ФРИРАЙД ПО СИБИРСКИ - 2. ШЕРЕГЕШ 2016.

на главную страницу

Ну, вот и я наконец попал в Шерегеш!
Впрочем, начать надо, наверное, чуть раньше.  Итак, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в ба... ой, то есть не так! Каждый год в конце ноября целая толпа нижегородцев отправляется в Шерегеш открывать сезон. А я до сих пор в этом мероприятии не участвовал никак. То дела не позволяли, то другие поездки, то что-то ещё. А в этом году вроде все срослось. Добираться из НН можно по-разному, комбинируя Новосибирск, Новокузнецк и поезд с самолётом. Остаток пути до места в любом случае придётся проделать наземным транспортом. Пилить на поезде двое суток не хотелось категорически - нет у меня столько здоровья (я во время прошлой поездки в Кировск чуть не умер потом с утра на склоне), покупка же авиабилетов за деньги мигом превращала антикризисный импортозамещающий отдых чуть ли не в лакшери тур. Пришлось потрясти остатками аэрофлотовских миль, и за 30000 миль и 6000 рублей с носа взять бонусные билеты. Но Шерегеш яростно сопротивлялся моему визиту. За неделю до поездки на горЕ лежали жалкие по меркам Шерегеша 50 см снега, и смысл ехать как-то терялся в этом тонком слое. За 5 дней до вылета я не выдержал и перенёс билеты на 29 февраля - если и к этому времени снег не напАдает, то я укушу себя за задницу и в Шерегеш не поеду.
И вот час настал! Радостному настроению способствовала невыразимо гнусная погода в родном городе. В Шерегеше ждёт забронированная однушка, в Новокузнецке - заказанный трансфер. Полетели!
В аэропорту Новокузнецка оказались в 7 утра, на получении багажа стал свидетелем забавной сценки: в небольшой зал выдачи зашла тётечка и включила конвейер, параллельно открылась окошко с улицы, откуда внутрь заглянула простоватая физиономия мужичка с оттопыренными ушами, привезшего багаж; явно в продолжение ранее начатой беседы состоялся обмен репликами:
- Я тебе говорю - сначала подавай слева!
- Татьяна, идите в жопу, буду подавать так, как мне удобнее!
- А я говорю - положено в первую очередь с бирками "приорити"!                   
Вот так все ухищрения маркетологов частенько нивелируются исполнительским "а мне так удобнее!"
Встреча и в аэропорту, и в самом Шерегеше прошли штатно, половину 165 км дороги я продремал. Уже в половине двенадцатого мы выдвинулись на гору.
С этого года владельцы основных подъемников сумели договориться и ввели единый скипасс, позволяющий катать все пространство курорта. Стоит эта радость 1400 рублей в день, что не намного дороже, чем отдельные дневные абонементы по секторам, а свободы даёт заметно больше. Покупка единого скипасса наиболее оправдана, если собираешься кататься в секторах Е и F, А – достаточно велик, и его можно окучивать и так. В единый скипасс не включены бугеля (видимо, из-за отсутствия экономического смысла устанавливать на них отдельные считыватели), и некоторые подъёмники, принадлежащие совсем уж мелким собственникам. Повторюсь, что на охват региона это не влияет, надо просто посмотреть список исключений, дабы в случае чего не махать впустую скипассом.

Первые два дня активно осваивали сектор А - покатали и лоб, и раскатанную в гигантские бугры долину Каменушки между вершиной Зелёной и «хлебницей», №17 на схеме, и недальние траверсы вправо от "хлебницы" (без фанатизма), с последующим выкатом к нижней станции парнокреселки с кодовым названием "булочка" (№19). Самый верх был жестоко задут в лёд. В целом первые впечатления от Шерегеша у меня были самые позитивные - и достаточно интересные трассы с неплохим ( до 630 м) перепадом, и потенциальные фрирайдные возможности тоже впечатляли. Оставалось только дождаться снега. Что изрядно удивило – так это количество сноубордеров, навскидку процентов 80 от общего числа отдыхающих. Никогда и нигде не видел их в таком количестве.

Вид со лба горы Зелёной. Слева хорошо просматриваются трассы вокруг "Хлебницы" (креселка №17 на схеме). В правой части кадра - посёлок Шерегеш. Панорама кликабельна.

Ещё дома, раздумывая, кому бы вручить свои кровные рубли в обмен на внетрассовое катание с заброской сноукетом, внезапно в процессе обшаривания Интернета наткнулся на скидочные купоны на групоне: «Фрирайд-программа для одного или компании на горнолыжный курорт «Шерегеш». Скидка до 53%»
Жаба немедленно воодушевленно квакнула – 2895 рублей с носа смотрелись куда более привлекательно, чем стандартные 5000 у конкурентов. Врожденная подозрительность, доходящая временами до паранойи, заставила предпринять целое исследование на тему "а не кидок ли это?" и "плюсы и минусы отдельно взятых компаний". Я даже создал соответствующий топик на одном из домашних форумов Шерегеша. Тема вышла достаточно информативная, народ там активно делится впечатлениями. Для интересующихся подробностями даю ссылку - http://mustag.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=62022 , а для ленивых позаимствую оттуда, слегка доработав,  краткое резюме, написанное Алексеем из трассы.нет, надеясь на его объективность )).
На данный момент на рынке присутствуют четыре оператора, предлагающие фрирайд на ратраке. Это Горный патруль,  Айс (они жеБлэк кэт), Сноутрип и Трассы.нет. (Говорят, ещё кто-то купил ратрак и начал возить народ, но информации пока мало).
По склонам:
Айс катает юго-восточный склон Мустага, так называемые "Малиновые поля". Очень большой реальный перепад, до 700 метров, интересный рельеф. Но катабельно только после хороших снегопадов, так как сторона солнечная, очень быстро образуется наст, верхняя часть задувается до состояния льда. Фирн, заструги и тому подобные прелести. То есть хорошо, но определенное количество дней.
Горный патруль катает Викторьевку и Солнечную долину. Катальных дней в целом больше, чем на Малиновых полях, но иногда на качество катания сильно влияет ветер. Например,  в этом сезоне на новогодние праздники Малиновые поля были прекрасны, а Викторьевка и Солнечная долина задуты до некатабельного состояния (я в ботинках не то что не проваливался, а даже следов не оставлял).
Сноутрип катает Викторьевку, Солнечную долину и Подпыхтун. Последний катает только Сноутрип, это именно их склон. Плюс - там нет снегоходчиков. Эффективный перепад небольшой, около 100 метров, потом положняки. Однако в отсутствие снегопадов Подпыхтун на данный момент единственное место, где можно найти нетронутый пухляк.
Трассы.нет катает Малиновые поля, Викторьевку и Солнечную долину. Выбор места катания зависит от состояния снега на тех или иных склонах.

Пассажирские кабины:
У Айса кабина внутри не отделана, отопитель забирает воздух снаружи, но сам расположен внутри салона. В качестве вентиляции присутствует люк на потолке. Тепло, но есть проблема конденсата (дождь с потолка), пованивает соляркой от отопителя.
У Горного патруля кабина внутри не отделана, отопитель расположен внутри салона, воздух забирает оттуда же. Вентиляция отсутствует, душно, запах солярки, с потолка идет дождь (конденсат).
Про сноутрип ничего сказать не могу, не ездил у них. Вентиляции снаружи не заметил, но может быть этот вопрос как то решен.
У трассы.нет отопитель стоит снаружи, воздух забирает оттуда же, плюс имеются открываемые окна. Салон внутри обшит. Проблема конденсата и вентиляции отсутствует, все хорошо. На голову не капает, воздух свежий.
Питание:
Тут однозначно впереди сноутрип. Теплая база, вкусный обед. У всех остальных бутерброды на столе из сноубордов. Впрочем, на качество катания это не влияет.
Техника:
Все, кроме Сноутрипа, располагают одним ратраком. Поэтому вероятность срыва программы по техническим причинам наименьшая у Сноутрипа. Ратраки все неновые, бывает, ломаются.
У Трассы.нет. самый проходимый ратрак с самым лучшим водителем. Поэтому в условиях сильных снегопадов вероятность попасть на некатанные склоны выше у нас.

Айс в этом сезоне сильно подпортил себе репутацию отзывами о гидах и их сервисе (ссылки там в на форуме есть в топике), ребятам из трассы.нет в вину в основном ставили отсутствие инструктажа и лавинного оборудования.  Для меня при стоимости 3000 против 5тыр выбор был очевиден. Биперы/щупы/лопаты у нас свои, лекцию, если надо, я и сам прочитаю, а идея плотно пожрать посреди катального дня сама по себе отвратительна - терпеть не могу катать с полным пузом. Правда, напрягали все эти "ну, 100% гарантии нет и мы вам позвоним в случае чего" - то есть чётко понимаешь, что если вдруг наберут людей по 5, то ты никуда не поедешь, однако практика показала, что Алексей и К чётко выделяют среду и субботу под скидки, и, если внести предоплату, то проблем скорее всего не будет.   

В среду в 9 мы уже ждали возле отеля "Айс". Алексей опоздал на 45 минут, в качестве объяснения выдвинув туманное объяснение, что кто-то там вчера прокатил его с соляркой. Ночью выпало совсем немного снега, сантиметров 5, и вся надежда была на знание гидом Димой потаенных местечек на Северном Мустаге (куда мы ехали), где в последнее время не ступала лыжа фрирайдера. Ехать километров от Шерегеша километров семь, дорога до точки первого старта занимает час, или чуть меньше. Пробный спуск показал, что напАдавший за ночь мизер ситуацию не изменил, и верхняя часть горы после 10 дней без снега жёстко задута и покрыта ледяными застругами. Поэтому потом при подъемах все время оставляли пару сотен метров до вершины хребта, чтобы избегать этого жесткача. Очень неплохо. Скатки с перепадом 350-400 метров, бездонного пухляка, конечно, нет, но и так неплохо - целина, она разная бывает! На фоне вчерашнего задутого снега справа от "хлебницы" и метровых бугров в Каменушках - так вообще офигенно. Группа подобралась нормальная, никто не тупил, и все стабильно приезжали на точку сбора раньше ратрака. В качестве примера - катали параллельно с другой группой (не знаю, чьей), у нас 8 человек, там толпа, человек 15, мы скатки делали процентов на 30 быстрее.

Около 16 часов, сделав 7 спусков, вернулись в посёлок. Снег к вечеру усилился и перешёл в снегопад. Прогноз на ближайшие три дня не мог не радовать - перерывов со снегом не ожидалось...

  На следующее утро взгляд в окно подтвердил правоту метеорологов: за ночь сугробы выросли сантиметров на 15, а снег и не думал останавливаться. Пришла пора познакомиться со склонами Малки и сектора Е. От Кукурузы до Е каждый час ходит бесплатный автобус, хороший повод сэкономить 100 рублей ;-) . Однако дальнейшее в очередной раз подтвердило русскую пословицу - не гонялся бы ты, поп, за дешевизной! Благополучно приехав в Е, пошёл в кассу покупать единый скипасс, и тут меня жестоко обломили: в соответствующем окошечке никого не было. Общение с персоналом в кассе по соседству прояснило, что:
а). Вся затея с единым скипассом - каскадовская, их сотрудница приходит и продает пропуска, а им это на хер не нужно, и технически невозможно.
б). Где эта овца, они не знают, придёт или нет - тоже полная неопределённость, а вообще за ней такое водится.
в). Позвонить ей можно, но трубку она не берет.
Грязно выругавшись, стал думать. Варианта виделось два - либо вызывать тачку и переезжать в сектор А (350руб.), и брать единый скипасс там, либо брать 2 разовых подъёма и одну карточку тут (370руб.) и перебираться в сектор А на лыжах. Второй вариант выглядел и более быстрым, и не таким бестолковым, поэтому так и поступили. Итог кроежопства - минус 270 рублей.

Купив единый скипасс, сначала стали катать лес между скайвэйем и панорамой. Волшебно! Даже ещё не все раскатали. В лесу из под лыж время от времени панически сваливают прямо из под снега куропатки. В какой-то момент "Панораму" вдруг остановили, мы как раз спускались вниз. Я точно помнил, что на карте нижние станции панорамы и скайвея соединены снегоходной трассой. Вырулив из леска между второй и третьей опорой, мы с недоумением увидели карабкающихся пешком с высунутыми языками бордеров. "Вот лохи", подумал я, и уверенно съехал вниз. Никого, и следов снегоходной дороги тоже не видно. Побеседовав с кассиршей, осознал величину уже своего лоховства. Выбраться отсюда можно было, только поднявшись пешком до точки между 3 и 4 опорой подъёмника, а то, как изображена тропа на карте - художественное допущение дебила - автора карты. Ну или воспользоваться такси.  Самое обидное, что это растиражировано только на стендах, установленных непосредственно на склонах, на картах в интернете всё правильно.
5 минут убеждения жены, что физические нагрузки в разумных дозах полезны, и ещё 20 - с языком на плече и двумя парами лыж там же - супруга не преминула ехидно заметить, что для такого фаната физкультуры так будет ещё лучше ;-), и я всерьёз стал думать о том, что день не задался.
Чуть позже перебрались в сектор Е. На вершине мело так, что видимости практически не было и первые пару сотен метров приходилось спускаться почти на ощупь. Могли бы получиться неплохие склоны, если бы не длиннющий тупой выкат внизу, отнимающий кучу времени как на спуске, так и на подъёме. За счёт этого эффективная часть горы с приличными уклонами оказалась здесь заметно короче, чем в секторе А или F. Зато и народу было намного меньше, и весь лес между трассами 1 и 2 был практически нетронут. Неожиданный минус - самый верх почему-то зарос гуще, чем на противоположном склоне горы. В общем, остаток времени провели здесь, познакомившись со всеми трассами и внетрассами.
Рассчитывая на бесплатный проезд из сектора Е в посёлок, надо помнить о том, что таких халявщиков много, а забытые навыки посадки в общественный транспорт советских времён в час пик очень и очень пригодятся. Мест может и не хватить - в нашем случае, например, финальное утрамбовывание продолжалось минут пять, напомнив многочисленные бородатые анекдоты про резиновый автобус и иже с ним. И это далеко не в самый пиковый по наплыву отдыхающих день.
Вечером пришла смска от Богдана из трассы.нет, в которой он с кучей хитрых смайлов интересовался, нет ли у нас желания в субботу повторить фрирайд? Цена, разумеется, оставалась прежней. Ясен перец, мы хотели. Ведь к субботе снегопад как раз должен был закончиться, и на горизонте недвусмысленно маячила возможность взорвать свежий, нетронутый пухляк.

 

На следующий день решили себя поберечь для завтра, и взяли 4-хчасовые абонементы на Малку (сектор F, 800 рублей, +100 за карточку).  Тут, кстати, тоже хрен продадут единый скипасс, так что за ним – только в сектор А. Солнце проглядывало уже с утра, а к обеду окончательно развиднелось, и даже с вершины Зелёной сползло облако, а ветер почти стих. Волшебно покатались по быстро уничтожаемому пухляку, уже в половине четвёртого вернувшись домой.

Первоначально я рассматривал вариант съездить в соседний Таштагол - там есть гора Туманная с перепадом 300+ метров и тремя трассами, на которой тренируются спортсмены, в том числе и сборники по сноуборду. Но после такого снегопада затея теряла всякий смысл - менять пухляк на непонятно как подготовленную после снегопадов гору с вдвое меньшим перепадом я не видел смысла. Кроме того, там же был ещё один склон - Буланже. Но старожилы в местном форуме меня обломали, сообщив, что вопрос с Буланже закрыт навсегда: 4 года назад там сгорел подъёмник, и восстанавливать его никто не стал. Гора постепенно зарастает, и перспектив её возрождения нет никаких...

На второй раз Алексей не подвёл и привёл ратрак к Айсу в 9:10. Народа в этот раз было под завязку – 13 человек, +Дима и ещё один гид, которого позвали закрывающим, видимо, в связи с наплывом народа. Решение навалить подальше от Шерегеша в первый день мартовских праздников было чертовски верным – на склонах ожидалось просто адское число катальщиков, приехавших со всей округи, и не только, на длинные выходные. Есть у ратрака Алексея жирный минусище – когда народа много, кому-то приходиться занимать переднее сиденье, не оборудованное никакими поручнями, к тому же ориентированное так, что сидишь спиной по ходу движения. Когда машина начинает карабкаться вверх по склону, удерживаться можно, только уперевшись коленями в сиденье напротив, что явно не совсем удобно и приятно для колен. Поэтому на «почётном» месте ездили по очереди, исключив из числа счастливчиков сирых и убогих гидов и женщин.
Уже по дороге к горе стало заметно нездоровое оживление – взад-вперёд шныряли кучи снегоходов, в том числе и с лыжниками на сиденьях, один ратрак конкурентов уполз на другую сторону Мустага. Второй остался на нашей, параллельно с нами окучивать Райскую долину.

Вообще было чрезвычайно здорово, что вся поездка шла по нарастающей, и сегодня, накануне отъезда наступил «самый лучший день». На склонах лежало около 40 см свежего пуха, от задутых заструг наверху, мешавших кататься в среду, не осталось практически ничего, светило солнце… В общем, денёк оказался одним из тех, которые остаются в памяти надолго. А завершающий спуск…мммм… Просто фантастика!

А вот и видео, примерно 370Мб.

При всём при этом, несмотря на то, что лавинная опасность здесь минимальна, как и риск заехать в непроходной кулуар, или свалиться со скал, некоторые опасности во время внетрассового катания в Шерегеше всё же есть. В первую очередь это возможность реально вылететь на чуть присыпанные снегом камни курумника на ходах, такие места есть. И не дай бог, почувствовав, что лыжи под снегом долбит камнями, попытаться затормозить! Одно дело, когда ты просто немного покоцаешь скользяк, и совсем другое – в момент оттормаживания налететь на камень и закувыркаться вниз по склону, пересчитывая остальные куски скал уже собственным телом. Кроме того, всегда есть возможность заехать не туда и заблудиться – вокруг глухая тайга. Особенно это касается катающихся без гида. Пара-тройка таких случаев за сезон стабильно происходит, и некоторые заканчиваются плачевно. А ещё в начале сезона после первых сильных снегопадов под шерегешскими елями из-за того, что снег почти не проникает под густые еловые лапы, образуется яма. И были случаи, когда, катаясь вне трасс в одиночку, человек падал в такую яму вниз головой, повисая в креплениях, а снег, осыпаясь с краёв ямы, не давал возможности дышать. На первый взгляд- скорее забавная, чем опасная ситуация, однако заканчивается она плачевно - паника, и, если в первые 20-30 секунд не сможешь освободиться от креплений и перевернуться - неминуемая смерть от удушья. В этом сезоне тоже был такой случай: http://sheregesh.su/news/27-noyabrya-v-sheregeshe-pogib-snoubordist-18

Ну и надо помнить о том, что медвед в этой местности – отнюдь не экзотика, а вполне себе обычный обитатель. Шанс нарваться на шатуна, или провалиться прямиком в берлогу, конечно, невелик, но всё-таки… ))

Вид на Шерегеш с пятого этажа дома по ул. Гагарина, 6. Слева в кадре - трассы "доллара" (подъёмник "Хлебница", №17 на карте).

…Вечером понял, что 6 дней интенсивного катания для меня – уже предел. Колени опухли, ноги почти не гнулись. Кое-как, кряхтя, собрались, а в 3 ночи приехал наш индивидуальный трансфер до Новокузнецка – самолёт вылетал в 8 утра. Дорога домой прошла без приключений.

Улетали ещё из старого терминала аэропорта, новый функционировал, но в тестовом режиме. А вот к нашему возвращению его запустили уже в полном объёме ))).

В завершение - о бюджете поездки (все цифры - на двоих)

Билеты Аэрофлота Н.Новгород - Новокузнецк 60 000 миль + 12 000 рублей. Плюс штраф за перенос даты вылета - 4410 рублей.

Фрирайд с заброской сноукэтом - 12 000 за два дня.

Аренда однокомнатной квартиры в Шерегеше, 6 дней, 5 ночей - 9000 руб.

Индивидуальный трансфер Новокузнецк - Шерегеш - Новокузнецк на новом RAV 4 -7000 рублей.

Скипассы (включая 5 карточек и незапланированный подъём в секторе Е) - 8400 + 410 + 300 рублей.

Трансферы на гору и обратно (такси, 200 рублей независимо от числа пассажиров, у магазина "Кукуруза" всегда можно найти попутчиков разделить расходы) - 1450 рублей.

Еду и питьё не считаю - ровно столько же потратили бы дома.

на главную страницу