ФРАНЦИЯ 2013. ДОРОГАМИ ПРОВАНСА И ЛАНГЕДОКА.

 

ЧАСТЬ 2: ЭЗ, МОНАКО, НИЦЦА, АНТИБ, ВЕРДОНСКИЙ КАНЬОН, МАРСЕЛЬ.

к оглавлению отчёта

09.09
С утра решили немного отдохнуть от плотного графика последних дней и всю первую половину дня расслаблялись возле гостиничного бассейна. После обеда поехали в Монако. Все, наверное, слышали про этот жалкий клочок земли площадью всего лишь в 2 кв.км., прилепившийся к крутому скалистому берегу неподалеку от стыка границ Франции и Италии. (Надо заметить, что клочок потихоньку растёт – за последние несколько лет за счёт строительства в прибрежной зоне прибавилось аж 40 Га). Тем не менее именно монегаски (коренные жители Монако) сумели отжать себе независимость аж в 1297 году (от генуэзцев, кто сейчас помнит о них), и уже в наше время получить полноценное членство в ООН. А благодаря более чем щадящей налоговой политике, уровню жизни и мягкому средиземноморскому климату гражданство этого карликового государства является желанным (и недостижимым) для очень большого числа людей. Недаром плотность знаменитостей, как и число дорогих машин на улицах, гораздо выше, чем где бы то ни было.
Парковку мы нашли, как ни странно, без особого труда и за вполне вменяемые деньги - 4 часа на подземке прямо напротив казино в Монте Карло обошлись примерно в 8 евро. Их (парковок), кстати, тут вообще до фига. Тут же рядышком, на boulevard des Moulins расположен информационный центр. В нем я беру удобную карту и ставлю нам на память в паспорта штамп королевства Монако. На всякий случай напомню, что Монте Карло - это столица Монако (удивительно, что на двух квадратных километрах помимо столицы ухитрились втиснуть еще и какие-то другие населенные пункты):)) . Казино не поражает ни размерами, ни какой-то особой роскошью - в том же Вегасе есть интерьерчики и попышнее. Однако осознание того факта, что здесь уже вовсю продували в картишки фамильные состояния, а на месте Вегаса в то время бегали койоты, и до первой сваи оставалось долгих 40 лет, добавляет +100 к ауре места. Посмотреть внутренности можно бесплатно за исключением отдельных вип-залов, надо только сдать фото-видео технику. Возле крыльца полукругом традиционно выстроились парочка Феррари, Роллс Ройс, Бентли и кучка прочих тюнингованных Мерседесов. Русских вокруг - невообразимое количество, по ощущениям больше, чем всех остальных вместе взятых. Разительнейший контраст по сравнению с остальной поездкой.

Оттуда пешочком по набережной – бульвару Альберта Первого, как раз там, где проложена трасса Формулы 1 - в сторону исторической части. Вся марина битком набита яхтами, многие из которых внушают уважение своими размерами. Скала с княжеским дворцом наверху, куда мы направляемся,  изрыта тоннелями, как кусок сыра Маасдам, который ещё и грызли мыши. После довольно крутого подъема с площади перед дворцом открывается замечательная панорама на город и бухту.

 

У дворца марширует рослый гламурный красавчик в парадной форме с аксельбантами – одинокие дамы, имхо, должны просто млеть. Напротив княжеской резиденции – старый город, небольшой площади район, застроенный бог знает когда, с узенькими улочками, по которым не везде проедет машина и бесчисленными сувенирными магазинчиками. В глубине, над обрывом с пешеходными дорожками и садиком Св. Мартина стоит кафедральный собор. Чуть дальше – музей Океанографии и аквариум, перед входом красуется батискаф. Я не прочь сходить, но супруга идею не поддерживает.

 

Делаем кружок и вновь спускаемся на набережную. Для обратной дороги выбираем немного другой маршрут. В районе ж/д вокзала (разумеется, тоже подземного) несколькими последовательными эскалаторами и лифтами поднимаемся метров на 150 в гору. Я ещё по пути заглядываю, пардон, в вокзальный сортир, где испытываю лёгкий шок – вся сантехника, установленная там – Villeroy & Boch. Скромняги, чё…
Добрались до машины, через систему тоннелей, включающую даже подземные круговые развязки (!), выехали из княжества и вскоре уже были дома. Беглое знакомство с Монако заняло примерно пять часов.

10.09
Немного повалявшись после завтрака возле бассейна, сходил на разведку в центр Эзе, расположенный буквально в 100 метрах от нашей гостиницы. Тут множество кафешек на любой вкус, небольшой супермаркет – в общем, с этой точки зрения наше базирование очень удобно. Над городом на холме высятся остатки крепости, окружённой старинными улочками. Сюда идём по-любому. Где-то неподалёку (судя по рекламным щитам) – парфюмерная фабрика, куда можно сходить на бесплатную экскурсию (похоже, расчёт на то, что находящиеся под впечатлением туристы как следует отоварятся в прилагающемся магазинчике). В том же направлении, что и парфюм, предлагаются заезды на феррари – хоть тушкой, хоть рулевым. И не очень дорого.
Сходил за супругой, завлёк рассказами о видах, пошли перед большой вылазкой на машине. Очень миленько – кусок старого города, прилепившийся к скале. Чуть ниже – пафосный отель-бутик 5*, вписанный в обстановку, с секьюрити на входе. На вершине, на подступах к руинам крепости разбит парк, в котором флора представлена в основном кактусами. Вид и правда отличный.

Вид от крепости Эз в сторону Ниццы...

...и в другую сторону. В левой части кадра внизу - наша гостиница.

Снял мимимишечку))

Потом поехали в Ниццу. Машинка первый раз запросила кушать, плеснул на 50 евро. Очень умеренный аппетит. В центр Ниццы приехали буквально за 7-8 минут. Тут наружу вылезло отсутствие консенсуса в планах путешественников – я предлагал поставить машину и погулять, а жена, к моему удивлению, брыкалась, и предлагала ограничиться обзорной автоэкскурсией. Причина такой идиосинкразии мне осталась неясна, после злобных пререканий в качестве компромисса приняли вариант, что вернёмся сюда ближе к вечеру, я буду ходить и глазеть, а нелюбопытная женщина отправится в тц опустошать кошелёк. По Английскому променаду покатили в сторону Антиба. Надо было так и ехать, но нет, выскочили на автобан, где заплатили немного денег и потолкались на подъездах к самому Антибу. Здесь я, как обычно, по указателям заехал в самый центр, усиленно крутя головой на предмет инфоцентра. Таковой вскоре нашёлся, но вот беда – встать не было решительно никакой возможности. В поисках парковки пришлось отъехать на довольно значительное расстояние, в конце концов с некоторым трудом таки нашёл местечко. Копошившийся неподалёку клошар радостно оживился, заслышав русскую речь, и устремился пообщаться. Впрочем, сильно не навязывался и ограничился только стрельбой пары сигарет, отнятых мной у жены. Оказался из Литвы.
Антиб в целом понравился – типичный (уже могу так сказать )) городок на Лазурном берегу. Народа в старом городе очень много, как, впрочем, и инфраструктуры, перелопачивающей эту толпу. Помимо просто приятственных для прогулок улочек, туриста может заинтересовать старый замок Гримальди, в котором теперь расположился музей Пикассо. История такая – сначала (в 1925) город выкупил замок на аукционе, потом художнику предложили попользовать помещение в качестве мастерской, ну а затем мэтр в благодарность оставил кое-что из своих работ. Из этого и устроили потом экспозицию, добавив в неё произведения других авторов. Как замок сооружение никакое – в XIV веке строили сурово и функционально.

Описав петлю, примерно через час вернулись к машине, где я с негодованием обнаружил на двери следы того, что какая-то падла по соседству распахивала двери своего тарантаса, не обращая внимания на соседей. Учитывая, что страховка у меня была с франшизой в 700 евро, было от чего загрустить. Впрочем,  надежда оставалась – пострадала только краска, вмятины не было.
В Канны решили не ехать – сколько не листал путеводители и интернет, так и не вычитал ни о чём, что позвало бы меня в путь. К тому же этак можно было пролететь с безусловно более интересной Ниццей. Поэтому поехали обратно по дорожке вдоль берега.

Дорога к торговому центру TNL, занимающему пару кварталов (для ориентира – угол Boulevard du General Louis Delfino и Rue Auguste Gal), отняла довольно много времени – движение в Ницце плотное. Высадив супругу, поехал поближе к Английскому променаду, и там воткнулся на подземную парковку. Солнце уже ощутимо склонилось к горизонту, поэтому я сразу двинул в сторону господствующего над местностью Colline du Chateau. Испанский подсказывал, что это должно переводиться примерно как «холм с зАмком». По дороге не упустил случая глянуть на здание Оперы (как позже выяснилось, смотрел на чёрный ход )), на дворец Правосудия, потолкался в узеньких улочках у подножия холма, битком набитых туристами, и споро устремился в гору. В парке – настоящий лабиринт дорожек, а система указателей отнюдь не исчерпывающа. Подгоняемый последними лучами уходящего светила, подъём проделал почти бегом, задержавшись на пару минут только ради искусственного, но тем не менее достаточно внушительного водопада. Успел и ближайшие 10 минут щёлкал панорамы вечернего города во всех мыслимых ракурсах.

 

После этого не торопясь пошёл вниз. Из-за плохой маркировки пересекающихся тропинок забрёл на ещё одну видовую площадку, что, общем-то, неплохо, и в итоге пришёл к выходу из парка на набережную, что было бы тоже ничего, если бы не закрытая наглухо дверь в самом низу лестницы – типа, рабочие часы уже закончились и будьте добры через центральный вход. Снова лезть в гору и там блуждать по парку впотьмах не хотелось категорически, поэтому я махнул прямо через забор, шокировав добропорядочную пожилую японскую пару, дисциплинированно рассматривавшую расписание, вывешенное на запертой двери. Оттуда Английским променадом прошёл почти до отеля Негреско, по пути увидев-таки Оперу со стороны фасада, и оттуда вернулся на парковку. На дворе был десятый час, и от жены уже начали приходить тревожные смс-ки – типа, ещё чуть-чуть, и выставят на улицу.
Второпях несколько раз пролетел по полосам, выделенным для общественного транспорта – не нарочно, надеюсь, что не пришлют по почте сюрпризец на несколько сот евро.
По вечерней Ницце ездить одно удовольствие – никаких пробок, дома были через 5-6 минут.

 

11.09 - 13.09
На сегодня план самый простой - переехать в Марсель с заездом в национальный парк "ущелье Вердон". Поэтому, особо не торопясь, до 11 довалялся у гостиничного бассейна, ближе к полудню выехали. С автобана сошли почти сразу после Ниццы. Мне казалось, что вариантов выбора дороги нет, однако навигатор посчитал иначе и придумал очень нестандартный путь. Но я не в обиде - места оказались красивыми, а трафик - близким к нулевому. Каньон можно смотреть как с северной, так и с южной стороны, причем количество видовых точек примерно одинаково. Мы проехались по южной, думаю, что принципиальной разницы между ними нет. Виды отличные, но, по большому счету самые лучшие площадки - как раз первая и последняя. На въезде еще глаз не замылился от каньона в разных ракурсах, а тут встречает тебя вид с балкончика над отвесной скалой в пару сотен метров высоты, а в конце квеста пейзажу вау-эффекта добавляет озеро Св. Креста, проглядывая между гор водой нереально бирюзового цвета. Во время проезда выпрыгиваешь из машины раз 20.
Кстати, об озере - большое и красивое, вода, как уже писал, с высоты абсолютно невозможного колера. Именно в это озеро выходит каньон и впадает речка. В месте впадения тусит полно народу на прокатных лодках и водных велосипедах, заплывая в узкое ущелье, заполненное водой. С высоты казалось, что по берегам песчаные пляжи, при ближайшем рассмотрении оказалось, что берега каменистые.


Просмотреть увеличенную карту 

Устье Вердонского каньона и озеро Святого Креста (lac de Sainte Croix).

До Марселя доехали обыденно, сначала по мелким дорожкам, постепенно переходящим во все более крупные, а затем и в автобан, немного потолкались в пробках на въезде, и в половине седьмого уже разгружали вещи у гостиницы.
По сравнению с другими городами контраст острейший - очень много арабов, на улицах полно мусора. Глядя на все это, решил от греха подальше засунуть машину в отдельный запирающийся бокс на подземной парковке - всего-то 9 евро делов.
На сегодня стоило выполнить один пункт намеченной в Марселе программы: заценить знаменитый суп буайбес - местный специалитет. По периметру старой гавани едально-питейных заведений как грязи, и супчик искомый предлагают во многих из них. Цены разные. На ресепшн нам вообще категорично сказали, что настоящий буайбес стоит 60 евро и подается в Мирамаре, а все, что дешевле - лажа. Столько я как-то пожалел, и решил предаться гастрономическим изыскам по соседству от Мирамара "всего" за 35€. Ресторан тоже был неплох, рекомендации трипэдвайзора и все такое...
Считается, что рецепт блюда достаточно прозаичен: раньше все, что не продалось на ежедневном рыбном рынке, сваливалось в одну кастрюлю, и из этого микста варился суп. Именно поэтому в настоящем буайбесе не должно быть меньше 4 сортов рыбы. И вот мне приносят чесночный соус, сухарики из багета и здоровенную тарелку с супом. Разочарованию нет предела - именно им я уже угощался в первый вечер в Узесе! Нет, тут, конечно, повкуснее, рыбки больше, да и сама порция... Но вкус-то тот же!!! Короче, открытия не вышло...
По контрасту с остальными городами в этой поездке в Марселе очень велик процент арабов. Возвращаясь в гостиницу, периодически ощущали себя где-то на Мончаге (ну или в Южном Бутово – кому что ближе): повсюду компашки в спортивных костюмах, подпирающие стены домов.


12.09

Достопримечательностей в Марселе не то чтобы много, скорее наоборот. Начали с городского собора на берегу. От него буквально через 400 метров пара зданий футуристического вида - музей и выставочный центр. Музей соединен со старым фортом Сен Жан узким переходом на уровне 4 этажа. Оттуда открываются неплохие виды на гавань, собор, шато Фаро и доминирующий над городом собор Нотр Дам де ла Гарде. Туда, кстати, можно попасть на туристическом паровозике, которые ездят по трем маршрутам, но билет стоит 8€, и при наличии своей машины в гараже выложить 16 евро представляется нецелесообразным.

Старый порт в Марселе.

Потайная дверь ))

На набережной много скульптур по мотивам творчества Дали.

 

 

Группа молодёжи в памперсах и с сосками. Уж не знаю, прикол это был или протест...))

При выезде из гаража на минуту замешкался, вводя в навигатор адрес и дождался просто эпического облома - в переулок въехала пожарная машина с сиреной, остановилась аккурат напротив меня, и выскочившие пожарники начали деловито разматывать шланги, и вообще - выполнять свои прямые обязанности. Я, слегка офигев, поинтересовался, надолго ли? Ответ не порадовал. С горя пошел посмотреть, из-за чего сыр бор. В соседнем здании вяло дымилась квартира, а гидрант располагался как раз возле выезда с парковки. Слава богу, 30 минут огнеборцам хватило.
Езда по центру города просто ад. Постоянные пробки, пешком по-любому идется быстрее. Потратив примерно полчаса на перемещения по запутанному лабиринту узких улочек с односторонним движением, наконец, вырвались из толкучки и по склону холма подъехали к подножию шестидесяти с лишним метрового храма, часовня которого увенчана одиннадцатиметровой статуей девы Марии. Собор построен в середине позапрошлого века вместо часовни, стоявшей там еще с пятого века.
Вид отсюда на город, безусловно, самый лучший. Мешает обозревать окрестности только сильнейший ветер, дующий со вчерашнего дня. Из-за него, кстати, мы уже обломились с экскурсионной поездкой на островок, где стоит замок Иф. Островок сейчас прекрасно видно с высоты холма, и крепость тоже - в ней, согласно роману Дюма, мотал срок граф Монте Кристо.

Собор Нотр Дам де ла Гарде.

Маленький островок посередине между большими - с замком Иф.

Минут через 30 поехали обратно. Возле торгового центра я сгрузил жену, потом заехал на заправку, где залил полный банк для завтрашней сдачи машины. 23 километра до аэропорта никак не смогут поколебать указатель топлива, проверено в начале аренды. Чуть позже присоединился к жене. На следующий день предприняли еще одну попытку попасть в замок Иф, и опять безуспешно - хотя ветер и стих, но волнение на море по-прежнему было сильным, и на кассе все висело сакраментальное объявление "no If todау". До четырех бродили по центру, потом забрали машину из гаража, покидали вещи и поехали в аэропорт. Я немного парился по поводу коцки на двери, появившейся от неудачного открывания двери каким-то уродом по соседству на парковке в Антибе, но на нее не обратили внимания. Дьютик в Марселе совсем маленький, да и стыковка в 50 минут внушала некоторые опасения, поэтому закупились очень скромно.
Во Франкфурте наш рейс из Марселя традиционно закатили в самую задницу, откуда нас автобусом везли минимум 10 минут. А потом меня очень сильно удивили – контроля безопасности не было вообще! Я, признаться, был уверен, что так не бывает, однако факт остаётся фактом - прилетели внутренним рейсом и прошли только паспортный контроль. Зря переживал за короткую стыковку,  через 15 минут с момента выхода из самолёта уже стояли у нужного гейта для вылета домой. Ещё и в дьютик заскочить успел )).

на главную страницу