МАЛЬТА В ИЮНЕ 2017

 

Без подготовки и с ленцой.

на главную страницу

Мальта возникла спонтанно. Осенью в почту свалилось письмо, что срок части моих накопленных в МуМу миль вот-вот закончится. Поскольку количество миль не позволяло взять билет в какую-нибудь задницу, пришлось обратить взор к старушке Европе, где у меня выбор непосещённых стран уже сильно ограничен. Понятно, что на фоне распродажи мальтийских авиалиний покупка аналогичных билетов за мили - просто выбрасывание денег на ветер, но уж лучше так, чем никак. Вот и стал я обладателем двух билетов на Мальту в июне, за ноль рублей.
Про Мальту написано великое множество отчётов, хороших и подробных, поэтому я позволю себе сачкануть и ограничится только относительно краткими заметками, сопроводив их фотографиями.
Почитав отчеты и полистав путеводитель, понял, что на этом острове нет ничего такого, из-за чего, пропустив, стоит выдирать волосы в различных местах. Вот так и получилось, что это была первая страна, куда я поехал практически без подготовки, постановив все вопросы решать на месте. Предварительная подготовка свелась к заказу апартов (9,8 на букинге), и бронированию машины.
Перелёт прошёл штатно, во Франкфурте прямо на выходе из самолёта швабы организовали выборочный паспортный контроль. Полицейский начал листать мой аусвайс, и впал в ступор, увидев на соседних страницах визы Ирака и Ирана. Хотел даже увести меня на дополнительную проверку, но я отмазался, показав ему предыдущую длинную французскую визу и несколько штампов того же Франкфурта.

С рентакаром по прилёту (Aquarius) вышел облом - никто меня с табличкой не встретил, пришлось звонить и выражать своё неудовольствие. Дали ушатанный хюндай i10, с явными следами ремонта и коряво перекрашенным левым боком, с пробегом почти 65тык. На второй день обнаружил здоровенную вмятину на пороге с пассажирской стороны, незамеченную при получении машины. Боюсь теперь, что предъявят. Хотя я и уменьшил франшизу до 250€, но их тоже жалко. Maps.me, сука, тоже отказался работать, пришлось ехать до апартов в режиме обычной карты, проблема решилась обновлением всего пакета карт (2,2гб) в апартаментах через вайфай. Апарты неплохи, 3 комнаты на 6 этаже, огромная терраса с газовой барбекюшницей (даже видно море). В первый вечер просто забежали в ближайшие мини-маркеты, и решили проблему ужина и завтрака (молоко, курица, овощи и фрукты).

День 1.

Результатом такого раздолбайства в плане планирования стало хаотичное обследование острова. Утром отоспались и выехали на запад. Собственно, почему бы и нет? Для начала заехали посмотреть на дворец Селмун. Большая вилла, ныне переделанная в отель, внутрь попасть не пытались. Потом я повёлся на башню De Redin, поскольку до этого ещё не видел ни одной (уже к вечеру они мне надоедят хуже горькой редьки). Однако вместо неё мы волшебным образом  выехали к форту Кэмпбелл. Ну, форт как форт, последнее серьёзное оборонительное сооружение на Мальте, построенное британцами в 1937-38 годах. Сейчас полуразрушен и заброшен. Зато с его высоты открывается прекрасный вид на островок Святого Павла со статуей, и Буджиббу (где у нас апарты) на другой стороне залива. Островок так называется, потому что, по слухам, именно на него Св. Павел выбрался после кораблекрушения.

 

Во-он там Св. Павел с протянутой тьфу, простёртой рукой.

Второй аттракцией, попавшейся на пути, стала деревня морячка Попая - оставшиеся со времён съёмки одноименного фильма про диснеевского героя декорации. 17 домиков, построенные в живописной бухте из привезённой из Штатов и Канады древесины. Ознакомившись с ценой на билет (17 €) и списком предлагаемых за эти деньги активити (15-минутный фильм о создании фильма, аналогичный по длительности заплыв по заливу на лодке и курс мини-гольфа из 9 лунок), билеты я покупать не стал - вид сверху на посёлок нас вполне устроил.

Деревня морячка Попая.

Пляж в заливе Меллиха.

Оттуда поехали на северную оконечность острова - на мыс Ахраш. Сначала заглянули к статуе Мадонны - небольшая скульптура стоит на продуваемой всеми ветрами голой скале, обрывающейся тридцатиметровыми обрывами в море. Судя по мемориальной доске, как минимум один человек трагически погиб, оступившись на обрыве.

Потом поехали на сам мыс. Можно доехать практически до места, если свернуть на последнем повороте дороги налево, по указателю на кемпинг. Помимо видов на Гозо и Комино, на мысу меня привлёк ещё один чрезвычайно интересный природный объект - провал в скалах, про который в путеводителе было написано следующее: "Остерегайтесь огромного провала овальной формы длиной примерно 25, и шириной 14 метров, в глубинах которого поблескивает темная вода". Я, конечно же, сразу же взял и провалился)). На самом деле с посещением нам очень повезло - какие-то ребята, судя по говору, из Америки, снимали там TV шоу - двое парней прыгали в провал с высоты около 10 метров (оператор сказал - примерно 40 футов, но, на мой взгляд - чуть поменьше). Естественно, что мне тоже захотелось. Открытым оставался вопрос - как выбираться, спросил у ребят об этом, на что они мне ответили, что если я не буду жевать сопли и спрыгну в течение 5 минут, то плавающий внизу страхующий на каяке без проблем подхватит меня на буксир и вывезет оттуда. Провал соединён с морем узкой подземной расщелиной, вокруг отвесные скалы, и до ближайшего места, где можно вылезти на берег, достаточно далеко. Несколько смутила глубина внизу - со слов ребят, в самом глубоком месте было всего около 3 метров (а это на грани безопасности), но я своими глазами видел, как только что двое парней сиганули вниз, и решил, что все-таки там несколько глубже. Вообще, конечно, здорово, что мы попали туда как раз в это время - без примера перед глазами я бы точно не стал прыгать. Очко сжалось до пары микронов, но, вспомнив прыжки в молодости в бассейне с десятки, я таки сделал это. Все прошло чисто, в воду вошёл хорошо, дна не достал. Ещё через пять минут уже вылезал на берег (тапочки абсолютно необходимы - острейшие скалы). Определённо день уже прошёл не зря!

Вид на расщелину со стороны моря.

Фото в подтверждение тезиса о необходимости обуви.

Видос на 20 секунд с прыжком.

Прокатились вдоль берега по бухтам с пляжами, поднялись к Белой башне (утилитарное сооружение для наблюдения за морем, построенное мальтийскими рыцарями), и двинули в сторону Айн-Туффихи, где, по слухам, были лучшие мальтийские пляжи.

В Золотой бухте было полно народа - сказывался хороший подъезд прямо к пляжу и близость здоровенного четырехзвездного отеля. Засели в кафе на скале прямо над отдыхающими и пообедали - я взял мальтийский специалитет, тушеного кролика, а жена - салат из морепродуктов. Размеры порций просто чудовищные, любого из этих блюд хватило бы обоим за глаза. А ценник весьма гуманный - кролик потянул на 13 евро, салат - на 10.

Потом проехали ещё полкилометра, и прогулялись до вьюпойнта на выдающемся в море мысу с очередной башней. Оттуда открывался великолепный вид на соседний мыс Il Karraba со скалами причудливой формы и пляж у подножия скал.

Золотая бухта.

Пляж в Айн Туффихе.

Вид на Иль Каррабу.

Ещё один короткий переезд с попыткой по дороге заехать на раскопки римских терм (неудачно - там глубокая реновация, и все огорожено забором и прикрыто тентами), и мы в бухте Жнейна (Gnejna). Здесь тоже пляж, но похуже, на горе стоит очередная башня (Lippija tower). По дороге ещё сделали пару фотографий собора в городке Мджарр. Интернет набрасывает, утверждая, что форма купола сего храма коррелирует с... яйцом, на деньги от торговли которыми якобы в основном и строилась эта церковь.

Собор в Мджарре.

Пляж в бухте Жнейна.

Ну и, чтоб 2 раза не ходить, заехали поглазеть на доисторический мегалитический храм Скорба. Вообще в окрестностях Мджарра (Mgarr) есть два храма, но про второй, Та-Хаджрат, сказано, что сохранился он гораздо хуже. После просмотра захотелось поехать и глянуть, как же его вообще узнают на местности - ведь  "хорошо сохранившаяся" Скорба представляет собой три поставленных вертикально валуна.

Скорба.

На этом сегодняшнюю программу решили закончить. Что на Мальте хорошо - это расстояния, переезды от одной достопримечательности до другой занимают пять - десять минут. Что плохо - это дороги. Качество покрытия весьма паршивое, разъезд же на многих второстепенных частенько просто невозможен, приходится залезать в карманы и пропускать встречных. В сочетании с непривычным правым рулём это особенно напрягало. Зато парковки сделаны по-человечески: на сотню машиномест всего два-три для инвалидов, и те, как правило, пустые. Интересно, это только у нас в стране такие дебильные нормативы, когда перед ТЦ чуть ли не четверть самых удобных мест пустует?

Обычная мальтийская второстепенная дорожка...

...на которой нередки миграции толп ежей.

День 2.

Сегодня решили вдарить по городам. Сели в машину и поехали в Валетту. Вообще с точки зрения исторического наследия ситуация на Мальте интересная. Либо это Средневековье - мальтийский орден, XVI и дальше век, либо это совсем уж какие-то невообразимо древние развалины, 4-5тысячелетней давности. Все, кто тут шнырял в промежутках - греки, римляне, арабы и прочие, волшебным образом почти не оставили после себя вещественных следов.
Достаточно плотненько на дорогах - эта часть острова самая густонаселённая.
В качестве конечного пункта ввёл парковку почти у старого города, но на подъезде, ведомый навигатором, угодил в руки мальтийских гаишников, заехав на улицу, по которой было разрешено ездить только общественному транспорту. Карать не стали, сказали, что на первый раз прощают, как лохотуриста. Парковка стоила 2 евро без ограничения времени, бросили машину и пошли смотреть. Детально рассказывать, наверное, смысла нет, скажу лишь, что сначала прочесали улочки внутри периметра, заглянув попутно во дворец Великого магистра и в церковь Кораблекрушения Св. Павла, потом пошли по внешним бастионам. Смысла обходить всю крепость нет, достаточно прогуляться по правой (если смотреть от входа) стороне до нижних садов Барракка (не Обамы) и мемориального колокола, все самое интересное находится тут.

Церковь Св. Публия.

Кастильская коллегия. Сейчас - резиденция премьер-министра.

Эта малая форма, напоминающая какашку - памятный знак в ознаменование некоего саммита по проблемам беженцев, проведённого в 2015 году. По мне, так лучше бы это был символ отношения к ним.

Наследие британского присутствия.

Фасад итальянской коллегии.    
 

Интерьер церкви Кораблекрушения Св. Павла.

Во дворе дворца Великого магистра.

Armoury во дворце Великого магистра.

Доспехи Великого магистра Виньякура, инкрустированные золотом.

Храм в честь Александра Болла, британского капитана, в нижних садах Барракка.

Вид на мемориальный колокол в честь погибших во Второй мировой войне.

Вид из Валетты на Три города. Левее - Витториоза и форт Св. Анжело, правее - Сенглея.

За классическим видом на Валетту поехали в Слиму, именно с её набережной открывается вид на монументальный кафедральный собор Св. Павла. Напрямую - рукой подать, а на машине получается несколько километров в плотном траффике. Больше в Слиме, имхо, делать ничего.

Чтобы увидеть вид на Валетту с противоположной стороны, надо ехать в Три Города – историческую территорию, отделённую от Мальты заливом так же, как Слима, только с другой стороны. В Сенглее (один из Трёх Городов) как раз обустроен небольшой скверик на самом конце мыса с видовой площадкой. Ехали ещё дольше, вид отсюда, может, и не такой впечатляющий, зато практически нет народа.

Dockyard creek - бухта между Сенглеей и Витториозой.

Чтобы попасть на смотровую, надо подняться с парковки вот такими переходами.

Крик души местных жителей :))

Поскольку времени ещё вполне хватало, чтобы посетить Мдину, переместились туда. Вид на мощные стены открывается издали, старый город расположен на довольно высоком холме, с которого открывается вид на две трети Мальты.

Огромный паркинг перед старым городом бесплатен. Мдина, пожалуй - наиболее сохранивший в себе средневековые черты город. Узкие улочки... Путеводитель пишет, что это единственный старый город на Мальте, к строительству которого почти непричастный рыцари ордена. Крепость построена… да фиг знает, когда. Ров вот вырыт ещё в IX веке арабами, а вот крепость, подозреваю, сильно пострадала во время сильнейшего землетрясения 1693 года и потом восстанавливалась. Магистр Вильен устроил в 1724 году новые триумфальные ворота в крепостной стене, заменив ими простенькие старые, с подъемным мостом, контур которых хорошо заметен метрах в четырёх справа. Даже и туристов не слишком много, видимо, сказывается, что день подходит к концу. Приятное местечко, великолепные виды со стен и очарование старинных улочек.

Фигуры покровителей Мальты с внутренней стороны ворот - Св. Публия, Св. Павла и Св. Агаты.

     
 
     
 
Читал, что раньше у местных жителей была тема - вешать на собор не одни часы, а пару, одни из которых постоянно показывают неправильное время, чтобы запутать и обмануть дьявола. Ниже - как раз тот случай, реальное время - на правых часах.

Городской собор.

Вид со стен Мдины.

Небольшая подборка дверных ручек.

Всего в 8 км на юг находятся скалы Дингли – самое высокое место на побережье Мальты. Путеводитель наобещал двухсотметровые утёсы, я повёлся, рассчитывая увидеть впечатляющие отвесные скалы, типа как в Каси около Марселя. Был разочарован – из этих 200+ метров отвесно в море обрываются в лучшем случае 50, поэтому вид не производит особого впечатления. Прокатились по дорожке вдоль побережья и отправились домой.

День 3

В этот раз я все-таки немного подготовился и почитал путеводитель накануне. План посещения Гозо, таким образом, представлялся ясным и простым, как ситцевые трусы. Не учёл я только одного - что в сезон на паром есть очереди. И, приехав за 10 минут до отправки очередного парома, мы оказались той самой машиной, которая не влезла на отходящее судно. Примерно из сотни, Карл! 45 минут ожидания на жаре первыми в очереди. То-то, сцк, на последних пяти километрах все попутные машины прямо гонки устроили, всяк норовил обогнать, а я и не парился наивно... Ферри в пути примерно 20 минут, остальное время уходит на погрузку-выгрузку. За переезд платишь только один раз - по дороге с Гозо. Машина+водитель стоят 15,70€, пассажир - 4,65.

Вид с парома на гавань Мджарра.

Ближе всего к парому из намеченного оказалась Гжантия (Ggantija), остатки мегалитического храма возрастом под 5500 лет. Я поначалу думал, что это такая же какашка, как и Скорба в первый день, но просмотр фотографий убедил в обратном. Сайт включён в список мирового наследия ЮНЕСКО, соответственно, попадает под всяческие программы и т.д., в связи с чем выглядит ухоженно и располагает небольшим собственным музеем. Жена почему-то не прониклась древностью, а ушла в убеждении, что все это мистификация, камни складывали экскаватором, и вообще - сплошной развод кроликов. Впрочем, плиты песчаника в основании храма весят десятки тонн, и их перемещение к месту строительства с помощью каменных же катков (выставлены в музее) представляет собой сложную задачу.

Тучная тётка в музее. Найдена где-то тут.

Следы исторического вандализма. Сейчас, пожалуй, уже сами по себе имеют историческую ценность.

Заглянули и в близлежащий городок Шаара (Xaghra), там сфотографировали собор и ветряную мельницу Та Кола. Хотя билет в Гжантию (9 евро с носа) и включает посещение небольшого музея внутри ветряка, мы внутрь не пошли.

Следующая точка - скопление всех природных достопримечательностей Гозо, побережье западной части острова, Дуэйра. Ещё несколько месяцев назад тут располагалась, пожалуй, основная достопримечательность страны - огромная арка Голубое окно, но один из штормов доконал её. Вообще за последнее время природным сайтам в виде арок сильно не прёт - помимо Голубого окна, совсем недавно обрушилась ещё и знаменитая "Слоновья нога" в Легзире в Марокко, и ни одну из них я так и не успел увидеть. Помедитировали на остатки, пофотографировали окружающие рельефные скалы и темно-синюю "Голубую дыру", в которой роились обучающиеся дайверы. У меня сложилось впечатление, что туда вполне можно махнуть с карниза наверху - высота никак не выше, чем позавчера. Единственное "но" - надо допрыгивать, метра 3, а значит, риски повышаются. Но это я так, для тех, кто захочет попробовать)).

Зато никуда не делось "Внутреннее море" - небольшая лагуна, соединённая с открытым морем масштабным тоннелем длиной метров 150-200. Я сплавал туда-обратно своими силами (заколебался от шныряющих взад-вперёд лодочников уворачиваться), а жену потом тем же маршрутом свозили за 4 евро, бонусом покатав вдоль побережья ещё минут 15. Она же снимков и наделала.

Заглянули ещё к Грибной скале (она же Fungus rock, она же Генеральская). В средние века только на её вершине росли такие замечательные грибы травки, что рыцари никого туда не пускали, рубили головы - вот насколько целебными получались отвары и мази. Ой, что-то полон я всяких подозрений на этот счёт - какая-то путаница настораживающая: грибы-трава-отвары... Да и с чего бы расти траве на Грибной скале...

На обратном пути заехали в главный город острова - Викторию. Я думал управиться тут минут за 10-15, однако цитадель оказалась неожиданно большой, поэтому лазили по ней не меньше получаса. А если купить билеты и ходить на всякие выставки и в музей, то запросто уйдёт и гораздо больше. По дороге на паром на главной улице нащёлкали целую коллекцию балконов, которые являются своеобразной визитной карточкой Мальты.

В таких часах дьявол точно запутается!

С паромом в этот раз повезло - подъехали к причалу одновременно с ним и уместились с первого захода.

На другом берегу заглянули к расположенной поблизости Красной башне 1627 вроде года постройки. От своих многочисленных (и успевших поднадоесть) товарок отличается цветом, большей монументальностью и меньшей - утилитарностью, имеются изыски в виде пары башенок наверху. Как оказалось, внутри весьма прилично, и даже шли приготовления к какому-то корпоративу, поэтому я забил, и наверх, на крышу ломиться не стал - принципиальных отличий с точки зрения обзора никаких. В апарты вернулись около половины седьмого.

Вид от Красной башни. Бухта вдалеке - та, где деревня морячка Попая.

День 4

Попытался накануне забронировать билеты в Гиппогей - no chance, в сезон это надо делать недели за четыре как минимум. То есть в моем случае доступные слоты на сайте были где-то на 16 июля. Собственно, расстроился я не очень (особенно посмотрев стоимость билетов - 35 евро с рыла), и стал прикидывать, чем заполнить день. Достопримечательности на Мальте явно заканчивались.
С утра поехали смотреть ещё один два мегалитических храма - Хаджарим и Мнадждра. Билет на оба сайта - 10€, вначале показывают 5D-кино с порывами ветра, прысканьем в рожу водичкой и прочими спецэффектами (уже одно это почти оправдало цену, потом ходишь и осматриваешь два храма из неприподъемных блоков, которые, как и на Гозо, перемещали с помощью каменных шаров. Настоятельно рекомендуется запастись водой - 600 метров в горку под палящим солнцем от одного храма до другого не добавляют бодрости. Впрочем, слабые духом всегда могут воспользоваться услугой доставки тушки электрокаром всего за 1 евро.

Пляж в Лапси.

В музее - макет, позволяющий наглядно убедится, что катать плиты проще, чем волочить.

Своеобразный декор - дырочки в поверхности.

В щель между верхними плитами ворот было видно солнце в день равноденствия.

Из Хаджарима проехали полтора километра до центра деревушки Ренди (Qrendi) - там не так давно обрушился свод гигантской пещеры, подмытый подземными водами. Зрелище впечатляет, хотя и не очень фотогенично. Сайт называется Иль-Маклуба (Il-Macluba).

Отсюда совсем рукой подать до главной природной достопримечательности Мальты - Голубого грота. Самый лучший вид на грот открывается с обзорной площадки у дороги над морем, и никакие лодочные экскурсии не могут его перешибить. Тем не менее, мы таки выложили 16 евро на двоих в надежде получить супервиды. В целом - зря. Зато насколько зачетным в местной кафешке был суп из сегодняшнего улова, м-м-м!.. Съел его, сидя за столиком с отличным видом, чуть не проглотив заодно и ложку.

Это было последнее маст си, которое я планировал посетить. Дальше просто поехали вдоль побережья, заезжая во все упомянутые в путеводителе места. Первой такой локацией был памятник окончанию холодной войны, воздвигнутый по мотивам встречи на Мальте в 1989 году Горбачёва и Буша. Из чтения путеводителя я почему-то решил, что будут хотя бы их скульптуры, поэтому слегка разочаровался, увидев невзрачную ржавую конструкцию с надписями на английском, русском и мальтийском языках.

Проехали через Марсашлокк и зарулили в Питерс пул. Вот тут понравилось. Оборудованного пляжа нет, зато полно скал для прыжков в воду с разной стороны, контингент - на 95% молодёжь, поэтому в воду непрерывно кто-то плюхается - с визгом, или без, просто солдатиком, или выполняя какой-нибудь несложный элемент. Прокупались здесь до 6 вечера, потом вернулись домой.

Питерс пул.

Расположенная чуть дальше бухта Иль Каланка.

День 5.
Рассказывать, собственно, нечего - весь день ленились, загорали, и только вечером часок погуляли по набережным Буджиббы и Кавры.

Коренной мальтиец, не иначе! ;-)

Резюмируя отдых, скажу, что Мальта - это некое промежуточное звено между Европой и странами третьего мира. Европа, конечно, превалирует, но и арабо-азиатчина временами лезет в глаза. Детальками, но все же... Полно арабских слов в названиях, да и в языке, везде грязненько, провода во многих местах заведены в дома открытым способом... Очень мало зелени.
Но в целом - вполне ничего так вариант зависнуть дней на 7-10. Главное - не ожидать никаких чудес от поездки.

В аэропорту Мюнхена на обратном пути.

на главную страницу