ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ, МУРОМ И ВЫКСА. ПВД НА ВТОРЫЕ МАЙСКИЕ - 2018.

 

 

на главную страницу

На вторые майские решили прокатиться, наконец, в Муром. Тема такая же, как и с Гороховцом – тыщу раз ездили через него и мимо, но ни разу не сподобились притормозить и познакомиться поподробнее. Ну а дальше всё нарисовалось само собой – во-первых, конечно же, Гусь Хрустальный. Специально в него вряд ли поедешь, а сделать небольшой крюк по дороге в Муром – очень даже вариант. А в процесс планирования и разглядывания карты я что-то разошёлся, и решил заглянуть ещё и в Выксу, ибо туда меньше 40 км от развилки Муром-Навашино,  и та же история, что и с ГХ – для основной цели ПВД маловато будет. Определившись с целями, стал прикидывать, в какую сторону закрутить маршрут. Ключевым фактором тут было время закрытия музеев. По телефону в Выксе мне бодрым и уверенным голосом сказали, что они до 18, а вот в ГХ, напротив, дедушка по телефону  мямлил что-то про праздничный день, и что он, наверное, один будет…но хз до скольки…ну до 14-то точно. Это и определило очерёдность посещений.

Итак, 9 мая стартовали около 9 утра. Традиционно М7 в пределах Нижегородской области напичкана камерами, которые резко заканчиваются, стоит оказаться в соседней, Владимирской губернии. Маршрут я выбрал не кратчайший, а с расчётом, чтобы не ездить по одной и той же дороге, ну и фонтанчик в Судогде заодно проверить.  Стоит, родимый, всё так же брызгая вверх чахлой струйкой и традиционно вызывая подозрение, что человек тут приложил руки не только к каменной пирамидке.  

Во всех мало-мальски заметных населённых пунктах по дороге центр оказывался перекрыт по случаю 9 мая, народ гулял и принимал участие в акциях, ну а нам приходилось объезжать по боковым улочкам.

К музею в Гусе-Хрустальном прибыли уже около часа дня. Ничего интересного в ГХ больше нет, поскольку богатой историей Гусь похвастаться не может. Его и основали-то вынужденным образом, когда в 1756 году стекольные заводы выперли из Москвы по случаю заботы об экологии. Именно поэтому исторических зданий тут нет, кроме Георгиевского собора, построенного по проекту Бенуа, и расписанного Васнецовым, в котором, собственно, музей хрусталя и размещён. В Советское время с собора снесли все купола и колокольню, потому сейчас здание напоминает, скорее, какие-нибудь боярские палаты. Ну и, как обычно, церковь пытается отжать всё себе назад.

Что-то административное напротив музея.

Экспозиция в музее не поражает размахом, занимая один большой зал внутри собора, но посмотреть там есть на что, представлены как современные работы, так и изделия мастеров прошлых лет, плюсом мы попали на небольшую выставку бутылок позапрошлого века, предназначенных для алкоголя. Цену на билет я как-то запамятовал, но она необременительна, вроде 250 рублей.

На музей достаточно получаса, потом в попытках найти в Гусе-Хрустальном что-нибудь интересненькое, подъехали к городскому пруду и перекрытой зоне городских гуляний. Ну…так. Впрочем, если не заморачиваться насчёт какой-то суперживописности, то пруд выглядит вполне симпатично, и летом должен быть излюбленным местом отдыха горожан.

От Гуся до Мурома – 111 км, процентов 40 из которых проходит по безлюдным дорожкам местного значения, а остальное – по также не особо загруженной Р72 Владимир – Муром. На въезде в город с этой стороны удачно стоит бронепоезд. Специально к нему ехать вроде лениво, а так остановились, посмотрели. Выглядит, как фанерный макет, однако ж стенд извещает, что нет, вполне боевой, и даже доехал до Варшавы и Праги в период Великой Отечественной.

Большинство церквей и монастырей Мурома расположено в непосредственной близости к Оке, поэтому я решил окучивать их, так сказать, в порядке размещения, и начать с Воскресенского женского монастыря, первого со стороны нового моста через Оку. Но в процессе подъезда странным образом уткнулся прямо в водонапорную башню (хотя не должен был), поэтому пришлось начать с неё. С башней городу повезло. Я, честно говоря, не припомню, где бы ещё это утилитарное сооружение было выполнено в виде симпатичного здания высотой несколько этажей. Построили её в 1863 году с подачи и на деньги Алексея Ермакова, тогдашнего городского главы. Возможно, некоторые современные мэры посмеялись бы – «Вот лошара, ишь чего удумал! Не микрорайон для продажи ипотечникам, а водонапорную башню!» Впрочем, посмотрим – история расставит всё по местам. Ермакову, например, благодарные потомки установили бюст в сквере возле башни, которая, кстати, и сейчас функционирует, и горожане приходят сюда набрать воды. Нажимаешь большую красную кнопку-грибок на стене башни, и из трубы льётся чистая вода.

Воскресенский монастырь продолжал избегать меня – мост, по которому я наметил подъехать прямо ко входу (Штапской) оказался пешеходным, и в поисках объезда мы вырулили на площадь Крестьянина - как раз к памятнику Петру и Февронии, а также сразу двум знаковым храмовым комплексам. Пришлось останавливаться и идти на экскурсию.

Около памятника – непременная в таких местах кучка попрошаек, причём весьма настойчивых. Даже на моё сказанное в лоб «ничего не дам» некоторое время продолжали гнусить и клянчить «христа ради».

Пётр и Феврония, хотя и были канонизированы церковью ещё в XVI веке, как оказалось, персонажи выдуманные, и история их основана на легендах и сказаниях. Хотя, если глубоко не копать, то сейчас они воспринимаются уже вполне как конкретные исторические фигуры. Особенно после того, как в 2008 году по инициативе жены Медведева учредили «День семьи, любви и верности», выбрав в качестве символа как раз Петра и Февронию. Кстати, если вчитаться в историю, то вопросов к персоналиям, выбранным на роль идеала семьи, тоже немало. Отличный пример для подражания: одна, вместо того, чтобы просто вылечить пришедшего на приём больного князя с язвами, ставит ему условие: вылечу, если женишься на мне. Второй ловко с темы соскакивает, вместо свадьбы закидав знахарку баблом и шмотками. Но баба оказалась ушлой, не долечив болезнь до конца, и князю, после рецидива вновь покрывшемуся струпьями, пришлось-таки жениться. Ну а там уж стерпелось-слюбилось, видимо. В общем, ни фига не Орфей и Эвридика. Впрочем, в Троицком монастыре даже хранятся их мощи, свидетельствуя о том, что, возможно, какая-то часть правды в этой истории есть.

Кстати, если почитать русские сказки внимательнее, то там в значительном количестве случаев мораль, мягко говоря, неочевидна: например, какой-то Ебланмеля, провалявшись всю жизнь на печи, вдруг вытаскивает из проруби щуку, и получает все блага. Или вот – гуси-лебеди. Казалось бы – беда у девочки, гуси-киднепперы братца выкрали, любой помочь должен без разговоров, ан нет. Всяк встретившийся во время поисков просто так помогать не хочет, и за информацию требует услуг. Типа, съешь моё кислое яблоко – тогда скажу, куда брата унесли. В общем, русский фольклор – вещь неоднозначная.

 Благовещенский собор за спиной у памятника был основан самим Иваном Грозным на обратном пути после успешного взятия Казань в XVI веке. Территория небольшая, обошли кругом. Зашли вовнутрь.

Вернулись на площадь к памятнику, и пошли вдоль «пизанской» стены Троицкого женского монастыря ко входу.

Церковь и собор красивы, но внутри, как и в Троицком монастыре, сидят вредные злобные бабки, начинающие орать при попытке что-то сфотографировать, даже если нет предупреждающих табличек. Купили в монастырской лавке несколько видов хлеба, подивились на великолепный собор, да и пошли к машине, продолжать попытки попасть, наконец, в Вознесенский монастырь.

На этот раз решили подъехать со стороны реки. К сожалению, карты в мапс.ми не учитывают рельефа, да и качества дороги тоже, поэтому выглядевший на экране удобным короткий подъезд к монастырю на деле оказался раздолбанной грунтовкой, круто взбирающейся на берег Оки. Решил от добра добра не искать, запарковался и пошёл пешком, благо, идти совсем недалеко. На территории пустынно, только в воротах монахиня о чём-то разговаривает с подъехавшим мужиком.  Две церкви, составляющие ансамбль монастыря, стоят прямо на обрыве берега Оки. С колокольни, должно быть, отличный вид, но снизу, к сожалению, кусты и деревья на склоне закрывают обзор.

На обратном пути заглянули к Николо-Набережной церкви, которую называют иногда ещё церковью Николы мокрого. Причина такого странного эпитета в том, что в половодье вода подступает почти к самой церкви. Верится в это с большим трудом, потому что церковь расположена достаточно высоко над берегом, и при паводке с таким уровнем воды затопило бы к чертям и все заречные деревни, и Навашино, да и вообще всё на десятки километров. Под церковью, ниже по склону находится источник, считающийся святым, к нему можно спуститься по лестнице.

Отсюда я решил на всякий случай позвонить в Выксу и уточнить, не собираются ли там вдруг закрыть музей и улизнуть с работы пораньше. Вопрос я сформулировал так: если мы приедем, в 17 – 17:15, успеем ли посмотреть экспозицию? Ответ оставил двойственное ощущение – сначала уверенно сказали, что, мол, приезжайте, успеете, а потом вдруг поправились – лучше не позже 17…а ещё лучше – в 16:30, тогда точно успеете. Сорваться прямо сейчас было не вариантом – ещё не был осмотрен Спасо--Преображенский монастырь, главная Муромская достопримечательность. Поэтому поехали туда, слегка, однако, ускорившись, и с мыслью позвонить в Выксу ещё разок в момент, когда уже будем совсем готовы выдвигаться.
По пути заглянули ещё и в городской парк (стоит, наверное, использовать к слову «парк» приставку мини), там чуток простеньких аттракционов, праздничная движуха горожан, и изрядный  монумент Илье Муромцу.

Отсюда до Спасо-Преображенского монастыря немногим менее километра. Монастырь – одно из самых древних сооружений на муромской земле, упомянут первый раз ещё в XI веке. Каменные храмы, естественно, поставлены намного позже, во времена Ивана Грозного. На территории монастыря достаточно много строений, так, что сразу и не подсчитаешь все церкви и часовни. Если верить интернету, то монастырь имеет 6 храмов (5 церквей и собор), 6 же часовен, одно довольно большое здание административного вида с адресом ул. Лакина 1а, и отдельно стоящий туалет (яндекс-карты почему-то сочли нужным это подчеркнуть).

Есть тут и весьма необычная для православной традиции часовня-костница, в неё сложили останки людей, найденных на разорённом в годы советской власти погосте, когда восстанавливали монастырь.

Ещё одна редко встречающаяся опция – возможность позвонить в колокола на недавно (в 2005-м) построенной церкви Сергея Радонежского, причём имеется даже объявление, напрямую приглашающее посетителей. Справедливости ради надо заметить, что там всё же не колокола, а медные пластины – била. Впрочем, звук они издают вполне громкий и мелодичный (не буду утверждать, что не хуже). Но мы, торопясь, в Выксу, звонить не пошли, и, пробежавшись мимо роскошных монастырских курятников, заторопились к выходу. Надо сказать, что куры, коих там не менее десятка разновидностей, производят впечатление: и пёстрые, и лохматые, такие пушистые, что кажется, будто вместо перьев у них шерсть, большие, маленькие – настоящий мини-зоопарк. Позвонил на всякий ещё раз в Выксу, пообещав приехать через 40 минут, сказали, что дождутся.

Вообще поспешность слегка навредила качеству экскурсии по Мурому – так, второпях не подъехали к церкви Козьмы и Дамиана, старой и стоящей посередине откоса. А всего-то надо было спуститься на набережную прямо рядом с монастырём по съезду Лакина, немножко проехать по набережной и подняться возле городского парка.
Красавец-мост через Оку мы проезжаем не в первый раз, поэтому какой-то специальной фотосессии устраивать не стали, сфотографировав его просто с дороги, и во время проезда на телефон.

От центра Мурома до парковки неподалёку от дома-музея Баташёвых около 50 км, проехали их минут за 45, так как по дороге пришлось проехать частично через Навашино, половину Выксы, и довольно крупный посёлок Мотмос. Непосредственно к музею подъехать нельзя, и, поскольку я тут был в первый раз, то запарковались мы не самым удачным образом, довольно далеко от входа. Спросив дорогу у шкурящих кого-то гибддешников, торопливо зашагали в указанном направлении. Нас встретили прямо на входе – «Это вы звонили? Проходите скорее, всё покажем, только без краеведческого музея, он закрыт уже». Видно было, что сотрудницы уже явно хотели домой – праздник же! Судя по отзывам в интернете, краеведческий музей в данном случае = музею истории ВМЗ, и пропустить его – немного досадно, ну что ж, посмотрим только историческую экспозицию особняка. Дом построили основатели города, братья Баташёвы, по провинциальным меркам, вполне тянет на небольшой дворец. Многие интерьеры и предметы быта являются оригинальными, что-то просто представлено предметами интерьера той эпохи. Есть и небольшая подборка художественного литья, не только выксунского завода, но и других российских. Экскурсия у нас проходила в режиме «уходя – гасите свет». Как только мы заканчивали осматривать очередной зал, сопровождающая нас девушка тут же щёлкала выключателем и запирала дверь на ключ, в итоге в конце экскурсии мы стали жертвой несогласованности действий персонала, оказавшись в запертом со всех сторон помещении. Нашему гиду пришлось звонить, чтобы нас выпустили, и чтоб не пришлось повторять весь квест с открытием пары десятков дверей).

Уф, миссия, хоть и выполнена частично, но всё же. Теперь можно и на пруд спокойно полюбоваться. Пруды в Выксе знатные, даже и не верится, что сооружены вручную. Ведь в XVIII веке без наличия большого количества воды под рукой невозможно было организовать металлургическое производство, причём вода должна течь, приводя в движение огромные меха доменных печей, гидравлические молоты и прочую машинерию того времени. Других способов тогда просто не было – первые паровые машины стали применять только в XIX веке. И затраты на создание таких искусственных водоёмов были соизмеримы с затратами непосредственно на строительство завода, составляя до 50% общей суммы расходов.

На противоположном берегу заливчика (да, пруд настолько велик, что употребление термина «залив» не вызывает диссонанса) виднеется Рождественская церковь.

Мы, постояв на бережку, совершаем небольшую петлю, пройдясь по городскому парку (который раньше тоже был частью усадьбы Баташёвых) и выходим к машине. Неподалёку виднеется странный объект – башня, отдалённо напоминающая шуховские, но с какими-то странными отростками. Покопавшись по приезду в интернете, выяснил, что это всего-навсего арт-объект, который, впрочем, свою роль вполне выполняет, обеспечивая привлечение внимания. Настоящая же шуховская башня в Выксе тоже есть, но находится на территории завода, куда просто так не попадёшь. Говорят, что её верхнюю часть видно из-за забора.

Небольшой пруд в парке.

Арт-объект.

Достопримечательностей в Выксе немного, все эти дворцы культуры и скульптуры различных деятелей меня не возбуждали абсолютно, поэтому фактически единственной точкой, куда ещё хотелось заехать, был Иверский женский монастырь, находящийся в процессе восстановления. В Выксе весьма чисто и нарядно, город ухожен. И содержание музея, и в целом по провинциальным меркам цветущий вид города – заслуга выксунского металлургического комбината, крупнейшего поставщика труб больших диаметров, колёсных пар для железной дороги, и множества всякой другой металлургической продукции.

Иверский монастырь восстанавливается также с помощью ВМК, комбинат один из спонсоров. Впрочем, глядя на оплетённую со всех сторон трубами территорию монастыря, поневоле начинаешь подозревать тут какой-то трубный product placement, настолько эти железяки лезут в кадр. Дела идут, обновлено уже почти всё, кроме главного собора. Судя по фотографиям, он же и был наиболее разрушенным, так что не удивительно.

На этом осмотр закончили, так как времени было уже достаточно много, покушали в ресторанчике на улице Островского, и с закатными лучами солнца поехали в сторону дома. Обратная дорога прошла без приключений, около 22 часов мы были в Нижнем, проехав за сегодняшний день примерно 650 км.

на главную страницу