КАНАДА. ЧАСТЬ 4: ВАНКУВЕР - КАЛГАРИ: ПП МАННИНГ, КЕЛОУНА, НП ГЛАСЬЕР, НП ЙОХО, НП КУТЕНЕЙ, ГОРНЫЕ ЛЫЖИ В KICKING HORSE, КАЛГАРИ.

04.03

В 10:10 с пробегом 2260км выехали из центра Ванкувера в сторону городка Пейдж. Жена, сильно расстроенная вчерашним обломом с шопингом, неустанно водила жалом по сторонам в поисках молла. Счастье ей улыбнулось в каком-то провинциальном городке по дороге, и полтора часа мы исследовали местные модные тенденции. Потом попался очередной местный ПП Bridal falls. Я, конечно, от водопада возбудился и побежал его фотографировать. Но, так как официально парк был закрыт, то пришлось припарковаться в стороне, а потом пойти напрямик. Вымазался, как чёрт, и промочил ноги, зато стал обладателем замечательных фоток из серии «в заповедных и дремучих…» Сам водопад тоже порадовал – солидный такой, 122 м падения…  

В заповедных и дремучих...    
 

Bridal falls. Слева внизу - человечек для понимания масштаба.

Возвращался я уже нормальным путём, был вымочен насквозь хлынувшим ливнем. Под непрекращающимся проливным дождём из низких туч доехали до Пейджа. Славно сиё место тем, что здесь снимали первую часть «Рэмбо», а также каньоном реки Фрейзер. Искать, а потом идти и смотреть и то, и другое в такую погоду не было никакого желания, поэтому забили, свернули на шоссе №3 с нарисованной вороной, и поехали в надежде, что погода изменится. Дорога забирала в гору, пересекли границу  ПП Мэннинг и въехали в тучи. Минут пятнадцать ни хрена не было видно, а потом постепенно светлело, светлело, и в итоге развиднелось аж до голубого чистого неба.  Что сказать – симпатично, но не более того. Если кто не насмотрелся на горы (типа Уральских), снег и голубое небо, а также располагает некоторым количеством свободного времени – тем сюда.

Примерно такие пейзажи...

На подъезде к городку Princeton.

Кто только тут не бегает через дорогу!..

Similkameen river. Где-то между Princeton и Keremeos.

Okanagan lake. Городок вдали - Peachland.

Всем прочим – проще махнуть по №1 до Мерритта и свернуть прямо в Келоуну. Начиная с городка Peachland (Персиковая страна) трафик становится весьма плотным, да и застройка по берегам нескольких огромных озёр идёт почти непрерывно. Это и есть долина Оконнаган – одна из основных канадских житниц. Только здесь растут персики и виноград, и именно здесь производят всё канадское вино.
Тут же, кстати, на всём протяжении дороги периодически попадаются указатели на разные горнолыжные курорты: в этой части страны их довольно много.
Упираться до победного и стараться проехать как можно большее расстояние смысла нет, и вскоре после наступления темноты, примерно в  7 вечера с цифрой на одометре 2781 км остановились в мотеле в городке Вернон. Пробег за день составил 538 км.

05.03

С утра погода поманила было просветами в облаках, но уже к 9 часам небо полностью затянуло. Собрались и поехали. В 8 километрах к северу от Вернона есть историческое ранчо О' Кифа (Ranch O'Keefe), упоминающееся в путеводителе. Указатели на съезд с шоссе есть. Подъехали как раз, чтобы застать собирающуюся зайти внутрь тётечку. Она нас расстроила, сказав, что работают они с мая по октябрь, но подсластила пилюлю, разрешив нам пройти и осмотреть территорию и экспонаты, находящиеся снаружи. Так что представление о развитии сельского хозяйства и нелёгком труде североамериканских крестьян, начиная с 60х годов позапрошлого века, мы получили. Очень много старинной сельхозтехники и приспособлений – посмотреть можно, особенно нахалявку ;))). Сколько стоит посещение в сезон – не знаю.

Вчера видел на дорожном информтабло, что дорога после городка Sikamouse закрыта, но, поскольку доехать туда за вчерашний день мы не планировали, да и табло попалось единожды,  значения не придал. Сегодня это уже актуальнее. Горы становятся выше. В  Сикамаусе мы выезжаем на федеральное шоссе №1 и движемся в сторону городка Ревелсток. Пока всё нормально, правда, начинается дождь,  который усиливается по мере продвижения в горы. Вокруг масса мест для кемпингов, гостиниц и т.д., видно, что летом жизнь кипит. Попадаются указатели и на горячие источники, и на водопады, но под проливным дождём не возникает ни малейшего желания выходить из машины. Между тем снега на склонах становится всё больше, а отвалы по краям дороги приобретают циклопические размеры.  За несколько километров до Ревелстока утыкаемся в затор, движение впереди перекрыто. Минут через 15 проезд разрешают. Оказывается, тяжёлая техника заканчивает расчищать дорогу от сошедших накануне нескольких лавин – вот и причина вчерашней информации об ограничении движения. Одна очень приличная, перемахнула дорогу и частично ссыпалась в озеро. По мере дальнейшего продвижения видно, что в каждом кулуаре по сторонам хоть что-то, да сошло – свежий снег очень влажный и тяжёлый. Заезжаем в Ревелсток, ничего особо интересного: какой-то железнодорожный музей с одним паровозом, небольшое сосредоточение коммерции в виде пары десятков магазинов. Время у нас есть, и жена отправляется исследовать ассортимент в канадской глубинке. Я остаюсь дремать в машине. Спустя часика полтора едем дальше.

Однако я совершаю серьёзную ошибку – чёрт его знает, что меня удержало, но так и поленился заехать на заправку, хотя времени было полно. Судя по карте, беспокоиться было особо не из-за чего – до нашего пункта назначения (Голден) было ещё три населённых пункта. Из города мы выбираемся через другой выход на шоссе, пропустив таким образом кусок федеральной трассы длиной километра четыре – это, кстати, важно.
Первый на пути посёлок оказывается сезонным: всё открыто только летом, в сезон, а сейчас только крыши торчат из сугробов. А индикатор количества топлива неумолимо падает, загорается резерв. В 55 километрах от Ревелстока утыкаемся в перекрытую дорогу. Иду расспрашивать сотрудников дорожной службы. Перекрыто где-то на час, опять расчистка от лавин. Спрашиваю – а где следующая заправка?  - В Голдене, примерно 90 км. Всё, пипец. Топлива точно не хватит. Делать нечего, разворачиваемся и дуем обратно. Я спешу: если откроют примерно через час, то мне надо пролететь 110км за это время, +какие-то минуты на заправку, иначе можно снова оказаться в ситуации, когда накопившиеся машины пропустят, а дорогу перекроют вновь. Валю под проливным дождём со снегом по горной дороге 130, сбрасывая в поворотах и перед лужами, всё равно полиции на этом участке не было. Жена призывает не поддаваться раздражению. В Голдене, как раз на участке дороги, который мы первый раз объехали, заглядывая в городок, видим указатель: «Проверьте топливо. До следующей станции ххх км»
Успеваем обернуться за 1:10. Торопился зря – работы закончились, движение открыто. В итоге по времени не потеряли почти ничего, чисто накрутил лишнюю сотню с гаком и пожёг бензин. Дальше было просто. Правда, по мере заезда на перевал Роджера снег усиливался, дорогу на глазах заметало, но по мере приближения к Голдену разбушевавшаяся стихия поутихла. Навигатор точно вывел к нужному дому (а без него помучались бы), и спустя пару минут мы уже здоровались с Бобом и разгружали вещи. На одометре к этому моменту было 3225 км, соответственно, пробег  за день со всеми возвратами – 444 км.
На размещении в Голдене хочу остановиться немного поподробнее.  Во всех местах в Канаде мы останавливались в гостиницах. Здесь же – частный дом, две спальни в котором сдают хозяева. Дети у них выросли и разъехались, и Боб и Хизер теперь принимают туристов из разных уголков земли. Дом большой и очень уютный, место тихое, отличные виды из окна, а Боб предельно радушен. Хозяйки нет, отдыхает в Мексике. Вечером замечательно было посидеть на балкончике со стаканчиком виски и сигарой с видом на залитые лунным светом горы, послушать тихо падающий снег.

06.03

От вчерашней погоды не осталось и следа, и по всем признакам нас ждал сегодня реальный POWDER DAY!!! До горы от городка – 14 км, впрочем, склоны отлично видно с нашего балкона. В половине десятого мы уже стоим в очереди на кабинку. А очередь большая, поскольку эта кабинка берёт на себя основную нагрузку по доставке отдыхающих, и, спустившись с горы, другого варианта попасть наверх просто нет. Две работающие креселки положение не спасают, поскольку одна из них – практически только для начинающих, а вторая обслуживает несколько коротких спусков в верхней части. Оба цирка пока закрыты, но нам хватает катания и без них. Наверху – 30 см свежего снега, и пока не сильно раскатанные, но достаточно серьёзные трассы с CPR Ridge. Надо сказать, что, чтобы попасть в дальний цирк, Super bowl, надо преодолеть достаточно длинный траверс пешком, а для того, чтобы вальнуть с вершины Terminator peak, придётся набрать метров 200 по высоте пешком. Пока, впрочем, всё равно всё закрыто.
На середине горы висят облака, а верх и низ просматриваются хорошо. Лягающаяся лошадь нам нравится - хорошее, сбалансированное катание, можно найти что угодно: крутые кулуары со скалами (двойные чёрные №№ 49-64) и узкие проезды в лесу между деревьями, широкие поля и сложные трассы, кое-где можно даже погонять: видно, что некоторые спуски вчера готовили.

Kicking Horse, Канада, провинция Британская Колумбия. Официальный сайт курорта http://www.kickinghorseresort.com/ Перепад высот 1260 м, с 1190 м до 2450 м. 5 подъёмников, 106 трасс, доступная площадь катания - 2750 акров. По количеству снега, выпадающего за зиму, год на год не приходится: от 254 см до 700 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид с нашего балкона. Вдали на склонах видны трассы.

Вид с вершины Blue Heaven. Напротив, на противоположном склоне долины - верхняя станция Golden eagle express и спуски с CPR ridge. Подальше, на втором плане Terminator peak.

Ноги протестуют – трёх дней, очевидно, недостаточно, чтобы восстановиться после интенсивного катания. Но экономить силы уже незачем, и мы продолжаем искатывать доступные спуски. Около 2 часов открывают Feuz bowl, и все устремляются туда. Тоже отличное место – теперь к ранее доступным спускам к нижней станции креселки с хребта Redemption добавились  кулуары на другую сторону, на схеме – номера с 75 по 106. Успеваем сделать ещё два полноценных спуска сверху донизу. С учётом всех перемещений на подъёмниках и общей усталости полный цикл «вверх-вниз» занимает около 50 минут.  Кстати – встретили в очереди на подъёмник Боба – нашего домовладельца. Хорошо, конечно, что он такой спортивный, но чтоб мы делали, если бы вернулись пораньше? Ключа-то нам не давали…
Но всё хорошо, что хорошо кончается. Оставили Бобу очередную благодарственную запись в гостевой книге, и на следующий день с утречка отправились в завершающий перегон по Канаде.

07.03

На счётчике - 3266 км, на часах – 10:05 утра. Погода – отличная, солнце. Планы на сегодня – скромные, надо доехать до Калгари, по дороге посмотрев, что получится в НП Йохо (Yoho).  Не успев выехать из Голдена, сразу же утыкаемся в затор: опять дорогу перекрыли, что-то сползло. Стоим недолго, нам повезло – видимо, подъехали одними из последних, а хвост впереди был приличный. Ближайшая к нам по дороге достопримечательность - водопад Wapta, от автодороги до него пешком идти 2,4 км, брошюра подсказывает, что летом это занимает примерно 45 минут, а зимой вообще-то закрыто. То есть надо ещё добавить. После некоторых душевных терзаний проезжаю мимо. На  щите на въезде в НП написано, что для транспортных средств, где бы то ни было останавливающихся в парке, требуется пропуск.  Но въездная будка закрыта, а значит, до Филдса (городок, где расположен центральный офис), можно тупить. Немного не доезжая до Филдса, сворачиваем влево, совсем рядом с дорогой есть природный каменный мост. Сейчас он завален снегом, и арка больше угадывается под белыми шапками. В 14 км далее по этому ответвлению лежит Изумрудное озеро (Emerald lake).  Там просто красиво, зимой проложены трассы для беговых лыж.

Каменный мост.

На Изумрудном озере.

Поворот на Такакава фоллз наглухо запечатан кучей снега. Ещё немного горной дороги, и мы выезжаем на уже знакомую развилку дороги около Лейк Луиса, продолжая двигаться в сторону Банффа. Вскоре появляются указатели на поворот на дорогу №93 и НП Кутеней. Спонтанно приходит в голову мысль: а нет ли там чего-нибудь интересного неподалёку от въезда в парк? Времени у нас полно… Извлекаю карту парков – кое-что есть:  в 11 км от развилки перевал Вермиллион, где до сих пор стоит мёртвый лес, сгоревший во время грандиозного пожара ещё 44 года назад (там же, кстати, пролегает водораздел между Тихим и Атлантическим океанами), а ещё в 7 км – Мраморный каньон. Пожалуй, стоит заглянуть, что мы и делаем. Горы и здесь очень живописны

На парковке у Мраморного каньона стоит пара-тройка машин, в свежем снегу есть следы, видно, что несколько человек прошли по тропе. Идём и мы, периодически проваливаясь почти по развилку. Каньон мне нравится, но, как всегда с такими объектами бывает, на фотографиях всё выглядит просто никак. Хорошо хоть, что окружающий пейзаж достаточно живописен и так и просится на фотографии. Вылазка по тропе, несмотря даже на глубокий снег, отняла всего около получаса. Ещё в трёх километрах далее по шоссе есть Paint Pots – короткая тропа на 20 минут, сулящая минеральные источники с разноцветной почвой вокруг, а в 8 – ещё один мраморный каньон, и, если судить по названию (Numa Falls) – с водопадом. Туда не поехали, так как большинство интересностей должно быть надёжно спрятано снегом, да и бензин снова начинал поджимать :(.

Мраморный каньон.

 

По дороге ещё разок заехали в Банфф закрыть тему сувениров, заодно я ещё разок подъехал и таки заснял Bow falls при свете дня. В Банффе, кстати, на попавшейся заправке залиться не удалось – принимались только наличные (2й случай), остаток которых мы благополучно слили только что в магазинах.
Границу Кенмора в этот раз мы пересекали при свете дня и поэтому имели возможность полюбоваться Скалистыми горами, остающимися за спиной.

В Банффе, рядом с Bow falls.

Замёрзший Bow falls.

Последние скалы на выезде из Кенмора.

Highway №1 в окрестностях Калгари.

Олимпийский комплекс трамплинов в пригороде.

В Калгари как раз начинался rush hour, поток был довольно плотным и тыкаться в даунтаун не хотелось вообще. Из достопримечательностей в Калгари можно упомянуть собственно центр, увенчанный  189-метровой башней со смотровой площадкой, парк Стампид, который надо посещать во время одноимённого фестиваля в июле (разные ковбойские состязания, праздник пользуется бешеной популярностью), парк Херитейдж – очередная реконструкция канадского городка позапрошлого века и зоопарк. Ни одна из этих аттракций особого энтузиазма у нас не вызывала, поэтому жена решила вечером, наконец, оторваться по покупкам, а завтра просто поехать покататься по городу, посмотреть всё из окон машины.
Поехали в mall Chinook – огромный торговый центр, реально лучшее место для отоваривания за всю поездку, даже я оценил. Там и прошёл вечер.

08.03

Досидев в гостинице до расчётного часа, поехали смотреть центр города с прицелом после этого отправиться прямо в аэропорт. Какого-то острого желания вылезать из машины и прогуливаться по пешеходным галереям, проложенным над улицами прямо через здания на уровне второго этажа, не возникло, хотя это и считается чуть ли не основной фишкой города. Все парковки сильно платные, но с местами проблем нет.  В общем, было просто лениво…с шопингом закончили накануне, на всякие высотные сооружения как-то налазились за последние поездки и здесь желания подняться на башню тоже не возникло – просто поездили некоторое время и покатили в аэропорт.

 
     
 


Машину сдали без единого вопроса – про неподписанную бумажку никто не вспомнил. Жена извлекла предусмотрительно купленный во Франкфурте набор бутылочек в количестве 6 штук по 98мл (специально для прохождения контроля безопасности – напомню, что по правилам не более литра в ёмкостях не более 100г каждая) и налила в них сок. За это на контроле была удостоена отдельной проверки с отведением в сторону и засовыванием в тару экспресс-анализатора :-).
Ассортимент франкфуртского дьютика показался бедным и убогим пор контрасту с аналогичными заведениями Дубаи и Бангкока в трёх последних поездках.
Несколько общих слов, которые почему-то не нашли себе места в тексте отчёта раньше: о Канаде в целом и об автомобильном движении в частности.
Сильно облегчает жизнь в отличие от американских соседей то, что здесь всё же метрическая система – никаких галлонов, миль и прочих унций :-)
Появилась новая ассоциативная цепочка при слове «Россия»: теперь каждый второй-третий канадец при упоминании нашей страны, улыбаясь, говорит: «А! Сочи! Олимпиада!» Ну и слава богу, а то всё Сибирь, водка да балалайка…
Автопарк в Канаде достаточно разнообразный – как и в соседних США, популярностью пользуются огромные пикапы и джипы, но много и обычных седанов, особенно в городах. Практически нет малявок типа Гётца и ему подобных, не говоря уже о всяких Матизах.  Ограничения устанавливаются многочисленными продублированными знаками, как правило, на хайвее максимум 100, на обычных дорогах – 80-90, в населёнке – 50. Светофоры висят за перекрёстком, очень много таких, где водители разъезжаются по принципу «кто раньше подъехал». Почти везде направо можно поворачивать на красный. Есть варианты светофоров, непривычные для нас – зелёный мигающий, например, означает, что со второстепенной дороги на этом перекрёстке может выехать машина, то есть фактически выполняет функцию знака «главная дорога», которого я не видел нигде. Где-то на третий-четвёртый день сделал потрясающее открытие – оказывается, в провинции Альберта на машинах нет передних номеров! Сначала думал, что во всей Канаде, но нет: в Британской Колумбии – есть. Непонятно, почему. Цена на бензин очень сильно меняется в зависимости от части страны и колеблется от 1,089CAD за литр в Калгари до 1,35CAD в Вистлере. Скорость на трассах и в больших городах большинство превышает на 15-20 км/час, в маленьких городках – не больше, чем на 10 км/час.


http://www.skicanada.org/skiarea/default.cfm?language=e    лыжные регионы

http://www.pc.gc.ca/    нацпарки

к оглавлению отчёта:

на главную страницу: