НОВОГОДНЯЯ ЕВРОПА - 2015.

 

Франко - швейцарско - итальянская часть поездки.

на главную страницу

Около 16 часов 2 января мы в две машины прибыли в Аржентьер....

Pазместились быстро, апарты увенчаны 4*, но, по французским обычаям, все плюшки – за дополнительные бабки: неделя интернета 20 евро (8 – день), сауна в номере – 40 в неделю (разово 20), и т.д. Прогноз на завтра неутешителен, и я даже не завожу будильник.

Погода с утра полностью соответствовала прогнозу: жопа со снегом на трассах гармонично дополнялась льющимся с неба ливнем. Синоптики утверждали, что после обеда будет лучше, но катательный настрой был уже полностью сбит, поэтому около двух на электричке отправились в Шамони - погулять. Проезд для обладателей гостевых карт бесплатный, ехать двадцать минут. Поселок поразил количеством русских. За два часа успели пройти его вдоль и поперек, дойти до нижней станции Бреван, где понять, что открыто 30% лифтов, затем прогуляться до нижней же станции Эгюй де Миди, там расстроиться, узнав, что спуск по Белой Долине пока невозможен из-за малого количества снега, и погрузиться на поезд в обратную сторону.

Вечером, по мотивам просмотра сайта Шамони выбрали Лез Уш - там обещали максимальный процент открытых трасс.
Ехать решили на электричке, которая все же комфортабельнее автобуса. Я мистическим образом оставил в кармане куртки гостевую карту (при этом неоднократно напомнив остальному семейству переложить их), за что и был наказан суммой в 8,60€, которую с меня слупил бдительный контролер. На обратном пути мы были готовы к подобной ситуации и сложили все гостевые карты в одну стопку, которой Андрей небрежно махнул перед носом контролера (уже другого). Прокатило.
Логистика построена безупречно - к моменту прибытия поезда на станцию там уже стоял локальный бус, загрузивший высадившихся пассажиров, чтобы отвезти к подъемникам. То же самое было на обратном пути - привезли за 5 минут до поезда.

Что касается горнолыжного Лез Уша, то ничего хорошего нас там не ждало. Во-первых, эти уроды бессовестно пририсовали себе на карте кучу функционирующих лифтов и трасс, которые по факту не работали, причем часть из них выключили именно сегодня. Скидка в 10% со скипассов, если и подсластила пилюлю, то весьма незначительно. Во-вторых, почти все спуски вправо от кабины Prarion - вообще ни о чем, для вставших второй раз на лыжи. Единственная открытая в том углу красная была в настолько отвратительном состоянии, что второй раз ехать по ней не захотел никто. В-третьих, везде на нижних участках полно льда, но это хотя бы предсказуемо. Ну и в четвертых, довольно большой участок черного Кандагара отжали под проведение международных соревнований, и без того уменьшив доступные склоны. Радовала в основном погода и виды. Мы брали четырехчасовой скипасс, изъездив за это время все вдоль и поперек, Андрею традиционно более выгодным оказался фэмили пак. В 15 часов без сожаления отбыли домой.

Монблан во всей красе.

Панорама с Монбланом.

Алиса, я и Андрей.

Гран Монте вроде бы тоже был открыт в большой степени, поэтому следующий день провели там. Сегодня обошлись без переездов, ибо идти от наших апартов метров 400, не больше. Можно было бы обойтись только скипассом Шамони, если бы не жадность французов, почему-то исключивших из этого абонемента самый верхний вагон на ледник. Для доступа туда надо обязательно брать Монблан анлимитед, который стоит на 10,5 евро дороже. Поступаю так – беру один монблановский, а всем остальным – обычные дневные, потом в случае чего можно будет по очереди заехать наверх.

Тут действительно хорошо, открыт почти весь сектор, кроме самой правой по схеме креселки. Несколько официально закрытых чёрных трасс типа blanchot на деле фактически катаются всеми желающими, как и всё огромное пространство сектора от спуска вдоль ледника Аржентьер до скальной гряды, отделяющей правую часть курорта с неработающим сейчас подъёмником pendant.  Надо только помнить о том, что снега немного, и внимательно следить за торчащими камнями.
После пары ознакомительных спусков я засобирался наверх. Договорился со своими встретиться через 50 минут у интерактивного табло. Как выяснилось, это мы были чересчур оптимистичны. Для начала постоял в очереди на вагон – аж 40 минут. Потом наверху выяснилось, что на обзорную площадку лезть вверх по лестницам метров 30, а чтобы встегнуться в лыжи и ехать – сначала слезть со смотровой, а потом спуститься ещё  метров на 50 (по вертикали) вниз, и тоже пешком. Пока всё это проделал, включая фотографирование панорам – уже зверски отставал от графика. Ну и трасса point de vue тоже особо не даёт разгоняться, особенно в средней трети: очень узко, ледяные бугры и много камней. Верх, правда, отличный – естественного снега около метра и широченные поля. Целиной их, правда, уже не назовёшь, но удовольствие получить вполне можно. Нижняя часть трассы – длиннющая полка, выводящая в итоге к точке старта. Со всеми заходами затратил на круг 1 час 25 минут, опоздав к месту рандеву более чем на полчаса, за что был осыпан упрёками своих. Желания повторить ни у кого не возникло, хотя, будь билеты у всех – можно было бы сделать пару спусков, в том числе и прямо под вагоном, зайдя в цирк по краешку ледника – некоторое количество следов там имелось.

По низу долины - glacier d'Argentiere, справа сползает glacier des Rognons.

Вид на зону катания и Аржентьер со смотровой площадки на Гран Монте.

Имеющиеся трассы были проеханы быстро, остаток времени лазили по всей доступной ширине сектора, высматривая с подъёмников остатки полосок нетронутого снега. Изредка это даже удавалось )). Потом жена увлеклась процессом обучения семилетней Кати и десятилетнего Матвея, а мы с Алисой сделали ещё два внетрассовых спуска с Herse: один просто, а второй у подножия скальной стенки, отделяющей весь сектор от ледника Аржентьер. Завершающий спуск в посёлок по такому снегу – мероприятие, для слабокатающихся сложное. Достаточно крутая сама по себе, а сейчас ещё и жёсткая, ледяная красная pierre a ric, ведущая в посёлок и сейчас забитая возвращающимся народом, доставляет всему андрюхиному семейству несколько неприятных минут.

На спуске в Аржентьер.

Вечером призадумался. Осознание факта, что в самых катабельных на текущий момент местах Шамони мы уже отметились, а в остальных при таком наличии снега делать нечего, погнало на ресепшн - рыть интернет в поисках более-менее нормально запустившегося курорта. Вокруг Шамони их великое множество, только выбирай. Итальянскую сторону в силу понятных причин (тратить еще 55 евро на тоннель представлялось нерациональным) не рассматривал, но громкие названия внушали надежду. По мере изучения сайтов энтузиазма становилось все меньше и меньше. Ля Клюза - закрыт вообще. Ле Гран Массив - напротив всех лифтов и трасс кокетливая напись "in aticipation". Чего они там ждут, и сколько это продлится, я не понял, но в соседней табличке написано "закрыто" напротив всех связывающих разные районы катания трасс. Значит, закрыто все. Межев - открыто не более 30% трасс, нет смысла. Ле Контамин - открыт процентов на 15... Задница! До 3 долин, всяких Лез Арков и прочих Тиней ехать уже далеко, да и там мы были.
Последняя надежда - на Швейцарию, до которой рукой подать. Ближе всего - Вербье, но он был плотно изучен несколько лет назад. Чуть дальше - Лейзин (наполовину открыта одна из двух половинок, составляющих регион), и Виллар 3000. Опа - в нем открыты все подъемники, кроме 4 второстепенных бугелей, и почти все трассы! Без вариантов - едем сюда. Прикидываю в гугле расстояние - 85 км, вполне нормально. Возвращаюсь в апарты и делаю краткий обзор изысканий для общественности. Все единодушны, завтра - в Вилларе.

Несмотря на довольно ранний подъем, в Вилларе мы оказываемся без четверти одиннадцать. Фотографирование по дороге, езда не по автобанам (покупать годовую виньетку Швейцарии за 38 франков нет смысла) и поиски нижней станции кабинок в Вилларе сжирают некоторое количество времени.

Фото, сделанные по дороге: вид с перевала на утренний Мартиньи.

Водопад в паре километров от Мартиньи.

Нет худа без добра - надо подождать буквально 10 минут, и можно покупать скипасс на полдня за 49 франков. В него, правда, не входит ледник и закуток Isenau, но, с другой стороны, остающихся на нашу долю 100 км трасс как раз хватит для интенсивного катания до упора. За что жирный минус - так это за безальтернативную продажу карточки скипасса - хоть на полдня, а 10 франков будь добр, отдай. Жлобы.

Центр движухи в регионе, зажатый тремя пупырями Gd.Chamossaire, Roc D'Orsay и Chaux Ronde, великолепен, точнее, великолепны все спускающиеся сюда трассы. Широченные, отратраченные, ни единого камушка...

К сожалению, нельзя то же самое сказать об остальных трассах. Чем ниже - тем хуже, местами жалко лыжи - россыпи гравия и грязи заставляют передергиваться. Особенно не понравился в этом плане район спусков Les Mazots - Les Diablerets. Да и допотопная горизонтальная креселка 27М, работающая только для связи с основным регионом и ползающая со скоростью укуренной улитки, добавила негатива.
Грийоновский угол в целом неплох, но опять же - малое количество снега не позволило полностью оценить райончик: одна из двух черных и две из четырех красных трасс оказались закрыты.

В 16 длиннющим синим спуском вернулись на парковку. Дорога домой прошла без приключений.

Вечером опять сидел в интернете, прикидывал и так и этак: куда бы еще съездить. Плотно изучил Гштаадт, расположенный немногим дальше Виллара. Он тоже разбит на несколько раздельных зон, но в самых больших работают практически все подъемники и склоны. Еще за этот вариант были втюханные накануне в Вилларе пассы (вероятность, что нам заходят продать еще одни, сильно уменьшалась), да и ледник входил и в гштаадтовский суперрегион. В конце концов остановился на следующем плане - встать с утра пораньше, полтора-два часа посвятить леднику, а потом перебраться в какой-нибудь гштаадтовский региончик посочнее.
Встали действительно рано, и даже выехали еще до восьми. На этом совпадения с планом закончились )).
На ледник приехали около 10. Сразу же выяснилось, что однодневных скипассов, включающих ледник и Гштаадт, не существует, минимум на 4 дня (в Гштааде сказали, что от 2). За свои четыре с половиной трассы ребята хотели ни много ни мало 62chf с носа, причем никаких вариантов типа на полдня не было в принципе. Создавалось впечатление, что тут как-то не заинтересовны в клиентах, поэтому после краткого совещания решили отвезти наши денежки чуть подальше. Проехали еще примерно километров 25 и запарковались возле нижней станции креселки в Schonried, ближайшей к нам в самом большом местном очаге горнолыжной активности. По дороге были весьма удивлены наличием двух фирменных станций (Порше и Бентли) в глухой швейцарской деревушке.
Можно купить 4хчасовые скипасы, но с нашим ранним приездом и минимальной разнице в цене с дневными (56 против 62 франков) смысла в этом нет. В регионе 3 основных сектора, в первом сейчас мы (и в дальнейшем я буду писать именно про него), второй большой сектор - ледник, третий - небольшой аппендикс на краю географии.

В Гштааде - рай для начинающих, подавляющее большинство трасс - синие. Если смотреть на карту, то с самого правого подъемника есть несколько зачетных красно-черных трасс, реально скоростных и местами весьма крутых. Крайние левые - для реализации не особенно больших фрирайдных возможностей региона. Остальное - для начинающих и продолжающих, хотя некоторые участки в моем понимании для синей маркировки крутоваты. Довольно много соединительных полок, но это обусловлено протяженным расположением зоны катания по склонам. Русских довольно много, но по сравнению с Шамони, конечно же, просто ни о чем.

Вид с вершины Риндерберг. Вниз уходит длиннющая нитка кабинок - перепад больше километра.

Катались до упора, на обратном пути Андрюха сначала приметил в Оллоне, в магазине бытовой электроники швейцарскую фондюшницу и развернулся купить ее, затем включилась контрольная лампа падения давления в шинах - пришлось искать шиномонтаж возле Мартиньи, в итоге приехали поздно.
Вечером решил поделиться в конфе ГЛ нарытой по окрестной ситуации со снегом инфой; получил в ответ недоуменный пост - мол, что грешишь на Бреван-Флежер, все там хорошо, сегодня опробовали лично. Полез в сеть - и правда, я обленился и после мониторинга в первый день регионов Шамони больше не проверял, чем занимаются французы у нас под носом. А они вовсе не дремали, запустив почти весь сектор кроме разве что спусков в самый низ и еще пары-тройки трасс. Что ж - не надо ломать голову, куда поехать завтра.


Вопреки прогнозам, утро встретило пасмурным небом. Ну да ладно - видимость пока хорошая- уже плюс. Автобус из Аржантьера до Ла Праз - нижней станции Флежера идет 10 минут, около 11 мы уже грузились в гондолу. Маленький лайфхак для путешествующих семьями - если у вас на всю толпу наличествуют дети в количестве 2+, то, не стесняясь, делайте одну пару многодетной, ибо family pass в Шамони работает так: 2 взрослых + 1 ребенок стоят согласно действующим тарифам, а вот остальные паровозом пристегиваются бесплатно. Таким образом из наших присутствующих здесь на две семьи троих детей двое катались бесплатно.

Сектор Бреван понравился мало. Вагон на одноимённую вершину ,похоже, сделан для доступа на обзорную площадку, черная трасса оттуда состоит в основном из гнусных полок, а двух крутых сбросов по сотне метров явно недостаточно для того, чтобы спуск стал интересным. Красные и один черный спуск с креселки Cornu произвели аналогичное впечатление - короткий крутяк и много выкатывания по узкому и плоскому.
Флежер показался получше. Основное кресло Index поднимает на 2595 м, откуда расходится несколько трасс, для доступа еще к парочке необходимо дополнительно подтянуться на небольшом бугельке. Здесь тоже без полок не обошлось, но соотношение совершенно иное, человеческое. Во второй половине дня, когда мы докатывали Флежер, на гору село облако, поэтому черная pic janvier осталась непокоренной. Узкая, в десяток метров шириной, падающая вниз почти параллельно креселке, она покрыта жесткими буграми, а в середине еще и ободрана до камней. Предприняв попытку спуска в условиях плохой видимости, я быстренько словил пару-тройку бугров, невидимых в тумане, чуть не пересчитал себе коленями зубы и на первом же пересечении с красной решил благоразумно забить. В 15:15 видимость пропала совсем, и мы спустились в Ла Праз. Из низких туч лил дождь, термометр показывал +6. Вечер прошел в сборах и предварительной чистке апартов перед сдачей.


Провозились до половины одиннадцатого, и только потом поехали в сторону Италии. При летнем планировании следующие два дня должны были пройти в неистовом шопинге в аутлете Серравалле в 90 км южнее Милана, сейчас же целесообразность этого мероприятия представлялась сомнительной. Ну, не напокупаем, так хоть посмотрим. Очереди в тоннель не было, после проезда по нему решили дальше ехать местными дорожками, заглянув в пару магазинов в Аосте. Погода - самая что ни на есть январская, в Аосте 19 градусов.

Вид на массив Монблана с площадки перед тоннелем с итальянской стороны.

Так и ехали до места, не выезжая на автобан, поэтому 245 км одолели к 16 часам. Забронированные апарты неподалеку от Нова Лигуре специализируются на агротуризме, вокруг частные владения, лошадки, козы и прочая живность. Комнаты огромны, хозяева приветливы. Претензии только две - почему-то нет чайника (ни электрического, ни обычного), и феноменальная слышимость, как будто стены сделаны из фанеры.

С утра поехали в аутлет. Большой, сцк, да ещё и напротив есть огромный Retail park Serravalle. Чтобы всё обойти, и двух дней мало. Мы первый день шарахались по аутлету – реально до упора, на следующий догонялись в «розничном парке». Лучше приезжать в будни – в воскресенье народа было в разы больше. В первый день, возвращаясь в апартаменты, краем глаза увидел табличку ztl, настроение моментально испортилось. В таком  малюсеньком городке, как Нови Лигуре, я никак не ожидал её встретить.
Краткий экскурс в суть вопроса: ztl (zona traffico limitado) – изобретение итальянских властей для ошкуривания (а фактически рэкета) автотуристов в Италии. Говорят, приносит больше миллиарда евро в год, а потому отказываться от этого никто не собирается. Во всех мало-мальски крупных (а как выяснилось теперь, и в некрупных тоже) городах выделяется зона в центре, куда запрещается въезд без специального пропуска. Пропуск можно купить заранее, но процесс это геморройный, и как быть, например, с прокатной машиной – непонятно. По факту частенько бывает так – едешь по улице, упираешься в этот знак, но свернуть, или поехать назад  возможности уже нет. Например, мне, чтобы проехать в наши апарты, расположенные вообще в четырёх километрах от городка, надо ехать через эту самую ztl, или в объезд – лишний десяток километров. Штраф за проезд без пропуска, на минуточку – 107 евро в пользу муниципалитета (за каждый проезд, если что). И ещё 51 евро слупит Sicily by car за предоставление моих данных для выписки штрафа. Тоже за каждый раз. Так что при неблагоприятном стечении обстоятельств я уже попал этак евро на 600. Было отчего загрустить… В апартах ринулся изучать интернет. Оказалось, что в Нова Лигуре только два въезда оснащены видеокамерами, через них я ехал, или нет – не понял, теперь сижу в напряжении, жду развития событий.
По договорённости наши вещички оставались в апартаментах до 18 часов, в назначенное время мы загрузились, и козьими тропами мелкими местными дорожками, дабы избежать проклятой ztl, покатили в сторону аэропорта. Заправились в каком-то небольшом городке по 1,47 евро, это дешевле, чем на автобане (1,54). В аэропорт прибыли в 20:30, при сдаче машины претензий вроде не возникло, хотя я морально был готов к сложностям, начитавшись интернета. Впрочем, пишут, что подлянка от SbC возможна и задним числом, так что пока погодим радоваться. В Милане забыл про последние новшества и купил в дьютике бутылочку, потом спохватился, пришлось половину угомонить с Андреем, а другую – перелить в бутылочки жены разрешённой ёмкости. Как оказалось – в данном случае зря, запрет на пронос запечатанных пакетов из европейских дьюти-фри на внутренние рейсы соблюдается не всегда. В остальном перелёт домой прошёл без приключений. Родной город для пущего контраста с тёплой и солнечной Италией встретил низкими тучами, снежной мокрой кашей под ногами и околонулевой температурой. С возвращением! ))

В качестве заключения: моя личная статистика по горнолыжным выездам в Европу на НГ мне конкретно не нравится - из 4 последних раз в трёх со снегом была полная задница. И если для тех, кто катается по трассам, кое-какие возможности всё же оставались, то для любителей уйти за флажки всё было очень и очень плохо. Я, пожалуй, больше на Новый год на лыжах в Европу не ездюк.

к оглавлению отчёта

на главную страницу