ФРАНЦИЯ 2011
  Часть 3. Парадиски: Лез Арк.

 

к оглавлению отчёта:

07/12/15 января. Перед тем, как купить скипассы, я довольно долго морщил репу – прикидывал, на сколько дней, чтобы Парадиски не успел надоесть вусмерть. В итоге, держа в голове однодневные поездки в Три долины и Эспас Килли, приобрёл на 9. Цены на здешние скипасы, по слухам, самые дорогие во Франции – они обошлись нам в 375 евро каждый, плюс детский – ещё 283,5. При приобретении надо обязательно сообщить о своём намерении посетить соседние регионы – тогда в дополнение к скипасу выдадут ещё такую дополнительную карточку, из которой впоследствии кассиры соседей будут вырезать всякие забавные звёздочки и треугольнички. Прям как дети малые! ;))

Пожалуй, пора сделать небольшой обзор местной каталки. Ла Плань и Лез Арк – сами по себе достаточное большие регионы, и до 2004 года просто сосуществовали по соседству. В 2004м ввели в строй маятник Вануаз экспресс (традиционно называемый русскими «вантуз») с двухэтажной кабиной вместимостью 200 человек, который надёжно связал эти зоны катания и позволил ввести скипас, объединяющий 420 км горнолыжных трасс. Как водится, можно купить отдельные скипасы на эти регионы, которые, в свою очередь, поделены на ещё более мелкие сектора. Жить, конечно, лучше где-нибудь посерединке – это Ле Кош и Моншавин со стороны Ла Плани, и План Пейси, и, возможно, Валландри со стороны Лез Арка. Тогда трансфер до какого-нибудь дальнего уголка региона не будет занимать полдня.

Транзит из Les Coches до Vanoise express после подъёма на креселке. В нижней части увлёкся и проскочил поворот направо к гондоле :)). (~95МБ).

Plan Peisey.

Ну а начну, пожалуй, с Лез Арка – потому что именно туда мы направились в первый день, встретившись с ребятами утром. Из Ле Коша трансфер достаточно простой – один подъём на кресле, затем довольно длинный спуск (надо только не прозевать поворот) – и можно садиться на гондолу. Всего в Арках мы откатали три дня, спустившись по большинству трасс и получив хорошее представление о возможностях региона.

Трассовое катание в Арках хорошее, интереснее, чем в Плани. Условно зону катания можно поделить на два больших участка: один с восточного склона хребта, который образуют вершины Aiguille Grive, Cоl du Grand Renar, Col des Prettes и L’Arpett, на нём как расположена большая часть посёлков (Лез Арки 1600 и 1800, План Пейси и Валландри), и второй, ограниченный западными склонами того же хребта с одной стороны и вершиной Auguille Rouge с другой. Эта вершина – высшая точка, куда можно попасть на подъёмнике, 3226м.

Верхний участок спуска в Валландри. Название трассы для русского уха звучит не очень...

Для любителей прохватить по ратраченным трассам идеальное место – весь западный склон: спуски в Арки 1600, 1800, и в Валландри. Масса вариантов: и синие, попроще, и красные. Почти везде можно набрать 600 – 700 метров перепада, верхняя часть трасс – на открытом склоне, примерно на двух тысячах спуски уходят в ельник, в большинстве мест, кстати, вполне проезжаемый: после снегопада запросто можно поискать немного лайт-фрирайда. В дальних уголках типа спусков с самого правого бугеля Combe (72) можно и во второй половине дня застать…нет, не вельвет, но хорошую и не разбитую трассу.

На Auguille Rouge. Слева внизу виден Лез Арк 2000.

С Auguille Rouge – пожалуй, самое сложное катание в регионе. Попадают сюда сначала яйцами (Varet (40)) из Арка 2000, с которых потом надо перейти на маятник (30) на самую вершину. С верхней станции яиц, без дальнейшего подъёма доступно несколько чёрных нератраченных спусков, тут же начинается знаменитая трасса «kilometer lance» (Километровое копьё), на которой в 2006 проводился чемпионат мира по спидскиингу. Тогда же здесь был установлен мировой рекорд скорости на лыжах – 251,7км/час. Готовить её – дело непростое, так что нам она предстала в виде обычного и весьма крутого в верхней части бугрятника.

Вид на Auguille Rouge со склонов L’Arpett. В левом нижнем углу - посёлок Лез Арк 2000 (повыше) и Лез Арк 1950 (пониже). А если кликнуть сюда, то можно посмотреть как расположена зона 1 внетрассового катания прямо на фотографии горы.

Маятник на Auguille Rouge – самое узкое место в здешней системе подъёмников, даже при незначительном количестве народа на склонах мы простояли в очереди больше получаса. Сверху ведёт практически единственная трасса, потом разделяясь – одно ответвление выводит снова к нижней станции маятника и верхней - яиц, а другое сначала полкой вдоль хребта, а затем двумя крутыми чёрными трассами приводит в Арк 2000. Рядом с этими двумя чёрными – довольно широкое поле, которое, впрочем, из-за очевидной доступности раскатывают достаточно быстро. Нам тут даже достался спуск по практически нетронутому снегу – для этого пришлось траверснуть в сторону, под скалы.

Если с чёрной Auguille Rouge, идущей по хребту, в Арк 2000 не сворачивать, то можно укатиться, поимев о-очень длинный спуск, в самый медвежий угол – местечко Villaroger на 1200м. Но, по большому счёту, делать этого не стоит – скорее всего, этот спуск был задуман для того, чтобы дать доступ на гору проживающим в этой деревушке. При плюсовой же температуре, как это было с нами, проезд по нижней части горы превратился в омерзительный квест «увернись от грязищи».

Существует ещё некое подобие Селлы Ронды в миниатюре – можно совершить круговой объезд вокруг вершины L’Arpett, причём в любом направлении. Это мероприятие контрастное, голубые полки перемежаются чёрными бугрятниками в узких ущельях. Есть интересное местечко – красный спуск Malgovert. Проходит среди огромных валунов, это не трасса в привычном смысле, а прямо лабиринт с множеством вариантов проезда между скал, так, что постоянно теряешь из виду спутников. Народа тут очень немного. Минус – архаичная и очень медленная креселка Comborcier (41).

Для пояснений по фрирайдным возможностям региона специально отсканировал план, на котором отметил основные зоны, где можно уйти за флажки. Как мне показалось, в Арке фрирайда не очень много, в основном раскатывают то, что находится в непосредственной близости от трасс. Помимо упомянутых спусков с Auguille Rouge (см. зону №1 на схеме) прямо с подъёмников доступны поля по бокам от креселки Grand col (38, на схеме под номером 2)).

Вид от верхней станции креселки Grand col. Можно уйти вправо, а можно - влево.

Довольно много места, в том числе в ёлочках, рядом с чёрной трассой ours, ведущей с L’Arpett. Мы, спускаясь там, запёрлись по незнанию на скальный сброс, пришлось вылезать немного в сторону. Есть относительно популярный маршрут с пешим подъёмом на 130 м – от верхней станции Plagnettes (36) (кстати, единственное кресло с колпаком в регионе) через вершину Aiguille Grive и последующим выкатом в точку примерно между верхними станциями Grizzly (68) и Derby (69) – примерно 550м перепада (№3 на схеме).

Видео фрирайда около подъёмников в Лез Арке (на vimeo): первый и второй проезд - спуски с Grand col, остальные - спуск с L’Arpett сбоку от креселки Bois de L'Ours. (175МБ)

На схеме курорта отмечены несколько мест, где могут поизворащаться приверженцы нью-скула, однако на практике достойным из них можно назвать только Apocalypse parc, находящийся над Арком 1600. В последний день действия скипаса мы зависли тут часа на два – дочь последнее время стала очень неравнодушна ко всяким кикерам, рейлам и хафпайпам. Первые две позиции из этого списка имелись тут в изобилии, а вот за хафпайпом надо ехать в Ла Плань. Трамплинов – три параллельных ряда, каждый отмечен соответствующим цветом, как и трассы. Сначала проехались по зелёному – оказалось совсем просто, затем перебрались на красный. Вот тут уже были довольно приличные вылеты. Алиса порадовала – несколько раз спустилась, совершая более чем высокие и длинные прыжки.

Видео на vimeo: проезд Алисы в сноупарке, тот же проезд - вид от первого лица (моего :)), и спуск по красной combe. (95МБ)

На чёрные не полезли – там тренировались местные перцы, делая трюки, вполне достойные какого-нибудь скимуви, да и мне было попросту страшновато.

к оглавлению отчёта:

на главную страницу: