, что оно окажется достаточно живописным. Судя по карте, через несколько километров дорога должна была идти прямо по берегу Сундозера. Там и решили попытаться найти местечко. Берег Сундозера достаточно плотно оказался застроен дачами. Дёрнулись было вправо, на оз. Чуксолампа, но оказалось, что дачники, похоже, ездят сюда на пикники - берег был изрядно загажен. Проехали ещё немного вперёд по трассе на Гирвас, и всё-таки нашли неплохой свободный от дач участок берега.

Шуга Водопад Поор-Порог Порог в Гирвасе
Шуга на Сундозере, которая от прибоя шуршала всю ночь. Водопад Поор-Порог Ревущее чудище в Пионерском канале (не под зонтом :))

От воды доносилось странное шуршание. У берега обнаружились плавающие в прибое ледяные кристаллы, которые, качаясь на волнах, тёрлись друг об друга и издавали негромкий треск. Никогда не видел ничего похожего. Моросящий дождь настроил на минорный лад. Установили лагерь, с трудом разожгли костёр, поели, выпили с устатку, немного посидели и завалились спать.

Порог в Пионерском канале Насквозь мокрый Ночлег в д. Совдозеро
Общий вид порога в Пионерском канале в Гирвасе Мокрый в мокром на мокром С гостеприимной хозяйкой в пос. Совдозеро

С утра погода разочаровала ещё больше. Дождь усилился. С омерзением сложили мокрые палатки в машины и поехали дальше. Судя по карте, немного левее должен был быть водопад Поор-Порог. Выбрали подходящий съезд налево и поехали смотреть. Угадали. Метров 300 по грунтовке, потом ещё 200 пешком через лес, и на другой стороне озера виден водопад. Правда, размерами не впечатляет. Если бы погода была солнечной, вид должен быть потрясающим, но увы... В лесу полно полуобвалившихся землянок, окопов военной поры, видимо, здесь были бои. Некоторое время смотрю под ноги в надежде увидеть какие-нибудь гильзы или другие свидетельства прошедшей войны, потом соображаю, что без лопаты тут нефиг ловить, да и место скорее всего многократно исследовано и ископано.

Выбираемся снова на дорогу и через пару километров ещё раз сворачиваем налево. Накатанная дорожка в лесу приводит, судя по всему, на любимое место для пикников местных жителей. Офигенно красиво! Если б не дождь, было бы вообще фантастически. Причудливые скалы, небольшие озёра среди блестящих от дождя огромных каменных глыб.

Лазим по окрестностям часа два. Здесь очень много мест, где можно встать лагерем, жаль, что не знали об этом вчера.

Немного дальше - посёлок Гирвас. На окраине посёлка под дорогой проходит Пионерский канал. Толстые гладкие жгуты воды стремительно проносятся, стиснутые узким бетонным ложем. А дальше, где поток вырывается на волю, глазам предстаёт одно из самых устрашающих зрелищ, которые я видел в своей жизни. Огромные массы воды на протяжении каких-то 30-40 метров падают вниз на 20, дробясь о гигантские валуны в русле, вздымаясь валами 3-4 метровой высоты. Фотографии не передают и малой части того, насколько это завораживающее зрелище. Не знаю, почему, но потом, сколько я не читал отчётов по Карелии, никто практически не считал нужным упомянуть это место. Может, дело в том, что летом тут мало воды, может, в том, что без человека тут не обошлось, не знаю. Для меня Пионерский канал был самым сильным впечатлением за всю поездку.

Дальше поехали в сторону посёлка Юстозеро, поглядывая по сторонам. Места были какие унылые, и Пальеозеро, и озеро Эльмус не вызвали особого желания на них остановиться. Свою лепту вносила и погода, неутомимо поливая нас дождиком. В Юстозере асфальт ушёл направо, в сторону Медвежьегорска, а мы поехали налево по А 132, по грейдеру. Скорость большой держать не получалось, выходило в среднем 20-30 км/час. Потихоньку подкрадывались сумерки. Коллективный разум единогласно постановил, что ночевать надо под любой крышей. К этому подталкивало и то, что устройство костра из подножного топлива было под большим вопросом, да и с живописными местами было не густо - вокруг были многочисленные болота или густой еловый лес. Плюс ещё и загорелась лампочка резерва топлива, что не добавило оптимизма.

Наконец, добрались до посёлка Совдозеро. Посёлок стоит на возвышенной гряде между Совдозером и Сергозером. Тут мы удачно (благодаря преимущественно женской части экспедиции) напросились на постой к местной жительнице - она на фото. Просто кайф - оказаться в сухом тёплом доме!

Карельский грейдер Озеро Кайтаярви Озеро Салменярви
Грейдер. Где-то между п.Поросозеро и д. Костомукси Озеро Кайтаярви Озеро Салменярви

Как ни странно, на следующий день постепенно развеялись тучи, и засветило солнышко. В приподнятом настроении дотянули до посёлка Поросозеро, гораздо более крупного, чем предыдущие. Там обнаружилось даже 5-6 километров асфальта и заправка на местной МТС. Однако в наличии был только 76 бензин, про который было сказано, что на нём ездит местное всё. Тем не менее всё-таки нашли и выпросили у местного жителя 10 литров из личных запасов для его иномарки.

Уксунйоки Озеро Уксиярви Озеро Уксиярви
Речка Уксунйоки. Соединяет озёра Уксиярви и Салменярви... :о)) Озеро Уксиярви Тоже Уксиярви

То ли в Лахколампи, то ли в Настенъярви всё-таки нашлась более-менее нормальная заправка, где залились до полного. Суоярви порадовал некоторым количеством асфальта, дешёвым, но не очень вкусным обедом, и нормальными магазинами. Дальше без приключений проехали Пийтсиёки, Лоймолу. Недалеко от Райконкоски обнаружилось отличное место для ночлега, живописное, с удобными подходами/подъездами к воде. Здесь и остановились, на берегу оз. Уксиярви. Отлично провели вечер-ночь-утро, только ночью было холодновато.

Ладога вдали Ладога Валуны на Ладоге
Вдали видна Ладога На Ладоге Ладожские валуны

Следующий день уже фактически был днём возвращения, поэтому особо резину не тянули, собрались и поехали. Где-то неподалёку от Питкяранты начался асфальт. Купили по дороге ладожской рыбки, заехали, полюбовались озером и огромными валунами на берегу. Затем Олонец - Лодейное поле - Волхов. Вскоре после Киришей пересекли речку Тигода. Место показалось подходящим для ночлега. Отъехав с километр от трассы, остановились на берегу. С дровами были большие напряги, еле насобирали веточек приготовить ужин. На следующий день выехали на Е95, добрались до Москвы (дважды по дороге были приняты ментами за скорость), а к ночи - и до Нижнего.

Волхов Ночёвка на Тигоде
Волховский кремль Ночёвка на берегу Тигоды

На главную страницу

Hosted by uCoz