ЧАСТЬ 3: Боливия, салар: вулкан Ойяге, лагуны Каньяпа, Эдионда, Чиаркота, Колорада, каменное дерево, гейзеры, долина Скал (Valle de Rocas). Возвращение в Уюни. |
Схема перемещений по салару.
04.01.
Проснулся с изумительным самочувствием, никаких следов горняшки. Видимо, дело было всё же больше в недосыпе. Впрочем, максимальные высоты у нас ещё впереди как раз сегодня и особенно завтра, так что окончательные выводы делать пока рано. Семейство тоже было вполне бодрым, съели на всякий по последней таблетке Sorojchi pills.
Получил лёгкий шок от отельного сервиса с утра пораньше. В половине седьмого обнаружил, что в туалете нет бумаги. Хозяйка на просьбу выдать рулончик заявила, что бумажка «no esta incluido» (не включена то есть!!!) . Я даже не особо удивился после вчерашних полотенец по 3 за штуку.
- Хорошо, тогда продайте.
- У меня нет…
- ?!!! И где взять?
- В магазине. Но он не работает.
Это пипец…Как так можно? Мне что, теперь ходить, я извиняюсь, с грязной задницей, или терпеть до Уюни? Или надо было привезти рулон с собой? В принципе, можно, конечно – только предупреждайте заранее (если не боитесь, разумеется, остаться без клиентов).
Выехали в полвосьмого. Проблему с нашей машиной вроде бы решили: дело было в забитом воздушном фильтре – и мы покатили дальше в сторону первой точки – мирадора с видом на вулкан Ойяге. Сначала продолжились вчерашние пыльные дороги, потом некоторое время ехали параллельно железной дороге по огромному плоскому солончаку и позже пересекли её, выехав в итоге на достаточно приличный по качеству укатанный грейдер государственного значения. Вскоре заехали на мирадор. Вулкан выдавал свою сущность одинокой струйкой пара недалеко от вершины, кроме него, вокруг было довольно много причудливых скальных образований.
Самое начало дня.
Вулкан Ойяге (Volcan Ollague). На левом склоне примерно на 2/3 высоты видно струйку то ли пара, то ли дыма.
Марио налегал на чупа чупсы наравне с Алисой. Кстати, слово чупа чупс тоже испанского происхождения: от глагола chupar - сосать.
Поворот с основной дороги к лагунам. Первой на пути будет Каньяпа.
Вскоре свернули с основной дороги направо. Качество резко ухудшилось – глубокие колеи, большие камни, крутые подъёмы и спуски. Минут через 40 показалась первая лагуна – Каньяпа (Canapa). Красиво! По озерцу ходят фламинго – несколько десятков. Мои в восторге. Мне немного смешно – после десятков тысяч на озере Баринго в Уганде, выглядевших как сплошная розовая масса, здешние чахлые стайки впечатления не производят. Но, надо отдать должное, сильно оживляют пейзаж и украшают картинку.
Лагуна Каньяпа.
Купол инопланетян над горой :)).
Здесь примерно полчаса, потом переезд на лагуну Эдионда (Hedionda). Здесь ничего особенного, к списку увиденных местных обитателей добавляется крупная тёмно серая мышь, бегающая по прибрежным кочкам, покрытым травой. Обедаем. Возле озера натыканы таблички, наглядно демонстрирующие, что будет с каждым, кто осмелится нагадить в водоём. Даже с девочками - удивительно, но их прорисовали отдельно и с впечатляющим натурализмом )).
Я всё никак не мог запомнить, как зовут нашу кухарку - имя Якели никак не не задерживалось в мозгу. Пришлось придумать слоган, и теперь меня ночью разбуди - сразу скажу, как её звали. Слоган такой: - Я кенгуру ли?
Вариантов дороги много. Вдалеке справа - лагуна Эдионда.
Маленькая викунья - их довольно много, но близко не подпускают.
После обеда сначала проезжаем мимо ещё одной небольшой лагуны (Чиаркота), и дорога начинает забирать вверх, постепенно достигая высоты около 4200 м. После довольно длинного переезда добираемся до «Каменного дерева» (Arbol de piedra). Помимо самого «дерева» здесь полно других скал всяких причудливых форм. И тут у нас в первый раз появились жертвы горняшки. Алиса в силу юных лет и природной живости, вместо того, чтобы всё делать медленно и печально, пару раз чуть ли не бегом забралась на скалы. Расплата последовала незамедлительно – внезапно резко и сильно заболела голова, накатила тошнота, закончившаяся рвотой. Мы заметались в поисках баллона кислорода, чтобы купировать приступ. И вот тут-то и выяснилось, что кислорода нет ни в нашей, ни во второй, ни в третьей машине Андреа турс, хотя его наличие было оговорено особо и к тому же выставлялось как одно из конкурентных преимуществ. Этот косяк, имхо, намного серьёзнее забавных туалетно-бумажных коллизий, и его я обязательно предъявлю по возвращении в Уюни. Несчастный ребёнок укладывается на заднем сиденье и постепенно задрёмывает, а мы едем дальше в сторону лагуны Колорадо (Colorado). Вся надежда только на то, что Алиса как-то придёт в себя, ведь до завтрашнего полудня мы должны находиться на высотах более 4 километров, а сегодняшняя ночёвка предстоит в отеле, расположенном на 4300м.
Лагуна Чиаркота.
Просторы... Высота - около 4400.
Каменное дерево.
Лагуна Колорадо - чрезвычайно красивое место. Непонятно, откуда берутся такие фантастически яркие кислотные цвета – я на стадии чтения отчётов сильно подозревал, что у авторов не обошлось без излишнего увлечения ползунками saturation и vibrance. Зато теперь убедился, что всё на самом деле выглядит так же ярко, как и на фото. На улице сильнейший ветер, мы с сыном делаем кружок этак на километр, спустившись с мирадора вниз к воде и прогулявшись до стада лам, пасущихся невдалеке. И уже после этого через шлагбаум въезжаем в нацпарк. В обычное время сиё обошлось бы в 130 ВОВ с носа, но по случаю уже упоминавшихся беспорядков (не все достопримечательности доступны) – халява.
Лагуна Колорада.
То ли ламы, то ли альпаки вокруг.
Отель ещё более убогий, чем предыдущий, но теперь народу значительно больше – видимо, с выбором совсем плохо. Ободранные стены, комнаты без удобств на 6 кроватей, электричество с 19 до 21 часа… Хорошо хоть, что у нас – «привадо», т.е. в наш шестикрованый люкс заселят только нас четверых. )) Душ есть – газовая колонка, подключённая непосредственно к баллону, стоит 10 денег, +5 за полотенце. Причём в целях экономии процедура происходит следующим образом - сначала раздеваешься, заходишь в кабинку и оттуда орёшь - "estoy listo!". Только после этого дочка (или внучка?) хозяйки лет 12 от роду зажигает газ. После душа повторяется вчерашняя история – мне плохеет, причём намного сильнее, чем вчера, полное ощущение высокой температуры, начинает болеть голова. Немного успокаивает то, что градусник показывает 36,2, при этом уши горят так, как будто их долго и упорно драли.
Для зарядки девайсов хозяйка выложила два тройника, что явно мало на 30-35 туристов. Поэтому ажиотаж возле розеток начался задолго до включения электричества. Хорошо, что я вовремя просёк начало интриг и воткнул свой суперкомпактный расширитель на 6 гнёзд. В дальнейшем на него никто не покушался, так как более рациональных вариантов ни у кого не было. Не в силах дальше сидеть и мёрзнуть, уже в 21 отправился спать, сознавая, что обрекаю себя на плохой сон. Так и вышло – сначала проснулся в полпервого, два часа ворочался и снова забылся беспокойным сном до половины седьмого.
Наш шестикроватный привадо.
Отель - вид снаружи.
Алиса играет в карты с попутчиками из Германии.
Конкуренция за розетки.
05.01
С утра значительно получшело, но высота всё равно ощущалась – видимо, ночёвка на четырёх с лишим километрах без акклиматизации всё же была для организма перебором. В той или иной степени голова побаливала у всех, аппетита не было, завтрак показался невкусным. Около 7:30 поехали вглубь нацпарка - не очень далеко, посмотреть гейзеры. По дороге к ним забрались на самую высокую точку за поездку – впечатляющие 4940 м. Бывать так высоко мне ещё не доводилось… Гейзеры расположены чуть ниже, на 4700. Алисе становится хуже, и она даже не выходит из машины. Якели откуда то приносит ещё одну таблетку для неё. Мы стараемся осмотреть гейзеры побыстрее – участок почвы на плато перепахан ямами разной глубины, из некоторых бьют струи пара, в других булькает жидкая грязь.
Управляемся минут за 15. Затем той же дорогой возвращаемся к лагуне Колорада и огибаем её с другой стороны, начиная длинный путь обратно в Уюни. На первых 90 км до Вилья Мар много откровенно плохой дороги, подъёмы и спуски с крупными камнями. Зато в итоге, наконец, сползаем с самой высокой части альтиплано.
Почти Кин Дза Дза.
Эх, дороги...
Перемещение на 3600 воспринимается практически как долгожданное возвращение к более-менее человеческим условиям существования. В Вилья Мар делаем небольшой крюк в сторону, чтобы посмотреть на рисунки древних боливийцев и красивый скальный пояс. Рисунков мало, выглядят подозрительно. Впрочем, я не великий специалист. Через некоторое время ещё раз сворачиваем в сторону - это Valle de Rocas, долина Скал. Есть очень необычные формации, но без какой-либо центрального, притягивающего внимание объекта типа "каменного дерева".
Вилья Мар.
Valle de Rocas. Почти истуканы с острова Пасхи.
Через десяток километров в небольшой деревушке Вилья Алота обедаем. Дальше дорога становится совсем накатанной, больше напоминая не грунтовку, а разбитый асфальт. До Уюни происходит только 2 незначительных события – видим невдалеке от дороги несколько небольших смерчей, а в Сан Кристобале машина отказывается заводиться, двадцатиминутные ковыряния совместными усилиями всех водил на время побеждают проблему. В остальном доезжаем без приключений.
Вилья Алота.
В Уюни мы около четырёх. Для начала находим душ-сервис, с наслаждением моемся (те же 10+5), затем перемещаемся в сквер на центральной площади и располагаемся там на скамейке, запасшись пивом в местном лабазе. Концентрация бекпекеров вокруг просто зашкаливает. Через некоторое время подтягивается кучка парней со своими музыкальными инструментами и начинает импровизированный концерт. Я захожу в Андреа турс и высказываю своё неудовольствие. Девушка мычит в ответ, что ей жаль, но она просто диспетчер, а водилы должны сами контролировать наличие баллонов и проч. На это я вполне резонно замечаю, что заключаю договор и плачу деньги отнюдь не водилам, и что совсем не должен вникать в их оргвопросы – кто там и за что должен отвечать. Так что, имея дело с Андреа тур, не расслабляйтесь. Хотя в целом – неплохо, персонально к Марио и Якели претензий никаких.
В семь снялись с площади, чтобы к пятнадцати минутам восьмого подойти к офису тодотуризмо. В автобус запустили в половине, перед отъездом разнесли ужин (даже горячий – спагетти).
Дорога Уюни – Оруро осталась по сию пору незаасфальтированной, поэтому лично я, как ни старался, на этом отрезке заснуть не смог. Водила гнал, как сумашедший , автобус трясся, вибрировал и мотался из стороны в сторону. Только после Оруро наступило долгожданное забытьё.