1000 КИЛОМЕТРОВ ПО ЮЖОМУ И СЕВЕРНОМУ КИПРУ ЗА НЕДЕЛЮ (июнь 2015). |
5 и 6 день: крепости, античные руины и скалы. |
Гугл по Северному Кипру страшно пиZдит, поэтому на карте кусок пути от Фамагусты до Айя Напы я вообще не стал показывать, т.к. то, что рисует гугл, не имеет ничего общего с истинным маршрутом, ну и и дорога от точки 2 (Буффавенто) до точки 3 (разрушенный монастырь Сурп Магар) - проложена совсем по-другому. Лучше тут ездить по карте, которую (бесплатно) дадут полицейские при пересечении границы. |
1. Крепость Св. Иллариона. 2. Крепость Буффавенто. 3. Разрушенный армянский монастырь. Дорога между Буффавенто и этим монастырём на гуглокарте не соответствует действительности.
4. Монастырь Антифонитис.5. Саламис. 6. Фамагуста.
26.06 С утра поехали снова в крепость Св. Иллариона, куда не попали накануне. Были на месте в 9:45 утра. Крепостные сооружения начинаются у подножия крутой скалы, а чтобы добраться на самый верх, придется преодолеть (судя по программке на айфоне) подъем на 41 этаж. Крепость много раз перестраивалась в разные времена - сперва византийцами, а потом, после захвата Кипра Ричардом Львиное сердце и последующей продажи ордену тамплиеров - франкскими королями из династии Лузиньянов. В целом место производит обалденное впечатление - великолепные виды, остатки древних стен, вписанные в рельеф... |
Лично я больше всего впечатлился тропой к башне принца Джона - узкое скальное ребро, с двух сторон обрывающееся в пропасть и обрамленное высохшими деревьями, выглядит просто неописуемо. Еще чуть выше - на отметке 732 м нум - находится западная башня, откуда открываются великолепные виды на побережье и подножье крепости. Пожалуй, самое зачетное место в поездке. Приезжать стоит прямо к 9 - народу еще совсем мало, а к 11 начинают лавинообразно прибывать туристы. |
Отсюда отправились в еще одну крепость - Буффавенто (крепость на семи ветрах). Для этого пришлось окунуться в суматошный траффик Гирне, потом поехать вдоль побережья на восток, и свернуть на Бешпармак. Примерно через 29 км будет поворот к крепости - на очень узкую дорожку, вьющуюся по склону горы на протяжении 6 км до парковки у подножия скалы, на которой возвышаются руины. Подъем здесь - гораздо более тяжелое испытание для физических возможностей: крепость воздвигнута на вершине, неприступной со всех сторон, подъем у нас до входа в крепость в достаточно быстром темпе занял 40 минут, плюс подъем от входа к вершине скалы - еще метров 40 по вертикали по узким и крутым лестницам. Жена не пошла - небольшое растяжение, полученное накануне в ущелье Авакас, поставило крест на серьезных забегах в гору. |
Буффавенто гораздо меньше своего собрата - замка Св. Иллариона ( крепости входили в единую цепь обороны от мавров вместе с расположенной еще восточнее Кантарой), и находится от него в прямой видимости - чтобы можно было обмениваться сигналами. Но виды с самого верха - просто чумовые, еще одно место маст си для посещения. Народу здесь нет вообще - мы были единственные на парковке, и крепость осматривали тоже в полном одиночестве. |
Практические советы - стоит все же поменять немножко евро на лиры. Хотя и евро без проблем принимают в кассах, но курс при этом совсем не выгодный - при цене билета 7 лир в евро тоже самое стоит 3,50 с носа. Актуальный курс на момент нашей поездки был около 3 лир за 1 евро. Да, и в Буффавенто стоит приезжать под вечер - никаких ограничений по времени посещения нет, свет будет лучше, а дневная жара спадет. В замок Св. Иллариона, как уже отмечал - наоборот, лучше с утра. Разбудили задремавшую в машине в тени оливы жену и поехали по очень узкой, но живописной дорожке, проложенной через леса на склоне гор. Сначала по левую руку остались Пять пальцев (гора Бешпармак), затем - разрушенный турками в 1974 году из вредности армянский монастырь Сурп Магар. К сожалению, дорога к нему перекрыта шлагбаумом, а идти достаточно далеко, несколько километров, поэтому ограничились беглым взглядом сверху на долину, пройдя немного по дороге за шлагбаум. Чуть дальше - Herbarium, домик некоего английского ботаника, который каталогизировал флору северного Кипра. Его коллекция выставлена здесь, отсюда и название. |
Гора Бешпармак.
Еще километров 15 по невообразимым петлям, и мы паркуемся возле уединенной в горах церкви Антифонитис. Путеводитель пишет, что это единственная на Кипре византийская церковь с куполом на восьми колоннах. Этот факт меня не сильно будоражит. А вот росписи храма реально древние, ведут свою историю от XI-XII веков. Архангелам сильно досталось от древнего вандализма - кто старательно и целенаправленно отколотил штукатурку с росписью прямо на их лицах. И если черты лица Михаила еще можно разобрать, то у Гавриила вместо головы зияет дыра. Церковь недействующая, вход платный - все те же 7 лир, или для лохов без турецкой валюты - 3,5 евро. |
Следующая и последняя на сегодня точка маршрута - античный Саламис на побережье. Отъехав от церкви, как-то неожиданно быстро выскочили из гор и через полчаса уже были на месте. 9 лир, и почему-то всё те же 3,5 евро с носа. |
Всё, что осталось от храма Зевса.
Пора ехать в сторону отель - сегодня ночлег запланирован в Айя-Напе. Навигатор предлагает какой-то особо хитровыкрученный путь, но мы поехали через Фамагусту - хотелось глянуть город и купить для коллекционных целей флажок Северного Кипра.К Фамагусте я специально не готовился, а зря! Оказался очень интересный город. Огромная крепость, окружающая старый город, на территорию которого мы въехали с северо-запада по Cenzig Topel, башня Отелло и морские ворота, почти напротив которых мы и запарковались. Здесь начинается, пожалуй, основная торговая улочка Старого города, по ней попадаешь в центр. Тут изобилие старинных построек. Собор Св. Николая, построенный около 1300 года и с 1571 уже не собор - мусульмане приделали к нему корявый минарет, и посчитали, что таким образом это стала полноценная мечеть. Впечатление такое же, как если медведю пришить хобот: забавно и грустно одновременно, тем более что остальная верхняя часть собора сильно разрушена. Рядом развалины венецианского дворца, во дворе которого растёт толстенный сикамор, самое старое дерево на Кипре возрастом более 700 лет. |
Самое старое дерево.
Пока все посмотрели, покушали в одном из многочисленных кафе, на часах было уже начало восьмого. На выезде из северной части остановили таможенники. Стандартные вопросы - что везете? Сигареты, бухло? Я на расслабоне заявил, что купил только бутылку виски, ибо в северной части весь алкоголь заметно дешевле. ОК, а багажничек откройте - да пожалуйста. Открываю, а там на видном месте - коробка сигар, купленная в белградском дьютике. |
27.06 Потом переехали еще немного дальше, и, свернув по указателю "sea cave", попали в весьма необычное местечко. Берег небольшой бухты - крутой обрыв 10-12 метровой высот - весь изрезан пещерами, в которые бьются волны, а на мысу, выдающемся в море, вода и ветер проделали сквозное окно, в которое к тому же можно забраться. Видел в отчетах фотографии, как люди прыгают как раз с обрыва над сквозной пещерой - снимаю шляпу, мероприятие не для слабых духом. Сам тоже очень хотел совершить прыжок, но волнение на море не оставило никаких шансов - в кипящей воде сложно было даже разглядеть край подводной части скалы, который по-любому надо перепрыгивать, не говоря уже о том, что вылезание на скалы при таком прибое явно связано с риском для жизни. |
После фотосессии в дырке проехали на обзорную точку на мысе. Ну так...чуть не сдуло. |
Вид с мыса в сторону Айя-Напы.
Вечером я понял, что Айя Напа - омерзительное место. Где-то поблизости непрерывно гремели нетленные хиты типа "А я сяду в кабриолет", "Мурка" и "Мальчик хочет в Тамбов", заглушая телевизор, периодически ревели квадроциклами всякие уроды, резвящиеся прямо в городе, доносился какой-то конферанс опять же на русском, сопровождавшийся гоготом и одобрительными криками... Ужас. Более отвратительного места для отдыха в моем понимании я еще не встречал. Выбор виски (именно виски) в аэропорту Ларнаки просто роскошный, причем очень широка линейка вискарей в диапазоне 12-25 лет, и есть раритетные экземпляры, например 50-тилетний Балвени за 29500€. Я бы накупил много-много всего, но рисковать не хотелось - было неясно, как отнесутся в к бухлу во время стыка в Белграде. Было бы чрезвычайно обидно оставить 9 литров отличного вискаря на память сербам, поэтому, выщипывая остатки волос, усилием воли отогнал себя от витрин. Самолет опоздал в Белград на 20 минут, и столько же осталось от стыка. Но с нашего рейса в Москву летело человек 15, и это, наверное, помогло. Перебежали 30 метров в соседний гейт и тут же прошли в самолет. Вот насчет багажа у меня оптимизма не было вообще, однако ж он тоже прилетел без потерь. Возвращаясь в НН в "Стриже", испытал культурный шок. Список доступных в поезде аудиоканалов выглядел так: В остальном переезд из НН в Москву и обратно - одна из самых скучных составляющих значительной части путешествий. |