1000 КИЛОМЕТРОВ ПО ЮЖОМУ И СЕВЕРНОМУ КИПРУ ЗА НЕДЕЛЮ (июнь 2015).

 

5 и 6 день: крепости, античные руины и скалы.

к оглавлению отчёта

Гугл по Северному Кипру страшно пиZдит, поэтому на карте кусок пути от Фамагусты до Айя Напы я вообще не стал показывать, т.к. то, что рисует гугл, не имеет ничего общего с истинным маршрутом, ну и и дорога от точки 2 (Буффавенто) до точки 3 (разрушенный монастырь Сурп Магар) - проложена совсем по-другому. Лучше тут ездить по карте, которую (бесплатно) дадут полицейские при пересечении границы.

 

1. Крепость Св. Иллариона. 2. Крепость Буффавенто. 3. Разрушенный армянский монастырь. Дорога между Буффавенто и этим монастырём на гуглокарте не соответствует действительности.

4. Монастырь Антифонитис.5. Саламис. 6. Фамагуста.

26.08

С утра поехали снова в крепость Св. Иллариона, куда не попали накануне. Были на месте в 9:45 утра. Крепостные сооружения начинаются у подножия крутой скалы, а чтобы добраться на самый верх, придется преодолеть (судя по программке на айфоне) подъем на 41 этаж. Крепость много раз перестраивалась в разные времена - сперва византийцами, а потом, после захвата Кипра Ричардом Львиное сердце и последующей продажи ордену тамплиеров - франкскими королями из династии Лузиньянов. В целом место производит обалденное впечатление - великолепные виды, остатки древних стен, вписанные в рельеф...

Лично я больше всего впечатлился тропой к башне принца Джона - узкое скальное ребро, с двух сторон обрывающееся в пропасть и обрамленное высохшими деревьями, выглядит просто неописуемо. Еще чуть выше - на отметке 732 м нум - находится западная башня, откуда открываются великолепные виды на побережье и подножье крепости. Пожалуй, самое зачетное место в поездке. Приезжать стоит прямо к 9 - народу еще совсем мало, а к 11 начинают лавинообразно прибывать туристы.

Отсюда отправились в еще одну крепость - Буффавенто (крепость на семи ветрах). Для этого пришлось окунуться в суматошный траффик Гирне, потом поехать вдоль побережья на восток, и свернуть на Бешпармак. Примерно через 29 км будет поворот к крепости - на очень узкую дорожку, вьющуюся по склону горы на протяжении 6 км до парковки у подножия скалы, на которой возвышаются руины. Подъем здесь - гораздо более тяжелое испытание для физических возможностей: крепость воздвигнута на вершине, неприступной со всех сторон, подъем у нас до входа в крепость в достаточно быстром темпе занял 40 минут, плюс подъем от входа к вершине скалы - еще метров 40 по вертикали по узким и крутым лестницам. Жена не пошла - небольшое растяжение, полученное накануне в ущелье Авакас, поставило крест на серьезных забегах в гору.

Буффавенто гораздо меньше своего собрата - замка Св. Иллариона ( крепости входили в единую цепь обороны от мавров вместе с расположенной еще восточнее Кантарой), и находится от него в прямой видимости - чтобы можно было обмениваться сигналами. Но виды с самого верха - просто чумовые, еще одно место маст си для посещения. Народу здесь нет вообще - мы были единственные на парковке, и крепость осматривали тоже в полном одиночестве.

Практические советы - стоит все же поменять немножко евро на лиры. Хотя и евро без проблем принимают в кассах, но курс при этом совсем не выгодный - при цене билета 7 лир в евро тоже самое стоит 3,50 с носа. Актуальный курс на момент нашей поездки был около 3 лир за 1 евро. Да, и в Буффавенто стоит приезжать под вечер - никаких ограничений по времени посещения нет, свет будет лучше, а дневная жара спадет. В замок Св. Иллариона, как уже отмечал - наоборот, лучше с утра.
Спуск занял 20 минут, по дороге встретили группу местных из 3 человек, которые, пыхтя, поднимались в гору.

Разбудили задремавшую в машине в тени оливы жену и поехали по очень узкой, но живописной дорожке, проложенной через леса на склоне гор. Сначала по левую руку остались Пять пальцев (гора Бешпармак), затем - разрушенный турками в 1974 году из вредности армянский монастырь Сурп Магар. К сожалению, дорога к нему перекрыта шлагбаумом, а идти достаточно далеко, несколько километров, поэтому ограничились беглым взглядом сверху на долину, пройдя немного по дороге за шлагбаум. Чуть дальше - Herbarium, домик некоего английского ботаника, который каталогизировал флору северного Кипра. Его коллекция выставлена здесь, отсюда и название.

Гора Бешпармак.

Еще километров 15 по невообразимым петлям, и мы паркуемся возле уединенной в горах церкви Антифонитис. Путеводитель пишет, что это единственная на Кипре византийская церковь с куполом на восьми колоннах. Этот факт меня не сильно будоражит. А вот росписи храма реально древние, ведут свою историю от XI-XII веков. Архангелам сильно досталось от древнего вандализма - кто старательно и целенаправленно отколотил штукатурку с росписью прямо на их лицах. И если черты лица Михаила еще можно разобрать, то у Гавриила вместо головы зияет дыра. Церковь недействующая, вход платный - все те же 7 лир, или для лохов без турецкой валюты - 3,5 евро.

Следующая и последняя на сегодня точка маршрута - античный Саламис на побережье. Отъехав от церкви, как-то неожиданно быстро выскочили из гор и через полчаса уже были на месте. 9 лир, и почему-то всё те же 3,5 евро с носа.
Саламис - достаточно масштабные раскопки, однако нормально сохранилась лишь незначительная часть, ближняя ко входу. Это развалины терм, дворик с колоннадой и амфитеатр.Тут же прямо под открытым небом выставлены найденные при раскопках изваяния, все как один безголовые. Амфитеатр отреставрирован, и, как водится, сейчас используется для всяких перфомансов и концертов. Мы прогулялись и до дальних руин храма Зевса, но большого смысла в этом - нет - и руины храма, и все остальное по дороге раскопано не до конца и находится в запущенном состоянии.

Всё, что осталось от храма Зевса.

Пора ехать в сторону отель - сегодня ночлег запланирован в Айя-Напе. Навигатор предлагает какой-то особо хитровыкрученный путь, но мы поехали через Фамагусту - хотелось глянуть город и купить для коллекционных целей флажок Северного Кипра.

К Фамагусте я специально не готовился, а зря! Оказался очень интересный город. Огромная крепость, окружающая старый город, на территорию которого мы въехали с северо-запада по Cenzig Topel, башня Отелло и морские ворота, почти напротив которых мы и запарковались. Здесь начинается, пожалуй, основная торговая улочка Старого города, по ней попадаешь в центр. Тут изобилие старинных построек. Собор Св. Николая, построенный около 1300 года и с 1571 уже не собор - мусульмане приделали к нему корявый минарет, и посчитали, что таким образом это стала полноценная мечеть. Впечатление такое же, как если медведю пришить хобот: забавно и грустно одновременно, тем более что остальная верхняя часть собора сильно разрушена. Рядом развалины венецианского дворца, во дворе которого растёт толстенный сикамор, самое старое дерево на Кипре возрастом более 700 лет.

Самое старое дерево.

Пока все посмотрели, покушали в одном из многочисленных кафе, на часах было уже начало восьмого. На выезде из северной части остановили таможенники. Стандартные вопросы - что везете? Сигареты, бухло? Я на расслабоне заявил, что купил только бутылку виски, ибо в северной части весь алкоголь заметно дешевле. ОК, а багажничек откройте - да пожалуйста. Открываю, а там на видном месте - коробка сигар, купленная в белградском дьютике.
- А это что? Вы ж говорили, что нет сигарет?
- Не-не-не, это куплено в дьюти фри, никакого Северного Кипра!
Взгляд должностного лица посуровел:
- Мне похрену, где это куплено! Запрещено перемещать через границу!
Я слегка занервничал - а ну как мне сейчас устроят полный шмон - а у нас еще и сигареты жены, и 2 бутылки коньяка и виски.
Однако, прочитав мне нотацию, таможенник смягчился, и, наказав так больше не делать, отпустил с миром.
Айя Напа (65 км от Саламиса) встретила тусовочной атмосферой. Куча народу на улицах, открытые магазины и кабаки... Наши апарты нашли быстро. Лучшие деньки "Элеаны" явно остались в прошлом, на ресепшене тоже есть иконостасик наград, но все они примерно десятилетней давности. Видимо, столько же времени в номерах не делался ремонт и не менялась сантехника и электроприборы. Рекомендовать не буду, к тому же, прочитав уже в номере смску о списании денег, я разразился дополнительными проклятиями. Тетка на ресепшене с какого-то хера валютой списания выбрала рубли, их и списали с моего еврового счета, выставив на двойную конвертацию. Счет за проживание моментально увеличился на 5%. Нет, я, конечно, сам себе злобный буратино, расслабился, не ждал подвоха и все такое, но обидно!
Сын, обрадованный возможностью полазить по ночным клубам, радостно навалил в ночь. Где-то около половины второго я залег спать.

 

28.06
С утра обнаружили на стуле шорты и футболку сына, изрядно заляпанные кровью. Такое количество могло натечь или из носа, или из рассечения (сквозные дырки в расчет не брал), поэтому сразу отправился осматривать физиономию дрыхнувшего после вчерашнего загула отпрыска. Тот выглядел целым, я слегка успокоился. Позже юный разгильдяй рассказал, что сцепился в баре с каким-то мужиком, который долго и целенаправленно докапывался до него, выпрашивая люлей, их в итоге и получил, при этом от вражеских ранений пострадала одежда.
Сегодня расслаблялись. Мои ушли в бассейн, а мне было что-то неохота, валялся в номере, смотрел российские каналы по тв, писал отчет. Наконец часа в 4 собрался с духом и выгнал всех на экскурсию по окрестностям. Отъехали на восток от городка. Побережье - острейшие лавовые поля, берег обрывается в воду, купание возможно только в редких бухтах, да и то - сегодня на море такое волнение, что и в немногочисленных заводях определенный риск присутствует. Чтобы ласты и маска съездили на Кипр не совсем уж впустую, совершил небольшой заплыв минут на 20.

Потом переехали еще немного дальше, и, свернув по указателю "sea cave", попали в весьма необычное местечко. Берег небольшой бухты - крутой обрыв 10-12 метровой высот - весь изрезан пещерами, в которые бьются волны, а на мысу, выдающемся в море, вода и ветер проделали сквозное окно, в которое к тому же можно забраться. Видел в отчетах фотографии, как люди прыгают как раз с обрыва над сквозной пещерой - снимаю шляпу, мероприятие не для слабых духом. Сам тоже очень хотел совершить прыжок, но волнение на море не оставило никаких шансов - в кипящей воде сложно было даже разглядеть край подводной части скалы, который по-любому надо перепрыгивать, не говоря уже о том, что вылезание на скалы при таком прибое явно связано с риском для жизни.

После фотосессии в дырке проехали на обзорную точку на мысе. Ну так...чуть не сдуло.
После всего заправились в Протарасе, ибо ранее экспериментальным путем было выяснено, что стрелка займет положение 7/8 бака (уровень в начале аренды) как раз после примерно 60 км пробега до аэропорта.

Вид с мыса в сторону Айя-Напы.

Вечером я понял, что Айя Напа - омерзительное место. Где-то поблизости непрерывно гремели нетленные хиты типа "А я сяду в кабриолет", "Мурка" и "Мальчик хочет в Тамбов", заглушая телевизор, периодически ревели квадроциклами всякие уроды, резвящиеся прямо в городе, доносился какой-то конферанс опять же на русском, сопровождавшийся гоготом и одобрительными криками... Ужас. Более отвратительного места для отдыха в моем понимании я еще не встречал.
Забежал на ресепшн, чтобы повайдосить насчет рублей и евро. К моему удивлению, хозяйка сразу же признала свои ошибки, и тут же наличными скомпенсировала мне потери. Так что беру все свои слова обратно, а ей - респект и уважуха.
В начале второго сдали ключи и поехали в аэропорт. 40 минут по пустынным ночным автобанам, без приключений. Общий пробег за 6 дней по кипрским дорогам – 1055 км.

Выбор виски (именно виски) в аэропорту Ларнаки просто роскошный, причем очень широка линейка вискарей в диапазоне 12-25 лет, и есть раритетные экземпляры, например 50-тилетний Балвени за 29500€. Я бы накупил много-много всего, но рисковать не хотелось - было неясно, как отнесутся в к бухлу во время стыка в Белграде. Было бы чрезвычайно обидно оставить 9 литров отличного вискаря на память сербам, поэтому, выщипывая остатки волос, усилием воли отогнал себя от витрин.
Кстати, о ценах в целом.
Читал, что на Кипре алкоголь дешев. Ни фига, все достаточно дорого, не говоря уже об ассортименте - в супермаркетах, да и в специализированных магазинах видел только мейнстрим типа Джонни-пешехода или Баллантайна.
Про дьюти-фри уже писал: 5 баллов и ценник вполне приличный. Это не относится к магазину по прилету - там ничего хорошего.
На Северном Кипре ценник также хорош, да и ассортимент шире, так что там тоже есть смысл покупать алкоголь.
Бензин - примерно 1,34 евро.

Самолет опоздал в Белград на 20 минут, и столько же осталось от стыка. Но с нашего рейса в Москву летело человек 15, и это, наверное, помогло. Перебежали 30 метров в соседний гейт и тут же прошли в самолет. Вот насчет багажа у меня оптимизма не было вообще, однако ж он тоже прилетел без потерь. Возвращаясь в НН в "Стриже", испытал культурный шок. Список доступных в поезде аудиоканалов выглядел так:
2 канал - радио России
3 канал - музыка Дмитрия Маликова
4 канал - классическая музыка
5 канал - фильмы разных жанров
Я понял, что целый пласт современного искусства, да что там современного, целое направление прошло мимо меня! Живу в одно время с легендой, сумевшей встать в один ряд вместе с Бахом, Моцартом, Бетховеном и другими, причем вместе взятыми. Что уж тут говорить о прочей шелухе современной музыки, которая даже во всем своем многообразии не может перевесить (по версии работников РЖД) такую музыкальную глыбу, как Дмитрий! Впрочем, вволю поупражнявшись с сыном в злословии на эту тему, мы с легкостью родили несколько более реалистичных версий такой странной избирательности при составлении культурной программы пассажирам.

В остальном переезд из НН в Москву и обратно - одна из самых скучных составляющих значительной части путешествий.

на главную страницу