ПОЕЗДКА В НЕБЕСА ДО ОБЛАКОВ (ВЫШКА В ГАЛИЧЕ), + ЗАБРОШЕННАЯ БАЗА БЖРК, + КОСТРОМА. ПВД 03.11.2014

 

 

на главную страницу

 

Длинные ноябрьские выходные однозначно было необходимо разнообразить какой-нибудь авантюрой. Поскольку кратковременная вылазка за рубеж в силу разных причин как вариант не рассматривалась, значит, сосредоточиться надо было на чём-нибудь типа ПВД. Тут как раз и подоспело сообщение на местном форуме с кличем съездить в Галич Костромской области, рядом с которым находился интересный объект – вышка из металлоконструкций высотой 355 метров со свободным доступом. Что настораживало, так это то, что инициатор уже был там пару недель назад и даже забирался на вышку. Я с трудом себе представлял, что там можно делать второй раз, разве что забыть кошелёк на самом верху – ну так его всё равно к этому моменту уже спёрли бы, ибо объект популярный. Однако мысль была интересной, беспокоила только погода – прогнозы сулили небольшой минус и переменную облачность. Минус в сочетании с неизбежным на такой высоте ветром требовали хорошей экипировки. Жена к идее отнеслась без отвращения (правда, и без особого энтузиазма тоже), заметив только, что пилить за 400+ км ради одной вышки как-то тупо. В этом я с ней был полностью солидарен, и на всякий случай отправился рыть интернет. Ну,  кое-что по мелочи набиралось: соседний Галич, заброшенная база боевых поездов, опять же в Кострому можно было успеть заглянуть. В общем, дело было только за погодой.
Решил ехать в последний момент вечером накануне уже анонсированной на автофоруме поездки. Во-первых, собиралась компания. Во-вторых, сайт интелликаста обещал более-менее приличную погоду в первой половине дня. По этой причине (а также, чтобы успеть побольше) выезд назначили на 4 утра. Жестоко, но правильно с точки зрения планирования поездки без ночёвки. Жена после небольшого сопротивления была подписана. С дочерью тоже самое проделал директивно-безальтернативным способом (ибо нефиг, иначе весь день в наше отсутствие просидит, втыкая в комп, а тут хоть разомнётся слегка ;-)). В качестве подготовки выписал на листочек адреса и некоторые координаты ближайших достопримечательностей, с тем и поехали.
На пл. Свободы собрались аж в четыре машины, в 4:06 обнулил счётчик, и поехали. Правда, позже обнаружилось, что Александр с подругой вспомнили об оставленном на включённой газовой плите горячем утюге и резко вернулись, но остальные небыстро, но уверенно двигались к первой намеченной точке поездки, поддерживая скорость около 110 км/час. Лучший выбор маршрута – ехать через Чкаловск – Юрьевец (объезжая его через Щекочиху – Дорки - Елнать) – Кинешму – Островское – Судиславль – Галич. Так минуются все крупные города, но дорога приемлемая по качеству. Есть, конечно, пара небольших участков на 3-, но там даже не ямы, а последствия годами делавшегося ямочного ремонта – ляпучка на ляпучке. За Кинешмой новый день подарил рассвет с абсолютно фантастическими красками на небе. Остро пожалел, что под таким небом приходится снимать просто дорогу, а не какое-нибудь озеро с храмом на берегу. Поразил участок от Кинешмы до Островского - сплошные подъёмы и спуски, да ещё и с петлями в лучших традициях горных дорог.

Интернет считает, что вышек аналогичной высоты и конструкции по стране разбросано довольно много – аж полтора десятка. Назначение их – телерадиовещание, если посмотреть фотографии действующих сооружений, то все они увешаны разнообразными антеннами. Галичская среди них – самая свежая, 1994 года постройки, и только она одна стоит бесхозная и заброшенная. Между прочим, некоторое время назад тут была охрана, поставленная после неудачного бейс-джампа со смертельным исходом, но, видимо, содержать охрану мероприятие затратное, и сейчас каждый желающий может вскарабкаться наверх.

На месте оказались около половины десятого, проехав 422 км. Чуть-чуть подкрепившись (спасибо Вадиму за горячую кашку) и собравшись, полезли на вышку.

 
     
 

 

Я пристроил на спину получившийся довольно-таки объёмным рюкзачок – тушка с объективом, бинокль, бутылка с водой и ещё какая-то фигня, пристроенная женой, прилично увеличили мои габариты. Почти сразу становится ясно, что так до верха я не залезу – рюкзак постоянно цепляется за страховочное ограждение лестницы, и приходится лезть, сильно подавшись вперёд. Бицепсы при этом в постоянном напряжении, а сам процесс движения далёк от естественного. Через три пролёта пробую перекинуть рюкзак на грудь. Так гораздо легче, только лямки периодически сползают. Первые пятьдесят метров преодолеваются легко, однако мысли о том, что лезть в семь раз больше, абсолютно не радуют. К тому же здесь уже гуляет ничем не сдерживаемый ветер. Приходит осознание факта, что решение лезть в лёгких сетчатых кроссовках в расчёте на то, что будет жарко – ошибочное. Ноги начинают дубеть, зато в остальном всё замечательно. Метрах на 70 встречаем спускающихся ребят, они встречали наверху рассвет. Вот бы сейчас утреннее небо. Но увы – погода для фотографирования не сильно подходящая: небо затянуто дымкой, цвета блёклые. Подъём разнообразят надписи – тут и высота от земли, и чьи-то ощущения от подъёма; что радует, так это отсутствие мата. Прямо исключительно высококультурные люди залезают наверх!

Повторяемость конструктивных элементов провоцирует наделать всяких "геометрических" фото:

Метрах на 100 дочь начинает проявлять признаки малодушия, и пока робкие попытки откосить от подъёма на самый верх. То настаивая, то пытаясь сыграть на самолюбии, всячески подбадриваю её.

Отметка 170 метров – почти половина. Спускаться отсюда вниз – как-то совсем глупо, подъём продолжается. Ветер заметно усилился, во время пауз на площадках поворачиваюсь к нему спиной, ноги конкретно задубели. Как правило, за раз пролезается один пролёт лестницы, потом – краткая передышка. В пролёте – 20 ступенек, расстояние между которыми – 40 см, всего 8 метров. Мне комфортнее делать передышки короче, чем моим девушкам, но в отрыв я не ухожу, продолжая их то подбадривать, то понукать, крича им с пары пролётов сверху. Каждые 10 пролётов устроена площадка побольше, на которой можно поместиться втроём-вчетвером. Большие площадки, как и надписи, тоже служат своеобразным индикатором приближения к цели подъёма. Ещё один признак – тросы растяжек, очевидно, что точка, откуда расходятся в стороны самые верхние – и есть наша цель. Наконец, с очередной площадки становится видна самая верхняя, круговая. Кричу своим, что осталось не больше десяти пролётов. Это придаёт им необходимый энтузиазм, и остаток пути преодолевается довольно быстро.

Последний пролёт.

Добралась! :-)

Здесь уже Дмитрий и Павел. На Павла холодно смотреть – он без шапки. Говорит, что забыл дома, ппц. У меня бы при -4 на таком ветру уже отвалились уши, голова раскололась, а вечером непременно заглянул бы в гости менингит! Зато тут есть закуток, в котором можно спрятаться от ветра – это начальная часть примерно двадцатиметровой трубы, ведущей уже на самую верхнюю точку. Вокруг – красотень, самолётный обзор. Ещё раз жалею о неудачном свете, но хорошо хоть, что нет дождя, тумана и низкой облачности. Лес тоже уже стоит голый, на горизонте – замёрзшее Галичское озеро. Сам городок скорее угадывается, чем видится, до него около 10 км. Снимать приходится в перчатках, кнопки чувствуются плохо, поэтому почти каждое нажатие приводит к серии из 2-3 кадров. Ладно, потом сотру лишнее, это проще, чем снимать перчатки и переключать режим – руки дубеют моментально. Высота более чем приличная – машины внизу скорее угадываешь, чем видишь. Немудрено – вообще в сознании слабо укладывается, что под нами больше двух нижегородских телевышек, а Эйфелева башня заканчивается тридцатью метрами ниже. Одна секция перил выпилена, постарались бейсеры для собственного удобства. Но в такой ветер у них не было бы шансов. На оставшихся перилах, кстати, замечен замочек с надписью типа «навеки вместе» – какие-то новобрачные не поленились в день свадьбы сюда забраться. Походу, такие же идиоты, как мы с женой, только моложе J А вот интересно – тёща и прочие родители тоже лезли? Чисто теоретически – вполне могли, как мы, например, хотя такая концентрация авантюристов всё же маловероятна.

Сможете разглядеть машины? ;-)

Теперь – завершающий аккорд: преодолеть такой подъём и не залезть на САМЫЙ верх – западло. В трубе ещё теснее, поэтому оставляю рюкзак на площадке, вешаю фотоаппарат на шею и перекидываю его подмышку. Лезть приходится в странно изогнутой позе, чтобы не пересчитывать выступы трубы объективом. Хорошо то, что движуха здесь большая, и даже тут труба основательно обтёрта многочисленными лазальщиками, так, что куртка не пачкается. В трубе темно, лезть приходится наощупь, да ещё и верхний кусок лестницы не закреплён и болтается внутри трубы. Наконец мы наверху. Оппа – это ещё не всё. Из центра небольшой, метра три в диаметре площадки выходит ещё один, совсем уже завершающий шпильчик пары метров высоты с небольшой площадочкой. На ней неуютно, она плохо закреплена и качается под ногами. Порывы ветра тоже шевелят верхнюю часть. Всё – миссия выполнена.

Самая верхняя часть вышки - труба.   Дмитрий на самом верху.
 

А это вид с самого верха. Чуть ниже - площадка, с которой сделано большинство снимков.

Спуск вниз проходит гораздо легче, однако перерывы делать всё равно приходится – протестуют предплечья. Самый кайф – оказаться ниже уровня ветра, сразу становится жарко и хорошо. Подъём занял полтора часа, за сколько спустились – не обратил внимания, но, похоже, минут за тридцать.

Башня крепится мощными растяжками - наверху   ...и внизу, нижний конец намертво забетонирован в массивной конструкции.
 

Сюрприз – подъехал Александр (тот, который метнулся выключать что-то), искушает нас подождать его и замутить шашлык… Шашлык – это вкусно, но тогда не останется времени на всё остальное, и мы мужественно отказываемся. Саша с подругой лезут вверх, а мы уезжаем в Галич, где смотрим единственный в своём роде мини-памятник крану (расположен перед соответствующим заводоуправлением), древний трактор ДТ-54 на постаменте во дворе училища (или техникума?), для галочки выходим на берег озера, фотографируем какую-то поповщину и заканчиваем визит на главной площади. Там  - торговые ряды, большие такие, и герб Галича, закреплённый на стеле. Можно было бы ещё залезть на главный местный пригорок с видом на озеро – но погода для пейзажной съёмки не ахти (небо совсем затянуло), и опять же время, поэтому мероприятие пропускаем. Приём пищи по общему согласию переносится на Кострому – темнеет рано, и времени мало, поэтому пока только краткий перекус бутербродами.

Дальше едем на заброшенную базу, где размещалась одна из трёх дивизий Советского Союза со стоящими на вооружении стратегическими ядерными ракетами поездного базирования. Вообще знакомство с темой оказалось жутко интересным, поэтому сочту возможным сделать краткий экскурс в историю.
Задание на разработку БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс – официальное название) было выдано в 1969 году. Тогда ещё не было спутниковых систем, позволявших точно определить поезд среди подобных, а мобильность комплекса делала его слабоуязвимым для удара противника. Для успеха требовалось решить множество сложнейших технических задач. Например, как перевозить пусковой комплекс с ракетой весом около 150 тонн по железным дорогам общего назначения на скоростях до 120 км/час? Как запустить чудище весом в сто с лишним тонн и не повредить при этом состав и пусковую установку? Как преодолеть трудности с маскировкой? Все проблемы были успешно решены, и в 1987 году 12 поездов встали на боевое дежурство. Получилось в итоге вот что – вес был уменьшен до 126 тонн вместе с установкой, из которых 104 весила сама ракета, поражающая цели на расстоянии свыше 10 000 км, запуск осуществлялся по типу выстрела из миномёта – ракета приводилась в вертикальное положение, выстреливалась вверх, далее специальный пороховой двигатель отклонял её в сторону и только потом включался основной ракетный двигатель. По нормативу на выстрел после получения команды отводилось не более 3 минут. Специальные устройства распределяли вес вагона с установкой на соседние. Чтобы втиснуть ракету в стандартный вагон, конструкторы разработали оригинальный складной обтекатель. Длина изделия составила 22,6 м, диаметр – 2,4. В каждом поезде находилось три пусковых установки, которые, впрочем, могли осуществлять пуск и автономно. Система получила название «Молодец», или более официально – РТ 23 УТТХ. В 2004 году все комплексы были сняты с дежурства, два из них попали в музеи. В настоящее время по, разумеется, неподтверждённым данным, вновь началась разработка подобных систем вооружения, на сей раз на базе ракеты Ярс с пусковой установкой, замаскированной под стандартный вагон-рефрижиратор.
Более подробные сведения в википедии - тут:

Несколько фотографий из интернета:

Место находится совсем недалеко от Костромы, до границы города буквально километров 20. Поворот никак не обозначен, если ехать от Костромы, то следующий поворот влево после Филипцево, бетонка, уходящая в лес. Координаты объекта примерно такие 57.849118, 41.241808.
Примерно потому, что база здоровенная. По бетонке надо углубиться в лес километра на 4-5, оставлять машину и дальше двигать пешком. К сожалению, мы подъехали уже достаточно поздно, да и небо затянуло тучами, поэтому бродили там уже практически в надвигающихся сумерках. Тот случай, когда история объекта гораздо интереснее его самого. Кроме руин, ничего не осталось, и интересу добавляет только осознание факта, что несколько лет назад тут стояли на дежурстве смертоносные ядерные монстры, способные в случае чего быстро и неотвратимо нанести ответный удар, например, по Восточному побережью США.
Неугомонный Дмитрий, не удовлетворившись вышкой в Галиче, забрался ещё и на местную трубу, выбрав самую высокую – для обозрения окрестностей. Ничего особо не высмотрел, поэтому мы ещё немного побродили по окрестностям и в спускающихся сумерках отправились в Кострому. Основное упущение – так и не дошли до самого большого ангара, где могло осуществляться обслуживание пусковой установки с ракетой, стоящей прямо в стартовой позиции. С другой стороны – ангар и ангар, разве что высокий, и на крышу легко залезть.

Насчёт Костромы немного подискутировали. Я хотел ограничиться посещением основных архитектурных достопримечательностей, Вадим упорно рвался в гости к Снегурочке. Маньяк. Дмитрий помалкивал, всем своим видом показывая, что он за любой кипеж. Точки над i расставил интернет, подсказав, что Снегурки в 17 часов закрывают офис и разбегаются по домам, шансов успеть – никаких, поэтому поехали сразу к Ипатьевскому монастырю.
Экскурсии также закончились в 17, но комплекс открыт, идёт вечерняя служба. Внутри богато, церковный хор поёт красиво и благостно. Снимать не разрешается. Но Вадим пытается сделать пиратские фото (сомневаюсь в результате – темно там), попытка пресечена бдительными верующими. На улице я в очередной раз называю себя всякими обидными словами – не взял штатив. Подсветка зданий практически отсутствует, поэтому приходится выкручивать ISO и на снимках лезет зерно. Ллошара!!!

Исторически монастырь славен тем, что именно здесь в 1613 году был проведён обряд избрания на царство престол первого царя династии Романовых – Михаила. А основан монастырь был в XIV  веке.

После монастыря едем на набережную к беседке Островского, где-то неподалёку от которой кружит Саша, приехавший из Галича. Беседка – новодел, построенный в 1956 году, связь  с писателем опосредствованная – типа, где-то в этих краях выходил он на берег и любовался Волгой. Судя по беседке, основное достоинство – это виды вокруг. Но сейчас темно, а сама подсвеченная беседка ничего выдающегося собой не представляет, поэтому, бросив машины на парковке рядом, поднимаемся в небольшую горку и оказываемся в самом центре Костромы. Первым делом едим в уютной и недорогой столовой Лимпопо. Затем обходим центр, при этом Вадим щеголяет недюжинной эрудицией, рассказывая нам о костромских достопримечательностях. Самые большие торговые ряды, супер-пупер пожарная каланча, в которой сейчас находится музей пожарного дела (закрыт уже, конечно), памятник Сусанину, и скульптура Ленина странных пропорций. Стоит в полной темноте в сквере, и снимать без штатива бессмысленно. Однако Вадиму удаётся сделать снимок – действительно, выглядит вождь мирового пролетариата странновато…

Возвращаемся к машинам, здесь нас уже ждёт Александр, и с отметкой 599 км на одометре стартуем домой. На окраине Костромы я сворачиваю на заправку, а ребята, не останавливаясь, едут дальше. Догоняю я их километров через 30, некоторое время движемся колонной, а в районе поворота на Фурманов Дмитрий, ведомый коварным навигатором, сворачивает на третьестепенную дорожку в объезд Иваново, совращённый возможностью срезать 16 километров. Я ради интереса еду традиционным способом, через Иваново. Получается минут на 10 медленнее, но судя по тому количеству проклятий, которые я прочитал в форуме от Саши, чуть не потерявшему аккумулятор и колёса, эти 10 минут стоили того. Ближе к Палеху обогнал Сашу, после пробега по бездорожью тихонько кравшегося в сторону дома, дальнейшая дорога прошла без приключений. Думал, буду клевать носом, но всё прошло нормально, а перебравшаяся на переднее сиденье дочь всю дорогу развлекала разговорами. Закончили насыщенный событиями день в 23:30, с общим пробегом 955км.

ЗЫ весь следующий день ходил походкой изнасилованного страуса - видимо, из-за того, что на груди висел рюкзак и подниматься пришлось, отклячив задницу, зверски болели ягодицы...

на главную страницу