НА ЛИЦО УЖАСНЫЕ, ДОБРЫЕ ВНУТРИ. ПАПУА НОВАЯ ГВИНЕЯ, СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА, АВСТРАЛИЯ, СЕУЛ (ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ 2012)

 

ЧАСТЬ 5: Порт Морсби, фестиваль кунду и каноэ в Алотау, приключения с вылетом из ПНГ.

к оглавлению отчёта

01.11

С утра нас отвезли в аэропорт, где в очереди на регистрацию из 15 человек мы простояли 40 минут - посадочные выписывались вручную. Самолет на 50 минут опоздал (Bombardier Dash 8-100/200 примерно на 40 мест),  снова повергнув меня во вселенскую грусть, так как через три дня мне предстояла стыковка продолжительностью всего полтора часа.
Как бы то ни было, снова оказались в ПМ. Нас встретили и отвезли в расположенный неподалеку Airways hotel. Отель поразил настоящим иконостасом из международных наград: лучший отель Океании и Австралии, один из лучших в мире и т.д. При выписке, подписывая финальный счет, увидел, во что номер обошелся принимающей стороне (ну или нам) - 891 кин (470$) за дабл, и это наверняка с приличной скидкой, т.к. оператор селит сюда 10-40 человек за день.

Отельный иконостас.

Вид от ресторана и бассейна (7 этаж) на аэродром Порт Морсби.

После заселения покатали по городу в рамках программы. Заглянули в национальный музей (прикольно, довольно много всяких туземных предметов, посещение бесплатно, фотографировать нельзя), подъехали к Парламенту (осмотр только снаружи), никакой охраны, у входа мотался вдребезги пьяный абориген, мешая Михаилу и Илье фотографироваться; потом еще заглянули в ботанический сад - симпатичное местечко: ухоженный парк, образцы местной фауны в просторных вольерах, места для проведения торжеств и пикников, вход 10 кин (у нас включено).

Парламент.

На этом официальная часть закончилась. Нас отвезли в отель с заездом по дороге в супермаркет, где мы, наконец, дорвались до холодного пива по относительно вменяемой цене в 4,30 кин (2,5$) за банку 0,33. Также был получен совет насчет относительно недорогого места для вкушания пищи, т.к. в отеле был включен только завтрак.
Чтоб попасть в намеченное для еды место, можно вызвать оттуда минибас, который отвезет и после еды привезет обратно. Мы так и сделали, но, прождав полчаса, заколебались ждать и пошли пешком, насрав на слухи о криминогенной обстановке. Дошли минуты за 3-4. Бар при другом отеле, цены: огромная порция спагетти 32 кины, малая пицца 35, пиво по 10,5 кин. Затем так же благополучно вернулись обратно, мы с Михаилом еще сходили в бассейн на 7 этаже, поплавали перед сном.

02.11 - 03.11
Утро нового дня встретило суетой. Вместе с нами из отеля в аэропорт выезжало еще человек 40.
По ряду причин мы летели разными самолетами. У ребят возникли проблемы с регистрацией (возможно, из-за того, что за 24 часа надо было подтвердить намерение лететь); если бы не помощь принимающей стороны, то неизвестно, как бы все повернулось.
Вылет опять задержали на 45 минут, а мне послезавтра на этом рейсе возвращаться в Порт Морсби...суки! В остальном долетели без приключений.
В Алотау встретил бас из отеля, в списке на трансфер почему-то нас оказалось только двое, но в отеле разобрались.
Фестиваль уже начался, основная площадка в одной минуте ходьбы от нас, метров 200. Фестиваль каноэ и традиционных барабанов кунду - событие, имеющее не такую уж и давнюю историю: в этом году он проводится всего в 9 раз. Участвуют представители 6 племен с побережья и островов.

Прибытие участников.

Интерес взаимный - местные фотографируют больных на голову белых, за каким-то хреном забравшихся в такую задницу :))

Ассортимент традиционных музыкальных инструментов иногда слегка расширяли...

 

В рамках торжества несколько гонок - на обычных и боевых традиционных каноэ + гонки членов местного клуба, а также многочисленные выступления фольклорных коллективов. Нам выдали программки фестиваля и бейджики випов, позволяющие ходить, где вздумается, и пользоваться халявным буфетом: любые напитки, кроме алкогольных, в неограниченном количестве, в обеденное время - еще сэндвичи и нарезка из овощей и фруктов. По факту пропуск иметь не обязательно, достаточно белой рожи, чтобы пользоваться этими благами. Если в первый день события развивались довольно вяло - подтягивались участники на лодках, кто-то выступал на площадках - то на второй все закрутилось по полной. Начался день с заплыва на боевых каноэ - длиннющих челнах, вмещающих до 50 человек. Народ на берегу азартно болел, да и сами участники выкладывались до конца - это было видно.

Автор тоже отметился ))

Гонки на боевых каноэ.

Народу посмотреть на гонки собралось немало.

На трех танцевальных аренах практически нонстоп выступали с разными танцами коллективы из разных племен, периодически переодеваясь и исполняя новые композиции. Толпа реагировала бурно, особенно когда, видимо, мелодия была знакома, или исполнители показывали какую-нибудь удачную сценку. Вообще мероприятие достаточно захватывающее, энергетика чувствуется. Однозначно надо планировать поездку так, чтобы зацепить какой-то из фестивалей, без этого лишишься половины впечатлений, которых и так не сказать, чтобы очень уж много. Днем параллельно с выступлениями состоялось еще две гонки на каноэ.

 
 

 

Послеобеденные гонки на обычных каноэ.

Что поразило - на носу сидит самый настоящий папуас-альбинос!

 
     
 

В середине дня торжественной процессией притащили несколько умерщвлённых свинтусов, гору бананов и прочей снеди. Видимо, намечалось неслабое пиршество... Авторство фотографий ниже принадлежит Илье - он, как обычно, оказался на переднем крае событий :)).

Вечерами вся местная гламурная тусня перемещалась к нам в отель: местные дамы в вечерних платьях, американские пенсионеры и т.д. собирались на лужайке вокруг бара и бассейна. Входной билет - 100 кин (55$), плюс еще полтинничек (кин) - за шведский стол с азиатским уклоном. Alotau international hotel, кстати, оставил двоякое впечатление: с одной стороны, похоже, что это самое центровое местное заведение (чего стоит только стоимость предоплаченного питания: мы могли нажирать в день на 90 с лишним долларов, включая пиво), с другой - постоянно какие-то косяки: вечно текущий унитаз (нелады с сантехникой вообще преследовали нас всю дорогу), ожидание заказанной еды по 40 минут, дважды забыли принести полотенца после уборки номера...
Вечером, когда пошел узнавать накануне насчет трансфера в аэропорт, был окончательно прибит известием о том, что Эйр Ньюгини изменила расписание, и на стыковку у меня теперь остался всего лишь час десять. Исполненный нехороших предчувствий, стал ожидать развязки.

04.11
 Дергался я не зря. Отельный минибасик отвез меня в аэропорт к 10:15, там я неспешно прошел регистрацию и стал ждать прилета рейса из Порт Морсби. Выгрузив пассажиров, он должен был вывезти меня в столицу. Время тянулось медленно. Вот подошел момент, когда по расписанию самолет уже должен приземлиться. Нету. Далее минуты поползли совсем тягуче, зато количество нервных клеток уменьшались с катастрофической быстротой. Когда опоздание даже с учетом нового расписания достигло 50 минут, меня стало отпускать. Было очевидно, что ни хрена я не успею: на высадку прилетевших, посадку тех, кто летит в ПМ, перелет, высадку и получение багажа в Порт Морсби, регистрацию и паспортный контроль осталось час тридцать. Тут как раз эта падла и прилетела. Если только вылет международного рейса не задержат, то шансов никаких.
В свое время я уже прикидывал варианты на случай такого расклада. Оставалась возможность в 16 вылететь в австралийский Кэрнс, а на следующий день оттуда ранним утром в Брисбен. Самолет в Хониару вылетал из Брисбена в 9:30, и мне кровь из носу надо было на нем улететь, иначе перспективы посещения Соломоновых островов становились призрачными (напомню, что на следующий день моему паспорту оставалось уже менее полугода до окончания срока действия).

Опоздавший рейс из Порт Морсби. Привезли какого-то випа, и его прямо на поле встречают традиционными плясками.

Чуда не произошло. В 13:41 я ступил на бетон взлётки в Порт Морсби. Еще через 10 минут меня встретил представитель ТНТ, сообщив, что птичка улетела. С ним я и пошел в customer service. Прежде чем совершать любые телодвижения с билетом, сначала заглянул в кассу PNG Airlines и на всякий случай отложил себе билетик. С Брисбеном я был не один такой - у окошечка наблюдалась движуха.  Дождавшись очереди, подал свой билет и объяснил ситуацию. Что очень порадовало - никто не стал кочевряжиться, что у меня не единый билет, а два разных: Алотау - ПортМорсби и Порт Морсби - Брисбен, а то я опасался этого момента. Эйр Ньюгини предлагала мне вылететь в Кэрнс ее рейсом в 5 вечера, а следующим утром за ее же счет - рейсом Quantas в Брисбен. Кроме того, мне обещали предоставить в Кернсе ночлег. Что ж, это гораздо больше, чем я рассчитывал: геморройнее, но зато проживание на халяву, так что почти квиты. Только бы все сработало.
Из Папуа в Кэрнс подали небольшой Бомбардье Q400. Все расселись, даже более-менее вовремя, вырулили на взлетку, и...сделав круг почета, вернулись обратно и заглушили двигатели. Прибежали спецы, что-то поделали, и минут через 15-20 мы снова вырулили на взлет. Со второй попытки успели отлететь  на полчаса, как я услышал объявление от капитана, что самолет возвращается в Порт Морсби, и тут же последовал разворот над океаном. Все, теперь точно капец визиту на Соломоны. Долбаные Эйр Ньюгини!!!

Тот самый Бомбардье, который не долетит до Кэрнса.

В 18:40 я снова выходил на обрыдлую бетонку в Порт Морсби, занятый мыслями о том, как я буду снова проходить паспортный контроль со своей одноразовой визой, когда я, наконец, доберусь до Австралии и т. д. Однако нас снова проводили в зал ожидания...так, что на сей раз? Как ни удивительно, буквально через 15 минут снова пригласили на посадку: подогнали другой самолёт - такой же Бомбардье. И с третьей попытки я, наконец, улетел в Кэрнс. Там, похоже, ждали только нас. На сей раз я огреб по полной программе от стражей границе - ведь во въездной карте у меня было отмечено "да" аж в четырех пунктах. Бедную маску и чехлы для пенисов (это сувенир такой, папуасы носят) распотрошили и тщательно исследовал на предмет затаившихся короедов и прочих насекомых. Трекинговые сандалии также были проинспектированы.
В итоге вышел я последний; с двумя австралами, аналогичным образом попавшими с Эйр Ньюгини, нас отвезли в Ибис неподалеку, где каждому выделили трехместный номер и купон на ужин на 45AUD, который мы незамедлительно сконвертировали в чудовищных размеров салат + стейк с картошкой + десерт. Все я сожрать не сумел, попросил остаток упаковать с собой. К ужину, не моргнув глазом, взял пиво - 0,33 за 5,5AUD. Однако, сцуко, стал уже привыкать...
После, заказав на 4 утра побудочный звонок, принял душ и завалился спать.

В качестве заключения и общих выводов:

Папуа Новая Гвинея может быть интересна людям, которых в первую очередь интересует именно этнографический аспект путешествий, поскольку природных достопримечательностей и богатого животного мира (за исключением райских птиц) здесь почти нет. Или тем, кто хочет добавить редкую и малопосещаемую страну к своему списку. В любом случае надо понимать, что дешево съездить  не получится. То есть даже бекпекерские варианты с проживанием хрен знает где и питанием хрен знает чем не прокатят - и ночлежка будет стоить космических по любым меркам денег, единственный вариант сэкономить - попробовать жить вообще на халяву, напросившись к местным на постой. Далее - перемещения за недорого невозможны, даже автостоп не сработает, ибо наземной связи между столицей и провинциями Маунт Хаген - Southern higland и регионом Алотау просто нет, а авиабилеты - это пипец. Например, перелет Тари - Порт Морсби: 500$ за час с небольшим полета. Никакую экономически оправданную базу под эту цифру подвести невозможно, разумное объяснение только одно: нефтегазодобывающие компании оплачивают сотрудникам перелеты, особо не заморачиваясь расходами, которые просто теряются в итоговых прибылях. Или Порт Морсби - Алотау - Порт Морсби: больше 600$ в дни фестиваля за раундтрип продолжительностью 50 минут полета в одну сторону. Охренеть! От таких цен любая европейская авиакомпания удавится от жадности.
Готовьтесь, что будет грязь. Везде и в больших количествах. За все пребывание в ПНГ не видел песка. В сочетании же с ежедневными дождями и влажным климатом глинистая почва вообще не просыхает даже под палящим тропическим солнцем. С самолета, когда он летит над береговой линией, четко виден грязный ореол шириной в 100-200 метров вокруг острова. Впрочем, возможно, что на других островах дела обстоят иначе.
Главная тутошняя авиакомпания Эйр Ньюгини свои обязательства, в общем-то, выполняет, но слегка через известное место - ни один из совершенных нами полетов (их было 5) не был выполнен вовремя, а в Брисбен так я вообще попал, опоздав по отношению к расписанию на тринадцать с половиной часов, за полчаса до дедлайна на следующий перелет. Это стоит учитывать при планировании. Вторые папуасские авиаторы (PNG Airlines) еще мельче, мне их услугами пользоваться не довелось.
Основываясь на своем опыте в ПНГ, я сильно сомневаюсь насчет целесообразности самостоятельной организации поездки. Природных достопримечательностей, как уже отметил, тут почти нет, туристическая инфраструктура в зачаточном состоянии. Машину напрокат взять можно, но поехать на ней особо некуда - кроме главной трассы, соединяющей пару крупных населенных пунктов, дорожной сети нет. Насчет демонстраций всяких обычаев и танцев - надо будет искать, с кем договариваться, не факт, что это будет быстро: пока сначала найти нужного человека, обсудить финансовые вопросы (учитывая ценник на все, в том числе и поделки, скорее всего, будет недешево), потом участники должны приготовиться (и вовсе не обязательно, что все сидят в деревне и ждут), и только после этого на выходе получишь то же самое, что при организованном туре имеешь, сев в джип, отъехав на 10-20 минут от отеля и не тратя время на ожидание. Нормальное проживание - редкость, приличные лоджи принадлежат тем же турфирмам. Пара гостиниц, виденных в Маунт Хагене и Тари, энтузиазма не вызвала, вариант типа того, что был у нас в Порт Морсби. Если вспомнить тамошние цены, то "ешьте сами с волосами".
В некоторые места тупо не попасть - в тот же район Сепик ривер, где дорог нет вообще, и приличных аэродромов - тоже. В общем, геморрой гарантирован, а вот результат и значительная экономия - вовсе нет.
Оптимальным, на мой взгляд, было бы суметь прогнуть принимающую сторону на некоторые изменения в программе, поскольку уклон в целевую аудиторию пенсионного возраста очевиден. Но для этого надо заранее четко знать, где и чем можно пожертвовать, а где наоборот, поднапрячься и добавить. В частности, если брать конкретно нашу поездку, то стоило увеличить пребывание в М.Хагене на один день, чтобы устранить очень обидный пролет мимо клана Mud man за счет сокращения программы в Каравари минимум на день, а то и два. Программу в Тари тоже уменьшить на день-два. Высвободившееся время пустить на вылазку на остров Новая Британия, где находится один из самых активных в регионе вулканов, частенько извергающийся Тавурвур. Тогда получилось бы значительно энергичнее и насыщеннее.

Впрочем, если ехать только на один из фестивалей, то без услуг принимающей стороны можно вполне обойтись - достаточно просто зарезервировать жильё в нужном месте в нужное время, а на самом фесте услуги никаких помогал не нужны - ходи и смотри всё, что душе угодно. Остаётся только уладить самостоятельно вопрос с визой. Хотя, наверное, при определённой настойчивости (типа как у нас в случае с Соломоновыми островами :)), и эта проблема, наверное решаема.

к оглавлению отчёта

к следующей части:

на главную страницу