ЧАСТЬ 4: Боливия: Ла Пас и окрестности: Лунная долина и Тиуанако. Возвращение в Санта Круз. |
Перемещения по Боливии: синим - на самолётах, красным - автотранспортом.
06.01
Автобус, похоже, действительно гнал – в Ла Пас мы прибыли на полтора часа раньше озвученного времени, в 5:10 утра. Не скажу, что меня это обрадовало – на улице была темень хоть глаз коли, и что делать в это время, когда заселение в гостиницу с 12, совершенно непонятно. Тем не менее решили следовать первоначальному плану – поймали такси и за 15 ВОВ поехали в отель, чтобы попытаться там скинуть вещи. Там я просто офигел – фойе было тёмным, входная дверь изнутри была замотана цепочкой…что за нах?! Но где-то внутри теплилась жизнь: видно было мужика в освещённом помещении в глубине. Пока мы искали звонок и барабанили в стеклянную дверь, подошёл чувак и сообщил, что откроют в 7. (Потом выяснится, что ломились мы в ресторан, а вход на ресепшн с боковой улочки, но на тот момент, видимо, мозги работали ещё не на полную ;)
До 7 оставалось полтора часа, начинало светать…ладно, поехали что-нибудь посмотрим, чтобы не терять времени. Спросил таксиста, знает ли он Долину Луны в окрестностях (Valle de Luna) – знает, и типа там свободный вход. Ехать – примерно 25 минут, 40 боливиано в одну сторону. Кстати, если нанимать такси надолго, то лучше договариваться на почасовую оплату, обычный тариф – 60ВОВ в час. Прокатились по просыпающемося Ла Пасу.
Дорога в Долину Луны.
Дорога до Долины Луны идёт среди очень красивых скал из песчаника, приехав, увидели закрытые ворота и расписание работы – с 8 до 17:30. Бл…, опять полтора часа…да что ж такое?! Мужик, знаешь ещё что-нибудь хорошее в окрестностях? Ага, знает– Тиуанако, типа, очень известное и туристическое место. Звучит знакомо…далеко? – часа полтора-два отсюда. Ладно, договорился с ним о цене за всю езду, включая ожидание и последующую доставку в отель, и поехали туда.
Ла Пас расположен очень интересно – старый город и наиболее престижные районы находятся в огромной котловине, дно которой лежит на высоте 2800м, а остальная часть города и пригороды (Ла Пас альто, или высокий Ла Пас) – по краям, уже на высотах 3200-3300. Для альто и бахо дают два разных прогноза погоды. Мы по достаточно крутому подъёму вырулили на стенку котловины и через пригороды покатили к цели. Разок остановила полиция, видимо, привлечённая видом осевшей под тяжестью нас и багажа тойоты. Проверили документы и барахло, и отпустили. Вообще, документы в Боливии проверяют часто и довольно тщательно, смотрят, в частности, отметку о пересечении границы.
До Тиуанаки от Ла Паса 72 км, озвученный ценник – 120 ВОВ в одну сторону. По дороге преодолевается небольшой перевальчик – где-то 3600. На месте очутились в половине девятого. И тут не везёт - открывается комплекс только в 9. Ну, полчаса – не полтора, расположились прямо в фойе музея с электрочайником и печеньем, устроили микрозавтрак. Ещё и урод, открывающий вход на экспозицию, опоздал на 20 минут. Билеты неожиданно дорогие для Боливии– 80ВОВ на взрослого и 10 – на ребёнка (пришлось соврать, что Алисе только 11). Сами руины, хотя и признаны ЮНЕСКО и всё такое, сильного впечатления не произвели – во-первых, недораскопаны и недовоссозданы, а во-вторых, масштабец не тот. В общем, особо советовать не буду.
Дорога в Тиуанако.
Пиратское фото мумии в музее.
Ещё одно пиратское фото: сделать было сложнее - в зале всё время находится охранник, следящий за туристами.
НН - понятно, Нижний Новгород. А НННН?
Знак аварийной остановки в Боливии всегда под рукой ;-))
Потратили там около полутора часов и уехали обратно. По дороге попали в жуткие пробки в Ла Пасе альто, сделали несколько фоток с мирадора и пару раз чуть было не повисли на брюхе на особо крупных лежачих полицейских – всё-таки 4 пассажира и багаж для старой раздолбанной тойоты были явным перебором. Затем заехали в супермаркет и благополучно заселились в наши роскошные апартаменты в Camino Real Aparthotel.
Ну а потом настолько навалилось накопленное за ночные переезды, три дня на саларе и прочую неустроенность, что идею с завтрашним велопробегом по дороге смерти отвергли единодушно и без малейших колебаний. Я нашёл в себе силы совершить прогулку по вечернему Ла Пасу.
Вид на Ла Пас бахо с мирадора.
Центр Ла Паса.
Проспект 16 июля.
Угол проспекта Камачо и проспекта Марискаль Санта Круз.
Только мне одному кажется, что дизайн этой свечки странноват?
![]() |
![]() |
07.01.
С утра хорошенько выспались, неторопливо провели время до 14:00 (я договорился насчёт позднего чекаута), а затем поехали на вторую попытку в Долину Луны. Место настоятельно рекомендуется к посещению – очень красивое нагромождение скал из песчаника в пригороде Ла Паса. В общем-то, в мире полно подобных образований: цинги на Мадагаскаре, Брайс-каньон в США, и т.д., но каждое из них красиво по-своему. Билеты – по 15 со взрослого и то ли по 1, то ли по 3 с детёныша. В очередной раз пришлось вписать в горссбух на кассе фамилии, возраст, национальность и т.д. – признаться, эта страсть боливийцев к статистике слегка задолбала, так как подобные анкеты приходилось заполнять везде и всюду.
В Долине Луны проложено две тропы – одна на 15 минут, другая на 45, время верно для неспешной прогулки с массой фотографий. Минус один – откуда-то постоянно несёт дерьмом. Подозреваю, что небольшая речка, протекающая рядышком в ущелье, используется местными жителями из посёлка неподалёку в качестве канализации безо всяких дополнительных очистных сооружений…
Оттуда проехали прямо в аэропорт – как раз за три часа до вылета в Санта Круз. Логистика, конечно, дерьмовая, но что поделать… Аэропортовский сбор для местных рейсов - 25 боливиано. Полёт состоялся по расписанию, и около 21 мы заселялись в уже знакомую Asturias 4*
Вид со второго этажа аэропорта в Ла Пасе.
08.01
Самолёт из Санта Круза вылетал в 14:45, были у меня идеи с утра замутить что-нибудь ещё, но всё растворилось во всепоглощающей лени. А так варианты следующие – в пригороде Ла Паса посетить некий развлекательный комплекс: бассейны, питомник бабочек, черепахи, гольф-клуб и т.д., либо съездить в местечко Los Espejillos – часть нацпарка с водопадами и прочими красивостями (40 км от города). Насчёт водопадов меня остановило только то, что в сезон дождей полнопривод настоятельно рекомендован, и то не всегда можно проехать. В общем, отправились прямиком в аэропорт. Пришлось заплатить конский сбор для вылетающих за пределы Боливии – 25$ с носа. Наш рейс оказался закольцованным – самолёт приземлился, прилетев из Лимы, и частично был уже занят пассажирами. Точно также мы оставались сидеть в салоне, когда неожиданно (для нас) была сделана промежуточная посадка в Ла Пасе. А дальше уже было Перу.