Узбекистан. От Ташкента до Муйнака.

 

Часть 4. Хива + Аральское море. Ташкент.

к оглавлению отчёта

27.09
Жена после некоторых колебаний в поездке в Муйнак к пересохшему Аральскому морю меня не поддержала, осталась отсыпаться и тунеядствовать в номере. Ну и ладно. Договорившись с Айбеком на 7:30, я слегка не рассчитал свои силы и смог собраться только к без десяти восемь. Погода резко изменилась, с утра на дворе был конкретный дубак, всего 12 градусов, хорошо хоть, что светило солнце, и на нем в принципе было более-менее комфортно. Дорога до первого POI заняла около двух часов, это Чилпык, "башня молчания", использовавшаяся еще зороастрийцами, которые затаскивали туда тела умерших. Трупы лежали там до тех пор, пока от них не останутся только кости, которые потом помещали в оссуарии. Башню видно с дороги - естественный холм украшает гигантская нашлепка из глины высотой, наверное, метров 10, с плоской вершиной; подняться наверх можно через расселину. Ни о каких саманных кирпичах для постройки речь не идет, похоже, лепили из глины и валунов. С вершины открывается великолепный вид на Амударью и окружающий пейзаж.

 

1. Башня Чилпык. 2. Крепость Гяур-кала. 3. Муйнак, кладбище кораблей.

Примерно с этого места дорога уже реконструирована, вернее, построены совершенно новые две полосы, идущие параллельно существующей старой дороге. Однако знаков никаких нет, и, понятное дело, всякий хочет ехать по ровному асфальту. Поэтому фактически по новью движение идет в обе стороны, а старой дорогой пользуются только наиболее скромные, едущие в направлении Хивы водители. В Нукусе, первом крупном населенном пункте, интересного нет ни фига. Но мы заезжаем в соседний Ходжали - тут вроде как есть мавзолей, и остатки очередной крепости. Мавзолей оказывается на холме посередине действующего кладбища, сильно разрушенный. Впечатление скорее производят сотни пирамидок, выложенных вокруг из обломков мавзолея. Еще одна подивившая вещь - здесь очень мало склепов, зато почти все могилы провалились и прикрыты сверху чем-то вроде деревянной лестницы. Почему - непонятно, потому что многие имеют вовсе не заброшенный вид.

Остатки крепости - рядышком, их прекрасно видно с холма. В целом - ничего выдающегося, все сильно разрушено, интерес вызывают только многочисленные шурфы, видимо, здесь активно ведут раскопки. В одном из полураскрытых шурфов хорошо виден недораскопанный ряд больших кувшинов. В общей сложности проводим в обоих местах минут 40.

За Ходжали начинается великолепный автобан с разделителем, и так 80 км до Кунграда. Здесь нам надо уходить направо, до Муйнака остается 110 км. Насмотревшись в сети на фотографии кораблей в песке, я был уверен, что вот-вот начнется бескрайняя пустыня, однако, чем ближе мы подъезжали, тем сырее становилось вокруг, флора цвела буйной зеленью, включая вполне приличные деревья, и даже фауна изредка бегала через дорогу в виде зайца и кого-то вроде шакала…

В общем, оказалось, что воды в Муйнаке и окрестностях до фига, вот только ее количество не позволяет, как прежде, плавать на кораблях и вести промысловый лов рыбы. Амударья, кстати, где-то примерно в этих местах сходит на нет, разобранная полностью на орошение полей. Это - одна из причин, по которой Аральское море, начиная с 60-х годов прошлого века, стало резко усыхать, превратившись к настоящему времени в несколько не очень крупных озер. В Муйнаке, кроме кладбища кораблей, есть еще краеведческий музей, но он оказывается на ремонте. Экспонаты куда-то убрали, и в холле осталась наиболее увесистая часть экспозиции - пара якорей, лодка и скульптура рыбака.

Фотографирую эту пару сотен килограммов экспонатов, и едем к главной цели путешествия. Надо свернуть за кинотеатром направо, проехать метров пятьсот, и с высокого обрывистого берега, на котором сюрреалистическим памятником морской эпохе стоит маяк, открывается вид на бескрайние пески, а внизу сиротливо ржавеет десяток кораблей. Одновременно с нами подъезжает группа иностранцев и радостным гомоном устремляется к кораблям. Бродить с ними в толпе мне неохота, и я ухожу к паре кораблей, отдельно стоящей в отдалении. Такое ощущение, что именно эти остовы вызывают у местного КРС неконтролируемую дефекацию - коровьего дерьма в округе в такой концентрации просто больше нет. Зато с точки зрения фотогеничности это явно лучшая парочка.

Местные сглупили, стащив остальные корабли в одно место и выстроив их рядком - в итоге теперь один корабль перекрывает другой, а выстроить интересную картинку с несколькими судами в кадре просто невозможно. Дождавшись, пока инотуристы налазятся по остаткам кораблей, перемещаюсь туда и планомерно отщелкиваю все, стараясь найти ракурс поинтереснее. Все, можно ехать домой, тем более что прибыла очередная толпа. Надо только покушать перед дальней дорогой.

Выехали в 16. У Айбека мало газа, нужного ему метана в Муйнаке нет. До Куниграда немного не дотягиваем, приходится последние километры ехать на бензине. Заправка тоже находится с трудом - только на четвертой или пятой можно залить метан. Но вот, наконец, и полный бак. В Ходжали, заговорившись, Айбек проезжает на загоревшийся красный, и тут же по закону подлости попадает в лапы к гаишникам. Потеря 20 минут и штраф 1 мрот - уболтал их написать протокол на непристегнутый ремень. Заправляемся на выезде из Нукуса, чтобы хватило до Хивы, и дальше едем в темноте. Стремно, конечно. Айбек гонит за сотню. Но даже при всех задержках мы дома в 21:40, отличный результат! Это поездка стала апофеозом дешевого такси в Узбекистане - километр в пересчете стоил мне примерно 6,5 центов, или меньше 4 рублей! Думаю, поедь я на своей тачке - в итоге обошлось бы дороже даже без учета амортизации.
Ну а 50 000 чаевых не в счет.

28.09-29.09

В результате моей оплошности с планированием у нас образовался фактически лишний день, который, конечно же, лучше было потратить, например, на поездку из Ташкента на Чарвакское водохранилище, но мы в Хиве. Торопиться некуда, сначала дрыхнем, потом собираемся, в 12 освобождаем номер, оставляем багаж на ресепшене и идем досматривать все, что можно, лишь бы убить время.

 

Джума-мечеть и её 212 колонн. 21 из них датируется X-XII веками.

Ремонт в старом городе - по традиционной технологии.

Прошвырнулись по базару. Обошли почти все оставшиеся музей, что несколько изменило мою позавчерашнюю уничижительную оценку. Поели. Прошли ко дворцу Нурулла-бия, в городской парк и к городской стене. Остаток времени зависли во дворе нашего отеля, втыкая в интернет. Погода тем временем совсем испортилась и на ласковый среднеазиатский сентябрь ни хрена не походила: солнца весь день не было, а температура днем выше 15 не поднималась.

Недостроенный минарет Кальта-минор. Должен был стать самым высоким - аж 80 метров.

Вид на город с башни Ак-Шейх-Бобо.

Резные двери в старых узбекских домах - настоящие произведения искусства.

 

Есть в Узбекистане и свои абстракционисты...

...и междугородняя троллейбусная линия из Ургенча в Хиву. Правда, сейчас временно не работает.

Ворота Ата-дарваза в Учан-калу в Хиве.

В 18:15 приехал Айбек и за полчаса довез нас до вокзала в Ургенче. У нас плацкарта - не видел смысла из-за одной ночи брать купе, тем более что личный опыт подсказывал, что очутиться в замкнутом пространстве с храпящим и пердящим соседом в грязных носках будет неизмеримо хуже. Вагон достаточно потасканный, и да, пахнет там не амброзией, но не смертельно. Поезд едет аж из Волгограда, пассажиры в подавляющем большинстве - узбеки, возвращающиеся с заработков домой (по крайней мере, в нашем вагоне). Ночью был адский дубак - из щелей поддувало, а одеяла, как объяснил проводник, им пока не выдавали - не положено, теплый сезон еще (ага, б..., прямо жара - целых шесть градусов ночью)! Выспался плохо, полночи ворочался. Около часа дня прибыли в Ташкент. Тут мы сделали финт ушами, пройдя через платформу не наружу, а в здание вокзала - надо было сдать вещи в камеру хранения. С улицы, не имея на руках билетов, это сделать проблематично. Сотрудник камеры тоже спросил у нас билеты, но вредничать не стал, попросив только сходить прогнать багаж через сканер на входе, и сделать об этом отметку на старых билетах. Цена вопроса оставления багажа - аж 800 сомов в сутки (6 рублей), работает камера круглосуточно.
Повеселев, что вопрос решился легко и непринужденно, первым делом взяли такси и попросили отвезти в ближайший центр плова, где я с наслаждением умял тарелку вышеозначенного вкуснейшего узбекского блюда.

После этого всё стало совсем прекрасно, и мы для начала поехали на рынок Чорсу. Честно говоря, после прочитанных отчётов ожидал большего. А так – огромный рынок, и всё. Хотели купить всяких восточных сладостей на сувениры – выбор велик, а вот чтобы продукт был упакован в какую-нибудь симпатичную сувенирную коробочку в национальном стиле – это вряд ли. У всех либо вообще ничего нет, либо единственный вариант, качеством напоминающий этикетки наших кооператоров начала 90-х, пришлось им и довольствоваться.

После рынка отправились в центр, фотографировать стандартные достопримечательности, коих очень немного – в том числе и из-за разрушительного землетрясения 1966 года. Приехали в сквер Амира Темура, пофотографировали его, гостиницу Узбекистан и Дворец Форумов, и попытались прогуляться по близлежащим достопримечательностям, отмеченным в путеводителе. Ничего хорошего из этого не вышло – все эти бывшие Казённые палаты, Вестминстерские университеты и посольства Франции расположены в зданиях XIX века, абсолютно утилитарных и с точки зрения художественной ценности ничего собой не представляющих (имхо). Между тем на улице холодало, дул ветер и иногда накрапывал дождь. Мы, собираясь в бархатный сезон в Среднюю Азию, как-то не рассчитывали на прогулки при 12 градусах и пронизывающем ветре, и изрядно подмёрзли, поэтому было принято решение засесть в каком-нибудь кафе с вайфаем, зарегистрироваться на рейс, и подумать, как убивать время до полуночи – раньше часа в аэропорту при вылете в 4:40 делать было абсолютно нечего.

Дворец форумов.

Странная физиономия на фасаде Дворца форумов.

Кафе нам попалось мегапафосное – прайс в 15000 (почти два доллара) за чашечку кофе кагбэ намекал, что заведение по узбекским меркам с большой претензией. Вайфай поначалу тупил, но после перезагрузки по нашей просьбе роутера дело пошло на лад. Просидели в кафехе полтора часа, стемнело, на улице начался дождик. Было ясно, что ни о каких прогулках нет и речи, поэтому запытали официанта расспросами, где тут у них самый-самый большой ТЦ, и чтоб непременно с кинотеатром. Парень посоветовал «Самарканд дарваза», туда и отправились. Сразу взяли билеты в кино на последний сеанс в 22:30, и отправились бродить по магазинам. Даже кое-что нашопничали. А в подвале обнаружилось единственное место в Узбекистане, где можно было платить международными пластиковыми картами – большой магазин категории «всё для дома». Ранее за всю поездку мне не удалось обнаружить ни одного магазина, где бы принимали не только местный пластик, но и Визу с МС.
…Выйдя из кинотеатра в начале первого ночи, сразу же взяли такси, через 15 минут были на ж/д вокзале, где я забрал из камеры хранения сумку, а ещё через пять минут уже и в аэропорту. Все контроли прошли на удивление легко и быстро – декларацию никто не смотрел, бумажки с отметками о регистрации тоже не требовали. Что порадовало, так это дьюти-фри (в части алкогольной продукции). Совершенно неожиданно в нём оказался достаточно интересный ассортимент, и халявные цены. Для сравнения – ниже, чем во Франкфурте, к примеру, процентов на 20-25. И покупка нескольких интересных бутылочек стала достойным завершением поездки.

к оглавлению отчёта

на главную страницу