ЧАСТЬ 2: Боливия: трудная дорога Санта Круз - Уюни. Кладбище паровозов. Салар: Кольчани, Isla Incahuasi.

к оглавлению отчёта

01.01.2013
Трансатлантику летели ЛАНом. Самолёт более комфортный, чем на этом же маршруте у Иберии. Поскольку конкретно убегались, спать хотелось зверски. Еле-еле досидел до раздачи еды, откушал и молниеносно вырубился. Семь часов проспал как младенец, поэтому почти двенадцатичасовой перелёт прошёл легко и безболезненно.  Стыковка в Лиме – три часа, багаж у нас зарегистрирован только досюда, поэтому напрашивалось, что придётся проходить паспортный контроль, получать чемоданы, а потом идти на стойку регистрации. Однако выяснилось, что для нашего случая предусмотрен особый протокол. Провели нас только через безопасность, а оттуда – к отдельной специальной стойке, где все сдали свои багажные квитанции. Сказали подойти через часок, за  новыми – после того, как сотрудники убедятся, что наш багаж прилетел. Здесь же пересеклись с другими форумчанами с Винского, перекинулись парой слов. Правда, дальнейшие планы у всех были разные.
Кстати, была пара русских, которые решили схитрить и в Москве зарегистрировали багаж только до Мадрида. А в Мадриде сдали его повторно, зарегистрировав уже на оба следующих рейса, выполняемых ЛАНом. Так вот, их сумки в Лиму не прилетели…
Вылет немного задержали. Для въезда в Боливию путешествующим семьёй надо заполнить две анкеты: одну общую, на всех, и другую - на каждого в отдельности. В аэропорту помянул недобрым словом бестолковых стюардесс, перепутавших в самолёте въездные анкеты – выдали мне 4 семейных, и одну индивидуальную, пришлось всё переписывать. На это ушло минут 15, потом ждали кассира, чтобы взял у нас деньги за въездную визу. Её можно купить здесь (чуток подорожала, стала стоить 53$ вместо 52 раньше), а можно получить в Москве в посольстве совершенно бесплатно.

Перемещения по Боливии: синим - на самолётах, красным - автотранспортом.


Санта Круз встретил сильнейшим ливнем – даже самолёт при посадке заходил на второй круг. Работающих обменников в аэропорту не нашлось, так что пришлось снимать деньги с карточки, Сбер взял 100 рублей комиссии.
Такси в Боливии недорогое, 17 км до центра обошлись нам всего лишь в 60 ВОВ (примерный курс 1 боливиано = 4,3 руб.). Заселившись в отель, для начала прогулялись до супермаркета на соседней улице, где прикупили пивка и ещё – таблеточек sorojche pills для профилактики горной болезни: с завтрашнего дня у нас начиналось сплошное высокогорье, и в течение нескольких дней ниже 3700 м нум опускаться мы не планировали.
Затем пешком отправились в исторический центр, обошли его минут за десять, и присели в одной из кафешек, где вкусно и обильно откушали. Совершенно неожиданно встретили попутчиков из самолёта, перекинулись с ними парой слов. После ужина пошли в отель, где вскоре залегли спать – надо было восстановить силы перед завтрашним днём, который тоже должен был пойти в дороге.

Санта Круз - исторический центр.

 02.01.2013
Этот день, несмотря на то, что выспались отлично, оказался одним из самых трудных за поездку. С утра ничто не предвещало сложностей, спокойно встали, сходили на завтрак и в 9 часов погрузились в заказанное такси. Для начала съездили в центр, где я поменял 1000 долларов, главным образом для оплаты тура по салару в Уюни, затем оттуда поехали во второй аэропорт Санта Круза, Эль Тромпийо, который расположен прямо в городе. К сожалению, по факту из Санта Круза в Уюни напрямик не летает никто. ТАМ (Transporte Aereo Militar) грозился запустить прямой рейс, но так и не сподобился. К тому же на их сайте нет ни расписания, ни возможности купить билеты. Амазсонас летает через Ла Пас, получается долго и весьма недёшево. Поэтому наилучшая логистика после проработки вопроса выглядела так: самолётом Аэрокона до Сукре, оттуда до Потоси тачкой или автобусом, и из Потоси вечерними автобусами (последний в районе 19:30)  в Уюни. По времени всё складывалось нормально при условии, что перевозчик не подведёт на плече Санта Круз – Сукре.

Аэропорт El Trompillo.

Вип-кресла в зале перед выходом на посадку.

На стойке Аэрокона без проблем обменяли полученный в электронку непонятный документ на посадочные талоны.  Чемоданчик с техникой пришлось освободить от ценных вещей и сдать в багаж – ограничение по весу ручной клади – 3кг, «так как самолёт о-очень маленький». Доплатили аэропортовский сбор 11 боливиано с носа. Новости от Аэрокона не радовали – Сукре не принимал, но погода вроде бы улучшалась. Около половины одиннадцатого на посадку призвали пассажиров рейса, который должен был вылететь в 7:40. Наш задерживался. Общение с сотрудником обогатило инфой, что самолётики у них летают по кругу, и наш застрял где-то там в Якуибе, что-ли.  Пока томились, воспользовался халявным аэропортовским вайфаем и позвонил в Андреа-турс, обозначив ещё раз своё желание с завтрашнего дня уйти в трёхдневный поход по салару. Ждали аэроконовский аэроплан довольно долго, на посадку нас пригласили только около 14 часов. За это время благополучно улетел в Сукре довольно большой ТАМовский самолёт, билеты на который можно было купить на месте.  Знать бы заранее! В полтретьего взлетели, отлетели от Санта Круза километров на 10, изящно развернулись и приземлились обратно. Прямо дежа-вю с отлётом от папуасов. График стопроцентно летел в тартарары. В конце концов в половине пятого на таком же поданном на замену самолётике наконец улетели.

Садимся. Самолёт действительно маленький, мест в салоне - 20.

Справа под крылом - пригороды Санта Круза.

Анды.

В Сукре прибыли через 50 минут, тачка до автостанции обошлась в 30 ВОВ. Из расспросов водилы выходило, что машина до Потоси стоит 50ВОВ с рыльца, в Уюни на такси никто не повезёт, кроме того, есть прямые автобусы Сукре – Уюни. На терминале выяснилось, что эти автобусы ходят в первой половине дня, вечером их нет. Что ж, тогда единственный вариант – на тачке как можно быстрее в Потоси, там пытаться на чём-то уехать, а в крайнем случае – оставаться на ночлег и первым же рейсом выезжать в Уюни. Что, конечно же, нежелательно.

Аэродром в Сукре.

На автостанции в Сукре.

Таксисты тусят тут же, возле терминала. Как чуя, что времени у меня нет, зарядили ценник гораздо больше, чем 200 за всех. Минуты за три сбил до 215, дальше не стал, ибо торопился. В 18:15 стартанули. От Сукре до Потоси чуть больше 150 км, водила грозился домчать за два часа,  реально получилось за два с половиной, что тоже очень и очень неплохо – сейчас там отличная дорога, реконструкцию которой закончили буквально 3-4 месяца назад. Но горы всё равно никуда не делись, как и многочисленные повороты, подъёмы и спуски…
В Потоси слегка прибило – акклиматизация, надо отметить, была у нас спланирована в наихудшем варианте -  в течение дня прыгнуть с 400 м нум на 4080 м. Но мы пока вроде держались, только чемоданы таскали медленно и печально. Автовокзал был уже практически пуст, только на стойке информации собирались уходить две тётеньки. Для очистки совести спросил их про перспективу попасть в Уюни. Нет, автобус только завтра, в 10 утра – первый. Такси – ой, да вы что – это очень дорого, 1000-1200ВОВ! Хм, действительно, недёшево… Что ж, тогда план В. Поблагодарил дам и направился к выходу. И тут нам пропёрло не по-детски. У самого выхода нас нагнала одна из женщин, и сказала, что сегодня в районе половины одиннадцатого вечера её знакомый как раз таки поедет в Уюни на автобусе и может захватить нас. Совпадение почти нереальное. Конечно, мы хотели. Нам показали место, где нужно ждать на улице, и предупредили, что на всякий случай лучше прийти на полчаса пораньше. Имевшийся в запасе час решили потратить на ужин. Усилия, понадобившееся, что занести одну из сумок по лестнице в заведение, чуть не подкосили жену – в кафе ей резко поплохело. Но, слава богу, отдышалась.
В 22:00 мы уже исправно топтали боливийскую брусчатку в назначенном месте. Ночь на четырёх тысячах в горах отнюдь не располагает к легкомысленным одеяниям, вскоре из багажа были извлечены и надеты все тёплые вещи, а Алиса, закутавшаяся в плед, напоминала пленных немецких солдат после сталинградской битвы.

Говорят, что пить на высоте вредно. Но местным-то можно, они привычные! )) Потоси, 4080 м нум.

С айфоном и холод не страшен!))

Автобус пришёл примерно в 22:45, из него высадилась толпа пассажиров, а мы заняли приглянувшиеся места в опустевшем салоне. После чего ещё пару часов кружили по городу, то что-то выгружая, то заправляясь, и т.д. Наконец около полуночи выдвинулись в нужном направлении. Поначалу было тепло и комфортно, но через полчасика резко похолодало, и я прямо на лице стал ощущать холодный ветер. Снова пришлось напяливать на себя всю одежду. Спать было всё равно невмоготу, ревизия показала, что окна самопроизвольно в движении открываются, устраивая в салоне адский сквозняк. Так и пришлось каждые полчаса в полудрёме бродить по автобусу, задвигая проклятые стёкла.
Ужасы грунтовки Потоси – Уюни, ещё недавно отнимавшей 6-7 часов, ушли в прошлое и теперь весь путь заасфальтирован и занимает всего три с половиной. Таким образом, в 2:50 утра мы оказались на терминале в Уюни. Прямо перед нами семья боливийцев человек из шести устраивалась прямо на земле, расстелив многочисленные одеяла. На скамейках просматривались отдельные фигуры бекпекеров. Надо было искать ночлег. Сунулся в один ближайший хостел, в другой – везде отказ. «У нас битком, амиго!» Остановленный местный таксист тоже ничем не порадовал – очень много туристов, фиг вы что найдёте. Да что ж такое! Ночёвка на улице в мои планы никак не входила – не было ни соответствующей экипировки, ни малейшего желания. Побегал ещё – та же картина, везде биток. Отловили ещё одного водителя (которых, кстати, несмотря на время, катается довольно много) и поехали проверять всё подряд. И после пары отказов нашли-таки комнату в Inti. Количество туристов меня впечатлило, поэтому завёл будильник на 6:40, чтобы к открытию оказаться у офиса Андреа турс.

03.01.2013
Естественно, что после такой ночи встал с тяжёлой головой – то ли от недосыпа, то ли от высоты (Уюни расположен примерно на 3700), а скорее всего – из-за того и другого одновременно. ДО центра от отеля оказалось совсем близко, в 7 я уже прогуливался перед пока закрытыми ролставнями. Позавтракал в кафешке по соседству, тут как раз и секретарша появилась. Выплыло несколько неожиданностей – одна плохая, другая хорошая, а третья – тоже не очень, но без неё не было бы предыдущего бонуса. Короче, оказалось, что дождики так пока и не выпали, и остров Пескадо вполне доступен. Правда, по той же причине на саларе не было воды, и увидеть знаменитое зеркало не представлялось возможным. Ну и выяснилось, что заповедник закрыт, и крайняя точка маршрута – лагуна Verde и вулкан Ликанкабур недоступны – местные жители мелких деревенек опять взбунтовались, перекрыли дороги и всё такое. Учтя новости, быстренько всё согласовали, я заплатил 5400 за привадо тур на три дня, и расстались на том, что за нами в 10 подъедут к отелю. До 10 оставалась ещё пара часов, которых как раз хватило, чтобы выполнить некоторые подготовительные мероприятия: отправить семейство покушать, сходить в офис Тодотуризмо за билетами на ночной автобус в Ла Пас, купить солнцезащитный крем с фактором 50, и поменять ещё немного баксов.

На улицах Уюни.

Марио упаковывает наш багаж.

Джип (TLC 100) за нами слегка опоздал, но тем не менее в 10:20 мы уже ехали в сторону кладбища паровозов. Кто-то писал, что туда вполне можно прогуляться пешком…теоретически, безусловно, можно, но я б не пошёл ни за какие коврижки – пылища, мусор, и идти не так уж близко (по крайней мере, из центра). Место, включённое во все экскурсии, замыленное донельзя, но, тем не менее, гора ржавого железа впечатляет. И ведь реально древние железяки – лет по сто и больше. Мы ещё успели зацепить относительное малолюдье, но к моменту нашего отъезда народ попёр уже косяком…

Подробная карта салара и нашего маршрута.

Постапокалиптично, isn't it?

Отправная точка для заезда на салар в большинстве случаев – деревенька Кольчани, где пышным цветом (кто б сомневался!) цветёт торговля различными поделками местных умельцев. Салар начинается практически за околицей, тут же местные, те, кто не занят в сувенирном бизнесе, добывают соль. И только здесь, в самом начале салара есть небольшие поля, залитые водой. Пытаемся выжать из фотографий всё, что можно, однако получается не очень – дует сильный ветер, и поверхность воды идёт рябью. К тому же здесь слишком близко к краю солончака и ветер неизбежно приносит некоторое количество пыли, поэтому цвет соли грязноватый.

Следующая точка – соляной отель. Не то что бы это было такая уж редкость, их полно понастроено вокруг, но этот был самым первым, поэтому в нём устроили микромузей. Плата за вход символическая, надо просто купить что-нибудь в ларьке внутри. На всё про всё нужно не более пятнадцати минут, следующая точка – Isla de Pescado. По дороге начинается как раз тот салар, знакомый по тысячам фотографий – белоснежная поверхность с геометрическим узором, окаймлённая по краям далёкими горами. Кажется, что горы висят в воздухе. Устраиваем фотосессию. Соль, зараза, в любом случае немного влажная и остаётся на одежде в виде неистребимых белых пятнышек.

У острова – скопление машин, почти все делают остановку для обеда здесь. Вход в нацпарк стоит 30 ВОВ, по острову проложена тропа, но сходить с неё в сторону, в общем-то, не возбраняется. Физические упражнения даются тяжело – всё-таки высота даёт о себе знать. На удивление все чувствуют себя неплохо, я тоже постепенно прихожу в норму. Немного тяжёлая голова, но хуже не становится, по крайней мере. В общей сложности на прогулки и обед уходит около двух часов. Погода в целом очень комфортная, но солнце на этой высоте жарит беспощадно, да и отражение от салара добавляет  ультрафиолета. Без тёмных очков очень некомфортно.

Дальше снова по соляным просторам, но уже под углом 90 градусов к предыдущему маршруту. Соль постепенно становится коричневатой, и теряет плотность и геометрический узор. Выехав за пределы салара, продолжаем двигаться вдоль невысоких пока гор. Очень пыльно, даже если впереди нет других машин, в салон то и дело задувает. Неиспользованные в Кении и Уганде респираторы очень бы пригодились.
У нашего крузера к непрерывно горящему на приборном щитке check engine периодически стала добавляться зловещая надпись, информирующая о недостатке давления масла. До поры до времени водитель лечил проблему перезапуском двигателя, хватало на 20-30 минут. Но буквально за пару километров до ночлега движок запускаться вновь отказался. Получасовое ковыряние совместными усилиями нашего Марио и коллег  результата не принесло. Кончилось дело тем, что через полчаса за нами вернулся другой джип Андреа турс, и отвёз нас в отель вместе с вещами. Машину позже притащили на лямке и принялись над ней колдовать.

Отель сделан из соли – стены из соляных блоков, столы из соли, на полу – тоже соль нулевого помола ;)) Условия спартанские – удобства общие, в номере – щелястая дверь (походу, из сушёных кактусов) и две кровати, больше ничего. Впрочем, в паре номеров есть туалет и душ, но, видимо в оплаченный пакет они не входят. За 70 ВОВ мне без проблем предлагают обеспечить доступ к персональному толчку и умывальнику. Но душ – всё равно отдельно, за 10 боливиано, и ещё за 3 -  полотенце. После пыльных дорог смыть с себя грязь хочется физически, но после душа меня накрывает –  озноб, ощущение, что резко подскочила температура. Успеваем только выпить бутылочку по случаю дня рождения сына, и я покидаю коллектив – нестерпимо хочется уже залечь и отоспаться.

Всё из соли - стены, пол, мебель...

А дверь - из наструганного кактуса.

Кроме нас, в отеле ещё две группы, обе от Андреа турс: молодые аргентинцы, набившиеся в джип всемером, и семья немцев с двумя детьми. Отсюда я делаю вывод, что  с отелями у агентств есть некие договорённости, и, выбирая фирму для тура, ты одновременно подписываешься на жёсткие условия по размещению. Теперь понятно, почему на начальной стадии переговоров мне не удавалось изменить жильё при том, что всё остальное вполне устраивало. Ещё один, скажем так, скользкий момент – кухарка, которую я считал нашей персональной, хоть и едет в нашем джипе, но готовит на все три андреавские группы.

Особо отмечу, что 50 - это НИЗШАЯ граница для солнцезащитного крема. Несмотря на обмазывания дважды за день, открытые части тела заметно покраснели. И это несмотря на то, что на улице мы были не больше 2 часов! А самое грустное, что я забыл намазать себе грудную клетку напротив выреза в майке и всю Боливию проходил как дятел во всех смыслах этого слова - с красной грудью и вообще...

к оглавлению отчёта

к следующей части:

на главную страницу