ФРАНЦИЯ 2011

  Часть 4. Парадиски: Ла Плань.

к оглавлению отчёта:

…Вечером 7-го дошёл до москвичей, живших довольно большой бандой в апартаментах Le Rami, принадлежащих той же гостиничной сети, что и наш отель. Их жильё на неделю стоило примерно на сотку дороже, качество на глаз было лучше тоже примерно на эту сумму ;). Перезнакомились со всеми, Алексей рассказал об уже осуществлённых подвигах, в том числе о сделанной сегодня северной стене Белькот. Кроме того, был проведён краткий ознакомительный экскурс на тему «где в Ла Плани можно залезть в заснеженные внетрассовые ипеня», впоследствии не раз пригодившийся. Договорились завтра попытаться замутить какую-нибудь совсем извращённую поганку с привлечением местных гидов. Алексей пылал почти маниакальной страстью к покорению некоего Канадского кулуара, я ничего не имел против. Вопросы, правда, вызывало возможное наличие в группе десятилетнего детёныша, однако это решили оставить на усмотрение гида. Если спец скажет категорическое нет – значит, кто-то из взрослых в мероприятии участвовать не будет, вот и всё.

  Схема трасс в Ла Плани.
 

8 января.

С утра отправился в офис ESF тереть за гида. Хорошо, что пришёл пораньше – спрос на услуги инструкторов был немаленьким. Чуть позже подошли Алексей и Артём. Алексей великолепно владеет французским, поэтому все точки над “i” были быстренько расставлены, и мы покатили на парочку разминочных спусков, чтобы в 10 встретиться на нижней станции подъёмника в Ле Кош с нашим гидом Франсизом. Услуги специалиста обошлись в 180 евро на всех за 4 часа.

Франсиз ожидаемо не пришёл в восторг при виде Алисы, однако спорить не стал, дипломатично заметив, что выводы будет делать после пары пробных спусков. Первый из них был совсем халявным – от верхней станции Salla к началу Crozats. Потом после долгого подъёма на вершину Roche de Mio без очереди (ибо с инструктором, плюсок в копилку) перебрались на кабину Bellcote и с неё – на креселку Traverse, с которой как раз и начинается большинство внетрассовых приключений в Ла Плани.

Для начала немного спустились по красной La combe и с неё с небольшим пешим подъёмом ушли вправо, переваливая через гребень цирка. Дальше был зачётный спуск – сначала широким кулуаром с примерно тридцатиградусным уклоном, затем, чередуя довольно плоские поля и крутячки, выкатились к нижней станции Chalet de Bellecote. Сюда, как на донышко чашки, приходит большинство маршрутов по стенам этого цирка. Алиса заслужила от гида лестную характеристику – Франсиз сказал, что ещё ни разу не видел девочек, так здорово для своего возраста катающихся вне трасс. Юная фрирайдерша явно вдохновилась подобной оценкой и даже начала немного задирать нос. :о)

Наша группа. Третий слева - Франсиз, на заднем плане видны трассы Куршавеля.

С камерой в этой поездке у меня определённо не заладилось – с превеликой досадой обнаружил, что забыл дома SD карту. Попытка установить карту от фотика успеха не имела – камера отказалась её видеть…

Наши внетрассовые спуски в этот день: 1- пробный спуск, 2-второй спуск, 3-заход в Канадский кулуар, 4-заход на северную стену Беллькота.

После следующего подъёма на Traverse подъехали ко входу в тот самый Канадский кулуар, где некоторое время стояли, заглядывая вниз. Франсиз вынес вердикт – пока лезть туда не стоит, состояние снега не очень стабильное. Подозреваю, что некоторую роль в принятии этого решения сыграло присутствие Алисы, за что до сих пор чувствую некоторую вину перед Алексеем и Артёмом. Вместо этого пошли на северную стену более простым маршрутом, сходным с тем, которым вчера спускались москвичи. Для этого спустились по La combe до первой петли, где и ушли за традиционную табличку, извещающую, что дальше катание на свой страх и риск. Оттуда, постепенно забирая вправо, вышли на северную стену. Сверху очень похоже на северный цирк Чегета – снежные просторы, лишь кое-где нарушаемые редкими следами. Под скалами верхней части цирка сместились влево и по нетронутому кулуару начали спуск.

Северная стена Белькот. Вид со стороны Лез Арка.

Однако всё же вкатывание, видимо, играет важную роль. Хотя особых трудностей там объективно не было, я тем не менее дважды ухитрился навернуться, причём второй раз отстегнувшаяся лыжа решила бодро от меня свалить. Несмотря на раскрытый скистоп, она шустро заскользила вниз, набирая скорость. Только самоотверженный бросок Алексея (Лёха, спасибо!!!) избавил меня от нереального гемора… Сиё действо в числе прочих оказалось запечатлено на камеру, да и вообще – видео лучше покажет все прелести спуска по северной стене Беллькота.

В нижней части цирка началась борьба: появилась довольно толстая корка наста, постепенно перешедшая в лёд. Потом все следы сошлись в узкую и ободранную обледеневшую тропинку, по которой пришлось около получаса выбираться к цивилизации. После езды по такому ледяному расколбасу ноги забились более чем конкретно. Выехали мы в итоге на конечную скибуса в местечке Pont Baudin, где тусят в основном любители беговых лыж. Алексей с Артёмом успели хряпнуть по стаканчику глинтвейна (по их утверждению, лучшего в округе), а мы замешкались и не успели, потому что через пять минут уже подошёл автобус. На нём доехали до странного подъёмника Lonzagne, который по внешнему виду больше всего смахивал на 6 больших корзин для мусора, подвешенных к тросу. Стоя в них, мы поднялись к станции Вануаз экспресс в План Пейси.

Тут можно посмотреть нашу линию спуска с Беллькота.

 

А здесь - собственно спуск.

 

Алексей в одном из самых геморройных мест во время выползания к цивилизации... Оптимизма не теряет! :)

Лично мне после таких свершений захотелось чего-нибудь более расслабленного, однако я вдруг неожиданно для себя обнаружил, что в нашем коллективе являюсь чуть ли не самым горнопляжно настроенным персонажем. Устыдившись, вместе со всеми поломился опять на Roche de Mio в надежде успеть до закрытия на кабину на ледник. Опытный Алексей показал гораздо более быстрый вариант для попадания туда, чем тот, которым мы поднимались утром – смысл в том, что с L’Arpette по длинной синей полке выкатиться к подсадке кабинок Roche de Mio в Belle Plagne. Главное в этом мероприятии – не пропустить поворот к подсадке, который хитро замаскирован между кабаками.

…На ледник мы не успели – допуск туда закрывается в 15 часов. Ну, делать было нечего, пофотографировались на фоне Монблана и прикола ради поехали по длинной синей le tunnel, на которой соответственно этот самый тоннель имелся. Дальше по довольно унылым синим спустились до Плань Белькот, откуда берёт начало ключевая для возвращения в наш Ле Кош креселка Arpette. Отметили на будущее тот факт, что она работает до 17.

В Ле Кош спустились нестандартным способом, зарулив по какой-то дальней красной трассе на довольно плоскую тропу, по которой выкатились в конце концов к Вануазу, и оттуда – к дому.

На фоне Монблана.

10 января.

Внетрассовые приключения в этот день: 1 - первая половина дня, 2-спуск с Roche de Mio,3-завершающий спуск. Примерно так выглядят спуски первой половины дня на местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утро явило взору непривычную картину – за окном висели облака, а склоны долины были покрыты слоем свежего снежка. М-да, придётся кататься в молоке – смекнул я, и оставил рюкзак с камерой и фотоаппаратом дома. Встретились с Михаилом и Ириной у подъёмника и поехали наверх. Но уже где-то на середине подъёма на первой креселке клубящаяся хмарь расползлась лоскутами, и над нами засияли белизной свежего снега горные вершины. Долина была затоплена плотной серой массой облаков, а выше светило солнце. Пришлось быстренько смотаться вниз, в апарты, за техникой. В радостном предвкушении ринулись уже знакомым быстрейшим маршрутом к леднику. Народа на удивление было мало – вчера у французов закончились каникулы, и многие разъехались по домам. Предчувствия не обманули – там, где накануне на снегу были тысячи следов, сегодня простиралась белая целина, лишь кое-где отмеченная самыми ранними горнолыжными пташками. И мы тут же включились в освоение целинных просторов. Первая пара спусков – банально с выходом на красную Lacombe, следующий сделали с небольшим пешим траверсом на обратную сторону, как с гидом накануне (с выкатом к креселке Chalet de Bellecote), потом, по мере раскатывания ближних полей стали искать менее очевидные варианты, уходя всё дальше по краю цирка и выкатываясь затем всё к той же креселке Chalet de Bellecote. Катание было просто супер!! Снегу выпало ровно столько, чтобы практически скрыть старые следы, но не создать лавинной опасности. Яркое солнце, свежий снег, куча вариантов, достижимых почти без пеших переходов – что ещё нужно фанату фрирайда? Да ещё и гоупрошная камера наконец-то вроде как исправно мигала красным светодиодом, намекая, что вечером можно будет заценить сегодняшнюю катуху.

В верхней части фотографии, примерно посередине, можно увидеть нижнюю станцию Chalet de Bellecote, к которой мы в итоге выкатимся.

Около 14 часть общественности настойчиво стала хотеть разнообразия, и мы на яйцах Bellecote перебрались обратно на вершину Roche de Mio. От неё в сторону Le Tougne идёт длиннющий гребень, позволяющий без проблем достигать траверсом кучу вариантов спуска в цирк с последующим выкатом к нижней станции креселки Carella (через трассы la mio или le levasset). Поскольку эта тема слишком очевидна, то почти всё тут уже раскатано. Однако, видимо, по этой же причине реальные перцы сюда просто не заглядывают, и парочка узких проходов манит нетронутым снегом. Изгаживаем один из них, и уходим в сектор Champagny. Тут я было хотел сделать пару заманчиво выглядящих красных спусков с Les Verdons, однако дочура устроила скандал, и пришлось срочно пускаться в обратную дорогу в сторону дома. Безыдейно и нудно, на 3 креселках подряд возвращаемся на Roche de Mio. Именно сюда потому, что я весь день облизывался на крутые кулуары, спускающиеся всё к той же креселке Chalet de Bellecote – но уже, соответственно, с противоположной по отношению к утренним спускам стороны. Выглядели они издали достаточно стрёмно, поэтому решено было залезть туда без Михаила, который отправился домой традиционным путём.

Вид со спуска в долину.

Линия завершающего спуска. Катуха!!!

 

 

Спуск оказался неплохим, и не особенно сложным – больше геморроя, пожалуй, доставила официально закрытая чёрная Le Derochoir, утыканная огромными жёсткими буграми и тут и там торчащими корнями кустов. По ней и дальше по дну долины мы попали к нижней станции подъёмника Bauches. Можно было с его помощью вернуться в знакомые места, но на карте дюже заманчиво выглядела синяя oute des bauches, выводящая практически в Ле Кош. Люди, не повторяйте наших ошибок! Ну, если только, конечно, вам не хочется после насыщенного катального дня, с забитыми ногами и предвкушением момента, когда можно будет снять ботинки, поиметь примерно километровый участок полки без намёка на уклон. В общем, мажорая нота по итогам дня оказалась чуть-чуть смазана.

 

 

11 января.

С утра часок посветило солнце, спрятавшись потом за тучки, но видимость в целом была неплохой, поэтому совместно приняли решение сходить освоить какой-нибудь дальний маршрут. Стандартным набором подъёмов и спусков оказываемся на креселке Traverse. Оп-па!.. Наверху я вижу, что кто-то оставил следы на входе Канадский кулуар. Искушение велико… Но начинать день с подвига, за который придётся расплачиваться длиннющим тяжёлым выходом, не хочется, и я про себя решаю завершить здесь катальный день.

Единственный внетрассовый спуск 11 января.

Вместо этого уходим в самый дальний край цирка, переваливая через имеющуюся там седловинку в ограничивающей цирк скальной гряде. Глазам открывается отличный кулуар крутизной градусов этак 35, частично, разумеется, уже раскатанный. Однако и нетронутого снега хватает. После кулуара начинаются обширные поля, спускаемся по ним, постепенно забирая влево, почти под возвышающимся скальным массивом. Уходить вправо я опасаюсь, потому что на дно ущелья надо попасть обязательно выше имеющегося там мостика, иначе придётся форсировать достаточно полноводный ручей вброд, или выходить пешком вверх.

Нижнияя часть спуска проходит в кустах, вполне, впрочем, проезжабельных. Мои опасения напрасны – можно было уходить правее намного дальше, траверся с самого верха седловины до следующего широкого кулуара.

На сей раз мы благополучно грузимся на проигнорированную вчера креселку и выбираемся поближе к цивилизации - в Plagne Bellecote. Здесь имеется парочка сноупарков, и Алиса непременно хочет попробовать силы в хафпайпе. Меня эта тема не прикалывает, и я отпрашиваюсь на пару часиков поноситься по окрестным трассам. Договариваемся встретиться через 2 часа.

Первым делом отправляюсь в бездарно пропущенную вчера Champagny. Совершаю ознакомительный спуск в одноимённый посёлок – очень жёсткая красная узкая гора, в начале украшенная надписью «только для опытных лыжников». От Алексея перед отъездом получил информацию, что вроде как можно совершить внетрассовый спуск с Roche de Mio с выходом прямо к нижней станции этих кабинок, но количество снега (точнее, его отсутствие) на нижних склонах недвусмысленно говорит о невозможности этого действа в данный момент. Затем переезжаю осваивать заинтересовавшие меня вчера красные спуски с Verdons. Креселка удручает скоростью перемещения – подъём занимает 15 минут. К тому же начинает идти снег. В сочетании с ветром уюта это не добавляет - напомню, что во всём регионе попалась единственная креселка с колпаком, и та в Лез Арке. Трижды совершаю это мазодейство, зато в итоге получаю представление о двух красных и одной чёрной трассах, ведущих с вершины Verdons на юг. Красные были бы ничего, однако не похоже, чтобы их накануне утюжили ратраком, да и камушки кое-где торчат. Чёрная в начале поразила адскими ледяными буграми, могущими оказать честь даже Чегету, а также немалой крутизной. Забивать и без того уставшие ноги мне быстро надоедает, и я при первой возможности сваливаю на красную.

После тестирования второй красной времени хватает только на то, чтобы спуститься в Плань Белькот как раз к оговоренному времени. Меня сразу же атакует Алиса с предложением выяснить, кто круче в хафпайпе. Поколебавшись, всё же совершил заезд. Суперпрыжков, конечно, не делал, но репутацию в глазах дочери поддержал ;))).

Вид на долину в районе Вануаз экспресс.

Дальше, по обоюдному согласию, разделились - мои девушки отправились домой, а мы с Михаилом и Ириной отправились покатать трассы вокруг Плань Сентер. К этому времени снег валит уже конкретно, видимость хреновая, часть спусков закрыли. Несколько раз поднимаемся на креселке Becoin, распробывая доступные варианты. Дальние трассы – адские бугры в сочетании с плохой видимостью оставляют ощущение, что до этих спусков руки у ратратчиков доходят в последнюю очередь. Проанализировав оставшиеся в нашем распоряжении возможности, двумя разными красными трассами сваливаемся в La Roche (ничего особенного). Ну и оставшегося времени хватает как раз на то, чтобы спокойно вернуться домой. Снег, неожиданно переставший идти буквально на полчаса, с новой силой принимается заваливать окрестности. Вспомнив про виденные утром следы, ведущие в Канадский кулуар, отчётливо понимаю, что прогадил единственную реальную квозможность сделать его…

13 января.

Несмотря на мои активные протесты, и жабу, бушевавшую по поводу пропуска уже оплаченного дня катания, жена с дочерью нагло решили на гору не ходить – типа, устали, и всё такое. Поехали втроём с Михаилом и Ириной – решили докатать ещё не опробованные трассы в Ла Плани. Погода – отличная, поэтому сначала – уже практически традиционный подъём на Roche de Mio и дальше до ледника: посмотреть, не открыли ли цирк. Свежего снега полно, но и лавинную опасность подняли уже до трёх, креселки Traverse и Glacier не работают. Что ж, будет довольствоваться тем, что есть – сошли несколько раз узкими кулуарами прямо под кабиной Bellecote, по чёрной La Chiaupe и сбоку от неё. Народ прибывает – все, кто подъезжает в расчёте на цирк, вынуждены раскатывать близлежащие спуски. Перебираемся под Chalet de Bellecote и успеваем сделать 3 или 4 спуска, пока ещё есть нетронутые кулуары. Всё это время почти под подъёмником группа человек из шести безуспешно ковыряет вынос небольшой лавины длиной метров 40 и шириной 15, пытаясь, судя по всему, найти снарягу двоих участников.

Мы же ближе к полудню перебираемся ближе к Плань центр, чтобы закрыть некоторые пробелы в исследовании трасс. Красно-чёрные спуски с La grande Rochette и Les Verdons, кое-где уходим на целину. На солнечных склонах на целине очень некомфортно, снег тяжёлый и плотный, стараемся избегать их. Ниже 2 км начинается плотная облачность, сверху это хорошо видно. Перебираемся ещё дальше, на Le Biolley, откуда делаем сначала спуск в Ла Плань, а потом огребаем приключений, решив спуститься по официально закрытой чёрной morbley на другую сторону хребта. Склон солнечный, тяжёлый снег и большие бугры делают задачу очень трудоёмкой. Особенно непросто приходится Михаилу – мы с Ириной можем позволить себе отдохнуть, поджидая отстающего, а он медленно, но упорно и неотвратимо продвигается вперёд.

Затем по дну долины выкатываемся к подъёмнику, который ведёт в самый глухой угол региона – деревеньку Plagne Montalbert. Продравшись сквозь плотные облака, добираемся до конечной точки маршрута. Высота тут всего 1350 м, очень сырой и тяжёлый снег, а катание, конечно, несопоставимо с основной зоной. Да и времени уже довольно много – пора в обратный путь. Возвращаясь, постарались зацепить ещё парочку новых спусков, а в остальном спуск к дому уже выучен даже со всеми вариантами наизусть.

к оглавлению отчёта:

на главную страницу: