КУБА И БАГАМЫ 2011.

 

Часть 6. Гавана. Playas del este. Возвращение.

к оглавлению отчёта:

La parte 5. (12 - 15 de Mayo).

12 мая, продолжение.

Снова Гавана. Контроль по прилёту был заметно жёстче. Заставляли открыть ручную кладь, вдоль багажа бегал антинаркотический бобик… Видимо, даже с относительно благополучных Багам на Кубу может прибыть что-нибудь этакое…

…Вечером никуда не дёргались, просто сходили за алкогольными напиткам, попутно обнаружив поблизости пару разноплановых жральных заведений. Поужинали в касе, счёт в 30 кук (по 10 с носа, включая детский) не понравился, несмотря на изысканную сервировку, поэтому в дальнейшем откушивали либо в безыскусной кафешке на углу 4й и 11й, либо в «Париже» (ресторан с неплохой кухней и обслуживанием) в паре кварталов (по-моему, угол 6й и 17й), напротив клуба «Жёлтая подлодка».

По поводу касы: нестыковки с информацией с форума просто бросались в глаза. Про несовпадение адреса я уже писал. Однако, судя по сообщениям с форума (этому и этому), реальные люди жили в каком-то пентхаусе на верхнем этаже…сейчас ни того, ни другого не наблюдалось.

В общем, видимо, Алексис переехал, указываю его правильный на настоящий момент адрес (телефоны и мыло остались без изменений):

3) Alexis López Hernandez
Адрес : Calle 4, #110, Entre 13 y 15, Vedado, Ciudad de la Habana
Тел
: +53 (7) 8338670
Моб
.: +53 (5) 2636971
Email: vedadoalto@gmail.com

URL: www.23y6cubarent.com


Живут вдвоём, чувствуется - это кубинская продвинутая интеллигенция: один инженер, другой дизайнер (лет так по 30-35), собирают антиквариат. Оба знают английский.

Чуть выше приведена выдержка из описания касы Алексиса – мельком прочитав его, сделал вывод, что речь шла о супругах и ошибся. По факту нестандартная ориентация хозяина видна невооружённым глазом, за то время, которое мы тут пробыли, ни одной особи женского пола в доме я не видел (кроме собственных жены и дочери), зато жеманных и чмокающих при встрече друг друга мужичков – сколько угодно. Впрочем, лично я гомофобией не страдаю, а других поводов придраться Алексис не давал. С интеллигентностью всё было в порядке.

13 мая.

Расслаблялись. Ранним подъёмом себя изнурять не стали, поэтому только около 14 часов я вылез из дома с идеей арендовать на день машину. Разумеется, я помнил инфу о том, что в Гаване нет смысла это делать, однако предполагаемая поездка на Playa del este и экскурсия по вечернему старому городу и крепости Эль Морро вроде как должны были уравновесить ценник. Однако лучшее однодневное предложение от прокатчиков на дохлый Атос стоило 70 кук + 49 кук за полный бензобак, из которого я мог выкатать дай бог треть. Поэтому забил. Возле дома был отловлен тук-тук, и за несколько куков нас доставили к центральному парку. Сразу стало ясно, что вот именно сейчас мы оказались в настоящем туристическом центре города - число помогал, продавцов сигар и ресторанных зазывал просто зашкаливало. Наиболее занудным, увязывающимся за нами следом, я говорил открытым текстом: «Извините, но мы хотели бы прогуляться одни, без вас». Действовало вполне эффективно. Заглянул в Casa del ron, что рядом с баром «Флоридита», где любил сиживать Хемингуэй, поинтересовался насчёт рома Caney. Как и раньше, услышал, что он весь идёт на экспорт и купить его на Кубе невозможно. Видимо, это действительно так, потому что видел я его в продаже единственный раз в дьютике, когда улетал на Багамы. Решил для себя оставить некоторое количество куков, необходимое для приобретения нескольких бутылок при отлёте домой.

Капитолий в Гаване - точная копия вашингтонского.

А этот дом - прямо напротив капитолия.

Театр Гарсии Лорки.

Жена с дочерью всё ещё продолжали считать, что сувениров куплено пока недостаточно, в результате периодически приходилось отбиваться от настырных продаванов в магазинчиках. В одной лавке девушки залипли – жене глянулась кукла, дочь пришла в восторг от самодельного «фотоаппарата», изготовленного из банки «Кристаль», предвкушая, как будет пугать им одноклассников… Обречённо вздохнув, я принялся торговаться. У продавца тут же подтянулись дополнительные силы в лице перца с гитарой, который немедленно изобразил одухотворённое лицо и завёл «Hasta siempre», кружа вокруг меня. «Гитара – это хорошо» - заметил я вслух, и в качестве алаверды, отобрав инструмент, сыграл пару куплетов «Прогулок по воде» ;)). Тем временем к списку покупок добавился берет а-ля Че, который, как выяснилось, очень мне к лицу (с точки зрения жены). После расчетов с продавцом гитарист тоже возжелал получить мзду: «Я же тебе играл!» На это я абсолютно обосновано заметил – «Ну так и я тебе тоже!» и ушёл. Что возразить, чувак придумать не смог. ;о))

Прошлись стандартным маршрутом, по Обиспо до набережной, зашли на Плайя Катедраль, и затем по Пасео вернулись на исходную точку.

Музей революции.

Обиспо.

Бар Флоридита. Деревце на доме на заднем плане кажется уже несколько великоватым...

Судя по надписи, это - почтовый ящик.

Купив парочку банок Кристаль, засели на скамеечке в сквере напротив театра Гарсии Лорки передохнУть и скоротать время до ежевечерней церемонии салюта в крепости Эль Морро.

В 8 вечера за пару куков доехали до крепости и успели как раз к началу – смешанный из солдат в старинной форме и современных военнослужащих караул спустил флаги, затем началась подготовка к традиционной canonada. В Эль Морро имеет место явная дискриминация иностранцев – для них предназначена отдельная касса с несуразно дорогой на мой взгляд ценой билета: 8 кук со взрослого и 4 с ребёнка.

Похоже, церемония пользуется популярностью – к 21 часу собралось, наверное, человек 400, соответственно, место в первом ряду желательно занять заранее. За 1 дополнительный кук можно смотреть с балкона, но, имхо, вряд ли это существенное преимущество, потому что оттуда до места действия довольно далеко.

Глядя на то, как солдаты заряжают пушку, сразу вспомнил бессмертные строки «забил заряд я в пушку туго». Ровно в девять запал подожгли, шарахнуло неожиданно мощно и громко. Народ похлопал, все стали расходиться.

На выходе из крепости поджидает толпа алчных таксистов, которая сразу набрасывается на выходящих. Поскольку мы шли первыми, нам, соответственно, досталось по максимуму ;). Договорились с одним – думаю, что кука три-четыре я ему переплатил (это я пойму завтра, за 12 кук уехав километров на 20 от Гаваны). В качестве пепелаца выступил Москвич 2140 в ужасающем состоянии – внутри было голое железо. Мне стало интересно – сколько этакая помойка может тут стоить? Ответ шокировал – 5000 кук. Если в приличном состоянии – то 7тык. А-фи-геть. Я свою Ниву в куда лучшем состоянии отвёз на утилизацию…

14 мая.

Решили съездить на городские пляжи. В самой Гаване их нет, а из тех, что в пригородах, лучшими считаются Playas del Este. Спустились до Кальсады, где я поменял ещё чуток денег и отловили такси, с которым за 12 кук договорились доехать до Санта Мария дель Мар. Ехали долго, я даже забеспокоился, что по приезду меня захотят развести на большую сумму. Однако ничего такого не произошло. Рассчитались с водителем и расположились на пляже, арендовав за два кука лежак и пляжный зонтик.

Провалялись где-то с полудня до 17 часов, выпили парочку свежих кокосов по 1 кук, я съел купленную у местных торговцев курицу с рисом (1.25 кук). Покатались с дочерью по её пожеланию на каяке. За время, проведённое нами на пляже, волны стали подкатываться к самому лежаку, а полоса песка усохла метров с 15 -20 до 7: видимо, наступил прилив.

Домой ехали на древнем бьюике, в который на три полноценных ряда сидений влезало 8 человек, вместе с местными. Ценовые ориентиры у меня теперь были, поэтому на цифру 12 удалось выйти без проблем.

La segunda desviacion.

Несколько абзацев об автомобильном движении на/по Кубе. Автопарк очень старый. Много машин, оставшихся с пятидесятых годов, когда американцев выперли с острова. Некоторые тачки еле живы, а за некоторыми тщательно ухаживают хозяева, так что любо-дорого посмотреть. На таких ретроавтомобилях и прокатиться приятно. Следующая многочисленная категория – вазовская классика и москвичи. Проблем с кузовом из-за климата у них тут практически нет, а всё остальное там можно ремонтировать вечно, что кубинцы и делают. Переднеприводных вазов нет вообще. Современные машины – большая редкость, можно буквально пересчитать по пальцам, сколько я их видел за поездку. Американских марок (кроме старых, о которых писал вначале) нет в принципе, что неудивительно: запчасти в случае ремонта брать негде. Довольно много китайской продукции, в основном Geely. Ну и ещё один сегмент – европейские марки разного возраста в ассортименте, в основном бюджетные модели и модификации.

Дороги – так себе. Единственный автобан (carretera nacional) связывает через Гавану Пинар дель Рио и… и ничего, так как заканчивается, не доходя примерно 60 км до Сьего де Авила. В Гаване имеется разрыв, и, чтобы переехать с западной части автобана на восточную, надо приложить некоторое количество усилий, так как с указателями - напряжёнка. Кстати, об указателях: чаще они всё же есть, но и в обратном случае, даже ничего не зная по-испански, всегда можно остановиться и спросить – уж рукой-то вам направление укажут. Одно важное дополнение – спрашивать дорогу надо у людей незаинтересованных. Мы всегда останавливались возле тех, кто ловил машину в противоположном направлении, либо около продавцов, которые не могут покинуть свой товар, и т.д., и указания всё время были правильными. Если спрашивать дорогу у желающих уехать в том же направлении, то очень велик шанс, что они захотят показать вам дорогу лично, сидя в машине, при этом вовсе не факт, что дорога окажется самой короткой и будет в первую очередь учитывать ваши интересы, а не интересы пассажира. А голосующих по обочинам на Кубе ого-го сколько, конкуренция среди желающих уехать на попутке весьма высока. Мы никого не брали – не думаю, что Алисе на заднем сиденье было бы комфортно в компании местных жителей.

Основная проблема при передвижении по Кубе – это огромное количество тихоходных транспортных средств. По дорогам перемещается множество велосипедистов, мопедистов, различных модификаций велорикш, тракторов и прочей херни, которая быстро ездить не может в принципе. Причём вся эта еле ползающая масса ведёт себя, как полноправные участники движения, никто не примет вправо, и тем более – на обочину, чтобы пропустить более быстрое транспортное средство. Впрочем, автомобилисты, видимо, привыкли к такому положению вещей и флегматично тащатся сзади и 300, и 400 метров, выжидая возможность обогнать тихохода. В городках и пригородах эта особенность кубинского трафика здорово замедляла передвижение. А возникающая периодически необходимость на междугородном шоссе оттормозиться со ста почти до нуля из-за какого-нибудь велосипедиста изрядно раздражала (особенно в сочетании со скрежетом стёршихся тормозных колодок). По этой же причине ездить в тёмное время суток нужно очень и очень осторожно.

Про прокат написано довольно много в соответствующем топике, замечу лишь, что тактика оставлять депозит наличными себя полностью оправдала – сдал машину, получил назад деньги. И никаких проблем с залипшей на месяц – другой блокировкой средств.

15 мая.

Вроде как времени было полно – наш самолёт вылетал в 20 часов - но подрываться и куда-то ехать загорать/бродить, а потом судорожно собираться и мчать в аэропорт жена отказалась. Одному мне тоже не захотелось, поэтому я сходил и поменял ещё немного денег, уже зная предстоящие затраты, затем набрал пива и еды в близлежащей кафешке и расположился загорать во внутреннем дворике нашей кассы, почитывая книжку и каждые 20-25 минут бегая в душ. Примерно так и прошло время до отъезда. В районе половины пятого сходил и поймал тачку, причём процесс неожиданно оказался более сложным, чем обычно. Первые три тачки, которые я пытался остановить, проехали мимо. Я был просто в шоке – машины пустые, водилы меня видели – и не останавливаются. Что это было, а? Только четвёртый по счёту таксист после непродолжительной торговли за 15 кук отвёз нас в аэропорт.

Дальше всё стандартно – регистрация, о-очень медленная очередь на паспортном контроле, закупка Caney в дьюти-фри. И одиннадцать с небольшим часов полёта до Москвы.

La conclusion.

За чем же всё-таки стоит ехать на Кубу? Вопрос неоднозначный, и у каждого на него есть свой ответ. Моё кмк будет таким: стоит ехать за сексом: его легко найти и, видимо, на него не придётся тратить много денег (по понятным причинам говорю это чисто как теоретик в вопросах секса на Кубе ;-)).

Стоит ехать, если есть желание побрататься с местными жителями, побухать с ними и полностью расслабиться: окружающая атмосфера вполне способствует, я поймал это ощущение в тот день, когда мы ездили на Плайяс дель эсте.

Стоит ехать тем, кто хочет почувствовать себя богатым иностранцем – ваши доходы по-любому будут значительно превышать доходы среднестатистического кубинца. Правда, лучше самоутверждаться где-нибудь не в Гаване – тут и не таких видели! ;)).

А бонусом ко всему этому будут пляжи и ласковое море, приятный климат, отличный ром и сигары. Ну и, конечно, люди, те, которым не нужны ваши деньги – не все же кубинцы испорчены духом наживы.

Однако есть и минусы, о которых тоже лучше помнить, собираясь посетить остров Свободы. В крупных городах каждый второй кубинец из тех, с кем вам доведётся иметь дело, будет пытаться вас обвести вокруг пальца. Соответственно всегда желательно быть начеку, проверять меню, считать сдачу, сначала договариваться о цене, а потом принимать услуги и т.д.

С магазинами и ассортиментом в них, особенно в провинции – беда. Туристическая инфраструктура в более-менее приличном виде существует только в резервациях типа Варадеро или Кайо Коко, куда простым кубинцам вход заказан. Поход в кафе или ресторан – лотерея, заранее не угадаешь, какого качества блюдо принесут. С интернетом также очень плохо.

Ну и ещё: пляжи хороши, но по берегам Карибского моря полно мест, где они как минимум не хуже, а сервис лучше. Природные достопримечательности…как бы помягче…неглобальные, местечковые такие. Да и с историческими ценностями тоже не густо.

В общем, на поездку на Кубу (впрочем, как и на любую другую) важно правильно настроиться – и тогда эмоции будут исключительно позитивные. Как, например, у нас. :о)))

к оглавлению отчёта:

на главную страницу: